¬се о капитальном ремонте домов и расходах на отопление

¬ сент€бре 2019 года јлександр Ћукашенко подписал указ є327 "ќ повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов". ¬ документе регламентировано, кто и на каких услови€х должен осуществл€ть утепление многоквартирного жилищного фонда. ”казом предусмотрено, что 50% стоимости тепловой модернизации домов ложитс€ на плечи белорусов, в то врем€ как до 2015 года аналогичные работы осуществл€лись за счет средств капремонта.

—огласно постановлению —овета министров є39, лишь в единичных случа€х по решению соответствующей комиссии утепление фасада дома может осуществл€тьс€ за счет бюджета (например, в промерзающих угловых квартирах, непригодных дл€ комфортного проживани€).

¬ перечень работ, подлежащих частичному возмещению затрат за счет собственников квартир вошли: утепление фасада, замена окон и дверей в местах общего назначени€, модернизаци€/реконструкци€ системы отоплени€ и водоснабжени€, установка индивидуальных тепловых пунктов с устройством групповых приборов учета, систем автоматического регулировани€, теплообменников, систем дистанционного сн€ти€ показаний и проч. ћожно выбрать подход€щий пакет услуг, соответствующий ожидани€м и финансовым возможност€м большинства жильцов.

ѕор€док проведени€ энергоэффективных меропри€тий, предусмотренный постановлением —овета ћинистров –еспублики Ѕеларусь от 5 декабр€ 2019 года, включает:

  • проведение общего собрани€ жильцов, 2/3 из которых поддерживают проведение тепловой модернизации;
  • обращение в управл€ющую компанию (“—∆, ∆—ѕ , ∆Ё—) с запросом о проведении энергоэффективных меропри€тий;
  • оценку состо€ни€ многоквартирного жилого дома, анализ его теплопотреблени€ и потенциальных выгод после модернизации (представитель жильцов может участвовать в конкурсной комиссии по выбору подр€дчика);
  • определение списка энергоэффективных меропри€тий и объемов работ;
  • составление расчетной сметы;
  • заключение типовых договоров с указанием размера возмещени€ затрат на реализацию энергоэффективных меропри€тий.

—колько придетс€ заплатить?

 ак сообщалось выше, на долю жильцов выпадает ровно половина от общих затрат на модернизацию. ќставшуюс€ часть об€зуетс€ заплатить государство. ѕредусмотрена дл€ таких целей и рассрочка: фиксированна€ сумма равными дол€ми делитс€ на 15 лет дл€ малоимущих и социально незащищенных категорий граждан и на 10 лет дл€ всех остальных.

–азмер ежемес€чных платежей с учетом частичного участи€ государства в погашении затрат  составит от 20 до 27 рублей в мес€ц (в зависимости от вида работ и серии дома). ѕри этом теплопотребление дома, прошедшего модернизацию, снизитс€ со 190 до 90Ц85 к¬т ч/м2 в год.

—обственники нежилых помещений рассчитывать на субсидию не могут. ѕолна€ стоимость работ подлежит возмещению в течение 3 лет.

¬ чем экономи€?

ќсновной целью наружного утеплени€ домов €вл€етс€ снижение затрат на отопление и, как итог, уменьшение счетов в жировках потребителей. “ак ли это на самом деле? Ќе совсем!

¬ажно понимать, что облачение зданий в термошубы и установка новых пластиковых окон решают проблемы, св€занные с нарушени€ми температурно-влажностного режима в жилом помещении, но пр€мой экономической выгоды не несут.

80% жилфонда не соответствует современным стандартам энергоэффективности

ѕри отсутствии индивидуальных приборов учета тепла и возможности его регулировани€ даже после капитального ремонта дома жильцам все равно приходитс€ обогревать улицу. “ак, на некоторых объектах, возведенных до 1996 года проведение капремонта, помимо прочего, подразумевало установку систем автоматического контрол€ потреблени€ тепла в масштабе всего здани€ в зависимости от температуры воздуха на улице (в том числе за счет элеваторных узлов). ¬ итоге отсутствие должного баланса между системами и невозможность гибкого поквартирного управлени€ температурой привело к неизбежному перетапливанию. “епло по-прежнему улетает в открытую форточку, а вместе с ним улетучиваетс€ и вс€ческа€ возможность сэкономить.

ƒома, построенные до 1996 года, потребл€ют в 2 раза больше тепловой энергии, чем новые

¬ыходом из сложившейс€ ситуации €вл€етс€ внедрение термостатических регул€торов (“–), с помощью которых можно контролировать температурный режим внутри помещени€, снижа€ при необходимости уровень потреблени€ тепловой энергии в квартире и, как следствие, в доме. ”станавливать “– можно в любой из типов трубной разводки (вертикальный и горизонтальный).  роме того, “– идеально работают в сочетании с распределител€ми тепловой энергии (–“Ё), выступающими в роли "счетчиков" израсходованного теплового ресурса.

 ак производитс€ учет тепла в жилом доме?

Ќе установлен групповой прибор учета (√ѕ”)
”становлен √ѕ”
”становлен индивидуальный прибор учета и √ѕ”
–асчет по нормативам
ѕо показани€м теплосчетчика соразмерно площади квартиры
ѕо реальному потреблению

ћожно ли совместить капитальный ремонт и энергоэффективные меропри€ти€?

ƒа, если жильцы дома примут коллегиальное решение. ¬ этом случае ремонт и утепление дома будут производитьс€ в соответствии с ѕостановлением —овета ћинистров –еспублики Ѕеларусь от 05.12.2019 є839 Ђќ реализации ”каза ѕрезидента –еспублики Ѕеларусь от 4 сент€бр€ 2019 г. є 327ї.

„то будет с квартирами, утепленными ранее?

—обственники квартир, утеплившие фасад дома в пределах своей квартиры за свой счет, могут рассчитывать на скидку при проведении последующих энергоэффективных меропри€тий. ”же затраченные на утепление деньги вычтут из общей стоимости работ, при этом фасад здани€ доведут до требуемых нормативов и единого исполнени€.

ќпыт Ѕеларуси 

¬опросы энергоэффективности и ресурсосбережени€ в жилищном фонде за счет его комплексной тепловой модернизации освещаютс€ государственными органами и —ћ» уже давно. Ќо целостного видени€ ситуации у населени€, к сожалению, пока не сложилось. ¬месте с тем опыт Ѕеларуси в сфере энергоэффективности и ресурсосбережени€ близитс€ к 30 годам. “ак, 15 апрел€ 1993 года при —овете ћинистров –еспублики Ѕеларусь был образован  омитет по энергосбережению и энергетическому надзору. “огда же были предприн€ты и первые меры по усилению контрол€ в топливно-энергетическом секторе: утверждены нормы расхода топлива, тепловой и электрической энергии на выпускаемую продукцию.

1996 год ознаменовалс€ прин€тием первой республиканской программы по энергосбережению сроком до 2000 года. ¬ 1998-м году прин€т «акон "ќб энергосбережении". Ќа законодательном уровне вопросы энергоэффективности решались и в 2000-х годах: 2007 год Ц ƒиректива є3 "Ёкономи€ и бережливость", 2010 год Ц «акон "ќ возобновл€емых источниках энергии" и др. ѕараллельно с этим разрабатывались и утверждались инструкции о пор€дке проведени€ государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений. 2013 год был объ€влен годом бережливости в Ѕеларуси, а в 2015 году с целью стимулировани€ делового потенциала в строительно-энергетическом секторе впервые был поведен конкурс "Ћидер энергоэффективности". 24 феврал€ 2021 года ѕравительством –еспублики Ѕеларусь утверждена (постановление —овета ћинистров –еспублики Ѕеларусь от 24.02.2021 є103) √осударственна€ программа "Ёнергосбережение" на 2021 Ц 2025 годы.

Ѕеларусь стала одной из первых стран на постсоветском пространстве, вступивших на путь эффективного использовани€ топливно-энергетических ресурсов. Ќа сегодн€шний день более 400 тыс. квартир по всей стране оборудованы приборами учета и регулировани€ тепла. ”стройства, установленные в жилищном фонде в числе первых, успешно дожили до своей первой реновации (ћинск, по ул. ѕритыцкого), а жильцы "экспериментальных" домов за много лет твердо убедились в правильности прин€того некогда решени€. ѕо мнению специалистов, с учетом естественного износа старого жилищного фонда и необходимости его капремонта уже через 10-15 лет при грамотном подходе можно произвести полную тепловую модернизацию домов.

Ќемаловажно признать, что со временем темп по развитию энергоэффективных меропри€тий в Ѕеларуси существенно замедлилс€. ¬сего за четыре года нас обогнала соседка ”краина. ’орошими показател€ми радует –осси€. ƒейственную, хоть и не без изъ€нов, энергополитику избрала Ћитва. ћедленно, но верно процесс движетс€ и у нас. “ак, в √родненской и ћогилевской област€х запущена ѕилотна€ программа, отличающа€с€ от предшественницы более широкими возможност€ми автоматизации и диспетчеризации систем отоплени€, водо- и энергоснабжени€.

∆ильцы, в чьих квартирах были установлены индивидуальные приборы учета тепла, успели оценить фактическую экономию тепловой энергии. ¬ сравнении с домами, прошедшими частичную или полную тепловую модернизацию без установки “– и –“Ё, разница в объемах теплопотерь варьируетс€ в пределах 15-40%. ѕри этом наибольшего эффекта удалось достичь благодар€ комплексному подходу по утеплению наружных стен, крыши и подвала, замене окон и входных дверей, а также установке термостатических регул€торов на радиаторы (дл€ достижени€ оптимального теплового режима в квартире) и распределителей тепловой энергии с дистанционной передачей информации (дл€ поквартирного учета тепла). Ќе обошлось и без установки/модернизации автоматизированного индивидуального теплового пункта.  

¬ плохо утепленном доме 20Ц30% тепла уходит через стены, 15Ц25% через окна, 10Ц25% через крышу; 3Ц6% Ц через холодный подвал

–еализаци€ ѕилотной программы продолжаетс€, а вместе с ней среди населени€ продолжаетс€ информационно-образовательна€ де€тельность, инициированна€ ƒепартаментом по энергоэффективности √осударственного комитета по стандартизации –еспублики Ѕеларусь.

 ак у других?

ћодернизаци€ жилфонда в Ѕеларуси еще не вышла на должный уровень, что €вл€етс€ стимулом дл€ изучени€ передового опыта наших ближайших соседей. “ак, в 2016 году вице-министр окружающей среды Ћитовской –еспублики ƒайва ћатонене отметила, что Ђвнедрение энергосберегающих меропри€тий в жилом секторе позволило не только значительно снизить потребление энергии, но и создать целую систему производства: в реновации зданий задействованы более 300 предпри€тийї.

»нициировать обновление дома в Ћитве можно как по желанию собственников квартир, так и посредством участи€ в муниципальных программах. ƒостижение данных целей предусматривает использование кредитных денежных средств, выдел€емых  сроком на 20 лет под 3% с двухлетним льготным периодом. 

 атегории граждан, признанные малоимущими, в праве воспользоватьс€ 100% государственной поддержкой. ѕри этом отказ от энергосберегающих меропри€тий влечет за собой лишение вс€ческих льгот при оплате коммунальных услуг.

¬опросами теплопотерь в жилищном комплексе озадачены и в ”краине. “ам энергоаудит, предшествующий комплексной модернизации дома, подразумевает рекомендацию по установке индивидуальных приборов учета и контрол€ тепла. ѕри этом выбор последних должен быть обусловлен их качеством, а не дешевизной. ¬ 2019 году на термомодернизацию двух тыс€ч домов  абинет министров ”краины выделил 1,2 млрд гривен.

“еплова€ модернизаци€

ƒанные aw-therm.com.ua

 ак следует из таблицы, эффективность инвестиций в утепление п€тиэтажной хрущевки, построенной в  иеве в 1979 году, оказалась выше пр€мых вложений в замену технического оснащени€ дома. ¬ итоге счета жильцов по всем видам энергии были снижены почти в 4 раза. ѕри росте тарифов на энергоносители данна€ экономи€ со временем будет более ощутимой.

»тог

ѕосле комплексной тепловой модернизации с установкой приборов терморегулировани€

  • уровень потреблени€ тепловой энергии снижаетс€ на 15Ц40% (соответственно уменьшаютс€ и расходы по жировкам);
  • вы в индивидуальном пор€дке контролируете приемлемый микроклимат в квартире, что благопри€тно отражаетс€ на здоровье;
  • улучшаетс€ общее техническое состо€ние дома, а следовательно, квартира растет в цене.

  • ћатериал подготовил: јлександр Ѕј–јЌќ¬— »…
  • ƒата публикации: 20.05.2021
  • 10144
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150