Смертельные НПЗ: когда россияне задохнутся от выхлопных газов

Смертельные НПЗ: когда россияне задохнутся от выхлопных газов

Ни для кого не секрет, что качество российского бензина всегда оставляло желать лучшего, а нефтяные компании, хотя и декларируют намерения модернизировать свои НПЗ, не торопятся их выполнять, предпочитая экспортировать мазут, а затем - уже за рубежом - производить из него высококачественное топливо.

Между тем количество автомобилей в России продолжает увеличиваться, и потребности в топливе также растут. НПЗ наращивают мощности, увеличивая производство бензина невысокого качества. Результат - резкий рост числа людей, страдающих аллергией, астмой и раком легких. Эксперты делают неутешительные выводы: жители крупных городов задыхаются в прямом смысле этого слова, а причина кроется в устаревших НПЗ и низкокачественном бензине.

Как мы до такого докатились?

До распада СССР счастливых обладателей жигулей в средних и малых городах России можно было пересчитать по пальцам, а ночью легковую машину на дороге было встретить в диковинку. Соответственно и вредных выбросов в те времена почти не было. Тогда наши НПЗ были ориентированы в основном на выпуск мазута и дизтоплива. Выпускался и бензин марок А-76 и А-80.

С тех пор прошел не один год, сейчас средний возраст российских НПЗ составляет около 60 лет, а изношенность их основных фондов доходит до 80%. Когда в 90-х гг. Россия перешла на рыночную экономику, оказалось, что стоимость нашего бензина в разы ниже, чем в Европе. Чтобы избежать стремительного оттока российских нефтепродуктов за рубеж и возникновения дефицита на внутреннем рынке, были выставлены заградительные пошлины на вывоз светлых нефтепродуктов. В результате нефтяникам стало выгодно производить только мазут, который впоследствии - уже на иностранных НПЗ - перерабатывался в светлые нефтепродукты. Инвестиции в нефтеперерабатывающую отрасль перестали быть выгодными и интересными.

А воз и ныне там

Спустя 20 лет российские власти очнулись ото сна и решили "заставить" нефтяников модернизировать свои НПЗ. Были установлены и сроки перехода на более экологичное топливо - январь 2015г. Однако не стоит ждать, что угрозы высоких штрафов помогут решить эту задачу. Нефтяники не только не хотят модернизировать существующие НПЗ, но также не хотят строить новые заводы, поскольку примерный срок реализации такого проекта занимает 5 и более лет, а государство, в свою очередь, не может гарантировать неизменность параметров налогообложения экспорта нефтепродуктов и условий их дальнейшей транспортировки.

С 2002г. Россия экспортирует сырой нефти больше, чем ее перерабатывает, поскольку отправлять нефтепродукты за границу оказалось намного выгоднее. Правительство планирует для стимулирования повышения глубины переработки нефти выровнять пошлины на светлые и темные нефтепродукты и запретить подключение к магистральным нефтепроводам новых НПЗ, глубина переработки на которых меньше 70%. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что предпринимаемые шаги не увенчаются успехом.

По мнению эксперта "Info Lain Аналитика" Ивана Федякова, эти меры носят запретительно-ограничивающий характер и относятся лишь к корректировке условий транспорта и сбыта, но не создают комплексных условий роста инвестиций в нефтеперерабатывающую и нефтяную отрасли.

Собака на сене

Позиция правительства в данном вопросе вполне понятна. Если переложить затраты на модернизацию на потребителей, это приведет к моментальному росту цен на топливо и к скачку инфляции. Власти не могут допустить повышения цен на бензин и другие виды топлива, поскольку они заложены в цены практически всех товаров и услуг. Пойти на такие меры, тем более перед выборами, правительство просто не может. Но и реальных мер для стимулирования развития нефтепереработки тоже не принимается. Пока только одни декларации с обеих сторон.

Сейчас правительство пытается заставить нефтяников, а не создать для них условия для развития нефтепереработки. С одной стороны, государство требует повышения качества и стандартов переработки, которые однозначно потребуют больше инвестиций, а с другой стороны, настаивает на снижении цен на конечную продукцию. Однако режим работы из-под палки просто не может быть эффективным, полагают эксперты.

Все осознают, что бензин более высокого качества будет стоить дороже, и потребитель не хочет брать на себя эти издержки. Правительство же вместо создания условий требует сохранить цены на низком уровне, да при этом еще и инвестировать в модернизацию. "Получается, что экономических стимулов для программ обновления НПЗ на самом деле просто нет", - полагает И.Федяков.

Есть ли у нас экологический мониторинг?

Получается, что цены на российские нефтепродукты полностью соответствуют рыночным, а качество оставляет желать лучшего. В результате потребитель платит за топливо, от которого "кашляет" не только его машина, но и все окружающие. Мы попытались выяснить, как сказываются на здоровье человека, особенно городского, выхлопные газы. Правда, надо признать, эта попытка не увенчалась успехом.

Оказывается, в России если какое-то учреждение и производит соответствующие исследования, то их результаты, скорее всего, засекречены. Так, в Министерстве природных ресурсов и экологии нас вежливо направили в Росгидромет, который как выяснилось, мониторит состояние атмосферного фронта не только на предмет дождей, но и на предмет концентрации ядовитых веществ. Правда, в ведомстве пояснили, что наблюдения ведутся только за особо опасными объектами, к которым НПЗ не относятся.

В Ростехнадзоре напомнили, что функции экологического мониторинга переданы Росприроднадзору, где информацию также не удалось получить. Не проводили соответствующих исследований и в "Гринписе". Научный центр профильной медицины Минздрава отправил нас в научно-исследовательский институт Гигиены и экологии человека. И вот только здесь удалось получить некоторые пояснения.

Оказывается, предприятия нефтепереработки классифицируются по степени опасности в зависимости от объемов выбросов в атмосферу. Так, места хранения нефти и битумов относятся ко второму классу опасности - жилое помещение или социальное учреждение не может располагаться ближе, чем в 500 м. Расстояние до АЗС, в зависимости от наличия системы закольцовки (возврат выбросов обратно в АЗС), должно составлять минимум 50 м, а при отсутствии такой системы - 100 м. НПЗ относится к первому классу опасности, предусматривающему отсутствие жилья в радиусе 1 тыс. м.

Страхи россиян

Что же думают сами россияне по поводу воздуха, которым они дышат? По данным исследовательского центра ВЦИОМ, порядка 12% от числа опрошенных в Московском регионе респондентов в числе наиболее опасных объектов с точки зрения экологии назвали АЗС. Химические производства пугают 8% жителей, "заводы и фабрики вообще" - 6%, ТЭЦ - 5%. Около 4% респондентов считают, что опасными для окружающей среды являются нефтеперерабатывающие и цементные заводы в Капотне и 2% голосов получили ответы "нефтеперерабатывающие производства". В тоже время, поражает инфантильность некоторых сограждан: около 32% респондентов затруднились с ответом, а 12% вообще сообщили, что экологически опасных предприятий в регионе нет.

Любопытно, что в государственном докладе Минприроды о состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2009г. в качестве источника наибольшего вреда атмосфере в Московском регионе, как и в предыдущие годы, называется автомобильный транспорт. По подсчетам ведомства, в 2009г. на его долю пришлось 1 млн 355 тыс. тонн суммарных выбросов региона в атмосферу. В этом же докладе наибольшими стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха в Москве в числе других предприятий назван "Московский НПЗ".

Надежды никакой и видим мы с тоской...

В результате, как ни крути, на сегодняшний день мы имеем то, что имеем: бензин невысокого качества, загрязняющий окружающую среду, отсутствие какого-либо мониторинга и нежелание нефтяников модернизировать НПЗ. При этом, судя по нынешним темпам модернизации, мы к 2015г. вряд ли станем свидетелями отказа от евро-2 и евро-3 и перехода на высокоэкологичное топливо. Большинство экспертов нефтегазового рынка склонны думать, что к установленному сроку в этом вопросе так ничего и не изменится.

По мнению И.Федякова, пока не будут предложены нормальные эффективные экономические условия для модернизации НПЗ, это будет вялотекущим саботирующим процессом. Нефтяникам будет выгодно покупать НПЗ за рубежом и уже там производить высококачественное топливо. Нужна понятная нормальная стратегия на ближайшие 3-5 лет без постоянно меняющихся налоговых условий.

Эксперт ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров также сомневается, что глубина переработки с нынешних 70-72% превысит 80% к 2015г. "Нас ожидает поступательное движение вперед в части модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, но не полный успех", - заключает он.

А вот заместитель министра энергетики Сергей Кудряшов с оптимизмом смотрит в будущее старых НПЗ. "Мы проработали совместно с компаниями: они подписали четырехстороннее соглашение, что они обязуются сделать модернизацию, прописали это по установкам, создали баланс и под это предложили изменение техрегламента. Да, там прописаны санкции с оборотным штрафом. Компании сами сделали эти расчеты, то есть мы исходили из реальности тех планов, что там прописаны. И мы считаем, что до санкций вопрос, скорее всего, не дойдет", - сказал он. По словам С.Кудряшова, рентабельность таких проектов сегодня составляет более 20%. Он считает, что сейчас для нефтяников эти проекты должны быть привлекательны.

СПРАВКА

Сейчас в России функционирует 28 крупных НПЗ, объемом нефтепереработки - более 1 млн т в год. На них приходится 90% общей нефтепереработки. Что касается мини-НПЗ, то их, по разным оценкам, от 80 до 300. Средняя мощность - 9 млн т (в Европе - 5 млн т).

В 2009г. средний выход светлых нефтепродуктов на российских НПЗ не превышал 55-57%, что в 1,3 раза ниже, чем в США и Западной Европе. Доля углубляющих процессов, увеличивающих выход светлых нефтепродуктов, в среднем по России составляет 20,3%, что в 3,6 раза ниже, чем в США и в 2 раза ниже, чем в Западной Европе.

Елена Забелло

Читать полностью: http://top.rbc.ru/economics/21/09/2011/616502.shtml

Источник: РБК

  • Дата публикации: 21.09.2011
  • 2000
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150