ќЌ ”–≈Ќ“ќ—ѕќ—ќЅЌјя –ќ——»я: ¬џѕќЋЌ»ћј Ћ» ћ»——»я?

 ќЌ ”–≈Ќ“ќ—ѕќ—ќЅЌјя –ќ——»я: ¬џѕќЋЌ»ћј Ћ» ћ»——»я?

¬ дополнение к предложенной —бербанком и ¬семирным экономическим форумом формуле повышени€ конкурентоспособности –оссии Ђ3+5ї, где нужно развить три преимущества (ресурсы, размер внутреннего рынка, образованное население) и побороть п€ть недостатков (неэффективные институты, качество образовани€, неэффективные рынки, финансовый рынок, качество работы компаний), € бы добавил свою: Ђ1+1ї, причем с обеими Ђединицамиї дела у нас обсто€т плохо. Ёто Ђрост довери€ + борьба с коррупциейї.

ѕерва€ и главна€ проблема конкурентоспособности Ц дефицит довери€. »нвесторы не довер€ют государству, иностранный бизнес Ц российским партнерам, российские предприниматели Ц друг другу. ≈сть дефицит довери€ и между обществом и властью. ћы недавно провели исследование, в ходе которого эксперты отмечали, что вид€т все больший разрыв между населением и властью, причем властью разного уровн€.

¬тора€ проблема Ц не€сность правил игры. —тарые неформальные правила Ђразмываютс€ї. ѕример: сделка ¬– и Ђ–оснефтиї, котора€ не могла быть сорвана, но все же была сорвана. ѕривычка же к формальным правилам, к строгому соблюдению процедуры, уважению к закону в российских услови€х не выработана.

“реть€ проблема Ц системна€ коррупци€. ѕо данным Ћевада-центра, 52% граждан считают, что за последние 10 лет воровства и коррупции стало больше, 53% - что вли€ние бюрократии на жизнь страны стало больше, св€зи между чиновниками и бизнесом укрепились, воровства и коррупции в Ђвысших эшелонахї больше, чем в Ђнизовыхї. ¬ласть предпринимает меры по борьбе с ней, но на сегодн€ они недостаточны. Ќет ощущени€, что антикоррупционна€ политика касаетс€ Ц как в —ингапуре Ц всех чиновников без исключени€.

„етверта€ проблема Ц рост ожиданий инвесторов. ¬ 2008 году они были рады, что снова могут выигрывать налоговые споры в арбитражных судах Ц после того, как ранее государство обеспечивало себе безусловное преимущество. —ейчас, после решительных за€влений российской власти о приоритете инвестиционной привлекательности, бизнес хочет большего Ц прозрачных, пон€тных принципов, общих дл€ всех инвесторов. » не только декларируемых, но и реализуемых на практике.

ѕ€та€ проблема носит временный характер Ц это политическа€ неопределенность. ƒо сих пор не€сно, кака€ конфигураци€ власти будет в 2012 году. Ёто стимулирует отток капитала из страны, беспокоит как российских, так и зарубежных участников рынка.

„то надо делать дл€ того, чтобы переломить ситуацию?

ќдин руковод€щий сотрудник западной фирмы, давно работающей в –оссии, сказал мне, что его начальство за границей всерьез интересуетс€ лишь двум€ вопросами социально-политического характера, актуальными дл€ –оссии:

Х борьбой с коррупцией

Х проблемой ’одорковского-Ћебедева.

Ќачнем со второго вопроса, как более локального. ≈сли первое дело ’одорковского воспринималось противоречиво (обвин€емые Ц не ангелы), то второе Ц как сохранение принципа избирательного правосуди€. Ёто проблема имеет символический, психологически значимый характер Ц ее надо решать. Ќо этот локальный вопрос напр€мую св€зан с более масштабным Ц о доверии к российской судебной системе, степени ее независимости.

ѕервый вопрос Ц о коррупции - носит значительно еще более глобальный характер Ц и дл€ его решени€ сделаны определенные шаги. ѕрин€ты новые законы, но главное Ц правоприменительна€ практика, котора€ должна прин€ть универсальный характер. Ќе обойтись без введени€ контрол€ над расходами государственных служащих, начина€ с определенного уровн€ (вли€ющего на прин€тие решений). „иновников, отвечающих за подготовку законодательных и подзаконных актов, не прошедших антикоррупционную экспертизу, наказывать Ц вплоть до увольнени€ Ц за утрату довери€, если нет оснований дл€ уголовного преследовани€. ∆естко реагировать на любые про€влени€ рейдерства с использованием ресурса Ђсиловыхї структур (можно вспомнить Ђдело ћагнитскогої, Ђдело ≈вросетиї, Ђдело √уцериеваї).

Ќеобходимы и некоторые символические шаги. Ќапример, судебные дела, имеющие демонстрационный эффект Ц разумеетс€, при строгом соблюдении презумпции невиновности (как в »талии начала 90-х Ц операци€ Ђ„истые рукиї). ¬ последние мес€цы были две такие возможности Ц Ђ ущЄвскоеї дело и подмосковные казино. Ќо первое уже уходит в историю, а второе превращаетс€ в поле дл€ соперничества разных групп правоохранителей. »ли же, к примеру, нужны символические шаги в ходе реформы ћ¬ƒ Ц почему хот€ бы на юге –оссии отделени€ милиции нельз€ строить прозрачными, из стекла Ц чтобы труднее было скрыть факты коррупции и нарушений прав человека.

Ќадо создать систему жесткой моральной ответственности дл€ политиков и государственных служащих высокого ранга не только за преступлени€ (здесь должна действовать ответственность уголовна€), но и за правонарушени€.  ак в Ћитве, где только что подал в отставку вице-спикер парламента, пойманный на превышении скорости (дл€ современной –оссии сама эта ситуаци€ выгл€дит экзотичной). ¬се это важно дл€ социальной психологии.

“еперь о другом, не менее важном вопросе, о котором не упом€нул мой собеседник. ¬ современных российских услови€х недостаточно только технологической модернизации, осуществл€емой из единого центра. √од назад сотрудники ÷ентра политических технологий уже отмечали, что технологические заимствовани€ не решают проблему российской Ђсредыї - институциональную проблему. ѕредседатель правлени€ ÷ѕ“ Ѕорис ћакаренко в одной своих статей отмечал: Ђ”дачливого инвестора лишат собственности (см. 116-ое место по защищенности имущественных правї), выуд€т прибыль вз€тками (см. 147-ое место в рейтинге Transparency International), зажмут бюрократическими барьерами (см. 143-е место по экономической свободе) или Ц в лучшем случае, государство этим не сумеет воспользоватьс€ (см. 110-ое место по эффективности госуправлени€)1 ї. ќпыт свидетельствует, что без комплексных мер, нос€щих экономический, социальный, политический характер, любые, самые тщательно разработанные, реформы Ђв€знутї, сталкива€сь с инерцией и с сознательным сопротивлением значительной части государственного аппарата, привыкшей к самодостаточности, к контролю над распределением ресурсов. Ќеобходимо формирование Ђкоалиции за модернизациюї, котора€ должна включать наиболее динамичную часть средних слоев населени€, бизнес, активную, образованную молодежь, стрем€щуюс€ к самореализации. –азвитие реальной политической конкуренции, поддержка институтов гражданского общества (снижение уровн€ недовери€ между ними и государством) и независимых —ћ», улучшение качества электоральных процессов.

» последнее. Ќеобходимо мен€ть образ –оссии в мире Ц в насто€щее врем€ страну идентифицируют с непредсказуемым и весьма агрессивным медведем. ƒл€ преодолени€ стереотипов недостаточно только профессиональной имиджевой кампании Ц необходимо поставить в центр государственной политики интересы Ђлюдей делаї, готовых инвестировать в экономику, генерировать идеи, реализовать инновационные проекты. ¬ этом случае у –оссии повыситс€ та Ђм€гка€ силаї, котора€ решающим образом вли€ет на образ страны Ц и на доверие к ней.

¬ыступление президента ÷ентра политических технологий »гор€ Ѕунина на ѕетербургском экономическом форуме Ц 17 июн€ 2011 года.

»сточник: ѕолитком.ру

  • ƒата публикации: 15.07.2011
  • 607
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150