Ђ≈вропа нуждаетс€ в пробужденииї ("Der Spiegel", √ермани€)

Ђ≈вропа нуждаетс€ в пробужденииї ("Der Spiegel", √ермани€)

¬ интервью Spiegel бывший германский канцлер, 67-летний √ерхард Ўредер, обсуждает кривую движени€ немецких властей в еврокризисе и свою идею —оединенных Ўтатов ≈вропы. ќн также отвечает на обвинени€ в том, что его правительство способствовало закладыванию основ дл€ нынешних бед общеевропейской валюты.

SPIEGEL: √-н Ўредер, евро в смертельной опасности?

Ўредер: Ќет. ≈сли вы посмотрите на внешнюю стоимость евро по отношению к доллару, то некогда мы были на уровне в 82 американских цента за евро, а теперь уже на уровне в 1,4 доллара. ≈вро не в опасности. „его не хватает, так это политической концепции.

- Ќо что-то идет фундаментально неправильно в отношении евро в данный момент.

- (Ѕывший президент ‘ранции ‘рансуа) ћиттеран и (бывший канцлер √ермании √ельмут)  оль созданием евро преследовали две основные идеи. ћиттеран хотел сдержать экономическую мощь √ермании в рамках ≈вропы посредством общей валюты. Ёто не могло сработать. ≈сли ты создаешь общую валюту, более сильна€ экономика будет превалировать. ќшибкой  ол€ было предположение, что обща€ валюта неизбежно приведет к политическому союзу. ј кризис, который мы сейчас испытываем, делает более чем €сным то, что нельз€ иметь общую валюту без общей финансовой, экономической и социальной политики.

- ¬ы говорили то же самое еще прежде чем стали канцлером, но тогда вы не развили эту политику.

- ≈вропа это очень твердый орешек.  аждый, кто пробовал, знает. ¬от почему € также очень нерешителен и полон сомнений в критике тех администраций, которые сейчас у власти. я признаю, что мне хотелось бы достичь большего, чем € достиг.  огда € был на посту канцлера, € хотел привести европейский конституционный процесс к удовлетворительному завершению. Ќо € потерпел неудачу в этом не из-за нас.

- √ельмут  оль обвин€ет вас в кризисе, отмеча€, что вы слишком быстро прин€ли √рецию в зону евро. «начит ли это, что вас следует винить в разгроме евро?

- Ћюбой, кто честно изучит вопрос, поймет, что это неправда. ¬ то врем€ ≈вропейска€ комисси€ чувствовала и посчитала, что услови€ соблюдены. ¬се соответствующие группы в ≈вропейском парламенте согласились с включением √реции в зону евро, как и (правоцентристский ’ристианско-демократический союз) ’ƒ—, так и выступающие в защиту прав бизнеса свободные демократы из —ƒѕ (—вободной демократической партии). “олько (консервативный ’ристианско-социальный —оюз) ’—— был против.

- ≈вропейский ÷ентробанк (≈÷Ѕ) также выдвигает обвинени€ против вас, а именно в том, что ваше правительство см€гчило критерии ћаастрихтского договора - т.е. ѕакт стабильности и роста.

- ¬от это уже критика, к которой нужно относитьс€ более серьезно. Ќо рассматривать надо в контексте. –еформы усилили аспект роста пакта. Ѕыли встроены и примеры особого бремени, как, например, затраты на объединение √ермании. Ќо что было гораздо более важным, так это то, что странам, проводившим разные структурные реформы, было предоставлено больше свободы в плане программ роста. Ёто было важным дл€ нас в √ермании, потому что мы запустили Ђ—писок-2010ї (Agenda 2010, программа структурных реформ). ” нас была застойна€, стагнирующа€ экономика в √ермании. ћы были также полны решимости провести реформы, чтобы приспособить системы социальной безопасности к новым услови€м. ѕоэтому существовала необходимость выйти из состо€ни€ стагнации при помощи программы экономического стимулировани€. ¬ этой ситуации, и из-за внутренних реформ, мы были вынуждены подчеркивать компонент роста в этом пакте. » в конечном счете это завершилось успехом. ћы осуществили нашу работу на родине по всем пунктам Ђ—писка-2010ї, что €вл€етс€ еще одной причиной того, что годы экономического кризиса мы прошли лучше и более успешно, чем остальные. —ейчас такие страны как ‘ранци€ и »тали€ вынуждены наверстывать упущенное и догон€ть в сложных услови€х.

- ¬ы говорите, крепкий орешек. Ќо что нужно ≈вропе, так это скорость и сила, вли€ние.  ак вы считаете, вот эта вот ≈вропа из двадцати семи стран способна на это?

-√ермани€ и ‘ранци€ послали мощный сигнал своим планом создани€ ≈вропейского экономического правительства - если они это серьезно - а также соответствующих инструментов, таких как пост европейского министра финансов. Ёто правильный подход и предпосылка дл€ по€влени€ правильного инструмента, а именно, единых евробондов - хот€ бы по причине того, что таким образом создаетс€ огромный рынок облигаций, и никакой спекул€нт может не наде€тьс€ разделить этот рынок.

- ћеркель обвин€ют в том, что она слишком много колеблетс€ и слишком противоречиво действует.

- ≈сть разница между тем, чтобы быть лидером ≈вропейского —оюза в составе шести, семи, или даже пускай дес€ти стран, и руководителем блока из двадцати семи государств.  огда речь заходит об экономике этих стран, 27 государств более несхожи между собой, чем это когда-либо было раньше.

- «вучит так, как если бы вы пытались защитить канцлера.

- Ќет, но тем, кто столь быстро начинает критиковать, € хотел бы сказать: не могли бы вы немного сбавить тон? Ёто трудна€ работа, добиватьс€ прогресса ≈вропы в составе двадцати семи стран. » € отдаю должное правительству в этом, даже если это не то правительство, которое € лично хотел бы видеть у власти.

†- ≈сть ли у федерального правительства стратеги€?

-—ейчас - больше, чем в начале. я критично отношусь к тем, кто верил в самом начале, что они смогут свести концы с концами на внутриполитическом фронте, задав трепку √реции, и при этом так, чтобы на европейском политическом фронте никто не пострадал. ќни прислушивались к голосу улицы. Ёто была больша€ ошибка. ќни предположительно смогли осознать эту ошибку. –ешени€, достигнутые √ерманией и ‘ранцией, ведут в правильном направлении. Ѕыло бы совершенно неверным спорить с этим. ѕо этой причине € предполагаю, что мо€ парти€ также поддержит этот план в Ѕундестаге (федеральном парламенте √ермании), и € считаю, что это абсолютно правильный подход.

- ѕо опыту ≈вропы многих лет, многие соглашени€ заключаютс€ лишь дл€ того, чтобы их при необходимости нарушить. ѕочему кто-то должен верить, что эта ситуаци€ изменитс€?

- —лабостью ћаастрихтских соглашений и ѕакта стабильности и роста было отсутствие политического контрол€. ћеркель и —аркози сейчас предпринимают шаги дл€ того, чтобы это исправить. Ќо если говорить о логических выводах, то это означает, что странам придетс€ отказатьс€ от некоторой доли своего национального суверенитета.

-  акой конкретно доли?

- ≈врокомисси€ или европейский министр финансов сохран€т право инициативы, но механизмы контрол€ придетс€ демократизировать. ќт национальных парламентов вр€д ли можно ожидать, что они поступ€тс€ суверенитетом ради решени€ бюджетных вопросов, без того, чтобы где-то в другом месте не были введены механизмы парламентского контрол€. –ешени€, прин€тые национальными парламентами, должны находить свое завершение в европейском парламенте как в конечной инстанции. ¬озможным подходом может стать вариант, когда парламент будет образовывать специальный комитет, который будет состо€ть из участников зоны евро и возьмет на себ€ эту функцию контрол€. ѕередача подобных парламентских прав любому экспертному комитету будет представл€ть собой серьезный риск, потому что это будет св€зыватьс€ с ограничением демократии.

- ¬ы бы поручили ≈вропарламенту осуществить эту задачу?

- ƒа, конечно. “акого рода механизм парламентского контрол€ необходим, и если результатом кризиса будет то, что проблемы, о которых мы говорим, будут решены, или ситуаци€ будет тем или иным образом исправлена, это будет хорошей стороной кризиса.

„асть 2: Ђ¬еликобритани€ вызывает наибольшие проблемыї

- » что произойдет после этого?

- ≈врокомиссии придетс€ превратитьс€ в правительство, которое контролируетс€, в парламентском отношении, ≈вропарламентом. ќтсюда получаютс€ —оединенные Ўтаты ≈вропы. (ћинистр труда √ермании ”рсула) фон дер Ћейен полностью права в этом отношении.  онсервативные политики и члены администрации также призывают к тому же самому сейчас.

- Ќо это ≈вропа, смоделированна€ согласно германским идеалам финансовой, экономической и социальной политики, которые привод€т в ужас другие страны.

- Ёто разумна€ концепци€, а не германска€ концепци€. я член европейского исследовательского центра, основанного Ќиколасом Ѕерггрюном (Nicolas Berggruen) вместе с консервативно настроенными коллегами из других европейских стран. » если в чем-то мы согласны, так это в том, что нам нужна разумна€ транснациональна€ смесь между стимулированием роста, с одной стороны, и строгостью и аскетизмом в тратах, с другой. Ёто не германска€ концепци€. ¬згл€ните на —кандинавию, где можно увидеть хороших европейцев, взгл€ните на Ќидерланды и јвстрию. ќни все хорошие европейцы.

- Ќо это скорее североевропейска€ иде€, нежели южноевропейска€.

-Ўредер: Ќасчет этого не знаю. √реки сейчас вынуждены проводить политику экономии по крайней мере настолько же жесткую, насколько и другие.

- ј если этого будет недостаточно, то более богатые страны, в особенности √ермани€, будут платить по счетам.

- ≈сли вы взгл€нете на экономические данные, то увидите, что √ермани€ как экспортирующа€ и индустриализированна€ страна получила большую выгоду от евро. “ак оно и есть. Ќам придетс€ объ€снить люд€м выгоды, которые мы получили от евро - в экономическом, социальном и политическом плане. Ќам придетс€ объ€снить, что в зоне действи€ общей валюты ты принимаешь на себ€ общую ответственность за эту валюту и поступаешьс€ правами суверенитета.

- Ёто не то, о чем говорит Ћиссабонский договор.

- ¬се эти договоры соответствуют специфическим историческим услови€м.  огда эти услови€ мен€ютс€, должны мен€тьс€ и договоры.

- Ћиссабонский договор нужно пересмотреть?

- ƒа. Ћиссабонский договор был компромиссом. Ќашей изначальной целью было создать политический союз с ≈вропейской конституцией, котора€ потерпела поражение на референдумах. ћы этого не пон€ли. Ќо важно сказать, что это была не вина √ермании. “еперь, когда кризис подчеркнул, что то, что не было сделано до сих пор, необходимо сделать сейчас, чтобы этот самый кризис преодолеть, мы должны извлечь преимущества из ситуации.

-  ак, как предполагаетс€, это должно сработать?  онституционный договор провалилс€ из-за референдумов во ‘ранции и Ќидерландах - т.е. в странах-основател€х ≈—, считающихс€ частью сердцевины ≈вропы.

- —итуаци€ изменилась.  ризис предоставл€ет отличную возможность создать насто€щий политический союз в ≈вропе. я убежден, что этот вариант будет одобрен большинством голосов в государствах-членах. Ќо проевропейским политикам также придетс€ поборотьс€ ради этого.

- ¬ы и евро - это не была любовь с первого взгл€да. „то превратило вас в европейца, когда вы занимали пост канцлера?

- я некогда высказывалс€ о евро как о болезненном недоношенном ребенке, потому что € чувствовал, что нужен политический союз.  огда € был на своем правительственном посту, мне стало €сно, что по€вление евро создало новую ситуацию, новый ход развити€ событий, который, если его прервать, обернетс€ катастрофическими экономическими и политическими последстви€ми. ѕоэтому будучи на посту канцлера, мне пришлось узнать, что мо€ оценка была несосто€тельной. ѕрибавим сюда и расширение ≈вросоюза в 2004 году, когда в него вошли еще дес€ть стран. ќпределенно было бы предпочтительнее достигнуть сначала более глубокой интеграции. Ќо это было невозможно с исторической точки зрени€.

- ѕочему нет? ѕочему кто-то не мог сказать: давайте чуточку подождем. ƒом сначала надо укрепить, прежде чем строить к нему пристройку?

- Ёто была бы несосто€тельна€ позици€ по отношению к жител€м восточной ≈вропы, которые пострадали от п€ти дес€тилетий разделени€ ≈вропы и подавлени€. ѕозици€ √ермании подобного рода была бы немыслимой, особенно по отношению к ѕольше. Ёто европейские страны, точно так же как «ападные Ѕалканы €вл€ютс€ частью ≈вропы. Ќо мы не можем сказать сегодн€ сербам: подождите минуточку. Ќу и кроме того, насто€щие проблемы пришли не из этих новых стран-членов.

- “огда откуда же они пришли?

- Ќаибольшие проблемы вызывает ¬еликобритани€. ¬еликобритани€ - не часть зоны евро, и тем не менее Ѕритани€ всегда хочет говорить свое слово в разработке экономической зоны. Ёти вещи не согласуютс€. ѕомимо прочего, британцы очень скептически относ€тс€ к любым шагам в направлении интеграции, отсюда все получаетс€ очень дипломатически.

- ¬ действительности они обструкционисты?

-ƒа. я изначально придерживалс€ мнени€, что к ¬еликобритании можно относитьс€ так же, как к ‘ранции. Ќо что было упущено, в том числе и мной самим, так это то, что ¬еликобритани€ по-прежнему рассматривает себ€ как наход€щуюс€ в своего рода среднем положении между —оединенными Ўтатами с одной стороны и ≈вропой с другой. ƒругими словами, это Ђпромежуточна€ї позици€. » это неприемлемо.

- Ќо если ничего не сработает с ¬еликобританией, какую роль могли бы британцы играть в будущем?


- –ешение по конкретной конфигурации экономического правительства может быть прин€то только членами зоны евро, а не ≈вропейским советом (вли€тельным институтом ≈вросоюза, который составл€ют национальные европейские лидеры) в целом.

- ѕол€ки и другие на это не пойдут. Ёто вызовет ударную волну.

- ѕол€ки и другие поймут это. они будут иметь право голоса как только станут членами зоны евро.

- “огда у нас в конце концов получитс€ ≈вропа с двум€ скорост€ми.

- Ќо у нас же она давно така€ - с еврозоной-то. ћы должны прекратить колебатьс€ в нерешительности и серьезно подойти к идее сердцевины ≈вропы. ¬ противном случае ≈вропа и ее страны потонут в безотносительности и несообразности между јзией под руководством  ита€ с одной стороны и возрожденной и окрепшей јмерикой, в которую € верю, с другой. ≈вропа, которую € себе представл€ю, - это более интегрированна€ ≈вропа, дополненна€ турецким членством, с одной стороны, и ассоциированным членством –оссии, с другой. Ёто единственный шанс заставить ≈вропу играть на мировой арене на том же уровне, что јзи€ или —оединенные Ўтаты. ¬ противном случае € не вижу ни малейшего шанса дл€ европейских стран сохранить свое важное значение. ≈вропа должна пробудитьс€.

- ¬се настолько радикально?

- ƒа. ≈сли вам нужен пример, просто взгл€ните на саммит по проблемам изменени€ климата 2009 года в  опенгагене. „то там произошло, политически говор€? ј произошло то, что ни ≈вропейские —оюз, ни страны ≈вропейского —оюза не играли там никакой роли. јмериканцы тоже не сыграли роли. Ќа копенгагенском саммите јзи€ под руководством  ита€ за€вила: вот что произойдет. ѕотом они милостиво пригласили американского президента подписать финальный документ. Ќи один европейский игрок, ни главный представитель по климатическим вопросам, ни г-н Ѕаррозу, ни кто бы то ни было еще, не играли там никакой роли.

- —ейчас, когда мы говорим о глобальных вопросах, скажите, финансовые рынки прав€т миром?


- ћы сделали р€д предложений по регулированию этих финансовых рынков более эффективным образом.

- ѕосле того, как коалиционное правительство —оциал-демократической партии √ермании (—ƒѕ√) и партии «еленых провело определенное дерегулирование.

- ¬ √ермании? Ёто не национальна€ проблема. ћы пытались продвинутьс€ вперед на саммите Ђбольшой восьмеркиї 2005 года в √лениглс. Ѕританцы и американцы сме€лись над нами, когда мы за€вили: нам нужно начать контролировать эти финансовые рынки. Ќикто не был готов это делать, исход€ из соображений, св€занных с финансовыми центрами в Ћондон и на ”олл-—трит.

-Ќикто не сме€лс€ на саммите Ђбольшой двадцаткиї в 2009 году, но никто и ничего не сделал.

- ¬от в чем проблема. Ќова€ финансова€ архитектура мира может оформитьс€ только в рамках Ђбольшой двадцаткиї. ЂЅольша€ восьмеркаї больше на это не способна.

- ¬озможно, это действительно правда, что насто€щий глобализированный мир - это мир денег, а не политики?

- ƒл€ мен€ это было бы слишком уж пораженчески.  онечно, у политиков бывают трудные времена, потому что они не могут просто принимать решени€ в стиле Ђлибо да, либо нетї, им нужно вначале придумать дл€ них оправдание.

- ј оно исходит от вас.

- ѕорой просто чувствуешь себ€ хорошо, когда удаетс€ насто€ть на своем. Ќо конечно € тоже сознаю и в курсе, что демократи€ таким образом не работает. ƒемократи€ медленна, в то врем€ как рынки быстры. Ќо это не значит, что политики должны капитулировать перед лицом рынков. Ќапример, они устанавливают правила внутри Ђбольшой двадцаткиї. ƒавайте поставим это таким образом: политическа€ система может быть медленнее, но зато рычаг воздействи€ у нее сильнее. ≈го просто надо использовать.

†- √-н Ўредер, мы благодарим вас за это интервью.

»нтервью вз€ли √еорг ћасколо (Georg Mascolo) и  ристоф Ўвеннике (Christoph Schwennicke). ѕеревод с немецкого -  ристофера —ултана (Christopher Sultan).

ќригинал публикации: Europe Needs to Wake Up'

ќпубликовано: 05/09/2011 17:27

»сточник: »но—ћ»

  • ƒата публикации: 06.09.2011
  • 559
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150