Россия-Узбекистан-Китай: возможна ли крепкая трехсторонняя дружба?

Россия-Узбекистан-Китай: возможна ли крепкая трехсторонняя дружба?

ТОПовой новостью ведущих западных СМИ стала "сильная обеспокоенность" по поводу укрепления альянса Москва-Пекин-Ташкент, продемонстрированная во время июньского визита 2012г. Президента России Владимира Путина в Узбекистан и Китай. Что означают визит и заключенные договоренности?
- то ли Президент Узбекистана Ислам Каримов ведет сложную и хитроумную игру, умело маневрируя между Москвой и Пекином;
- или российский лидер Владимир Путин делает очередной сильный ход, пытаясь еще более укрепить позиции своей страны в Средней Азии, заручившись поддержкой Пекина?
- или это председатель КНР Ху Цзиньтао, искусно играя на лидерских амбициях руководства России и Узбекистана, пытается утвердить гегемонию Поднебесной в стратегически важном регионе, демонстрируя в очередной раз, что второй полюс мировой политики, вслед за США, находится в Китае?

Кто, чего и от кого ожидает и кто, кому и что предлагает в треугольнике Узбекистан-Россия-Китай? Кто делает первый шаг, и за кем остается последнее слово?


Зачем Владимир Путин приезжал в Ташкент?


Этому визиту сразу же придали огромное значение, как в России, так и в Узбекистане. Все-таки первая зарубежная поездка новоизбранного президента Владимира Путина в Азию. Ее значение еще более вырастает, если вспомнить о скандальном отказе хозяина Кремля посетить Соединенные Штаты, где должна была пройти встреча G8. Вместо США Президент России вылетел в Узбекистан и Китай:
■ продолжительность и значение визита. Российский лидер 4 июня посетил столицу Узбекистана в рамках своего четырехдневного так называемого азиатского турне. Ташкент значился первым в списке городов, куда планировал приехать Владимир Путин и это, безусловно, очень важно. Например, в том же Душанбе или Бишкеке довольно ревниво наблюдали за данным визитом. Причем решение посетить Узбекистан не было спонтанным или вынужденным для российского президента, инициатива исходила от узбекской стороны, а приглашение поступило от Ислама Каримова сразу же после окончания президентских выборов в России. По неписаному правилу, первые поездки избранных лидеров стран свидетельствуют о новых внешнеполитических приоритетах. В данном случае это означает, что Москва будет вести свою политику в регионе, обязательно учитывая интересы Ташкента. Повестка дня держалась в секрете вплоть до самого начала визита и только накануне прилета Путина в Ташкент, выяснилось, что она будет исключительно экономической. С одной стороны, это плюс в актив И.Каримова (не дал возможности российскому коллеге развивать темы политической интеграции), с другой стороны, во внешней политике РФ экономические вопросы настолько тесно переплетены с политическими, что решение первых невозможно без ясности во вторых.
■ о чем договорились Путин с Каримовым? По итогам встречи президенты России и Узбекистана в подписали Меморандум о взаимопонимании между двумя странами о дальнейших совместных мерах по присоединению Республики Узбекистан к Договору о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Обе стороны выразили готовность отныне предпринимать только согласованные шаги, направленные на завершение переговоров по оформлению присоединения Узбекистана к Договору до конца 2012 года. Напомним, 18 октября 2011 года восемь стран СНГ (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и Украина) подписали Соглашение о зоне свободной торговли. О своем намерении стать участником Зоны свободной торговли Узбекистан заявил еще в начале 2012 года. 30 мая в Ашхабаде главы правительств СНГ приняли решение продолжить переговоры о присоединении Узбекистана к ЗСТ с намерением завершить их к сентябрю.
значение подписанного документа довольно велико. Он предусматривает сведение к минимуму товаров, к которым применяются импортные пошлины, экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены:
- на сегодняшний день Российская Федерация является крупнейшим внешнеторговым партнером Узбекистана;
- на долю России приходится пятая часть всего товарооборота среднеазиатской республики, это больше половины от товарооборота со всеми странами СНГ. Тем более, сейчас темпы его роста просто поражают;
- если в 2011 году обмен товарами между странами увеличился примерно на 9%, то в первом квартале товарообмен между Узбекистаном и Россией вырос аж на 40%;
- сегодня в Узбекистане действуют 944 предприятия с участием российского капитала, 210 из них созданы за последние три года. На территории России сейчас функционирует 458 предприятий с участием узбекских резидентов;
- "мы поговорили об экономическом сотрудничестве и конкретных проектах. Российские компании работают в Узбекистане достаточно активно. У нас большие инвестиционные планы", - отметил по завершению визита президент России. Судя по всему, В.Путин остался доволен визитом, о чем и заявил собравшимся журналистам: "Я считаю, что это очень хороший знак. Все больше и больше государств в рамках СНГ проявляет интерес к интеграции";
второй важнейший вопрос. Еще в ходе встречи в Ташкенте поднималась тема Афганистана, а точнее опасности, которая будет исходить от террористов после ухода войск НАТО из этой страны. Тему поднял Ислам Каримов, что говорит о его заинтересованности в российской помощи, но Владимир Путин ее охотно поддержал и даже развил. Он заявил, что Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), куда водят обе страны сделала немало для того, чтобы террористическая угроза в регионе резко снизилась. "Мы считаем контпродуктивными любые попытки третьих стран предпринимать какие-либо односторонние действия в регионе ответственности ШОС", – подчеркнул российский лидер, намекая, конечно, на Соединенные Штаты. Это высказывание очень красноречиво прозвучало накануне поездки президентов России и Узбекистана в Китай на заседание Совета глав государств - членов ШОС.
в-третьих, тезис "Биржевого лидера" и землячества трейдеров Узбекистана Академии Masterforex-V о том, кто для России ближе всех из стран СНГ - Узбекистан, нашел свое очередное и яркое подтверждение (подробнее в статье Инвесторам: кто в СНГ для России дороже других? В чем тайны российского-узбекских отношений?).


Китайский визит Путина и Каримова


Конечно же, президенты России и Узбекистана поехали в Китай почти одновременно. Путин приехал раньше, в рамках своего азиатского турне, тем самым показывая, что Пекин хоть и важный, но не главный, пункт в его поездке. Президент Узбекистана Ислам Каримов совершил официальный визит в Китайскую Народную Республику с 5 по 7 июня:
■ Путин в Китае пробыл три дня (из четырех, отведенного на турне), что само по себе уже говорило о важности визита. Поездка в Узбекистан была исключительно важной, там российский лидер добился от довольно независимого Каримова согласие на дальнейшую интеграцию, возможно, в обмен на обещание защиты от талибов. С Китаем же требовалось согласовать множество моментов: во-первых, как обеспечивать эту защиту, во-вторых, какой порядок устанавливать в регионе после ухода США и как совместно действовать в будущем на международной арене. Ну и, конечно, экономические вопросы. "В 2011 году товарооборот России и Китая достиг рекордного показателя – 83,5 миллиардов долларов. Сегодня мы ставим цель уже в среднесрочной перспективе, к 2015 году – выйти на отметку в 100 миллиардов долларов, а к 2020 году – в 200 миллиардов долларов. Причем сегодняшняя динамика показывает, что такую планку можно преодолеть с опережением графика", – сообщил президент России.
Результатами переговоров Владимира Путина и ХуЦзиньтао стало подписание 17 важнейших документов. Среди них контракты о продолжении строительства Тяньваньской АЭС, о запуске российско-китайского нефтепровода, о поставке в КНР российской электроэнергии. Кроме того, главы государств обсудили позицию по ядерной программе Ирана и ситуацию на Корейском полуострове.
■ Каримов в Китае, так же как и Путин, провел переговоры с высшим политическим руководством страны – Председателем КНР, Премьером Госсовета Китая, а также с их заместителями. Результаты визита в Узбекистане назвали триумфом:
· была подписана совместная декларация об установлении отношений стратегического партнерства между двумя странами. Этот важнейший документ, который прорабатывался соответствующими ведомствами двух стран, состоит из таких положений:
- углубление политического взаимодоверия, повышение взаимной поддержки, твердая поддержка выбранного пути развития партнерской стороны. Этот пункт чрезвычайно важен для Узбекистана.
- содействие деловому сотрудничеству, расширению масштабов торгово-экономического сотрудничества, углубление сотрудничества в энергетической сфере, в области несырьевых и высоких технологий, совместное создание особых экономических зон и т.д.
- развитие тесного сотрудничества в области безопасности, борьбе с "тремя силами зла" (терроризм, экстремизм, сепаратизм), контрабандой, а также транснациональной организованной преступностью.
· в рамках визита президента Каримова в Китай было подписано более 40 торгово-экономических, инвестиционных и финансовых соглашений и контрактов на общую сумму $5,2 млрд.
· обсуждались широкие перспективы для наращивания инвестиционного взаимодействия в нефтегазовой и нефтехимической, химической, горнодобывающей промышленности, сферах транспорта и логистики, машиностроения, телекоммуникаций. Говорилось о завершении строительства третьей очереди узбекского участка газопровода Туркмения–Узбекистан–Казахстан–Китай, железной дороги по маршруту Китай — Киргизия — Узбекистан и о налаживании авиарейсов между странами.
· были достигнуты договоренности о поставках в Китай на долгосрочной основе таких стратегически важных материалов, как хлопок, уран, природный газ, цветные и редкие металлы.
· подписано соглашение о "валютном свопе" на сумму 106 млн. долл. Именно в таком объеме предприниматели двух стран произведут взаимные расчеты в юанях Китая и сумах Узбекистана.

Напомним, что Китай уже сегодня реализует в Узбекистане ряд инвестиционных проектов на общую сумму более 5 млрд. долларов США (это касается, в основном, химической, нефтегазовой, энергетической, транспортной промышленности и области высоких технологий). В республике функционирует более 400 предприятий с участием китайских инвесторов.

Интересно, что тон в переговорах между Исламом Каримовым и Ху Цзиньтао был очень теплым и дружеским. "Мы всегда будем верным другом и надежным партнером Узбекистана" - заявил глава КНР в завершение встречи. С Владимиром Путиным разговор был скорее деловым. Многие эксперты объясняют это некой покровительственностью, которую Китай демонстрирует в отношении Узбекистана и чего не может сделать в отношении России. Есть мнение, что партнерство в энергетической сфере между Китаем и Узбекистаном развивается более динамично, поскольку стороны, в отличие от той же России, не связывают этот вопрос с политическим сотрудничеством и не пытаются тем самым подчеркнуть зависимость друг от друга. Москве же в данной обстановке довольно сложно действовать, ведь она одновременно хочет и восстановить свое политическое влияние на Узбекистан, и вытеснить его с самого перспективного, то есть китайского, рынка сбыта.


  • Дата публикации: 12.06.2012
  • 900
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150