Применение УЗИП класса I+II
13.06.2022
ТОПовой новостью ведущих западных СМИ стала "сильная обеспокоенность" по поводу укрепления альянса Москва-Пекин-Ташкент, продемонстрированная во время июньского визита 2012г. Президента России Владимира Путина в Узбекистан и Китай. Что означают визит и заключенные договоренности?
- то ли Президент Узбекистана Ислам Каримов ведет сложную и хитроумную игру, умело маневрируя между Москвой и Пекином;
- или российский лидер Владимир Путин делает очередной сильный ход, пытаясь еще более укрепить позиции своей страны в Средней Азии, заручившись поддержкой Пекина?
- или это председатель КНР Ху Цзиньтао, искусно играя на лидерских амбициях руководства России и Узбекистана, пытается утвердить гегемонию Поднебесной в стратегически важном регионе, демонстрируя в очередной раз, что второй полюс мировой политики, вслед за США, находится в Китае?
Кто, чего и от кого ожидает и кто, кому и что предлагает в треугольнике Узбекистан-Россия-Китай? Кто делает первый шаг, и за кем остается последнее слово?
Этому визиту сразу же придали огромное значение, как в России, так и в Узбекистане. Все-таки первая зарубежная поездка новоизбранного президента Владимира Путина в Азию. Ее значение еще более вырастает, если вспомнить о скандальном отказе хозяина Кремля посетить Соединенные Штаты, где должна была пройти встреча G8. Вместо США Президент России вылетел в Узбекистан и Китай:
■ продолжительность и значение визита. Российский лидер 4 июня посетил столицу Узбекистана в рамках своего четырехдневного так называемого азиатского турне. Ташкент значился первым в списке городов, куда планировал приехать Владимир Путин и это, безусловно, очень важно. Например, в том же Душанбе или Бишкеке довольно ревниво наблюдали за данным визитом. Причем решение посетить Узбекистан не было спонтанным или вынужденным для российского президента, инициатива исходила от узбекской стороны, а приглашение поступило от Ислама Каримова сразу же после окончания президентских выборов в России. По неписаному правилу, первые поездки избранных лидеров стран свидетельствуют о новых внешнеполитических приоритетах. В данном случае это означает, что Москва будет вести свою политику в регионе, обязательно учитывая интересы Ташкента. Повестка дня держалась в секрете вплоть до самого начала визита и только накануне прилета Путина в Ташкент, выяснилось, что она будет исключительно экономической. С одной стороны, это плюс в актив И.Каримова (не дал возможности российскому коллеге развивать темы политической интеграции), с другой стороны, во внешней политике РФ экономические вопросы настолько тесно переплетены с политическими, что решение первых невозможно без ясности во вторых.
■ о чем договорились Путин с Каримовым? По итогам встречи президенты России и Узбекистана в подписали Меморандум о взаимопонимании между двумя странами о дальнейших совместных мерах по присоединению Республики Узбекистан к Договору о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Обе стороны выразили готовность отныне предпринимать только согласованные шаги, направленные на завершение переговоров по оформлению присоединения Узбекистана к Договору до конца 2012 года. Напомним, 18 октября 2011 года восемь стран СНГ (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и Украина) подписали Соглашение о зоне свободной торговли. О своем намерении стать участником Зоны свободной торговли Узбекистан заявил еще в начале 2012 года. 30 мая в Ашхабаде главы правительств СНГ приняли решение продолжить переговоры о присоединении Узбекистана к ЗСТ с намерением завершить их к сентябрю.
■ значение подписанного документа довольно велико. Он предусматривает сведение к минимуму товаров, к которым применяются импортные пошлины, экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены:
- на сегодняшний день Российская Федерация является крупнейшим внешнеторговым партнером Узбекистана;
- на долю России приходится пятая часть всего товарооборота среднеазиатской республики, это больше половины от товарооборота со всеми странами СНГ. Тем более, сейчас темпы его роста просто поражают;
- если в 2011 году обмен товарами между странами увеличился примерно на 9%, то в первом квартале товарообмен между Узбекистаном и Россией вырос аж на 40%;
- сегодня в Узбекистане действуют 944 предприятия с участием российского капитала, 210 из них созданы за последние три года. На территории России сейчас функционирует 458 предприятий с участием узбекских резидентов;
- "мы поговорили об экономическом сотрудничестве и конкретных проектах. Российские компании работают в Узбекистане достаточно активно. У нас большие инвестиционные планы", - отметил по завершению визита президент России. Судя по всему, В.Путин остался доволен визитом, о чем и заявил собравшимся журналистам: "Я считаю, что это очень хороший знак. Все больше и больше государств в рамках СНГ проявляет интерес к интеграции";
■ второй важнейший вопрос. Еще в ходе встречи в Ташкенте поднималась тема Афганистана, а точнее опасности, которая будет исходить от террористов после ухода войск НАТО из этой страны. Тему поднял Ислам Каримов, что говорит о его заинтересованности в российской помощи, но Владимир Путин ее охотно поддержал и даже развил. Он заявил, что Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), куда водят обе страны сделала немало для того, чтобы террористическая угроза в регионе резко снизилась. "Мы считаем контпродуктивными любые попытки третьих стран предпринимать какие-либо односторонние действия в регионе ответственности ШОС", – подчеркнул российский лидер, намекая, конечно, на Соединенные Штаты. Это высказывание очень красноречиво прозвучало накануне поездки президентов России и Узбекистана в Китай на заседание Совета глав государств - членов ШОС.
■ в-третьих, тезис "Биржевого лидера" и землячества трейдеров Узбекистана Академии Masterforex-V о том, кто для России ближе всех из стран СНГ - Узбекистан, нашел свое очередное и яркое подтверждение (подробнее в статье Инвесторам: кто в СНГ для России дороже других? В чем тайны российского-узбекских отношений?).
Конечно же, президенты России и Узбекистана поехали в Китай почти одновременно. Путин приехал раньше, в рамках своего азиатского турне, тем самым показывая, что Пекин хоть и важный, но не главный, пункт в его поездке. Президент Узбекистана Ислам Каримов совершил официальный визит в Китайскую Народную Республику с 5 по 7 июня:
■ Путин в Китае пробыл три дня (из четырех, отведенного на турне), что само по себе уже говорило о важности визита. Поездка в Узбекистан была исключительно важной, там российский лидер добился от довольно независимого Каримова согласие на дальнейшую интеграцию, возможно, в обмен на обещание защиты от талибов. С Китаем же требовалось согласовать множество моментов: во-первых, как обеспечивать эту защиту, во-вторых, какой порядок устанавливать в регионе после ухода США и как совместно действовать в будущем на международной арене. Ну и, конечно, экономические вопросы. "В 2011 году товарооборот России и Китая достиг рекордного показателя – 83,5 миллиардов долларов. Сегодня мы ставим цель уже в среднесрочной перспективе, к 2015 году – выйти на отметку в 100 миллиардов долларов, а к 2020 году – в 200 миллиардов долларов. Причем сегодняшняя динамика показывает, что такую планку можно преодолеть с опережением графика", – сообщил президент России.
Результатами переговоров Владимира Путина и ХуЦзиньтао стало подписание 17 важнейших документов. Среди них контракты о продолжении строительства Тяньваньской АЭС, о запуске российско-китайского нефтепровода, о поставке в КНР российской электроэнергии. Кроме того, главы государств обсудили позицию по ядерной программе Ирана и ситуацию на Корейском полуострове.
■ Каримов в Китае, так же как и Путин, провел переговоры с высшим политическим руководством страны – Председателем КНР, Премьером Госсовета Китая, а также с их заместителями. Результаты визита в Узбекистане назвали триумфом:
· была подписана совместная декларация об установлении отношений стратегического партнерства между двумя странами. Этот важнейший документ, который прорабатывался соответствующими ведомствами двух стран, состоит из таких положений:
- углубление политического взаимодоверия, повышение взаимной поддержки, твердая поддержка выбранного пути развития партнерской стороны. Этот пункт чрезвычайно важен для Узбекистана.
- содействие деловому сотрудничеству, расширению масштабов торгово-экономического сотрудничества, углубление сотрудничества в энергетической сфере, в области несырьевых и высоких технологий, совместное создание особых экономических зон и т.д.
- развитие тесного сотрудничества в области безопасности, борьбе с "тремя силами зла" (терроризм, экстремизм, сепаратизм), контрабандой, а также транснациональной организованной преступностью.
· в рамках визита президента Каримова в Китай было подписано более 40 торгово-экономических, инвестиционных и финансовых соглашений и контрактов на общую сумму $5,2 млрд.
· обсуждались широкие перспективы для наращивания инвестиционного взаимодействия в нефтегазовой и нефтехимической, химической, горнодобывающей промышленности, сферах транспорта и логистики, машиностроения, телекоммуникаций. Говорилось о завершении строительства третьей очереди узбекского участка газопровода Туркмения–Узбекистан–Казахстан–Китай, железной дороги по маршруту Китай — Киргизия — Узбекистан и о налаживании авиарейсов между странами.
· были достигнуты договоренности о поставках в Китай на долгосрочной основе таких стратегически важных материалов, как хлопок, уран, природный газ, цветные и редкие металлы.
· подписано соглашение о "валютном свопе" на сумму 106 млн. долл. Именно в таком объеме предприниматели двух стран произведут взаимные расчеты в юанях Китая и сумах Узбекистана.
Напомним, что Китай уже сегодня реализует в Узбекистане ряд инвестиционных проектов на общую сумму более 5 млрд. долларов США (это касается, в основном, химической, нефтегазовой, энергетической, транспортной промышленности и области высоких технологий). В республике функционирует более 400 предприятий с участием китайских инвесторов.
Интересно, что тон в переговорах между Исламом Каримовым и Ху Цзиньтао был очень теплым и дружеским. "Мы всегда будем верным другом и надежным партнером Узбекистана" - заявил глава КНР в завершение встречи. С Владимиром Путиным разговор был скорее деловым. Многие эксперты объясняют это некой покровительственностью, которую Китай демонстрирует в отношении Узбекистана и чего не может сделать в отношении России. Есть мнение, что партнерство в энергетической сфере между Китаем и Узбекистаном развивается более динамично, поскольку стороны, в отличие от той же России, не связывают этот вопрос с политическим сотрудничеством и не пытаются тем самым подчеркнуть зависимость друг от друга. Москве же в данной обстановке довольно сложно действовать, ведь она одновременно хочет и восстановить свое политическое влияние на Узбекистан, и вытеснить его с самого перспективного, то есть китайского, рынка сбыта.
Тема дня 02.10.2024
Новости компаний 30.09.2024
Тема дня 24.09.2024
Новости компаний 23.09.2024
Новости компаний 01.10.2018
Традиционная энергетика 01.09.2024
Технологии 02.10.2021
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также