Применение УЗИП класса I+II
13.06.2022
С каждой новой собственной газовой скважиной и буровой установкой Украина всё дальше уходит от России, - утверждает Киев, получая реальную экономическую независимость своего государства.
Скептики, оперируя цифрами потребления газа и объемами ее добычи, высказывают огромные сомнения в концепции "газовой независимости Украины", отказываясь видеть в громких заявлениях украинских политиков что-либо иное, кроме заурядного пропагандистского пиара PR. Каковы же реальные результаты увеличения Украиной собственной газодобычи, всемерной экономии потребления российского газа и перевода ряда электростанций и котельных с газа на уголь, - разбирались аналитики отделов «Новости Украины» журнала «Биржевой лидер».
Давим на газ! – говорит президент Янукович и намекает: у нас его много
Для Украины газовый вопрос является едва ли не главным вопросом жизни, пояснил в интервью "Биржевому лидеру" ведущий канадский эксперт Академии Masterforex-V Евгений Ольховский. Как экономической, так и политической. Вряд ли что-то вызывает в украинской политике и в украинском обществе более острые столкновения, чем газовые соглашения, подписанные Путиным и Тимошенко в 2009 году. "Газовая война" продолжается: Украина предпринимает постоянные попытки пересмотреть невыгодные для себя контракты, а «Газпром» не видит для этого никаких оснований. И вот на фоне продолжающихся переговоров Украина активизировала один из компенсаторных механизмов – увеличение внутренней добычи газа
Вплоть до недавнего времени украинская газодобыча демонстрировала тенденцию к падению, отмечает эксперт. Однако в первом квартале 2012 года было зафиксировано однопроцентное повышение. Запуская в прямом телеэфире два новых шельфовых месторождения газа в Черном море и одно в Полтавской области, Виктор Янукович дал понять, что это – лишь первые шаги по пути наращивания газодобычи. Планируется, что к 2015 году объёмы добычи с двух шельфовых месторождений вырастут до миллиарда кубометров (в этом году рассчитывают получить 52 миллиона), тогда как Полтавское месторождение должно давать до 350 миллионов кубометров ежегодно.
Средневзвешенная стоимость российского газа для Национальной акционерной компании "Нафтогаз України" в четвертом квартале текущего года составит 430 долларов за тысячу кубометров, сообщают источники в правительстве Украины.
"Средневзвешенная цена для НАК "Нафтогаз України" будет 430 долларов плюс/минус 2 доллара (за тысячу кубометров)", - сказал он.
Как сообщалось, цена газа для Украины в третьем квартале текущего года составляет около 426 долларов (при курсе доллара к гривне - 8 грн. - 3408 гривен) за тысячу кубометров, во втором квартале текущего года Украина платила по 425 долларов.
Цена импортируемого НАК "Нафтогаз України" в страну российского природного газа в первом квартале 2011 года составила 264 доллара за за тысячу кубометров, во втором – около 297 долларов за тысячу кубометров, в третьем – около 355 долларов за тысячу кубометров, в четвертом – около 400 долларов за тысячу кубометров. В первом квартале текущего года цена российского газа составила около 416 долларов за за тысячу кубометров, во втором – около 425 долларов за тысячу кубометров.
Украина способна добывать до 70 млрд. кубометров природного газа в год, уверены специалисты различных консалтинговых компаний Украины. При этом, как указывает "Forbes" Украина», компания Dritish Petroleum оценивает разведанные запасы украинского газа в 900 млрд. кубометров. «Международное энергетическое агентство» считает, что к 2016 году Украина сможет заменить 15 млрд. кубометров газового импорта другим топливом. Однако от способностей и возможностей до результата предстоит долгий путь. Необходимо резкое увеличение инвестирования в сферу нефтегазовой добычи (не менее, чем в 10 раз по сравнению с сегодняшними инвестициями, или до 10 млрд.долларов США в год). Лишь при этих условиях можно будет добиться уровня добычи природного газа до 26 млрд. кубов к 2035 году.
По заявлениям украинского руководства, именно такой стратегии подчинены их действия.
Задекларирована вполне чёткая цель: снизить до возможного минимума импорт газа. Уже в 2012 году вместо оговоренных 41 млрд. кубометров украинская сторона («Нефтегаз Украина» и компания OST Chem Group украинского бизнесмена Д.Фирташа) купят у «Газпрома» лишь 35 млрд. кубометров. По словам министра энергетики и угольной промышленности, в следующем году «Нефтегаз» закупит менее 27 млрд. кубометров по цене , что уже согласовано с «Газпромом». К 2017 году планируется сократить закупки российского газа до 12 млрд. кубометров в год. В первую очередь эти планы должны быть реализованы за счёт увеличения добычи собственного газа. За 2012 год Украина получит шесть новых скважин; продолжается развитие Юлиевского месторождения (Харьковская область); получен грант от правительства США на возобновление добычи на истощённых участках Котелевского месторождения (Полтавская и Харьковская области).
Украина: уголь, солома и сланцевый газ – вот наши энергоносители!
Кроме увеличения добычи собственного газа, Украина планирует и другие меры экономии:
1. Переход на европейские поставки газа. Украина намерена начать закупки газа у зарубежных компаний. В частности, рассматривается возможность приобретения российского газа у немецкой компании RWE, что будет дешевле, чем покупка напрямую у «Газпрома» по существующим контрактам.
2. Возобновление экспорта собственного газа. Поскольку газовые соглашения обязывают Украину оплачивать 80% законтрактованного газа независимо от потребностей, а реэкспортировать российский газ украинская сторона не имеет права, то предлагается возобновление экспорта собственного украинского газа для снижения убытков от газовых контрактов. В частности, в 2010 году «Нефтегаз Украина» прекратил поставку газа в Польшу; сегодня достигнуто соглашение о возобновлении поставок между «Нефтегазом» и польской PGNiG.
3. Снижение общего потребления газа за счёт перехода на альтернативное топливо. В первую очередь – уголь. В 2012 году на уголь перешли шесть украинских ТЭЦ, планируется перевод и остальных. Кроме того, подписано соглашение с Госбанком развития Китая по открытию специальной кредитной линии для газификации угля. Кстати, именно китайские технические разработки используются для переоборудования ТЭЦ. Правда, первоначально они были созданы в СССР, однако технология оказалась слишком дорогой по сравнению с копеечным (тогда) природным газом. Предполагается, что на этом переходе Украина сможет экономить около 4 млрд. долларов в год. Аналитики раздела "новости Украины" журнала «Биржевой лидер» отмечают, что, в свою очередь, кредит от Европейского банка реконструкции и развития для аналогичных целей (перевод производства с газа на уголь) получило крупнейшее сталелитейное предприятие, расположенное на украинской территории – Криворожсталь («Миттал Стил Кривой Рог»).
Эксперты: переход с газа на уголь будет иметь как положительные, так и отрицательные последствия
Положительные: кроме прямой экономии газа, такие меры способны дать импульс возрождения украинской угольной промышленности и смежным отраслям. Украина уже увеличила добычу угля на 4 миллиона тонн, и не намеревается останавливаться на этом;
Отрицательные: рентабельность подобных проектов, которые требуют огромных капиталовложений, низка даже по свидетельству премьер-министра Украины Николая Азарова. К этому минусу добавляются сопутствующие:
- компактное газовое оборудование заменяется громоздкими приспособлениями для использования угля;
- необходимы огромные шлаконакопители для хранения угольной золы;
- система фильтров для очистки продуктов сгорания угля на порядок сложнее и объёмнее той, которая применяется при использовании газа;
- экологические угрозы возрастут настолько, что гипотетическая экономия может обернуться подлинным бедствием, вплоть до кислотных дождей, поскольку угольная зола – это «кладезь» труднофильтруемых вредных элементов
При сопоставлении возможных последствий становится очевидным, что переход на уголь не позволит Украине отказаться от сколь-нибудь заметного объёма закупок российского газа.
Кроме угля, в качестве заменителей рассматриваются (однако скорее в демонстрационных рамках) энергия солнца и ветра, биогаз, солома. Последнее в эпоху правительства Тимошенко вызывало даже не улыбки, а откровенный смех специалистов. Наконец, одно время всерьёз велись разговоры о развитии добычи сланцевого газа. Впрочем, последняя тема настолько неоднозначна, что некоторые эксперты отказываются говорить о ней всерьёз, именуя саму идею «сланцевой афёрой». Интенсивной раскруткой добычи сланцевых газов занялись в 2008-2009 году США, преподнося идею, как панацею от газового диктата России и арабских государств.
Украина тогда попала под активную рекламную волну: американские эксперты «обнаружили» в её недрах (и недрах соседней Польши) невероятные запасы сланцевого газа. Было провозглашено, что это позволит чуть ли не полностью отказаться от закупок российского газа. А поляки так и вовсе взяли на себя «соцобязательство» агитировать за переход на сланцевые газы «всю просвещённую Европу». Однако никаких новых разведработ не проводилось. Утверждения о «невероятных запасах» сами оказались вполне невероятными. Последние исследования недр по этому аспекту производились ещё в СССР – а с тех пор как минимум технологии изменились. Да и не было в советских исследованиях никаких однозначных выводов ни об объёмах, ни о целесообразности добычи сланцевых газов.
Активизацию «сланцевой пропаганды» эксперты объясняют:
- во-первых, политическим фактором. Надо же было хоть чем-то ответить в информационной войне наращивающей «газовый вес» России. Поэтому и такое «внимание» к Польше и Украине. Отсюда и разговоры и предстоящем скором крахе российской экономики, якобы основанной исключительно на нефтегазовых прибылях.
- во-вторых, американским «происхождением» разработок по технологии добычи сланцевых газов (так называемого «горизонтального бурения»). Американский интерес очевиден: поднять рекламную волну, на которой можно будет продать технологию подороже. Забавно то, что, даже если технология не миф (как и американские отчёты о невероятно эффективной добыче сланцевых газов), то для европейских территорий она вряд ли пригодна. В США залежи сланцевых газов приходятся в основном на незаселённую местность. Ни в Польше, ни в Украине (не говоря уже о других странах ЕС) добыча сланцевых газов невозможна без нанесения огромного вреда экологии.
- в-третьих, намерением отвлечь государственный интерес от обычных месторождений природного газа, разведыванием которых занимались зарубежные компании (в том числе и американские), чтобы успеть их «застолбить» до государства (на сегодня «свободна» почти четверть украинских месторождений).
Если эксперты правы, то «сланцевая афёра» с формальной точки зрения провалилась: Украина всё же намерена увеличивать добычу газа и инвестировать в разработку новых месторождений. Но возникает вопрос: кому будет принадлежать добываемых в них газ?
Чей газ добывает Украина?
Вопрос собственности газовых скважин не является праздным. По мнению аналитиков «Forbes Украина», в газовой сфере присутствуют финансовые интересы таких заметных персон украинского бизнеса, как Ринат Ахметов, Игорь Коломойский, Вадим Новинский, Виктор Пинчук, Дмитрий Фирташ.
Отметились и политические фигуры – Николай Рудьковский, формировавший свой газовый бизнес будучи советником президента Кучмы, а также Давид Жвания, Арсен Аваков, приобрётшие скважины в рамках благосклонности режима Виктора Ющенко. Гиганты украинского бизнеса во второй половине нулевых стали предпринимать усилия по консолидации нефтегазовых активов – проще говоря, скупать активы мелких собственников. Такие игроки, как Ахметов и Пинчук настроены на привлечение в сферу на партнёрской основе зарубежных стратегических инвесторов. Нередки ситуации, когда собственником является зарубежная (например, шведская Svenska Capital Oil, британская Regal Petroleum) компания, транслирующая интересы украинского олигарха. Хотя в 2010-м году 70% акций «КУБ-Газа» приобрела «чисто» польская Kulczyk Oil за 45 млн.долларов США. Упорно циркулирует информация о намерениях ТНК‑BP приобрести контролируемую украинскими политиками Николаем Рудьковским и Нестором Шуфричем крупнейшую из частных добывающих компаний «Нефтегаздобычу». В августе 2012 года право на разработку Скифского месторождения на шельфе Чёрного моря получил консорциум, возглавляемый ExxonMobil.
Кто же выиграет от активизации газодобычи Украиной? – задают вопрос эксперты. Не окажется ли «свой» газ дороже зарубежного? Никто ведь не гарантирует, что на пути этого газа к потребителям не появится целый ряд посредников. Госкомпании по добыче вполне могут передавать право на ведение работ частным отечественным и зарубежным инвесторам, и тогда разрекламированная экономия останется только в публикациях СМИ.
В любом случае, оснований для безоговорочного оптимизма нет. Технические и финансовые сложности, а также непрозрачность украинской сферы газодобычи вынуждает многих специалистов относиться к заявлениям правительства с большим скепсисом, несмотря на похвальность декларируемых намерений. Ряд экспертов высказывают предположение, что действительные результаты увеличения газодобычи будут зависеть и от фактора коррупции. Ведь одно дело скважину запустить, и совсем другое – получить добытый газ.
Газ как инструмент борьбы с российским империализмом?
Памятная «газовая война» России с Украиной показала, что в газовой сфере играют роль множество факторов, а отнюдь не только желания или намерения Украины. В частности, Европа вряд ли захочет ещё раз пережить январское замерзание. А необходимо отметить, что при всех антироссийских нюансах европейского политического сознания информационный уровень той войны выиграла, безусловно, Россия.
Даже в самой Украине работники газовой сферы без энтузиазма реагируют на все предпринимаемые правительством меры, считая их разновидностью предвыборного PR. По их мнению, вывести Украину из разорительной ситуации с газом может только восстановление «нормальных отношений» с Россией. Для украинских граждан в значительной степени характерно представление, согласно которому все проблемы с российским газом возникли искусственно, в первую очередь по причине недружественной позиции украинских политиков, в частности, режима Ющенко-Тимошенко.
Нельзя отрицать, что и сегодняшняя риторика украинского правительства всё чаще склоняется к «антиимперской» специфике. Возникает ощущение, что политики намерены представить всю ситуацию чуть ли не как национально-освободительную борьбу – настолько интенсивно раскручивается вся тема, настолько безапелляционно утверждается, что «Газпром потерял от газовой войны куда больше, чем Украина». А это верный признак пропагандистской подоплёки происходящего. Возможно, это попытка украинского правящего режима, предоставившего избирателям Восточной Украины «конфету» в виде языковаого закона (пусть и антирусского по сути, но много ли избирателей в этом разберутся?), теперь сыграть на стереотипах западно-украинских избирателей: показать им, какие усилия прилагаются для выхода из российской зависимости.
Но, с другой стороны, эксперты указывают на недостаточную обоснованность упорства российской стороны в нежелании снижать цену на газ или предоставлять скидку. Очевидно, что если и существовал план по приобретению в результате такого давления активов украинской ГТС, то он пока не срабатывает. Цены на газ всё-таки не настолько устойчивы, равно как и спрос:
А Северный и Южный потоки всё ещё недостаточно функциональны. Насколько необходимо в такой ситуации давить на украинскую сторону? Возможно, «Газпром» просчитал не все возможные риски эскалации данного конфликта, и стоило бы внести коррективы в свою позицию. Сделать её хотя бы номинально менее жёсткой, и тем самым поставить украинское правительство в политически выгодное (для РФ) положение обязанной стороны.
"Биржевой лидер"
Новости компаний 20.11.2024
Новости компаний 18.11.2024
Новости компаний 15.11.2024
Новости компаний 13.11.2024
Тема дня 13.11.2024
Технологии 13.11.2024
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также