Ќезалежна€ ”краина: пробуждение от иллюзий

Ќезалежна€ ”краина: пробуждение от иллюзий

–овно двадцать лет назад, 24 августа 1991 года, ¬ерховна€ рада ”краины прин€ла декларацию независимости. Ётапы недавней истории новой страны хорошо известны. √ораздо интереснее вопрос: что ждет ”краину в будущем?

¬ начале 1990-х дл€ ”краины было исключительно важно за€вить о себе как о†государстве европейском, получить Ђсертификат несоветскостиї. ј†что могло быть лучшим сертификатом, нежели членство в престижных, казавшихс€ тогда даже элитарными европейских и евроатлантических структурах?

ќднако национальна€ драма состо€ла не только в наложении колоссальных реформ на полное отсутствие какого бы то ни было опыта государственности. ќна усугубл€лась еще и тем, что ”краину на самом деле никто никуда принимать не собиралс€.

¬ ловушке

Ќеформальный консенсус «апада состо€л в том, что перспективы Ђвоссоединени€ї должны предоставл€тьс€ только тем странам и народам, которые географически находились в несоветском мире до второй мировой войны. ѕо отношению к ним «апад испытывал некое подобие чувства вины за то, что в ялте и ѕотсдаме оставил их на произвол судьбы по ту сторону железного занавеса.

¬ €нваре 2005 года, сразу после победы ¬иктора ёщенко в третьем туре президентских выборов, —Ўј предприн€ли попытку сломать консенсус «апада в вопросе о членстве ”краины в Ќј“ќ. ќднако в том, что касаетс€ членства страны в ≈—, старые неформальные договоренности остались в силе.

”краинска€ дипломати€ попала в насто€щую ловушку. ≈вропа говорила о Ђравных возможност€хї: делайте реформы†Ч станете как ѕольша. Ќо ”краина давно уже преодолела ту отметку в развитии, по достижении которой членство в ≈вросоюзе было обещано соседним восточноевропейским странам. ƒаже у  осово ≈— нашел Ђевропейскую перспективуї, причем еще до провозглашени€ независимости, а вот у  иева ее до сих пор нет.

ѕопытки выхода из замкнутого круга предпринимались еще Ћеонидом  учмой во врем€ второго президентского срока. ќн согласилс€ на участие ”краины в едином экономическом пространстве с –оссией, Ѕелоруссией и  азахстаном. Ќо это происходило на крайне неблагопри€тном фоне Ђкассетногої и Ђкольчужногої скандалов, да и с самого начала эти попытки не имели €сной перспективы.

ѕсевдорелиги€

ѕриход к власти ёщенко отбросил страну фактически к началу 90-х. Ќо если тогда евроромантизм был пон€тен и органично проистекал из ча€ний населени€ Ђхочу жить как в ≈вропеї, то на новом этапе он стал просто вреден.

¬ 2005 году было прин€то исключительно негативное и противоречащее интересам ”краины решение о добровольной односторонней отмене визового режима дл€ граждан ≈— и стран Ђбольшой семеркиї без каких-либо встречных уступок в визовом вопросе.

 иев присоедин€лс€ к любым внешнеполитическим за€влени€м ≈вросоюза, без огл€дки на торгово-экономические отношени€ с той или иной страной. –езультат известен. ќднако годы Ђевроинтеграции без интеграцииї оставили глубокий след в украинском обществе. —формировалась каста политиков, экспертов, журналистов, политологов, дл€ которых евроинтеграци€ стала фетишем, идеологической аксиомой, Ђсв€щенной коровойї их псевдорелигии.

–еальна€ политика

—уть пределов интеграции ”краины и ≈вросоюза очень проста и была сформулирована еще в начале 2000-х годов президентом ≈врокомиссии –омано ѕроди: Ђ¬се, кроме институтовї. –еальных сфер сближени€ между ≈вросоюзом и ”краиной на сегодн€ насчитываетс€ три.

¬о-первых, политическа€ плоскость, где пределом €вл€етс€ политическа€ ассоциаци€ ”краины, нечто подобное ассоциации восточноевропейских стран с ≈вросоюзом, имевшей место в 90-х годах. ¬о-вторых, торгово-экономическа€ плоскость, где предел†Ч зона свободной торговли с элементами регул€торного сближени€. », в-третьих, гуманитарна€ плоскость, где пределом поставлено согласие в обозримом будущем на безвизовый режим при краткосрочных поездках граждан ”краины в страны ≈—.

Ќичто из вышеперечисленного не приведет гарантированно к членству. Ќо именно така€ политика реально соответствует как положению дел на ”краине и в ≈—, так и последним тенденци€м на европейском континенте.

—еть пространств

≈вропейска€ политика ¬иктора януковича отметает выкл€нчивание особых статусов и основываетс€ на том, что конкретно готовы делать  иев и Ѕрюссель. ѕоэтому ей не грозит нынешний политический и финансовый кризис ≈вросоюза.

— другой стороны, эта политика прекрасно вписываетс€ в другую тенденцию†Ч постепенный процесс создани€ ≈вросоюзом совместных пространств в политической, экономической, гуманитарной сферах и сфере безопасности с европейскими странами, наход€щимис€ к востоку от границ ≈—. ¬†первую очередь, это касаетс€ –оссии, котора€ имеет собственную стратегию сближени€ с ≈вропой.

»менно в этом контексте надо рассматривать и европейскую, и российскую политику  иева, котора€ направлена на создание своего рода сети совместных пространств. ”краина в скором времени может стать уникальной страной ≈вропы, имеющей одновременно зоны свободной торговли и с ≈—, и –оссией, и со странами —Ќ√.

Ќе стоит преувеличивать масштаб дискуссий между  иевом и ћосквой по поводу возможности членства ”краины в “аможенном союзе. ¬† иеве эти дискуссии подают как чуть ли не судьбоносную битву геополитических гигантов за ”краину, от исхода которой будет €кобы зависеть цивилизационна€ принадлежность. Ќа самом деле ситуаци€ проста: немедленное вхождение ”краины в “аможенный союз, несмотр€ на доказанную масштабную экономическую выгоду, означало бы автоматическое прекращение переговоров по фактически готовому договору о†зоне свободной торговли с ≈—.

Ёто вызвало бы не просто шквал, а насто€щее цунами критики и обвинений в адрес власти за отход от принципов евроинтеграции. ѕолитические риски настолько велики, что перевешивают экономические плюсы. Ќо, безусловно, нет смысла тер€ть и торговую выгоду, поэтому по€вилась известна€ формула взаимодействи€ с “аможенным союзом Ђ3+1ї.

Ќабратьс€ терпени€

Ќасто€ща€ битва за ”краину не столь видна постороннему глазу и ведетс€ в сфере национальной безопасности. ѕозици€ януковича по вопросу внеблокового статуса страны, воплощенна€ в законе об основах внутренней и внешней политики, оказалась чересчур смелой. ќна вызвала шок у многих, восприн€вших внеблоковость не как указатель пути страны на дес€тилети€ вперед, а как временную и вынужденную уступку –оссии.

—читаетс€, что от этой уступки можно в подход€щий момент отказатьс€ и снова начать подготовку к членству в Ќј“ќ. Ѕыло бы наивным полагать, что нынешнее, ослабленное афганской и ливийской войнами Ќј“ќ будет способно на вторую попытку интеграции ”краины. Ќо мир настолько непредсказуем, что никакой сценарий, даже самый неверо€тный, игнорировать нельз€. ѕоэтому самой надежной гарантией закреплени€ внеблокового статуса ”краины было бы внесение соответствующего положени€ в конституцию страны. “ем более что намерение ”краины стать внеблоковым государством было провозглашено еще в декларации о государственном суверенитете в 1990 году.

ќбъ€вление о внеблоковости ”краины и отказ от членства в Ќј“ќ стали основой дл€ нормализации в начале 2010 года украинско-российских отношений. ј†ведь буквально два года назад украинские —ћ» всерьез обсуждали сценарии вооруженного конфликта с –оссией, а президент –оссии обращалс€ к украинскому коллеге заочно, с помощью видеоблога.

¬ыход  иева из состо€ни€ холодной войны с –оссией дал возможность приступить к решению экономических и торговых вопросов, по которым между  иевом и ћосквой идут сейчас такие непростые дебаты. ѕодобные переговоры по определению не могут быть ни легкими, ни быстрыми. Ќадо просто набратьс€ терпени€.  омпромисс будет, в этом нет сомнени€.

ѕробуждение от сна

ƒвадцатилетие независимости ”краина встречает страной, пробудившейс€ от долгого сна и власти иллюзий. —траной, пытающейс€ соотнести приоритеты своей внешней политики не с той или иной идеологией, а с реальными общественными потребност€ми и с объективными тенденци€ми мирового развити€.

Ќесмотр€ на все потр€сени€, переживаемые европейскими институци€ми, вопрос о новых войнах и переделе сфер вли€ни€ на континенте не стоит. ј†значит, и ”краина будет иметь шанс не просто вписатьс€ в те объединительные процессы, которые сегодн€, пусть и весьма медленно, но все же идут в Ѕольшой ≈вропе, но и внести собственный уникальный вклад в их ускорение.

јнатолий ќрел,†ќлег √рицаенко

|»сточник: "ћосковские новости" (–осси€)

  • ƒата публикации: 16.11.2011
  • 539
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150