Все о капитальном ремонте домов и расходах на отопление

В сентябре 2019 года Александр Лукашенко подписал указ №327 "О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов". В документе регламентировано, кто и на каких условиях должен осуществлять утепление многоквартирного жилищного фонда. Указом предусмотрено, что 50% стоимости тепловой модернизации домов ложится на плечи белорусов, в то время как до 2015 года аналогичные работы осуществлялись за счет средств капремонта.

Согласно постановлению Совета министров №39, лишь в единичных случаях по решению соответствующей комиссии утепление фасада дома может осуществляться за счет бюджета (например, в промерзающих угловых квартирах, непригодных для комфортного проживания).

В перечень работ, подлежащих частичному возмещению затрат за счет собственников квартир вошли: утепление фасада, замена окон и дверей в местах общего назначения, модернизация/реконструкция системы отопления и водоснабжения, установка индивидуальных тепловых пунктов с устройством групповых приборов учета, систем автоматического регулирования, теплообменников, систем дистанционного снятия показаний и проч. Можно выбрать подходящий пакет услуг, соответствующий ожиданиям и финансовым возможностям большинства жильцов.

Порядок проведения энергоэффективных мероприятий, предусмотренный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 декабря 2019 года, включает:

  • проведение общего собрания жильцов, 2/3 из которых поддерживают проведение тепловой модернизации;
  • обращение в управляющую компанию (ТСЖ, ЖСПК, ЖЭС) с запросом о проведении энергоэффективных мероприятий;
  • оценку состояния многоквартирного жилого дома, анализ его теплопотребления и потенциальных выгод после модернизации (представитель жильцов может участвовать в конкурсной комиссии по выбору подрядчика);
  • определение списка энергоэффективных мероприятий и объемов работ;
  • составление расчетной сметы;
  • заключение типовых договоров с указанием размера возмещения затрат на реализацию энергоэффективных мероприятий.

Сколько придется заплатить?

Как сообщалось выше, на долю жильцов выпадает ровно половина от общих затрат на модернизацию. Оставшуюся часть обязуется заплатить государство. Предусмотрена для таких целей и рассрочка: фиксированная сумма равными долями делится на 15 лет для малоимущих и социально незащищенных категорий граждан и на 10 лет для всех остальных.

Размер ежемесячных платежей с учетом частичного участия государства в погашении затрат  составит от 20 до 27 рублей в месяц (в зависимости от вида работ и серии дома). При этом теплопотребление дома, прошедшего модернизацию, снизится со 190 до 90–85 кВт ч/м2 в год.

Собственники нежилых помещений рассчитывать на субсидию не могут. Полная стоимость работ подлежит возмещению в течение 3 лет.

В чем экономия?

Основной целью наружного утепления домов является снижение затрат на отопление и, как итог, уменьшение счетов в жировках потребителей. Так ли это на самом деле? Не совсем!

Важно понимать, что облачение зданий в термошубы и установка новых пластиковых окон решают проблемы, связанные с нарушениями температурно-влажностного режима в жилом помещении, но прямой экономической выгоды не несут.

80% жилфонда не соответствует современным стандартам энергоэффективности

При отсутствии индивидуальных приборов учета тепла и возможности его регулирования даже после капитального ремонта дома жильцам все равно приходится обогревать улицу. Так, на некоторых объектах, возведенных до 1996 года проведение капремонта, помимо прочего, подразумевало установку систем автоматического контроля потребления тепла в масштабе всего здания в зависимости от температуры воздуха на улице (в том числе за счет элеваторных узлов). В итоге отсутствие должного баланса между системами и невозможность гибкого поквартирного управления температурой привело к неизбежному перетапливанию. Тепло по-прежнему улетает в открытую форточку, а вместе с ним улетучивается и всяческая возможность сэкономить.

Дома, построенные до 1996 года, потребляют в 2 раза больше тепловой энергии, чем новые

Выходом из сложившейся ситуации является внедрение термостатических регуляторов (ТР), с помощью которых можно контролировать температурный режим внутри помещения, снижая при необходимости уровень потребления тепловой энергии в квартире и, как следствие, в доме. Устанавливать ТР можно в любой из типов трубной разводки (вертикальный и горизонтальный). Кроме того, ТР идеально работают в сочетании с распределителями тепловой энергии (РТЭ), выступающими в роли "счетчиков" израсходованного теплового ресурса.

Как производится учет тепла в жилом доме?

Не установлен групповой прибор учета (ГПУ)
Установлен ГПУ
Установлен индивидуальный прибор учета и ГПУ
Расчет по нормативам
По показаниям теплосчетчика соразмерно площади квартиры
По реальному потреблению

Можно ли совместить капитальный ремонт и энергоэффективные мероприятия?

Да, если жильцы дома примут коллегиальное решение. В этом случае ремонт и утепление дома будут производиться в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.12.2019 №839 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2019 г. № 327».

Что будет с квартирами, утепленными ранее?

Собственники квартир, утеплившие фасад дома в пределах своей квартиры за свой счет, могут рассчитывать на скидку при проведении последующих энергоэффективных мероприятий. Уже затраченные на утепление деньги вычтут из общей стоимости работ, при этом фасад здания доведут до требуемых нормативов и единого исполнения.

Опыт Беларуси 

Вопросы энергоэффективности и ресурсосбережения в жилищном фонде за счет его комплексной тепловой модернизации освещаются государственными органами и СМИ уже давно. Но целостного видения ситуации у населения, к сожалению, пока не сложилось. Вместе с тем опыт Беларуси в сфере энергоэффективности и ресурсосбережения близится к 30 годам. Так, 15 апреля 1993 года при Совете Министров Республики Беларусь был образован Комитет по энергосбережению и энергетическому надзору. Тогда же были предприняты и первые меры по усилению контроля в топливно-энергетическом секторе: утверждены нормы расхода топлива, тепловой и электрической энергии на выпускаемую продукцию.

1996 год ознаменовался принятием первой республиканской программы по энергосбережению сроком до 2000 года. В 1998-м году принят Закон "Об энергосбережении". На законодательном уровне вопросы энергоэффективности решались и в 2000-х годах: 2007 год – Директива №3 "Экономия и бережливость", 2010 год – Закон "О возобновляемых источниках энергии" и др. Параллельно с этим разрабатывались и утверждались инструкции о порядке проведения государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений. 2013 год был объявлен годом бережливости в Беларуси, а в 2015 году с целью стимулирования делового потенциала в строительно-энергетическом секторе впервые был поведен конкурс "Лидер энергоэффективности". 24 февраля 2021 года Правительством Республики Беларусь утверждена (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2021 №103) Государственная программа "Энергосбережение" на 2021 – 2025 годы.

Беларусь стала одной из первых стран на постсоветском пространстве, вступивших на путь эффективного использования топливно-энергетических ресурсов. На сегодняшний день более 400 тыс. квартир по всей стране оборудованы приборами учета и регулирования тепла. Устройства, установленные в жилищном фонде в числе первых, успешно дожили до своей первой реновации (Минск, по ул. Притыцкого), а жильцы "экспериментальных" домов за много лет твердо убедились в правильности принятого некогда решения. По мнению специалистов, с учетом естественного износа старого жилищного фонда и необходимости его капремонта уже через 10-15 лет при грамотном подходе можно произвести полную тепловую модернизацию домов.

Немаловажно признать, что со временем темп по развитию энергоэффективных мероприятий в Беларуси существенно замедлился. Всего за четыре года нас обогнала соседка Украина. Хорошими показателями радует Россия. Действенную, хоть и не без изъянов, энергополитику избрала Литва. Медленно, но верно процесс движется и у нас. Так, в Гродненской и Могилевской областях запущена Пилотная программа, отличающаяся от предшественницы более широкими возможностями автоматизации и диспетчеризации систем отопления, водо- и энергоснабжения.

Жильцы, в чьих квартирах были установлены индивидуальные приборы учета тепла, успели оценить фактическую экономию тепловой энергии. В сравнении с домами, прошедшими частичную или полную тепловую модернизацию без установки ТР и РТЭ, разница в объемах теплопотерь варьируется в пределах 15-40%. При этом наибольшего эффекта удалось достичь благодаря комплексному подходу по утеплению наружных стен, крыши и подвала, замене окон и входных дверей, а также установке термостатических регуляторов на радиаторы (для достижения оптимального теплового режима в квартире) и распределителей тепловой энергии с дистанционной передачей информации (для поквартирного учета тепла). Не обошлось и без установки/модернизации автоматизированного индивидуального теплового пункта.  

В плохо утепленном доме 20–30% тепла уходит через стены, 15–25% через окна, 10–25% через крышу; 3–6% – через холодный подвал

Реализация Пилотной программы продолжается, а вместе с ней среди населения продолжается информационно-образовательная деятельность, инициированная Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

Как у других?

Модернизация жилфонда в Беларуси еще не вышла на должный уровень, что является стимулом для изучения передового опыта наших ближайших соседей. Так, в 2016 году вице-министр окружающей среды Литовской Республики Дайва Матонене отметила, что «внедрение энергосберегающих мероприятий в жилом секторе позволило не только значительно снизить потребление энергии, но и создать целую систему производства: в реновации зданий задействованы более 300 предприятий».

Инициировать обновление дома в Литве можно как по желанию собственников квартир, так и посредством участия в муниципальных программах. Достижение данных целей предусматривает использование кредитных денежных средств, выделяемых  сроком на 20 лет под 3% с двухлетним льготным периодом. 

Категории граждан, признанные малоимущими, в праве воспользоваться 100% государственной поддержкой. При этом отказ от энергосберегающих мероприятий влечет за собой лишение всяческих льгот при оплате коммунальных услуг.

Вопросами теплопотерь в жилищном комплексе озадачены и в Украине. Там энергоаудит, предшествующий комплексной модернизации дома, подразумевает рекомендацию по установке индивидуальных приборов учета и контроля тепла. При этом выбор последних должен быть обусловлен их качеством, а не дешевизной. В 2019 году на термомодернизацию двух тысяч домов Кабинет министров Украины выделил 1,2 млрд гривен.

Тепловая модернизация

Данные aw-therm.com.ua

Как следует из таблицы, эффективность инвестиций в утепление пятиэтажной хрущевки, построенной в Киеве в 1979 году, оказалась выше прямых вложений в замену технического оснащения дома. В итоге счета жильцов по всем видам энергии были снижены почти в 4 раза. При росте тарифов на энергоносители данная экономия со временем будет более ощутимой.

Итог

После комплексной тепловой модернизации с установкой приборов терморегулирования

  • уровень потребления тепловой энергии снижается на 15–40% (соответственно уменьшаются и расходы по жировкам);
  • вы в индивидуальном порядке контролируете приемлемый микроклимат в квартире, что благоприятно отражается на здоровье;
  • улучшается общее техническое состояние дома, а следовательно, квартира растет в цене.

  • Материал подготовил: Александр БАРАНОВСКИЙ
  • Дата публикации: 20.05.2021
  • 6951
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150