Российские сценарии для Киева

Российские сценарии для Киева

Приближение даты вступления в должность президента Владимира Путина ставит вопрос о содержании внешней политики России в отношении Украины.

Во второй половине 2010 года Украина сделала крутой разворот в отношениях с Россией, пойдя на сближение с западными странами и перечеркнув Харьковские договоренности. В Москве подобный политический кульбит украинских властей вызвал непонимание: почему пророссийский политик, на которого в Москве в течение многих лет делали ставку, стал приверженцем внешнеполитического курса Виктора Ющенко? Между тем трансформация позиции украинского президента – от сближения с Россией до внешнеполитической ориентации Украины на Запад – имеет под собой фундаментальные причины. Непонимание, а зачастую и игнорирование внутриполитических процессов в Украине уже не раз приводило к провалам на украинском направлении.

При всем многообразии вариантов внешней политики России в отношении Украины можно выделить два основных сценария. Их реализация будет определяться целями, которые сформулирует новый президент России на украинском направлении.

Первый сценарий предполагает сохранение Россией курса, который проводится в отношении Украины в последние год-полтора. Смысл его сводится к тому, чтобы, призывая Украину к вступлению в Таможенный союз и созданию газотранспортного консорциума, продолжать пассивно наблюдать последовательное расширение сотрудничества между Киевом и ЕС, который по мере приближения парламентских выборов усиливает давление на Украину.

Приход к власти в Украине националистических сил по итогам выборов в Верховную Раду осложнит развитие российско-украинских отношений и сделает бессмысленным обсуждение любых интеграционных инициатив, поскольку внешнеполитические предпочтения Киева еще больше качнутся в сторону Запада. Впрочем, существует высокая вероятность того, что парламентские выборы запустят механизм подготовки смены нынешнего президента. Признание массовых нарушений на выборах в Верховную Раду может стать сигналом формированию единого оппозиционного движения. Тем более что имеется приемлемая для Запада фигура лидера «Фронта перемен» Арсения Яценюка. В итоге с учетом сложной экономической ситуации и разочарований населения восточных регионов нет никаких гарантий, что президентские выборы не состоятся раньше определенного законодательством срока. В этом случае России останется только наблюдать и по ходу корректировать свою политику на украинском направлении. Чтобы этого не произошло, России следует попытаться реализовать иной сценарий, который может изменить характер двусторонних отношений и затормозить расширение политического сотрудничества Киева с ЕС.

Конечно, за оставшееся до парламентских выборов в Украине время сложно предлагать и тем более реализовать новый экономический курс. Однако аргументы экономических выгод для президента и крупного бизнеса, имеющего интересы в России, может принести свои результаты. Помимо этого, Россия может пойти на выдвижение более жестких условий представления Украине экономической помощи. Данный вопрос является для Киева весьма актуальным, если учитывать масштаб и характер экономических проблем, с которыми сталкивается Украина. Тем более что расчет украинских властей на помощь западных стран и МВФ пока не оправдался. К тому же украинские власти слабо просчитывают внутриполитические последствия сближения с националистическими силами. Видимость победы на парламентских выборах уже очень скоро может обернуться значительным ослаблением Партии регионов и лично Виктора Януковича. «Заигрывание» с радикальными националистическими силами в итоге приведет к ситуации, когда президент окажется под их сильным давлением. Приближение даты президентских выборов будет усиливать вовлеченность западных стран, которые вряд ли будут делать ставку на нынешнего президента.

Разворот в сторону России спровоцирует критику внутри страны и за ее пределами. Однако политические выгоды будут перевешивать издержки от изменения внешней политики. Прежде всего Партия регионов может рассчитывать на расширение электоральной базы в юго-восточных областях Украины и повышение рейтинга, что позволит ей формировать парламентское большинство с участием союзников по нынешнему составу парламента – коммунистами и Блоком Литвина и отказаться от «услуг» националистических партий. Вступление Украины в Таможенный союз, создание газотранспортного консорциума позволит стабилизировать экономическую ситуацию. В итоге Янукович сохранит свободу для политического маневра, что позволит ему рассчитывать на переизбрание на следующий президентский срок.

Приближающиеся парламентские выборы в Украине с перспективой прихода к власти политических сил, выступающих за ревизию двусторонних отношений и усиление сотрудничества с западными странами, оставляют России немного времени для расстановки акцентов во внешней политике. От того, какой сценарий в отношении Киева будет реализовывать российский президент, зависит будущее двусторонних отношений.

Сергей Жильцов - доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Дипломатической академии МИД России.

"Независимая газета" (Россия)


  • Дата публикации: 13.04.2012
  • 500
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150