Применение УЗИП класса I+II
13.06.2022
Первые симптомы похолодания в российско-украинских отношениях были отмечены в середине 2010 года. После триумфальных соглашений по газу и флотуУкраинастала медлить с реализацией совместных проектов экономического сотрудничества. Однако Знаковым событием, которое продемонстрировало истинные цели украинских властей во внешнеполитической сфере, стало принятие в середине 2010 года закона «Об основах внутренней и внешней политики». В этом законе помимо внеблокового статуса, на чем акцентировали внимание многие политики и эксперты, был зафиксирован приоритет европейского вектора украинской политики. Интеграция в Европу была провозглашена ключевой задачей. Для этого предполагалось перевести функционирование украинской экономики и общественной жизни на стандарты и законодательство европейских стран по широкому кругу вопросов. О российском направлении в законе даже не говорится.
Дальнейший разворот в сторону европейских стран сопровождался риторикой Киева о необходимости развития отношений с Россией. Заявления носили декларативный характер и не подкреплялись реальным наполнением, а о «Большом договоре» в Украине вообще предпочитали не вспоминать, хотя этот документ определял стратегический характер отношений между Россией и Украиной.
На этом фоне демонстративно конфликтными выглядели попытки Украины пересмотреть газовые соглашения, подписанные в январе 2009 года. Акцент Киева на газовом вопросе обострил отношения между странами и подменил собой комплекс двусторонних отношений.
В России политика Виктора Януковича вызвала разочарование. Появившиеся впервые за почти 20-летнюю историю независимого существования Украины надежды наладить конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество с Киевом не оправдались. Российские предложения о вхождении в Таможенный союз, создании газотранспортного консорциума, налаживании тесного экономического взаимодействия были отвергнуты украинскими властями, заявившими о неизменности курса Украины на интеграцию в ЕС.
Европейский вектор
В политике Виктора Януковича в отношении России нет ничего удивительного. На протяжении почти 20 лет независимости о приоритетности европейского выбора говорили все украинские президенты. Например, можно вспомнить ежегодный доклад Леонида Кучмы для Верховной Рады 1996 года, в котором говорилось, что «интеграция в Европу – наш сознательный и стратегический выбор».
Отдельные периоды усиления российского влияния были непродолжительными и не отличались геополитическими победами. Как правило, после разворота в сторону Москвы Киев отыгрывал назад, продолжая политику расширения сотрудничества с европейскими странами.
В Киеве надеются, что предстоящий в декабре саммит ЕС–Украина даст новый импульс движению Украины в европейском направлении. Конкретное наполнение сотрудничества с Брюсселем должно быть закреплено в соглашениях об ассоциированном членстве и зоне свободной торговле между Украиной и ЕС.
Аргументы Киева
Следует отметить, что аргументы, приводимые украинскими властями в поддержку интеграции в ЕС, страдают отсутствием конкретики и расчетов внешнеполитических и экономических последствий для Украины от создания зоны свободной торговли и соглашения об ассоциации. Несмотря на это, на Украине считают, что подписание данных документов закрепит в Украиной статус европейского государства и наметит перспективы дальнейшего сотрудничества с ЕС. В этом контексте в Киеве ожидают, что после подписания соглашения об ассоциации ЕС пересмотрит свою политику в отношении Украины прежде всего в вопросах демократии и прав человека и будет содействовать Украине в подготовке к вступлению в ЕС. Через сближение с ЕС в Украине рассчитывают уменьшить российское влияние и усилить свои переговорные позиции по газу, газотранспортной системе, Керченскому проливу.
Среди украинских политиков и экспертного сообщества, доказывающих выгодность европейского курса, распространено убеждение, что европейские страны, подписав соглашение, будут заинтересованы в развитии украинской промышленности, особенно ее технологических производств. Данный тезис опровергается участием Украины в ВТО. Членство в этой организации не привело к росту иностранных инвестиций и решению проблем, с которыми сталкивается украинская экономика. Так, несмотря на усилия Киева привлечь в свою экономику инвестиции европейских стран, на украинской территории не было реализовано крупных инвестиционных проектов.
Интересы ЕС в Украине
Политика ЕС в отношении Украины базируется на долгосрочных интересах, которые учитывают весь комплекс проблем с Киевом. Через подписание соглашений о зоне свободной торговли и ассоциации Брюссель стремится юридически закрепить свое влияние на внешнюю и внутреннюю политику Украины.
Ключевым вопросом для ЕС выступает расширение доступа к украинскому рынку, что должно смягчить экономические проблемы европейских стран. Реализация подобного сценария приведет к тому, что экономический потенциал украинской промышленности будет значительно снижен. Прежде всего в тех секторах экономики, которые выступают конкурентами европейской промышленности.
Для продвижения своих интересов европейские страны используют риторику о правах человека, демократии и необходимости развития свободной торговли. Наглядным примером подобного давления на украинское руководство стало «дело Тимошенко», которому в Евросоюзе отводят особую роль. Нельзя исключать, что в дальнейшем формулировки в заявлениях и решениях ЕС станут более жесткими.
В реализации своей политики ЕС учитывает заинтересованность Украины получить внешнеполитическую поддержку. Европейские страны готовы оказать ее Киеву, но в обмен требуют значительные экономические уступки, в том числе и на переговорах о создании зоны свободной торговли.
Европейские страны последовательно усиливают свое давление на украинские власти, стремясь ни при каких условиях не допустить разворота Киева в сторону Москвы. Соглашение о создании зоны свободной торговли с Украиной рассматривается ЕС как важный рубеж, после которого российско-украинские отношения будут значительно ослаблены. Ценность Украины для ЕС определяется ролью противовеса российской политики на постсоветском пространстве.
Вызовы для российской политики
В своем движении в ЕС Украина не принимает во внимание интересы России, которая многократно и на разных уровнях пыталась донести до украинского руководства заинтересованность в развитии экономического сотрудничества и одновременно обеспокоенность внешнеполитическим курсом, нацеленным на интеграцию в ЕС. Однако посылаемые Москвой сигналы были проигнорированы.
Декабрьский саммит ЕС–Украина может стать поворотным в отношениях России и Украины. В случае подписания соглашений о зоне свободной торговле и ассоциации следует ожидать изменения позиции Киева по многим вопросам российско-украинских отношений, которые могут вернуться во времена Виктора Ющенко. Впрочем, независимо от принятых на саммите ЕС–Украина решений Украина продолжит движение в сторону ЕС, который безосновательно рассматривается Киевом в качестве стратегического партнера.
Перспектива дальнейшего ослабления российско-украинских отношений и усиления позиций ЕС не устраивает Россию. Однако помешать развитию сотрудничества Украины с ЕС Россия не может, поскольку не располагает для этого рычагами. Экономические и газовые доводы показали свою неэффективность в решении политических вопросов. В результате в политическом плане Киев все дальше отдаляется от России, которая вынуждена наблюдать за стремительным развитием отношений Украины с ЕС, заинтересованным добиться снижения российского влияния на постсоветском пространстве.
Оглашение приговора Тимошенко может привести к временному охлаждению отношений Брюсселя и Киева, но вряд ли европейцы откажутся от прежнего курса в отношении Украины.
Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем
Источник: «Независимая газета» (Россия)
Тема дня 10.10.2024
Новости компаний 09.10.2024
Тема дня 02.10.2024
Новости компаний 30.09.2024
Новости компаний 01.10.2018
Традиционная энергетика 01.09.2024
Технологии 02.10.2021
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также