deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler

Иннокентий Адясов: Зона свободной торговли СНГ: смерть в утробе

Иннокентий Адясов: Зона свободной торговли СНГ: смерть в утробе

Идея формирования многосторонней зоны свободной торговли (ЗСТ) в СНГ появилась практически сразу после создания Содружества - бывшие советские республики стремились сохранить свободное движение товаров на пространстве бывшего СССР. Базовым документом по формированию ЗСТ СНГ стал подписанный 24 сентября 1993 года Договор о создании Экономического союза. Создание ЗСТ рассматривалось в качестве первого этапа создания единого экономического пространства.

Однако создание Экономического союза СНГ не состоялось из-за позиции Украины (Киев отказался даже обсуждать возможность передачи части экономического суверенитета наднациональному органу) и отказа России отменить вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты. Правда, многие принципы формирования Экономического союза были востребованы при создании ЕврАзЭс. 15 апреля 1994 года президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины подписали Соглашение о ЗСТ. Соглашение о ЗСТ представляло собой многостороннюю договорно-правовую базу региональной торговли на преференциальных условиях. По мысли разработчиков, в рамках ЗСТ СНГ государствами должна была осуществляться беспошлинная торговля, отменялись тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле. Однако многосторонний режим свободной торговли введен не был. Страны СНГ, включая Россию, так и не приступили к согласованию общего перечня изъятий и ограничений из режима свободной торговли, который в соответствии с условиями этого международного договора должен был стать его составной частью. То есть ЗСТ в Содружестве была создана еще в 1994 году, но это соглашение во многом осталось на бумаге.

Параллельно с подготовкой соглашения об общей ЗСТ в СНГ Россия в 1992-1993 годах подписала соглашения о свободной торговле со всеми странами СНГ. 2 апреля 1999 года в Москве была предпринята еще одна попытка запустить реально действующую ЗСТ в Содружестве - был подписан Протокол об изменениях и дополнениях к Соглашению о ЗСТ - рамочный документ, который должен был быть адаптирован к законодательству каждого государства.

Протокол подписали президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Согласно Протоколу, взамен действовавшего в СНГ двустороннего режима свободной торговли вводился многосторонний, отменялись все пошлины, а также налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, и количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров во взаимной торговле государств-участников

Однако и эта попытка не привела к успеху. Наконец в ноябре 2008 года главы правительств СНГ утвердили Стратегию экономического развития Содружества до 2020 года. Среди основных задач данной Стратегии - "Завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО), формирование предпосылок для создания общего экономического пространства, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной, создание эффективных механизмов валютно-финансового сотрудничества".

Сейчас действует порядка 110 соглашений о взаимной торговле между различными странами СНГ, которые зачастую противоречат друг другу. Соглашение о создании ЗСТ без изъятий и ограничений планировалось подписать еще в 2010 году - в год председательства России в Содружестве. Срок подписания был перенесен на май 2011 года и он назывался как окончательный. Но и на Совете глав правительств СНГ в Минске в мае 2011 соглашение о создание ЗСТ не было утверждено. Подписание этого документа, который считался, прежде всего, выгодным для Украины, заблокировали представители Узбекистана. К позиции Узбекистана присоединилась и Туркмения.

Однако ответственный секретарь комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев тогда заявил, что подписание соглашения о зоне свободной торговли СНГ отложено из-за вопросов по евроинтеграции Украины. "Отложено подписание отраслевого соглашения о зоне свободной торговли, это связано с вопросами, возникшими на европейском направлении интеграции", - сказал он на II Экономическом форуме регионов Украины и Уральского федерального округа РФ. Он пояснил, что "мы не знаем, какие условия предлагаются Украине в рамках соглашения о зоне свободной торговли с ЕС". "Евросоюз для нас - серьезный партнер и конкурент, мы должны быть уверены, что евроинтеграция даст нам общий экономический эффект", - добавил Сергей Глазьев.

Украина последовательно лоббировала идею создания ЗСТ в СНГ начиная с 1994 года и, видимо, эту позицию Киев будет активно отстаивать на следующем Совете глав правительств Содружества в октябре. Однако буквально в последние недели в позиции Киева в отношении ВТО наметились явные изменения (ранее Украина говорила о невозможности занять более гибкую позицию в отношении таможенных тарифов из-за ранее принятых обязательств в рамках Всемирной торговой организации). Премьер-министр Николай Азаров ответил на депутатский запрос главы Украинского союза промышленников и предпринимателей, депутата ВРУ Анатолия Кинаха, в котором отмечается, что в правительстве планируют до конца года инициировать переговоры об изменении тарифных обязательств Украины, взятых при вступлении в ВТО. Документ является ответом на обращение народного депутата о том, что Украине следует воспользоваться таким правом в соответствии со ст. XXVIII Генерального соглашения по тарифам и торговле ВТО. Согласно этой статье, члены организации имеют право инициировать переговоры о пересмотре таможенных ставок на очередной трехлетний срок, который наступит с 2012 года.

В своем ответе на запрос украинский премьер подчеркнул, что что процедура начала такого пересмотра не требует предварительных переговоров с другими членами ВТО.

В своем запросе Кинах не уточнил, по каким именно товарным группам предлагается пересмотреть таможенные ставки. Основной посыл запроса - успеть начать переговоры. "Если мы не подадим такую заявку до конца года, мы потеряем это право еще на три года, - заявил Кинах. - При этом параллельно необходимо начать консультации с производителями и экспертами, определив список товарных групп, по которым нам необходим пересмотр ввозных пошлин". По словам депутата, к таким группам можно отнести продукцию авто- и авиастроения, легкой промышленности, а также ряд продуктов питания.

Весьма примечательно, что раньше Киев вообще не допускал возможность пересмотра действующих тарифов на доступ иностранной продукции на рынки Украины. Формально начало пересмотра тарифов Киевом в рамках ВТО создает некую возможность унификации ввозных пошлин, действующих на Украине, и ввозных пошлин, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза (ТС) ЕврАзЭс.

Вообще тема соотношения форматов ЗСТ СНГ и ТС ЕврАзЭС становится все более актуальной. ЗСТ предполагает беспошлинное движение товаров между странами СНГ, снятие всех тарифных и нетарифных ограничений. В то же время на территории ТС действует Таможенный кодекс, который носит во многом протекционистский характер по отношению к импорту товаров из третьих стран, имеются механизмы квотирования и проведения антидемпиноговых расследований (наиболее часть они проводятся в отношение украинской продукции).

После саммита СНГ в Душанбе стало ясно, что Москва в процессе экономической интеграции на постсоветском пространстве делает ставку именно на ТС. Формально Россия может продолжать переговоры о создании ЗСТ в СНГ, но интерес к этому проекту со стороны Москвы явно потерян. Кроме того, при ожидании второй волны мирового кризиса страны / интеграционные группировки стараются закрыть свои рынки от импорта. Вряд ли можно ожидать, что Москва откажется от весьма перспективного проекта создания ТС (который выступает как первая стадия создания Евразийского Союза) и сделает свой выбор на предстоящем в октябре 2011 года Совете глав правительств СНГ выбор в пользу создания крайне противоречивой в своих принципах и аморфной ЗСТ. Видимо, другим странам Содружества придется выстраивать свои отношения с ТС по отдельным схемам или начать движение к присоединению к данному интеграционному объединению.

Источник: ИА REGNUM 

  • Дата публикации: 12.09.2011
  • 539
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150