√игаватт под вопросом: –оссию ждет дефицит генерирующих мощностей

√игаватт под вопросом: –оссию ждет дефицит генерирующих мощностей

ќдной из основных целей реформы –јќ ≈Ё—, согласно замыслу ее создателей и воплотителей, было желание привлечь частных инвесторов в отечественную электроэнергетику. ѕодразумевалось, что "частники" снимут с государства изр€дную долю нагрузки по введению новых мощностей, и при этом будут конкурировать между собой, внедр€€ новые технологии и снижа€ цены дл€ конечных потребителей.

„уда не произошло. “арифы дл€ потребителей как росли, так и продолжают расти. ј с вводом новых мощностей сложилась двойственна€ ситуаци€. — одной стороны, за один только 2011г. в строй введено электростанций больше, чем за несколько предыдущих лет. — другой - событи€ текущего года привели к тому, что р€д компаний (в основном государственных) уже за€вил о гр€дущем сокращении капитальных затрат, а остальные пока ограничиваютс€ выполнением минимального объема об€зательств, вз€того на себ€ при заключении договоров на предоставление мощности.

—колько надо строить?

Ќо, по пор€дку. „тобы пон€ть, сколько же необходимо строить в –оссии электростанций, следует обратитьс€ к основополагающему документу Ц "√енеральной схеме размещени€ объектов электроэнергетики до 2020г., и в перспективе до 2030г.". ≈го разработчики предполагали, что схема должна корректироватьс€ каждые три года и утверждатьс€ правительством –‘. ¬ частности, действующий сейчас актуальный вариант документа был утвержден правительством –‘ летом 2010г.

¬ соответствии с прогнозом, изложенным в схеме, электропотребление в –оссии должно расти на 2% в год и к 2030г. увеличитьс€ до 1 трлн 553 млрд к¬т/ч с текущих 1 трлн 21 млрд к¬т/ч. ќднако, прогноз этот, как неоднократно за€вл€л один из авторов схемы размещени€ объектов Ц бывший замминистра топлива и энергетики –оссии, гендиректор јгентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике (јѕЅЁ) »горь  ожуховский, во многом основываетс€ на том, что в период действи€ документа в –оссии будут внедр€тьс€ энергосберегающие технологии, а также на постулате повышени€ энергетической эффективности российской экономики, т.е. на идеальных факторах. ¬ действительности же, потребности экономики в новых мощност€х и, как следствие, инвестици€х могут быть значительно выше.

 роме того, указанный в документе ориентир можно назвать минимальным и с точки зрени€ текущего состо€ни€ отечественной электроэнергетики, вынужденной жить на сильно изношенном оборудовании, средний срок службы которого оцениваетс€ в 50-60 лет. ¬ ближайшее врем€ на многих электростанци€х его придетс€ мен€ть на новое и в обозримой перспективе этот процесс должен начать нарастать лавинообразно.

  сожалению, фактический ввод новых генерирующих мощностей существенно отстает от запланированных объемов. Ќапример, в период с 2001г. по 2005г. в стране было введено в строй новых мощностей на 9,5 √¬т, в то врем€ как, с учетом генсхемы и необходимости замены действующего оборудовани€ в ближайшие 20 лет, потребность в новых мощност€х составл€ет 173√¬т. ƒругими словами, каждый год, а не за п€тилетку (как сейчас), российска€ электроэнергетика должна прирастать в среднем на 8,6 √¬т новых мощностей.

«адача выгл€дит амбициозной, но выполн€ть ее надо. »наче невозможно будет сдержать процесс старени€ отечественной электроэнергетики. "Ёто очень большой объем, если смотреть на ретроспективу вводов за последние 10 лет. Ќо он €вл€етс€ минимальным: такой объем выводов и вводов генерирующих мощностей удержит к 2030г. средний возраст оборудовани€ на уровне 50 лет. Ќиже этих параметров опускатьс€ просто недопустимо", - подчеркивает ». ожуховский.

ѕрогнозы без плана

“еперь самое врем€ посмотреть, каким образом и за счет чего должна выполн€тьс€ эта амбициозна€, но, в то же врем€, минимальна€ задача.  ак уже не раз за€вл€ли участники процесса, механизм договоров по предоставлению мощности (ƒѕћ) показал себ€ достаточно эффективным: инвесторы, вз€вшие на себ€ при приватизации –јќ ≈Ё— определенные об€зательства по строительству электростанций, действительно их выполн€ют, к чему их, с одной стороны, стимулирует гарантированна€ окупаемость капитальных и эксплуатационных затрат в течение 10 лет после ввода соответствующих мощностей, с другой - штрафные санкции за срыв сроков их ввода. ¬ результате в текущем году по€вилось более 6 √¬т новой мощности, что в три раза превышает среднегодовой показатель последних лет. Ћьвина€ дол€ этих вводов (80%) пришлась именно на строительство в рамках реализации ƒѕћ.

—воевременное выполнение энергетиками таких договоров дает надежду на то, что и остальные инвестиционные планы тепловой генерации будут выполн€тьс€. ѕо крайней мере, до тех пор, пока существует об€зательна€ программа, рассчитанна€ до 2016г. ќднако возникает вопрос: что будет с вводом новых мощностей после ее выполнени€? ≈сли исходить из √енеральной схемы, разрыв между потребност€ми российской экономики и теми мощност€ми, которые планируют вводить компании, растет уже теперь. ¬ среднем разница составл€ет по 1 √¬т ежегодно до 2015г. —оответственно, планы после 2016г. €вл€ютс€ еще более туманными и, в данный момент, прописаны лишь на треть.

ѕо оценке консалтинговой фирмы A.T. Kearney, даже после реализации всех ƒѕћ и без учета вывода устаревшего оборудовани€ дефицит электрогенерации в –оссии к 2020г. может составить минимум 18 √¬т, или 8% от всей установленной мощности.

ћежду тем, если сопоставить вводимые мощности и вложенные инвестиции, то, по данным јгентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике, при примерно одинаковом объеме первых в прошлую и позапрошлую п€тилетки, вторые, то есть инвестиции, за это же врем€ возросли в три раза. ќбнадеживает то, что в период с 2011г. по 2015г. запланирован четырехкратный рост ввода новых мощностей при всего лишь двукратном увеличении капиталовложений.

Ќа взгл€д ». ожуховского, постепенное преобладание показателей по вводимым мощност€м над ростом необходимых инвестиций свидетельствует о большой инерционности процесса. „то, в свою очередь, говорит о том, что дл€ получени€ в ближайшие годы необходимого количества новых мощностей, инвестиционные планы нужно формировать уже сейчас! ѕока же планы правительства, планами компаний не подкрепл€ютс€. » существующий разрыв, по мнению главы јѕЅЁ, после 2016г. становитс€ все более драматичным, представл€€ собой огромную проблему, которую нужно решать немедленно.

"ћожно много говорить о стимулах, механизмах и так далее, но если компании сейчас не за€вили проекты, не начали думать над закупкой оборудовани€, то в 2016г. это все просто не успеет по€витьс€", - подчеркивает ». ожуховский.

∆изнь одним годом

’от€ вр€д ли стоит удивл€тьс€, что генерирующие компании не стро€т долгосрочных инвестиционных планов, ограничива€сь (в лучшем случае) программами на пару ближайших лет или "концепци€ми развити€" на отдаленную перспективу. ѕоследний год нагл€дно показал, чего могут стоить все эти планы. ≈сли, например, с 2011г. ожидалась полна€ либерализаци€ оптового рынка электроэнергии, то фактически ее не произошло. ѕравительство оставило за собой право увеличивать долю электроэнергии, поставл€емой генератором на оптовый рынок по регулируемым договорам (то есть по цене, определ€емой ‘едеральной службой по тарифам) в объеме до 35% от общей выработки.

ј вслед за скачком цен на электроэнергию в начале 2011г. по€вилось правительственное постановление о целевых правилах оптового рынка электроэнергии (ќ–Ёћ), предусматривающее отмену инфл€ционной индексации дл€ вторичной мощности. ѕредставители крупнейших тепловых генераторов тут же оценили свои выпадающие доходы как минимум в сотни миллионов рублей. —тоит напомнить, что именно в течение последнего года наметилась обратна€ реформе –јќ ≈Ё— тенденци€: владельцы р€да крупных активов за€вили о намерении избавитьс€ от них (или уже избавились), продав или передав в управление еще более крупным компани€м, подконтрольным государству.

» уже под занавес текущего года экспертна€ группа при вице-премьере –‘ »горе Ўувалове предложила существенно изменить саму модель ќ–Ёћ, установив единую цену на электроэнергию и мощность, которые до сих пор оплачивались раздельно. » дело не только в том, что пока малопон€тно, каким образом может функционировать нова€ модель, сколько в том, что частные инвесторы лишний раз убедились: государство всегда может перевести рыночную модель в режим ручного регулировани€.

Ќадо сказать, что весенние меры правительства по сдерживанию тарифов, по оценке аналитика инвестиционной фирмы OLMA –омана √аббасова, сократили выручку в секторе электроэнергетики в целом примерно на 64 млрд руб., или на 3%, что не €вл€етс€ критичным дл€ отрасли. "«десь скорее было больше паники со стороны инвесторов, св€занной с вмешательством государства", - полагает аналитик. ќднако, как говоритс€, осадок осталс€.

Ѕлагими намерени€миЕ

¬ заключение было бы справедливым отметить, что совершенствование модели отечественного рынка продолжаетс€. Ќапример, обсуждаетс€ применение схемы, аналогичной ƒѕћ, по отношению к процессу модернизации старых мощностей. ¬ свою очередь, реализаци€ √енсхемы размещени€ объектов электроэнергетики, по словам одного из ее авторов ». ожуховского, предполагает, в числе прочего, введение принципа take or pay (бери или плати) при заключении договоров между генераторами, сетевыми компани€ми и крупными потребител€ми, который призван закрепить их взаимную ответственность. "„тобы не было таких ситуаций, когда генераци€ введена, сеть построена, а потребитель, который планировал строительство, исчез, и нет его", - прокомментировал ». ожуховский.

ѕри этом существуют идеи, позвол€ющие стимулировать, в свою очередь, ответственность и генерирующих компаний. Ќапример, в части модернизации уже имеющихс€ мощностей. ¬ частности, путем прин€ти€ новых технических регламентов с повышенными требовани€ми к энергетическому оборудованию или путем повышени€ платы за негативное воздействие на окружающую среду, и последующего ее возврата в компании дл€ целевых инвестиций в природоохранные меропри€ти€.  роме того, государство не отказываетс€ от помощи генерирующим компани€м в рамках пилотных проектов по внедрению новых технологий.

  сожалению, врем€, отпущенное на то, чтобы в будущем не допустить дефицита генерирующих мощностей стремительно уходит. ќстаетс€ лишь наде€тьс€, что оно не будет упущено совсем.

јвтор: ѕавел Ѕатурин

»сточник: –Ѕ 

  • ƒата публикации: 07.12.2011
  • 571
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150