«Северный поток»: политическая игра или "газовая проблема" для Украины?

«Северный поток»: политическая игра или "газовая проблема" для Украины?

Украинская газотранспортная система, которой Киев так гордился и часто использовал в качестве средства давления на Россию и ЕС, как то в одночасье утратила всю свою ценность и значение. А причиной тому стал запуск 6 сентября нынешнего года первой нитки российско-германского морского газопровода "Северный поток".
 
Пока что в трубу, проходящую по дну Балтийского моря, был запущен только так называемый "технологический газ", который должен ее заполнить до определенного давления, а в октябре уже ожидается полноценная транспортировка «голубого топлива» европейским потребителям. Таким образом, «Газпром», как основной поставщик российского газа в Европу выполнил свое обещание и провел новые пути для транспортировки газа в обход Украины.
 
Что известно о «Северном потоке»?
 
Газопровод пройдёт по морскому дну через акваторию Балтийского моря от бухты Портовая, что в районе российского города Выборг, до германского побережья, а именно до города Грайфсвальд:
1. Протяженность. Общая длина новой транспортной системы составляет около 1,2 тыс. км.
2. Стоимость. По словам вице-премьера РФ Игоря Сечина, стоимость газопровода " Nord Stream " составляет 8,8 млрд. евро.
3. Вторая нитка. Пока запущена первая нитка газопровода, но активно строится и вторая, запуск которой позволит увеличить пропускную способность «Северного потока» до 55 млрд. куб м. Уже проложено более 650 км. этого пути, а запуск планируется осуществить в следующем году.
4. Совладельцы. Новой магистралью на паях владеют компании: Nord Stream AG - ОАО "Газпром" (51%), BASF SE/Wintershall Holding GmbH и E.ON Ruhrgas AG (по 15,5%), голландская N.V. Nederlandse Gasunie и французская GDF Suez S.A. (по 9%).
5. Главная цель постройки. Дорогостоящий проект «Северный поток» задумывался и был осуществлен как альтернатива газо-транспортной системе независимой Украины – до недавнего главного транзитера российского газа в Европу. Украинско-российские отношения, которые за последние шесть лет сопровождались минимум тремя «газовыми войнами» очень беспокоили европейских потребителей российских энергоносителей.
 
В результате российское правительство и «Газпром» были вынуждены пойти на убытки с целью диверсификации в сфере экспорта «голубого топлива». «Северный поток», так же как и «Южный поток» (который еще строится), в будущем должен полностью заменить газо-транспортную систему Украины и стать основным путем поставок российского газа в Старый Свет. Именно поэтому магистраль предназначена, главным образом, для переноса потоков с уже действующих маршрутов. Украинских транзитеров постепенно хотят лишить всех преимуществ: даже для Чехии и Словакии российский газ вопреки элементарной географии и здравому смыслу планируется транспортировать через Германию.
 
Расчеты россиян:
1. «Избавиться от диктата стран-транзитеров». Именно так премьер-министр РФ Владимир Путин охарактеризовал основную цель строительства и запуска «Северного потока». "Как у любой транзитной страны, всегда есть искушение попользоваться своим транзитным положением. Теперь этот эксклюзив исчезает", - подытожил российский премьер после того, как лично запустил первую линию" Nord Stream ".
2. Теперь развязаны руки. С сентября нынешнего года Москва может разговаривать с Киевом жестче, чем когда-либо, поскольку из рук украинцев удалось выбить последний козырь – транспортировку российского газа в Европу. Теперь можно сколько угодно повышать цену газа для Украины, объясняя ее якобы условиями рынка, давить на ее руководство с целью добиться слияния «Нафтогаза» с «Газпромом» или вступления Украины в Таможенный союз, обещая в награду снижение цены на желанное «голубое топливо».
3. Украину лишат газа. Уже построенная первая нитка " Nord Stream " способна обеспечить транспортировку около 20 миллиардов кубометров газаиз России в Европу в год. Это практически столько же, сколько ежегодно перекачивалось через украинскую ГТС.
4. Украину лишат денег. По мнению генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности РФ Константина Симонова, введение в эксплуатацию «Северного потока» приведет к недополучению Украиной потенциальной прибыли в размере 770 млн. долл. в год.
 
Аналитики компании "Форекс-тренд" (входит в ТОП мирового рейтинга брокеров форекс Академии Masterforex-V), обращают внимание на основные плюсы газо-транспортной системы Украины:
1. Объемы прокачки снизятся незначительно. На это надеется министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко. Согласно приведенным им расчетам, запуск «Северного потока» не сможет радикальным образом повлиять на работу ГТС Украины. "Сегодня мы транзитируем больше, чем в прошлом году, с учётом увеличения потребления газа в Европе мы рассчитываем, что у нас если уменьшится объём транзита, то незначительно", - заявил министр. Действительно, за 8 месяцев 2011 г. объем транзита российского газа в Европу через Украину вырос на 13,76%, достигнув отметки 70 млрд. 43 млн. куб. м. Эти цифры на целых 13,24% превышают показатели 2010 г.
2. Украина рекламирует свою ГТС. Украинская сторона настаивает на уникальности своей газо-транспортной системы. Ее особенность заключается в наличии крупных подземных хранилищ, расположенных около западной границы. Именно этот фактор обеспечивает абсолютно стабильные поставки газа в страны Западной Европы при любых обстоятельствах. Чего нельзя сказать про обходные газопроводы - "Северный поток" и "Южный поток". Они проложены по дну моря, вследствие чего их функционирование может быть связано с многочисленными и не всегда изученными рисками. Стоит ли менять надежный канал поставок газа на новаторский и непроверенный ради какой-то эфемерной политической выгоды?
3. Киев призывает к модернизации ГТС. Как выход для Украины видится модернизация газо-транспортной системы, принять участие в которой приглашаются все, в том числе и российский «Газпром». И президент страны Виктор Янукович, и премьер Николай Азаров призывали западных инвесторов принять участие в этом процессе. В декабре 2010 г. Украина начала модернизировать ГТС собственными силами. В 2011 г. в обновление планируется вложить 3,1 млрд. грн. Средства пойдут на модернизацию магистральных газопроводов и станций, на реконструкцию компрессорных станций, а также на усовершенствование подземных газохранилищ.
4. Украина угрожает демонтировать свою ГТС. Как крайний способ убеждения официальный Киев использует скрытые угрозы, обещая частично демонтировать свою газо-транспортную систему в случае ее невостребованности. Как сказал журналистам пресс-секретарь премьер-министра Украины Виталий Лукьяненко: «Россия строит обходные трубопроводы вокруг Украины. Украина хочет получить ясный ответ, рассчитывает ли в дальнейшем РФ использовать украинскую ГТС. Если не собирается использовать, то ее содержание для Украины нерентабельно». В случае незаинтересованности сторон в использовании украинской ГТС, она может быть либо частично демонтирована, либо использоваться другим образом.
 
Что представляет из себя украинская ГТС? Газотранспортная система Украины включает в себя 37,5 тыс. км газопроводов, 71 компрессорную станцию и 13 подземных хранилищ газа с общим активным объемом газа 32 млрд. куб. м. Пропускная способность системы на входе - 288 млрд куб. м газа в год, на выходе - 175 млрд. куб. м, в том числе в страны Евросоюза - 141 млрд куб. м. По словам экс-премьера страны Юлии Тимошенко, стоимость газотранспортной системы Украины может составить 150 млрд. долл.(!) И вся эта «махина» в ближайшее время рискует остаться не у дел, - пишет www.profi-forex.org.

Источник: "Нефть России"

  • Дата публикации: 20.09.2011
  • 549
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150