Ёнергетический аудит в Ѕеларуси и –оссийской ‘едерации

Ёнергетический аудит  в Ѕеларуси и –оссийской ‘едерации

»нтеграционные процессы, происход€щие в мире в последние дес€тилети€,

затронули и государства на постсоветском пространстве. —ложные годы становлени€ и самоопределени€ в каждой из бывших союзных республик обусловили направлени€ и основные приоритеты внешнеполитического развити€. ѕри общей отправной точке за прошедшие двадцать лет наши страны образовали различные политические союзы и конструкты (или вошли в состав существующих). Ќа этом поле наиболее тесное и последовательное международное сотрудничество демонстрируют –еспублика Ѕеларусь и –оссийска€ ‘едераци€.

«ачем необходимо знать проблемы соседей?

¬ своей статье мне бы хотелось остановитьс€ на проблемах, сто€щих перед белорусскими и российскими игроками рынка энергоаудиторских услуг. ѕри схожести поставленной задачи – увеличение эффективности использовани€

энергетики и снижение затрат, – пути ее решени€ в наших странах существенно разн€тс€. ¬ первую очередь хотелось бы более подробноостановитьс€наситуациив–оссийской ‘едерации. ƒовыходавсвет‘едеральногозакона –оссийской ‘едерации от 23 но€бр€ 2009 г. є261-‘« «ќб энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты–оссийской‘едерации»в–оссиинасчитывалось пор€дка трех сотен организаций, занимающихс€ де€тельностью на рынке энергоаудита. »з них около трети имели опыт и квалификацию, достаточные дл€ того, чтобы профессионально проводить обследовани€.   слову, по оценкам аналитиков, поле де€тельности дл€ них было достаточное – пор€дка 400 тыс€ч предпри€тий и организаций, потребл€ющих более 6000 тонн условного топлива (т у.т.) в год. »нымисловами,при очерченномполеде€тельностьэнергоаудиторскихорганизаций имела более или менее плановый характер, но не отличалась особой активностью.

„то же изменилось после прин€ти€ федерального законає261-‘«?

ѕри всей новизне инициатив, нашедших свое место в данном законе, особый интерес вызывает стать€ 16 «ќб€зательное энергетическое обследование»:

«…1. ѕроведение энергетического обследовани€ €вл€етс€ об€зательным дл€ следующих лиц:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправлени€, наделенные правами юридических лиц;

2) организации с участием государства или муниципального образовани€;

3) организации, осуществл€ющие регулируемые виды де€тельности;

4)организации,осуществл€ющиепроизводство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угл€, производствонефтепродуктов,переработку

природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угл€, электрической энергии превышают дес€ть миллионов рублей за календарный год;

6) организации, провод€щие меропри€ти€ в областиэнергосбережени€иповышени€ энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов

–оссийской ‘едерации,местныхбюджетов.

2.Ћица,указанныевчасти1насто€щей статьи, об€заны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дн€ вступлени€ в силу насто€щего ‘едерального закона до 31 декабр€ 2012 года, последующиеэнергетическиеобследовани€не реже чем один раз каждые п€ть лет…»

»ными словами существенно расширилс€ круг организаций, которым необходимо проведение обследовани€, и установлен жесткий срок его исполнени€. «акономерно, что рынок энергоаудита «взорвалс€». Ќельз€упуститьито,чтофактический контроль над де€тельностью аудиторов был отдан на откуп самим же специалистам. — учетом колоссального объема работ, который предсто€лопроделать,былприменентакназываемый механизм саморегулируемых организаций (—–ќ). ¬ соответствии с требовани€ми указанного выше закона, де€тельность по проведению энергетического обследовани€ вправеосуществл€тьтолько энергоаудиторские организации и физические лица, €вл€ющиес€ членами саморегулируемых организаций (—–ќ) в области энергетических обследований (—–ќ энергоаудиторов). —–ќ формируютс€ на основе некоммерческихпартнерств,изэнергоаудиторских фирм и/или физических лиц, при условии их соответстви€ следующим требовани€м:

1. объединение в качестве членов не менее чем 25 субъектов предпринимательской де€тельности;

2. наличие утвержденных документов: пор€дкаприемавчлены—–ќипрекращени€ членства,стандартовиправил,регламентирующих пор€док проведени€ энергетических обследований, перечн€ мер дисциплинарного воздействи€, стандартов раскрыти€ информации о де€тельности —–ќ и о де€тельности ее членов;

3. наличие компенсационного фонда, образованного за счет взносов членов —–ќ в области энергетического обследовани€. ѕо оценкам независимых экспертов, к концу 2010 года членов саморегулируемых организаций энергоаудиторов было примерно две тыс€чи. ¬ ћинэнерго считали, что общее число энергоаудиторов стабилизируетс€ в районе 3000. ќднако уже на август 2011 г. было зарегистрировано 111 —–ќ с более чем 4300 членами. Ќа конец окт€бр€ 2011 года на сайте ћинэнерго числилось 120 —–ќ, в каждом – не менее 25 компаний, причем присутствовали относительнокрупные—–ќ,объедин€ющиепо 100-200 компаний.

—егодн€ процесс образовани€ —–ќ стабилизировалс€. Ёто не говорит о том, что дл€ –оссийской ‘едерации данный объем критичен. ѕросто напросто количество профессионально подготовленных специалистов конечно, и оно исчерпалось тем объемом фирм и индивидуальныхпредпринимателей,которые,в подавл€ющем большинстве, хот€т (не могут, а именно хот€т) работать на рынке энергетического аудита.

ƒостаточно ли дл€ проведени€ за€вленного прин€тым законом объемов работ примерно четырехс половинойтыс€чаудиторских организаций и индивидуальных предпринимателей?ќтветнапрашиваетс€сам – не достаточно. ћожно ли говорить о высоком профессионализме подавл€ющего большинства предпри€тий, провод€щих энергоаудит в –оссии?   сожалению, нет.

—ледует отметить, что и приборна€ база у компаний и индивидуальных предпринимателей оставл€ет желатьлучшего.≈слиусерьезных энергоаудиторов, работающих в европейской части –оссии, существует кака€-либо лабораторна€ база, то в азиатской части больше проблем, нежели решений. » дело тут не только в том, что унекоторых фирми индивидуальныхпредпринимателейфактическинетполноценных лабораторий, но и в том, что даже те, кто их имеет, фактически (физически) не в силах доставить необходимое оборудование на объекты из-за больших рассто€ний и проблематичного качества транспортного сообщени€. ѕолноценных мобильных энергоаудиторских лабораторий в –оссийской ‘едерации почти нет. »ными словами, перед рынком энергетического аудита в –оссии сто€т несколько основных проблем.

1. ѕрисуществующемочерченномкруге объектов энергоаудита стоитостра€потребность в профессионально подготовленных кадрах. ѕредположим, что если некий объект социальной сферы, к примеру, школа либо детский сад, получит формальный энергопаспорт, то большой беды от этого не произойдет. ƒругое дело, если энергоаудит проводитс€ на крупномпредпри€тии,гдеэнергокомплекс имеет критические объемы. Ќеграмотно проведенный аудит не только не принесет каких-либо позитивных изменений, но и может нанести фактический ущерб предпри€тию. ƒело в том, чтопорезультатамдолженбытьпроведенкомплекс энергосберегающих меропри€тий, и если их план сделан дл€ проформы, то собственник получит не эффективное энергосбережение, а многотыс€чные убытки.

2. ќсновнымпоказателемприорганизации тендеровнапроведениеэнергоаудита остаетс€ стоимость. »ными словами, дл€ государственного заказчикаэнергетического аудита основной остаетс€ цена контракта, а не

качество проводимых работ. ƒл€ решени€ данной проблемы было бы оптимально разработать и утвердить методические рекомендации по

определению стоимости проведени€ энергетического обследовани€ с расценками на энергоаудит дл€ объектов бюджетной сферы. — частными собственниками, особенно крупными, ситуаци€ несколько ина€ – данна€ группа хоз€йственников заинтересована именно в качественном аудите, но количество энергоаудиторов, способных провести работы на высоком профессиональном уровне и в больших объемах, крайне ограничено.

3. ќтсутствие унификации и стандартизации на рынке энергоаудита. ƒо сих пор не существует единого стандарта профессиональной де€тельности энергоаудитора. Ќикто не занимаетс€ подготовкой единых методических рекомендаций,регламентирующихобъеми пор€док работ, выполн€емых в рамках об€зательного энергетического обследовани€, как и

разработкой методических рекомендаций по расчету экономического эффекта от рекомендуемыхэнергоаудитороммеропри€тийпо энергосбережению. “акже не определены минимальные требовани€ к профессиональному соответствиюиоснащенностиэнергоаудиторскойорганизациидл€всехучастников рынкабезделени€повидампредпринимательской де€тельности.

4. «ащита прав потребителей услуг энергоаудита.

Ќе определен орган, отвечающий за проведение независимой экспертизы качества проведенногоэнергоаудитаинаделенный правами заниматьс€ разрешением конфликтных и спорных ситуаций при оценке де€тельности

энергетических аудиторов.

Ѕеларусь: контроль – высокий,

финансова€ привлекательность – низка€

»на€ситуаци€сложилась сэнергетическим аудитом в –еспублике Ѕеларусь. ¬Ѕеларусис1998годадействует«акон «ќб энергосбережении», которым установлена об€зательность проведени€ энергетических обследований дл€ предпри€тий, учреждений и организаций с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов 1,5 тыс. т у.т. и более. –аботы по энергоаудиту выполн€ютс€ в соответствии с постановлением —овета ћинистров є 964 от 29 июл€ 2006 года «ќб энерге-

тическом обследовании организаций» и «ѕоложением о проведении энергетического обследовани€ организаций». ”читыва€ требовани€ «ѕоложени€ о проведении энергетического обследовани€ организаций», энергообследование предпри€тий производитс€ в плановом пор€дке не реже одного раза в п€ть лет. «анепродолжительныйсроквЅеларуси удалосьввестиэнергоаудитвчислооб€зательных процедур дл€ хоз€йствующих субъктов. ѕри этом следует отметить, что расценки на услуги жестко контролируютс€ со стороны ƒепартамента по энергоэффективности√ос-

тандарта –еспублики Ѕеларусь. ƒанный контроль не позвол€ет, в отличие от ситуации в –оссии, завышать стоимость проводимых работ, но в тоже врем€ малоэффективен в услови€х, когда необходимо гибко реагировать на ситуацию на рынке и создавать финансовую привлекаельность дл€ де€тельности энергоаудиторских предпри€тий. акследствиеэтого,утвер-

жденные фиксированные расценки на проведение работ по энергетическому аудиту по причине девальвации национальной валюты привели к убыткам дл€ энергоаудиторских компаний. » если в 2010 году число организаций, имеющих лицензии на проведение работ по энергетическому об-

следованию, составл€ло пор€дка п€тидес€ти,тосегодн€ихоколотридцати. ÷енова€ разница работ по одному и тому же объекту в –оссийской

‘едерациии–еспубликеЅеларусь может составл€ть от 500% до 1000%.

—тоимостьэнергоаудитапромышленного предпри€ти€, €вл€ющегос€ существеннымпотребителемтопливно-энергетических ресурсов, в

Ѕеларуси сопоставима со стоимостьюаудитаодногодетскогодо-

школьного учреждени€ в –оссии.

 сожалению,приходитс€признать,что сегодн€ существует реальна€ угроза потери квалифицированных и высокопрофессиональных кадров. » это несмотр€ на то, что подготовка белорусскихспециалистоввцеломсущественно выше, чем в –оссии.  роме того, на повестке дн€ – внедрение на белорусских предпри€ти€х системы энергетического менеджмента в соответствии с ћеждународным стандартомISO-5001. ѕотребуетс€ проведение большой просветительской работы с многочисленным корпусом энергетических служб предпри€тий дл€ достижени€ соответстви€ этому стандарту, что смогло бы усилить конкурентные преимущества белорусских товаров на рынке ≈Ёѕ и, соответственно, стран, вход€щих в ¬“ќ. ј без подготовленных кадров – специалистов в области энергосбережени€, коими и €вл€ютс€ квалифицированные энергоаудиторы, – выполнение этой задачи будет весьма проблематичным.

Ќайти свою нишу

¬ заключение хотелось бы подытожить вышесказанное. ѕри образовании ≈диного экономического пространства –оссии, Ѕеларуси и  азахстана белорусскиеорганизациидолжнынайтисвою нишу и работать не только на родине, но и продавать свои услуги в других странах, и в первую очередь – в –оссии. ѕодготовка, высокий профессионализм,атакжеавторитетбелорусских специалистов высоко котируютс€ не только у соседей, но и в мире. ƒостаточно привести один пример: министром по техническому регулированию ≈вразийской экономической комиссии стал именно выходец из Ѕеларуси, в прошлом председатель √осстандарта –еспублики Ѕеларусь ¬алерий Ќиколаевич  орешков.

¬сегодн€шнихреали€хдл€того,чтобы белорусские энергоаудиторские предпри€ти€ хранили кадровый потенциал и смогли не толькосуществовать,ноиприноситьприбыль, необходимо на государственном уровне разработать стратегию поддержки и продвижени€ белорусских предпри€тий на рынки соседних стран, а также пересмотреть внутреннюю ценовую политику в сфере энергетического аудита. Ќа мой взгл€д, услуги белорусских предпри€тий и организаций на рынке энергоаудита соседних стран могут и должны найти свою нишуиужесегодн€востребованы.Ќеобходимо только на государственном уровне организовать их поддержку, от чего, в коечном итоге, в выигрыше останутс€ все.

—.—. —кребец,

член Ќаучно-консультативного совета

ѕарламентского собрани€ —оюза Ѕеларуси и –оссии

∆урнал «Ёнергоэффективность»

  • ƒата публикации: 06.12.2012
  • 5620
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150