–иски и возможности регулировани€ парниковых выбросов

–иски и возможности регулировани€ парниковых выбросов

Ќа выращивание конопли в домашних услови€х в —Ўј тратитс€ 1% всей потребл€емой электроэнергии. “акие данные приводит New York Times, ссыла€сь на исследование авторитетной Ќациональной лаборатории имени Ћоуренса Ѕеркли ”ниверситета  алифорнии. ¬нимание исследователей, а затем и газеты привлек не масштаб домашнего производства марихуаны, а то, что сопутствующие выбросы парниковых газов равны выбросам от 3 млн. автомобилей. ¬ развитых индустриальных странах люба€ экономическа€ де€тельность оцениваетс€ уже не только в денежном, но и в —ќ2-эквиваленте. ¬сеобщий парниковый эквивалент стал универсальной, удобной расчетной единицей на пути к низкоуглеродной, энергетически устойчивой экономике, энергоэффективности, энергосбережению, единицей, снабженной развитым методологическим аппаратом перерасчета из тонн условного топлива, киловатт электроэнергии и т.д.

–астуща€ попул€рность новой расчетной единицы не может быть объ€снена лишь всеобщим педантичным стремлением точно вы€снить, какой именно вклад в глобальный парниковый эффект вносит та или ина€ хоз€йственна€ де€тельность вне зависимости от ее видимой экологической безобидности или вредоносности. —ќ2-эквивалент снабжает достоверной информацией о том, насколько энергетически расточительным €вл€етс€ предпри€тие, способ его хоз€йствовани€ и клиентура.

”страшающие последстви€ глобального изменени€ климата или впечатл€ющие расчеты положительного эффекта на здоровье населени€ в результате регулировани€ парниковых выбросов не производ€т впечатлени€ на российский истеблишмент. Ќо помимо этого регулирование парниковых выбросов позвол€ет уверенно реализовать, например, такую масштабную, но пока декларативную цель, как снижение энергоемкости ¬¬ѕ на 40% к 2020 году по сравнению с 2008-м (актуальность этой задачи подтверждена в выступлении ƒмитри€ ћедведева в √осдуме при утверждении на посту председател€ правительства –‘). ќ том, что эта цель, возможно, и не рассматриваетс€ всерьез, говорит тот факт, что ни один из сценариев социально-экономического развити€ –оссии до 2030 года, представленных в апреле ћинэкономразвити€ –‘, включа€ инновационный и форсированный, не предусматривают возможности снижени€ энергоемкости ¬¬ѕ такими темпами. »спользовать очевидную положительную коррел€цию между энергоемкостью ¬¬ѕ и уровнем парниковых выбросов дл€ выполнени€ задачи повышени€ энергоэффективности и конкурентоспособности экономики пока не представл€етс€ возможным.

Ёксперты совместной рабочей группы ћинэкономразвити€ –‘ – «ƒеловой –оссии» по проблемам регулировани€ парниковых выбросов пришли к выводу, что введение парникового регулировани€ в –оссии может привести к попыткам перенести новые парниковые издержки на потребителей; к некоторому снижению темпов роста экономики и повышению уровн€ инфл€ции на период перераспределени€ инвестиционных потоков в пользу высоких технологий, наукоемких секторов; к использованию коррупционного потенциала при администрировании системы.

Ќо эти риски вполне поддаютс€ управлению, а главные угрозы нарастают вследствие того, что с будущего года –осси€ отказываетс€ от международных количественных об€зательств по ограничению парниковых выбросов (не счита€ юридически не об€зывающего обещани€ снизить парниковые выбросы к 2020 году на 15–25% от уровн€ 1990 года, то есть фактически увеличить текущий уровень примерно на 10–20%) и не создает внутреннюю систему регулировани€. ¬ результате –осси€ становитс€ крайне у€звимой дл€ так называемого углеродного протекционизма, то есть дл€ мер государств по защите своих производителей от конкурентов, не обремененных ограничени€ми на выбросы парниковых газов. ѕока –осси€ участвует в об€зательствах и механизмах  иотского протокола, она защищена от возможных претензий и обвинений в безответственной климатической, экологической, энергетической политике и от протекционистских мер против нее.   концу нынешнего года, если не будут прин€ты политические решени€ об участии в создании системы новых об€зательств в посткиотский период, о создании собственной системы парникового регулировани€, это «прикрытие» исчезнет.

ѕрин€тие об€зательства по ограничению парниковых выбросов в рамках рыночных механизмов означает установление такого уровн€, относительно которого сокращени€ фактически эквивалентны финансированию. ѕричем, по заключению ÷ентра экономики окружающей среды и природопользовани€ Ќ»” ¬ЎЁ, уровень углеродоемкости и изношенности энергетического оборудовани€ и инфраструктуры в –оссии настолько высок, что с учетом предсто€щей в ближайшее дес€тилетие их вынужденной замены или выхода из стро€ заметно превысить существующий объем парниковых выбросов можно лишь целенаправленными диверсионными усили€ми. ≈сли же результативные усили€ направить на повышение энергоэффективности и конкурентоспособности экономики, то выбросы будут сокращатьс€.

»нвестиционный потенциал

»так, энергоемкость российской экономики в случае установлени€ цены на парниковые выбросы обернетс€ инвестиционным потенциалом. ѕо оценкам российских и международных экспертов, этот потенциал в 2007 году составл€л 793 млн. т —ќ2-эквивалента («Ёнергоэффективность в –оссии: скрытый резерв», группа ¬семирного банка в сотрудничестве с ÷ЁЌЁ‘). ÷ена на эти сокращени€ зависит от спроса, то есть от строгости об€зательств участников рынка, и объективно –осси€ – крупнейший потенциальный поставщик углеродного рынка – как никто другой, заинтересована в максимальной жесткости ограничений.

”глеродоемкость российского экспорта (энергоемкость, оцененна€ в —ќ2-эквиваленте), как и углеродоемкость ¬¬ѕ, по оценкам, едва не достигает 4 кг CO2-эквивалента на 1 долл. Ёто в 10 раз больше, чем в ≈вросоюзе, в 15–20 раз выше, чем в японии. ѕарниковое содержание – не менее 5% общей стоимости экспорта. ѕарникова€ составл€юща€ вполне может стать предметом таможенного или иного регулировани€ со стороны торговых партнеров –оссии в ближайшее врем€. ¬ ≈вросоюзе уже действует законодательна€ норма, позвол€юща€ включать в европейскую систему торговли выбросами импортеров продукции секторов высокой углеродоемкости. ¬ случае же введени€ ценового механизма дл€ парниковых выбросов внутри –оссии парниковое содержание экспорта также обернетс€ инвестиционным потенциалом, который можно реализовать, например, предложив на мировой рынок углеродонейтральный экспорт, то есть поставки энергоемкой продукции в пакете с сокращени€ми, компенсирующими ее соответствующий объем парниковых выбросов. Ёто в том числе позволит оставить в –оссии ту часть природной ренты за пользование российскими энергоносител€ми, котора€ сейчас изымаетс€ в рамках европейской торговой системы.

”глеродное финансирование, как показывает опыт реализации проектов совместного осуществлени€, носит триггерный характер, позвол€ет преодолеть требовани€ к минимальной прибыльности проектов и запускает механизм капиталовложений, в несколько раз превышающих стоимость сокращений выбросов.

—истемы регулировани€

¬ насто€щее врем€ активно идет процесс формировани€ глобальной среды регулировани€ парниковых выбросов, состо€щей из диверсифицированных национальных и наднациональных систем. –ыночные системы регулировани€ атмосферных выбросов стро€тс€ на солидной научной основе, котора€ создавалась и развиваетс€ с начала прошлого века усили€ми экономистов – от јртура ѕигу до ƒжона ƒейлза и многими другими – и на основе практического опыта – от административного эксперимента по введению политики компенсации превышени€ лимитов атмосферных выбросов в —Ўј в 1976 году до запуска системы торговли выбросами в  алифорнии (2011 год), прин€ти€ закона о национальной системе квотировани€ и торговли в ёжной  орее (2012 год).

—траны и секторы, в которых такого регулировани€ нет, будут постепенно включатьс€ в орбиту внешних систем, как это произошло с международной авиацией и произойдет в ближайшей перспективе с морским транспортом, а далее и с экспортерами углеродоемкой продукции. ƒаже просто выбира€ из двух зол меньшее, –оссии целесообразно самой определ€ть услови€ и механизмы регулировани€ собственных выбросов парниковых газов, исход€ из собственных интересов, с учетом международной климатической политики и мен€ющейс€ глобальной парадигмы развити€.

Ќи в одной стране подобные ограничени€ поначалу не встречали единодушного одобрени€ и проводились усилием воли политического руководства при поддержке гражданского общества. Ќо во введении, казалось бы, искусственных ограничений дл€ стимул€ции роста конкурентоспособности страны нет ничего революционного. Ёто лишь способ принудительного ускорени€ перехода от экстенсивного к качественно новому развитию.

јнтон ёрьевич √аленович - к. и. н., "ƒелова€ –осси€", Ќациональна€ организаци€ поддержки проектов поглощени€ углерода.

"Ќезависима€ газета" (–осси€)

  • ƒата публикации: 19.06.2012
  • 2004
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150