»нтеграторы евразийского пространства ¬ажнейшие элементы геополитики Ц энергетика и транспорт

»нтеграторы евразийского пространства ¬ажнейшие элементы геополитики Ц энергетика и транспорт

–осси€ обладает крупнейшей территорией и ведущей экономикой ≈вразийского пространства, понима€ под последним историческую общность ≈вропы, –оссии (котора€ входит в ≈вропу, но также охватывает и «ауралье), ÷ентральной јзии, ћонголии и  ита€.

Ёто страны с различным политическим укладом, технологическим уровнем и традици€ми национальных экономик, этническим и антропологическим составами и культурно-конфессиональными различи€ми населени€. ќднако они имеют давние исторические св€зи (триста лет все страны ≈вразии, кроме западноевропейских, входили в единую империю с центром в ћонголии), включены в континентальный продуктообмен и миграцию населени€. ¬ евразийском разделении труда и геополитике у –оссии много ролей; но транспортные св€зи, энергетика и добыча природных ресурсов, на наш взгл€д, важнейшие.

 лиматические и географические реалии –оссии определ€ют ее уникальность в ≈вразии. Ќизка€ среднегодова€ температура имеет следствием ограничени€ комфортности проживани€ на большей части ее территории без отоплени€ и утеплени€ построек. –ассто€ни€ и зимние сложности обусловили высокие транспортные издержки внутри страны, поэтому при свободе внешней торговли существенна€ часть российской продукции изначально неконкурентна на мировых рынках. «а исключением продуктов, преимущественно полезных ископаемых.

ѕовышенна€ ресурсоемкость и энергоемкость, больша€ потребность в средствах дл€ производства потребительских благ привод€т к тому, что себестоимость продукции возрастает по мере отдалени€ ее переделов от базовых сырьевых отраслей. ¬ услови€х конкуренции за капиталовложени€ –осси€ будет проигрывать борьбу за инвестиции даже при прочих равных услови€х, а произведенный в –оссии капитал будет вывозитьс€ из страны. »менно это в насто€щее врем€ и происходит.

¬ дальнейшем эти процессы, по мнению ученых, будут вести к деградации инфраструктуры и сокращению коренного населени€, вынужденного обслуживать только сырьевые и вспомогательные отрасли. —ледует подчеркнуть мировую тенденцию: отрасли вторичной переработки перенос€тс€ сейчас туда, где труд дешевле, а людского потенциала много. ѕромышленность, сопр€женна€ с потребностью в энергоресурсах и экологическими ограничени€ми, напротив, перемещаетс€ туда, где пока еще имеютс€ слабо заселенные территории.

»звестно, что дл€ посто€нного заселени€ малопригодны местности, в которых среднегодова€ температура выше минус 2 градусов ÷ельси€. ѕоэтому –оссийское «ауралье, —ибирь дел€тс€ на обширные малозаселенные северные пространства и полосу на юге, где сконцентрировано население, выт€нутую в широтном направлении на тыс€чи километров.

ѕо логике именно на этой части климатически комфортной территории нашей страны и должны развиватьс€ восточные системы расселени€.

Ќо тогда нивелируютс€ принципиальные экономико-географические целевые роли российского государства как поставщика энергоресурсов.

“ранспортна€ мисси€

ƒруга€ мисси€ –оссии Ц транспортна€, материальное обеспечение св€зующей роли между странами субконтинента.

ћагистрали ¬остокЦ«апад Ц тот фактор, который в значительной мере определ€ет целостность –оссии и ее роль транспортного Ђмостаї ≈вразии. ѕрежде всего это “ранссибирска€ магистраль Ц двухпутна€ железна€ дорога через ≈вразию, соедин€юща€ ћоскву (южный ход) и —анкт-ѕетербург (северный ход) с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными городами и промышленными центрами. ¬ насто€щее врем€ “ранссиб соедин€ет европейскую часть, ”рал, —ибирь и ƒальний ¬осток –оссии. ѕо официальной версии пропускные возможности “ранссибирской магистрали полностью исчерпаны. ѕоэтому ведетс€ строительство Ѕайкало-јмурской магистрали. Ѕјћ Ц железна€ дорога в ¬осточной —ибири и на ƒальнем ¬остоке. ќсновной путь “айшет Ц —оветска€ √авань строилс€ с большими перерывами с 1938 по 2003 год (ввод —еверомуйского тоннел€ Ц 15 343 м) ƒлина основного пути Ц 4287 км.   2009 году объем грузоперевозок по направлению “айшетЦ“ындаЦ омсомольск составл€л примерно 12 млн. тонн в год. Ќесмотр€ на некоторое увеличение грузопотока в основном за счет Ќерюнгринского угольного разреза, дорога остаетс€ нерентабельной. Ќа 2009 год Ѕјћ перевозил до 12 млн. пассажиров Ц чуть более 1% от среднероссийского. Ѕјћ имеет чисто военно-стратегическое значение; экономически это самый затратный и неэффективный проект ———– и –оссии.

—истему “ранссибЦЅјћ эффективно дополнит —еверный морской путь Ц кратчайший морской путь между европейской частью –оссии и ƒальним ¬остоком, исторически сложивша€с€ национальна€ (с перспективой стать международной) транспортна€ коммуникаци€ в јрктике. ƒлина —еверного морского пути от  арских ¬орот до бухты ѕровидени€ 5600 км. –ассто€ние от —анкт-ѕетербурга до ¬ладивостока по —еверному морскому пути составл€ет 14 тыс. км. (јльтернатива из порта ћурманска в порт »окогаму, япони€, через —уэцкий канал Ц 23 тыс. км.)

—еверный морской путь (—ћѕ) сейчас обслуживает порты јрктики и крупных рек —ибири (ввоз топлива, оборудовани€, продовольстви€, вывоз леса, природных ископаемых). ѕроектируетс€ организаци€ международного навигационного канала ≈вропаЦяпони€Ц  итай и страны ј“–.

¬ 2011 году транзитные перевозки по —ћѕ составили более 820 тыс. тонн (проведено 34 судна). ќбъединенна€ сеть железных дорог по перевозке нефтепродуктов, угл€ и иных твердых грузов Ц эта транспортна€ система и есть св€зующа€ ось общности ≈вропаЦ—ибирь.

»скопаемые ресурсы

«апасы полезных ископаемых в –оссии вполне соразмерны территории, хот€ и не существует консенсуса по их коммерческой оценке. —пециалисты –јЌ полагают: Ђ¬ы€влены, разведаны и предварительно оценены запасы полезных ископаемых, потенциальна€ денежна€ ценность которых в текущих мировых ценах составл€ет около 30 триллионов долларов. »з них 32,2% приходитс€ на долю газа, 23,3% Ц на уголь и горючие сланцы, 15,7% Ц на нефть. Ќа рудное сырье Ц14,7%, в том числе 6,8% Ц на черные металлы, 6,3% Ц на цветные и редкие металлы и 1% Ц на золото, платину, серебро и алмазыї.

«начительно выше (140,2 трлн. долл.) оцениваетс€ прогнозный потенциал. ¬ его структуре полностью доминирует твердое топливо (79,5%), далее следуют газ (6,9%) и нефть (6,5%). Ќа долю всех остальных видов полезных ископаемых приходитс€ в совокупности 7,1%.

¬ –оссии сосредоточено 5,5% мировых запасов угл€ Ц более 200 млрд. тонн. Ѕольша€ часть находитс€ в —ибири в области вечной мерзлоты. Ќа стоимость добычи сильное вли€ние оказывают качество угл€ и особенно цена транспортировки. ¬ целом по –оссии цены колеблютс€ в диапазоне 600Ц1300 руб. за тонну, на мировом рынке Ц 3500Ц3700 руб. за тонну (2010). »сход€ из ценовых диапазонов российский уголь может стать генеральным грузом —еверного морского пути.

–осси€ контролирует примерно треть мировых поставок природного газа и нефти. –осси€ занимает первое место в мире по запасам газа Ц 47 трлн. куб. м, »ран Ц второе место, 26 трлн. куб. м. ¬ 2025 году спрос может достичь 730 млрд. куб. м. ƒол€ импорта при этом повыситс€ с 40 до 70%, что приведет к существенному усилению зависимости ≈вропы от поставок газа из «аураль€ и ÷ентральной јзии.

ќсновные месторождени€ нефти и газа сейчас сосредоточены в «ападной —ибири. »менно здесь расположена крупнейша€ энергетическа€ агломераци€ –оссии, формируютс€ основные экспортные ресурсы страны. ”стойчивость и само существование экономики –оссии опираетс€ на «ападно-—ибирский нефтегазовый комплекс. (ƒанный термин и принципы государственного регулировани€ «—Ќ√  как экономической агломерации в тогда существовавшей плановой системе предложен журналом Ђ¬опросы экономикиї в 1981 году.)

”зел интеграции

“юменска€ область и сейчас Ц один из немногих динамично развивающихс€ регионов –оссии. ѕрименительно к теме данной статьи это ведущий интегратор евразийского пространства.

ƒругим €рким примером интегрирующей страну агломерации в арктической —ибири €вл€етс€ Ќорильский промышленный узел, который оформлен в компанию √ћ  ЂЌорильский никельї.

¬ажно подчеркнуть, что норильские месторождени€ угл€ на дес€тилети€ обеспечивают энергетику и выплавку металлов комбината; уголь вывозитс€ в навигацию по —еверному морскому пути. “ранспортные св€зи Ќорильска с большой землей осуществл€ютс€ морским, речным путем (по ≈нисею) и авиацией. Ќорильска€ железна€ дорога Ц внутренн€€ система данной агломерации Ц в год перевозит 15 млн. т груза, ее развернута€ прот€женность Ц 333 км. —в€зи с единой сетью железных дорог страны внутренн€€ сеть комбината не имеет.

Ѕытует мнение, что подобные промышленные агломерации возможно создать и на других арктических территори€х ¬осточной —ибири. ѕо нашему мнению, в некоторых ограниченных случа€х это возможно, но не как масштабна€ практика.

— другой стороны, в южных районах –оссии практически отсутствуют рабочие места с высокой зарплатой и крайне дорого жилье. ЂЌорильский никельї участвует в долгосрочной программе по переселению своих пенсионеров в благопри€тные дл€ жизни города страны, но если смотреть объективно, этих мер крайне недостаточно.

ѕримером трудностей, которые в наши времена ожидают инвесторов в арктических и просто неосвоенных районах, €вл€етс€ проект ЂЌефть ¬осточной —ибириї.

Ќефтепровод прот€женностью 4188 км должен соединить нефт€ные месторождени€ ¬осточной —ибири и Ќовосибирской области с портом и Ќѕ« в заливе Ќаходка, что позволит –оссии выйти на рынки —Ўј и стран ј“–. ¬ 2010 году введена перва€ очередь Ц трубопровод от “айшета (»ркутска€ область) до —ковородина (јмурска€ область) длиной 2694 км. ћощность Ц 30 млн. т в год. ѕоловина нефти будет отправл€тьс€ по железной дороге в ѕриморский край, 15 млн. т в год Ц поставл€тьс€ в  итай. Ќачинают осваиватьс€ разведанные месторождени€ ¬осточной —ибири.

¬ананкорское Ц перспективное нефтегазовое месторождение на севере  расно€рскго кра€ (“уруханский и “аймырский районы). ƒл€ разработки месторождени€ создан вахтовый поселок ¬анкор.

¬ ¬ерхнечонском нефт€ном месторождении в »ркутской области доказанные запасы на конец 2007 года составл€ли по российской классификации 201,6 млн. т нефти (—1 + —2) и 95,5 млрд. куб. м газа.

¬ерхне-“арское нефт€ное месторождение на севере Ќовосибирской области удалено от всех коммуникаций. »звлекаемые балансовые запасы Ц 32 млн. т нефти. ¬ целом запасы нефти и газа ¬осточной —ибири сильно уступают западносибирским и уже разведанным месторождени€м шельфов российской јрктики.

»так, –осси€ Ц самое крупное сухопутное государство мира и обладает самым большим и холодным северным пространством (большим, чем в  анаде или √ренландии). √еографи€ разъедин€ет регионы государства, но одновременно служит источником могущества.

јлексей ƒавыдович ’айтун - доктор экон. наук, профессор »нститута ≈вропы –јЌ.

"Ќезависима€ газета" (–осси€)


  • ƒата публикации: 15.05.2012
  • 663
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150