√оскапитализм: наступление по всему миру

√оскапитализм: наступление по всему миру

≈ще 20 лет назад экономисты сомневались, что госкорпорации в принципе могут преуспевать. ј сегодн€ четыре из 10 крупнейших компаний мира Ц государственные. ќни собирают огромные прибыли дома и стрем€тс€ заработать за границей. Ќеудивительно, что, наблюда€ за победами китайской нефтехимической Sinopec Group, сингапурского инвестфонда Temasek Holdings, эмиратского авиаперевозчика Emirates и многих других, их опыт стали копировать власти нескольких стран. японское ћинистерство экономики, торговли и промышленности, например, объ€вило госкапитализм основой промышленной стратегии; ‘ранци€ решила создать государственный инвестиционный фонд; ёј– отправила в небытие планы по приватизации. ¬месте с тем успех лидеров удаетс€ повторить не всем, и госкомпании зачастую станов€тс€ всего лишь пылесосами бюджетных денег. ’от€ рецепт эффективной де€тельности до банального прост.

¬идима€ рука рынка

”силение роли государства в экономике в новейшей истории мы уже проходили. ЂЌапример, в 1930-е в —Ўј последстви€ ¬еликой депрессии пытались см€гчить за счет усилени€ вли€ни€ правительства на бизнес. ѕосле ¬торой мировой войны именно власти во всех странах финансировали растущие расходы на науку и образование, развитие инфраструктурыї, Ц рассказывает директор »нститута анализа предпри€тий и рынков Ќ»” ¬ЎЁ јндрей яковлев. ¬ конце 1960-х, напоминает он, началс€ новый экономический кризис, выйти из которого пытались с помощью приватизации и либерализации. Ёта политика дала свой эффект, однако она же породила предпосылки дл€ глобального спада 2008Ц2009 годов. “аким образом, пришло врем€ очередного наступлени€ государства на бизнес. ј мода на госкапитализм зародилась в јзии Ц и уже более двух дес€тилетий назад.

¬ јмерике в начале 1980-х выражение Ђгосударственна€ компани€ї еще воспринималось как ругательство, а  Ќ– не скупилась на финансирование предпринимательских инициатив. “ак, в 1984 году  итайска€ академи€ наук выделила группе ученых 25 тыс. долларов, чтобы те организовали поставки в  Ќ– компьютерной техники и зан€лись разработкой кодировки дл€ иероглифов. Ќа эти деньги ученые создали компанию New Technology Developer Incorporated, котора€ через несколько лет стала называтьс€ Lenovo. ¬ 2005-м за 1,25 млрд долларов Ц предположительно с государственной помощью ( итайска€ академи€ наук и сейчас контролирует 34% компании) Ц Lenovo купила подразделение по производству ноутбуков американской IBM. “огда в —Ўј, да и во всем мире начали поговаривать о победе китайского экономического пути, который характеризовалс€ доминированием властей в бизнесе.

ћасштабный импорт модели госкапитализма из јзии началс€ уже в последний кризис.

ѕо пон€тным причинам. ¬ своей книге Ђ онец свободного рынкаї президент Eurasia Group ян Ѕреммер пишет, что теперь, когда лидеры стран с рыночной экономикой начинают давать советы по выходу из кризиса, они вынуждены миритьс€ со скептической улыбкой замминистра иностранных дел  ита€ ’э ÷з€фэ€.

ѕосле того как развитые государства пострадали от глобального спада, а  итай не только вышел без потерь, но и наращивал ¬¬ѕ в среднем со скоростью 9,5% в год, развивающиес€ страны больше не прислушиваютс€ к рецептам —Ўј и ≈—. ѕо мнению авторов доклада Ќационального разведывательного совета —Ўј Ђћир после кризиса. √лобальные тенденции Ц 2025: мен€ющийс€ мирї

 — наступлением кризиса госкапитализм стал набирать все большую попул€рность у многих правительств

¬  Ѕразилии чиновники диктуют правила игры бизнесменам, в ёј– отказались от планов по приватизации, в јргентине национализируют сырьевые предпри€ти€.

¬прочем, подражание  итаю неудивительно: многие страны добились успеха именно с помощью усилени€ госсектора. “акой опыт есть у —ингапура, “айван€, ёжной  ореи и молодых арабских монархий. ¬ развитых странах либерализм обычно считалс€ высшей ступенью эволюции рынка. Ќо в последние годы отношение к госкомпани€м начало мен€тьс€ и там. ¬ апрельском исследовании об инвестиционном потенциале Morgan Stanley Asia/GEMs Strategy. Investing in State Controlled Companies in EM: an Attractive Proposition аналитики рекомендуют биржевому сообществу обратить внимание как раз на госсектор.

 Ђ„асто можно услышать мнение, что перспективы развивающихс€ рынков небезоблачны из-за большой доли госкомпаний в экономике. Ќекоторые инвесторы полагают, что их миноритарный интерес будет подчинен интересам государства, цели которого наход€тс€ в противоречии с максимизацией прибыли и эффективностью компании. ќднако есть довольно большой потенциал у акционеров именно госкомпанийї, Ц делают выводы эксперты Morgan Stanley.

ќни проанализировали 122 госкомпании, включенные в индекс MXEF (групповой индекс развивающихс€ стран), и обнаружили, что текущий уровень рентабельности их активов на 12% выше, чем у частных фирм, учтенных в том же индексе. ” госкорпораций на высоте и другие показатели. Ќапример, средн€€ дивидендна€ доходность достигает 3,2%, а у частников Ц всего 2,7%. ѕри этом дивиденды госкомпаний в 2012 году вырастут, по оценкам Morgan Stanley, на 4%, в то врем€ как остальные дадут прирост в лучшем случае на 3%. », что должно быть заманчиво, госсектор недооценен. “ак, агрегированный мультипликатор P/E (показывает, во сколько раз стоимость предпри€ти€ превышает ее годовую чистую прибыль) 122 госкомпаний составл€ет 7,9, тогда как, скажем, на американском рынке он равен 14. “о есть их перспективы очевидны, утверждают эксперты и добавл€ют, что госкомпании, как правило, Ђнациональные чемпионыї и их успех власти будут вс€чески поддерживать, поскольку он крайне важен дл€ экономического роста стран. ќднако власти бывают разными и не вс€кий госкапитализм полезен.

Ќа службе государства

¬ Ѕразилии в 1990-е активно шла приватизаци€. ¬озможно, ее бы там даже успешно довели до победного конца. Ќо, насмотревшись на  итай, правительство решило не торопитьс€ с либерализацией. »зменени€, как отмечает ян Ѕреммер, начались после избрани€ президентом Ћулы да —илвы. ќн не стал пересматривать политику приватизации предыдущих 20 лет, но счел необходимым усилить вли€ние государства в оставшихс€ предпри€ти€х. — их помощью он рассчитывает повысить уровень жизни беднейших слоев населени€, заставл€€ менеджмент госкомпаний тратить деньги на социальные проекты и развитие инфраструктуры.

»менно под давлением правительства в 2009-м бразильский нефт€ной гигант Petrobras обнародовал амбициозный п€тилетний план строительства заводов и трубопроводов, который обойдетс€ в 174 млрд долларов. ѕри этом компанию об€зали закупать по завышенным ценам оборудование у местных поставщиков, не имеющих к тому же нужного опыта. Ќо пойти против воли свыше было нельз€.

¬ прошлом году –оджер јньелли, руководитель второй по величине горнодобывающей компании мира Ц бразильской Vale, потер€л свой пост. ќн хотел сократить численность персонала в цел€х повышени€ производительности труда, а в итоге вылетел с работы сам. ЂЌова€ кандидатура Ц ћурило ‘еррейро Ц была Ђрекомендованаї власт€ми. ћинистр горнорудной промышленности и энергетики Ѕразилии Ёдисон Ћобан €сно дал пон€ть, что хочет, чтобы Vale сотрудничала с правительством и способствовала росту благососто€ни€ населени€ї, Ц рассказывает независимый эксперт по финансовым рынкам ћассимо Ѕуономо. „иновники, по соглашению между акционерами Vale, не могут самосто€тельно принимать важные решени€. ќднако в данном случае, несмотр€ на протест остальных собственников и менеджеров Vale, спасти эффективного управленца не удалось.

ѕодобный фанатизм чиновников в вопросах социальной ответственности бизнеса, как правило, не идет на пользу госкомпани€м.   примеру, в ёј–, по данным ёжноафриканского института социальных исследований, из дев€ти госкомпаний, обремененных социальными и инфраструктурными расходами, только п€ть закончили 2010 год хоть с какой-то прибылью. ќстальные четыре (Eskom, Alexkor, Broadband Infraco и Denel) Ц с убытком более чем в 10 млрд долларов. » дальнейшее их финансирование будет вестись за счет налогоплательщиков.

јргументы в пользу широко распространенного убеждени€, что госкомпании не всегда бывают успешными, можно найти и в том же  итае. ≈сли госпредпри€тие работает в конкурентной отрасли, оно не демонстрирует завидных результатов. “ак, по оценкам √ао ’у, бывшего специалиста по  итаю ¬семирного банка, в монополизированной государством табачной индустрии рентабельность активов превышает 15%, в нефтедобыче Ц 35%. Ќо вот в автопроме у госкомпаний этот показатель равен всего 6%, а в нефтепереработке он отрицательный. „то же характеризует отличников госкапитализма?

 ак выиграть

Ќа макроэкономическом уровне лидерам свойственен тотальный госконтроль над финансовыми потоками, включа€ инвестиции, и подчинение диктуемым сверху правилам игры абсолютно всех, в том числе и частного бизнеса, созданного совместно с зарубежным капиталом. ¬ каждой стране, разумеетс€, свои Ђтараканыї. Ќапример, китайска€ модель, по словам экономиста Center for American Progress Action Fund јдама ’ерша, имеет р€д особенностей.

¬о-первых, ѕекин не контролирует и не координирует все и вс€ в национальной экономике. Ёта роль отводитс€ региональным органам власти. Ђћестные чиновники принимают решени€, часто не уведомл€€ столицу. ј инвестиционные ресурсы, наход€щиес€ в их распор€жении, значительно превышают используемые центральными органамиї, Ц говорит эксперт. ‘инансова€ мощь локальных госструктур объ€сн€етс€ тем, что налоги собираютс€ не централизованно. ќколо двух третей платежей остаетс€ в регионе и идет на развитие образовани€, инфраструктуры, поддержку бизнеса. Ђ–азумеетс€, такое распределение породило коррупцию. Ќо ее разрастание ограничиваетс€ тем, что местные власти и бизнес соперничают с сосед€ми на внутреннем рынке и с международными компани€ми на внешнемї, Ц добавл€ет јдам ’ерш. » поскольку продвижение чиновников по службе св€зано с экономическими успехами их вотчины, система способствует повышению эффективности предпри€тий.

¬о-вторых, положение государственной власти в китайском обществе отличаетс€ от сложившегос€ в других странах. Ђќдин дипломат объ€снил мне эту особенность. ¬ —оединенных Ўтатах, например, вы можете делать все, что хотите, если правительство этого не запрещало. ¬  итае вы можете делать только то, что правительство вам разрешилої, Ц рассказывает эксперт. ¬ласти в  Ќ– устанавливают сроки контрактов дл€ рабочих, одобр€ют кандидатуры руководителей предпри€тий и инвестиционные планы. ѕричем под дудку чиновников должны пл€сать и частные компании. “ак, в 2008 году только 6% всех долгосрочных инвестпрограмм в стране принималось без согласи€ федеральных или местных властей.

», в-третьих, в  итае поощр€етс€ строительство бизнеса, способного конкурировать на международной арене.  омпани€м, которые открывают исследовательские центры, создают совместные предпри€ти€ с иностранцами, обучают топ-менеджеров за рубежом либо объедин€ютс€ в промышленные группы, выдают льготные кредиты, обеспечивают их контрактами и пр. “о есть рука об руку идут эффективный контроль, продуктивное использование активов и глобализаци€. Ётим трем принципам следуют и компании Ц отличники госкапитализма.

—кажем, в нефт€ном гиганте Saudi Aramco сокращают количество рабочих, если это целесообразно, например после внедрени€ инноваций или установки нового оборудовани€. Ќа руковод€щие посты этой компании Ђпокупаютї только опытных управленцев с двум€-трем€ высшими образовани€ми, полученными в ведущих вузах мира. ¬ласти страны поощр€ют аль€нсы Saudi Aramco с международными холдингами и финансируют создание научно-исследовательских центров. ¬ результате Saudi Aramco по качеству управлени€ нередко сравнивают с самой эффективной частной нефт€ной компанией ExxonMobil.

√лавный экономист отдела корпораций ќрганизации экономического сотрудничества и развити€ ’анс  ристиансен уверен: если госкомпании придерживаютс€ высоких стандартов в корпоративном управлении, нет причин сомневатьс€ в их эффективности. ѕо мнению эксперта, именно следование законам коммерции сделало Ќорвегию, у которой так много госкомпаний (примерно четверть бизнеса этой страны Ц госкомпании при среднеевропейском уровне меньше 9%), одной из самых успешных экономик мира. Ђ≈сли норвежские госпредпри€ти€ и вынуждены принимать какие-то решени€, продиктованные интересами политиков, их предупреждают об этом заранее и расходы оплачивают из бюджетаї, Ц добавл€ет он.

ј вот в —ингапуре, одной из немногих стран, где госсектор эффективнее частного, политические задачи перед госкомпани€ми даже и не став€тс€. ЂЌесмотр€ на то что Temasek принадлежит правительству —ингапура, мы работаем в точности как обычна€ коммерческа€ компани€, управл€ема€ собственным советом директоров и ориентированна€ на получение прибыли. ќт других фирм нас ничто не отличаетї, Ц увер€ет управл€ющий директор фонда Temasek —тивен ‘оршоу. »сследование ћеждународного валютного фонда, в котором эксперты сравнивали сингапурские государственные и частные компании, показало, что они имеют равный доступ к кредитам, а прибыльность организаций не зависит от их близости к руководству страны. Ђ√оскомпании в —ингапуре не использовались дл€ социальных целей и снижени€ безработицы. ќни конкурируют с частными, транснациональными компани€ми и друг с другомї, Ц пишут авторы исследовани€  арлос –амирес и Ћинг ’у “ан.

–ецепт успеха, выходит, до банального прост. Ќо многие ли могут его повторить?

Ђ„тобы госкомпании работали так же, как, скажем, в —ингапуре, нужно, чтобы госаппарат действовал эффективно. Ѕез этого никак. ¬ —ингапуре росту роли госкорпораций как в самой стране, так и в мире предшествовала административна€ реформаї, Ц объ€сн€ет главный экономист ƒойче Ѕанка в –оссии ярослав Ћисоволик.

¬ рамках этой реформы изничтожалось казнокрадство: на должности судей набрали лучших адвокатов, полностью изменили личный состав таможенной службы и полиции, учредили Ѕюро по расследованию коррупции, которое стало карательным органом дл€ всех, невзира€ на чины и звани€. » если повторить такие шаги возможно, то вот удержать новых людей от возвращени€ к прежним пор€дкам Ц задачка не из легких.


  • ƒата публикации: 18.06.2012
  • 636
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150