ј¬ ј«— јя ѕ–ќ√–јћћј  ќћќ–ќ¬— ќ√ќ

 ј¬ ј«— јя ѕ–ќ√–јћћј  ќћќ–ќ¬— ќ√ќ

Ќа прошлой неделе состо€лс€ визит президента ѕольши Ѕронислава  оморовского в страны ёжного  авказа. “урне польского лидера продолжалось 5 дней (с 25 по 29 июл€ 2011 года). Ётот визит в силу целого р€да причин нельз€ рассматривать, как р€довую дипломатическую поездкуЕ

¬о-первых, в июле нынешнего года председательство в ≈вропейском —оюзе перешло от ¬енгрии к ѕольше. ¬аршава впервые получает такую возможность. —казать, что дл€ польского политического класса это событие имеет особое значение, значит, ничего не сказать. ѕольша представл€ет так называемую Ђновую ≈вропуї, то есть группу тех стран, которые получили европейскую Ђпропискуї в результате окончани€ Ђхолодной войныї, распада ¬аршавского блока и ухода ———– из ¬осточной и ÷ентральной ≈вропы. ЂЌовые европейцыї, как, впрочем, и любые неофиты, имеют серьезные комплексы относительно собственной значимости. »м необходимо доказать, что они могут на равных работать вместе со старыми опытными грандами европейской политики. ¬се это ¬аршава пыталась доказывать и ранее. ¬з€ть хот€ бы проект Ђ¬осточное партнерствої, предложенный ≈— и странам-сосед€м Ђобъединенной ≈вропыї в 2008 году. Ќапомню, что в рамки этого проекта были включены 3 кавказские республики, а также ”краина, ћолдова и Ѕелорусси€ (последн€€ с определенными оговорками). ќдним из Ђлокомотивовї партнерства нар€ду со Ўвецией выступала именно ѕольша, что рассматривалось, как некий символ усилени€ политического веса Ђновых европейцевї. “ак, по словам официального представител€ председательства страны в ≈вросоюзе  онрада Ќиклевича, сегодн€ одним из своих Ђконьковї в роли страны-председател€ ≈— ѕольша видит Ђулучшение европейской политики соседстваї, направленной, в первую очередь, на бывшие советские республики. ќтсюда и то внимание к ёжному  авказу, которое уделил этому региону польский лидер, провед€ в трех закавказских республиках почти неделю. —реди вопросов, которые обсуждались в ходе кавказского турне, одним из приоритетов было продвижение Ђ¬осточного партнерстваї, как средства сближени€ стран-соседей с ≈вропой. ƒобавим также, что ¬аршава претендует на роль выразител€ интересов Ђновоевропейских членовї ≈вросоюза, которые с неподдельным вниманием наблюдают за кавказской геополитической динамикой.

¬о-вторых, в отличие от других стран ¬осточной и ÷ентральной ≈вропы, ѕольша исторически намного более вовлечена в кавказские политические процессы. — момента своего государственного возрождени€ в 1918 году ѕольша рассматривала регион Ѕольшого  авказа, как болевую точку своего исторического оппонента - –оссии. ј потому еще во второй половине 1920-х годов в ѕольше был создан союз кавказских народов Ђѕрометейї. Ќазвание этой организации дало толчок целому направлению общественно-политической мысли Ђпрометеизмї. ¬ соответствии с постулатами Ђпрометеизмаї –осси€ рано или поздно распадетс€, а ¬аршава в этой ситуации может выступить в роль покровител€ большой полиэтничной конфедерации, котора€ возникнет на ее обломках. ЂЌезависимость ѕольши Ц одно из про€влений того глубокого процесса, который сегодн€ происходит в ≈вропе, Ц освобождени€ народов от политического порабощени€ї, Ц писал в начале 1930-х гг. один из идеологов этого течени€.

Ќеудивительно, что после того, как ѕольша освободилась от советского вли€ни€ в конце 1980-х гг., многие идеи Ђпрометеизмаї получили в этой стране Ђвторое дыханиеї. » сегодн€ дл€ многих польских аналитиков и государственных де€телей нет существенной разницы между –оссийской империей, ———– и современной –‘. ¬ наши дни Ђнео-прометейскиеї идеи трактуютс€ следующим образом: существование по-насто€щему свободных, независимых и сильных государств ¬осточной ≈вропы, ёжного  авказа и ÷ентральной јзии имеет ключевое значение дл€ польских интересов, а потому ¬аршава должна вс€чески способствовать развитию этих государств. “акой позиции придерживалс€ и покойный президент ѕольши Ћех  ачиньский. 23 но€бр€ 2007 года президенты  ачиньский и —аакашвили прин€ли участие в церемонии открыти€ пам€тника ѕрометею в √рузии, а в 2009 году известный польский дипломат ѕетр —ьвитальский говорил, что целью ѕольши должно быть Ђразрушение геополитического конструкта постсоветского пространстваї.

ѕон€тное дело, нынешн€€ польска€ власть пытаетс€ отойти от крайностей своих предшественников, выстраива€ прагматичные отношени€ с ћосквой. ќднако определенна€ преемственность курсов во внешней политике ¬аршавы существует. “ак президент Ѕронислав  оморовский публично говорил о том, что его страна поддерживает вступление √рузии в Ќј“ќ. ѕо справедливому замечанию известного польского кавказоведа ¬ойцеха √урецкого, Ђдаже если мы предположим, что эта поддержка не так однозначна€ и безусловна€, как при покойном президенте Ћехе  ачиньском, она все равно естьї. ƒобавим к этому, что при любой общеевропейской дискуссии, касающейс€ кавказских вопросов, представители ¬аршавы, как правило, не уступают инициативы. ќни в первых р€дах. ѕро такой приоритет, как Ђ¬осточное партнерствої (охватывающее и кавказские страны) мы уже писали выше.

¬-третьих, ѕольша находитс€ в ожидании парламентских выборов. ќни должны пройти уже в окт€бре 2011 года. ћежду тем, парламент в этой стране - это не аналог российской √осдумы. ќт итогов выборов в —ейм ѕольши зависит формирование правительства страны, органа, который участвует и в формировании внешнеполитического курса. ¬прочем, в этом процессе и парламентска€ дипломати€ весьма активна. —реди вопросов, которые будут обсуждатьс€ в ходе выборов, Ђроссийский факторї (весьма важный на  авказе и на постсоветском пространстве в целом) будет играть немалую роль. ¬ этом плане польский президент пытаетс€ продемонстрировать, что его страна не играет в поддавки с ћосквой, пытаетс€ проводить самосто€тельный курс даже в тех регионах, которые –‘ считает зоной своих Ђжизненно важных интересовї. ¬ каком-то смысле эти действи€ похожи на политику американской администрации в президентскую легислатуру Ѕарака ќбамы. “о же стремление к прагматике и реализму в отношени€х с проблемным партнером, но при этом стремление доказать свои умени€ играть на Ђпатриотической площадкеї. ¬ этом плане наблюдени€ аналитиков известного американского Ђмозгового центраї ЂStratforї кажутс€ нам адекватными: Ђ¬изит  оморовского в регион имеет мало отношени€ к приближению кавказских республик к ≈вропейскому союзу. Ёто, в большей степени, имеет внутриполитический эффект в канун предсто€щих окт€брьских парламентских выборов, демонстрирует общественности, что ѕольша не так уж м€гка в отношении к –оссииї.

 ак бы то ни было, а в ходе своего визита Ѕронислав  оморовский коснулс€ многих острых вопросов и тем. ѕервой страной, которую посетил президент ѕольши, был јзербайджан. ¬аршава, как и другие представители Ђновой ≈вропыї весьма активна в проталкивании вопроса об Ђэнергетических альтернативахї –оссии и Ђэнергетической безопасностиї ≈вропы. ѕо справедливому замечанию директора ÷ентра нефт€ных исследований јзербайджана »льхама Ўабанова, Ђсегодн€ ѕольша выстраивает новую концепцию своей нефтегазовой безопасности. ¬ качестве основных партнеров она хотела бы видеть  азахстан, јзербайджан, √рузию и ”краину. ≈сли точнее, ¬аршаве нужна каспийска€ нефть, котора€ через √рузию и ”краину должна быть транспортирована в ѕольшуї. –ади этого ¬аршава и другие ее партнеры по ≈— готовы закрыть глаза на некоторые несоответстви€ внутриполитической ситуации в јзербайджане демократическим нормам и стандартам. ѕри этом польские дипломаты стрем€тс€ публично ув€зывать свои подходы с защитой Ђобъединенной ≈вропыї. ¬ этом плане не стала исключением и совместна€ пресс-конференци€  оморовского с »льхамом јлиевым в Ѕаку: Ђѕольша остаетс€ в высшей степени заинтересованной в строительстве трубопровода, который помог бы ей решить свои энергетические проблемы, но в первую очередь это будет важным решением дл€ всего ≈—ї.

ƒалее маршрут турне польского лидера пролегал через Ѕатуми (превращенный старани€ми ћихаила —аакашвили в витрину √рузии), где он провел встречу с грузинским президентом и высшими должностными лицами этой страны. ѕеред продолжением своей поездки в ≈реван президент ѕольши встретилс€ также с служащими ћиссии наблюдателей ≈— в √рузии. –абота этой ћиссии уже не первый год €вл€етс€ камнем преткновени€ между ≈вросоюзом и –‘. ≈вропейские представители добиваютс€ доступа в ёжную ќсетию и јбхазию дл€ мониторинга ситуации там, но ћосква после признани€ независимости двух бывших автономий √рузии, противитс€ этому (≈— и ее ћисси€ исход€т из того, что две частично признанных республики - неотъемлемые части √рузии). ќпределенного Ђтуманаї вокруг переговоров  оморовского и грузинских официальных лиц напустил уже упом€нутый нами ЂStratforї. ¬ своем специально подготовленном обзоре о поездке первого лица ѕольши на  авказ, его аналитики озвучили версию о готовности ¬аршавы к оказанию поддержки “билиси в вопросах обороны и безопасности, поскольку в контексте отношений с ћосквой ¬ашингтону така€ помощь будет проблематична. ј значит, по мнению экспертов из ЂStratforї, есть стремление Ўтатов задействовать дл€ помощи √рузии Ђтретьи страныї (»зраиль, ѕольша). ƒанное утверждение выгл€дит, как не слишком доказательное. — чего бы это —Ўј вдруг стали опасатьс€ реакции ћосквы? –азве в рамках Ђафганского проектаї, интеграционных инициатив Ќј“ќ такое взаимодействие не осуществл€лось после 2008 года? » почему, если дл€ —Ўј такой шаг Ђбыл бы слишком смелымї, дл€ ѕольши или »зраил€ это смелостью уже не будет? ¬ особенности, если прин€ть во внимание собственные резоны этих стран в развитии двусторонних отношений с –‘.

ѕоследней точкой в Ђкавказскойї программе  оморовского была јрмени€. » хот€ ≈реван имеет репутацию самого последовательного союзника ћосквы, польский президент про€вил готовность к поддержке республики в деле ее интеграции с ≈вропой. ¬прочем, при этом игнорируетс€ очень важный сюжет: любое партнерство с кем бы то ни было јрмени€ (как, впрочем, и јзербайджан) будет планировать с огл€дкой на ту выгоду, которую она могла бы получить в разрешении нагорно-карабахского конфликта в свою пользу. ¬ этом плане, похоже, в польском Ђменюї ничего интересного дл€ ≈ревана нет. » именно отсутствие вкусных политических блюд €вл€етс€ основной проблемой политики ≈— (и ѕольши, как его части) на  авказе. Ђ≈вропейские ценностиї выгл€д€т слишком абстрактно и оторвано от существующей реальности. ѕоговорить про это можно, но использовать в практической работе сложно. ќсобенно, когда пестуемое ¬аршавой Ђ¬осточное партнерствої в недостаточной степени обеспечено финансами. ¬ разрешении конфликтов ≈— своей эффективности еще не доказал, а национальные интересы отдельных европейских государств (той же ѕольши) далеко не всегда созвучны подходам всех кавказских государств. “ут, как говоритс€, что дл€ јзербайджана благо, то дл€ јрмении далеко не очевидное добро.

—ергей ћаркедонов - приглашенный научный сотрудник ÷ентра стратегических и международных исследований, —Ўј, ¬ашингтон

»сточник: ѕолитком.ру

  • ƒата публикации: 05.08.2011
  • 683
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150