Сравнение отопления тепловым насосом с газом, электричеством и твердым топливом
11.10.2021
Снизить энергоемкость ВВП в 2015 году на 50 % к уровню 2005 года – задача не из легких. Но именно такая цель намечена Директивой от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». Масштабной работе в этом направлении было посвящено выступление на Белорусском промышленном форуме-2012 Леонида Шенца, заместителя Председателя Госстандарта – директора Департамента по энергоэффективности.
В 2010 году завершена Республиканская программа энергосбережения на 2006–2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2006 г. № 137. С 2006 по 2010 год энергоемкость валового внутреннего продукта была снижена на 25,3 % к уровню 2005 года. Доля использования местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива республики в 2010 году составила 20,7 %.
В целом в 1997-2011 годах при темпах роста валового внутреннего продукта 254,1 %, темпы потребления топливно-энергетических ресурсов составили 110 %, а энергоемкость валового внутреннего продукта была снижена более чем в 2,2 раза – на 56,7 %.
Снизить энергоемкость ВВП в 2015 году на 50 % к уровню 2005 года и увеличить долю местных видов топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива республики до 25 % в 2012 году – такова новая задача, выполнение которой будет сопровождаться снижением энергоемкости ВВП по отношению к 2010 году на 29–32 % при темпах роста ВВП 162–168 %. На 2015 год ставится задача иметь не менее 30% местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива республики.
Решение перечисленных задач предполагает, что к 2015 году будет снижен удельный расход топлива на выработку электроэнергии в ГПО «Белэнерго» не менее чем на 10 %. В тепловых сетях намечается снижение потерь до 8 % в системе ГПО «Белэнерго» и 12% – в организациях жилищно-коммунального хозяйства. Увеличится комбинированное производство электрической и тепловой энергии (соотношение между выработкой электроэнергии на конденсационных и теплофикационных источниках) и к 2015 году стабилизируется на уровне 55 и 45 %. Планируется снижение удельных энергозатрат на производство продукции в промышленности на 15–20 %, а удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию составит не более 60 кВт•ч/м2 в год для нового жилья, а также зданий после капитального ремонта и реконструкции.
За этот период будет введено в эксплуатацию: 199 энергоисточников на древесном топливе и торфе суммарной мощностью 1266,5 МВт; 33 гидроэлектростанции мощностью 102,1 МВт; 84 биогазовых установки;
увеличен объем других видов энергоносителей (солнечная и ветровая энергия, геотермальные ресурсы, твердые бытовые отходы, фитомасса, отходы растениеводства и др.) оценочно до 100 тыс. т.у.т.
В целях выполнения поставленных задач для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома определены минимальные и максимальные объемы экономии топливно-энергетических ресурсов и задания по доле местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива по годам прогнозируемого периода.
Достижение установленных показателей по энергосбережению в 2011–2015 годах потребует финансирования в объеме 8,66 млрд. долларов США. По итогам 2011 года можно констатировать, что определенный задел уже имеется. За счет мероприятий по энергосбережению, проведенных в минувшем году, экономия топливно-энергетических ресурсов составила 1446,6 тыс. т у.т.
Важное значение в предстоящий период будет иметь дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере энергосбережения и реализация совместных проектов Республики Беларусь и международных организаций с привлечением их финансовых средств. За счет таких средств планируется осуществить различные по направленности, масштабам и объемам финансирования проекты. В частности, за счет дополнительного займа Всемирного банка предусмотрен проект «Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь» и «Реабилитация районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В рамках Программы развития ООН и ГЭФ будет осуществлен проект «Повышение энергоэффективности жилых зданий в Республике Беларусь», а с Европейским союзом будет реализован проект «Поддержка Республике Беларусь в области норм и стандартов в сфере энергоэффективности».
Активно продолжаются работы по развитию стандартизации в сфере энергосбережения. Приоритетными направлениями являются: разработка ТНПА в сфере ресурсо- и энергосбережения, обеспечивающих комплексный подход к установлению требований к топливно-энергетическим ресурсам, энергопотребляющей продукции, теплоизоляции зданий и сооружений, теплоизоляционным материалам, средствам учета и контроля, использованию отходов производства и применению вторичных и возобновляемых источников энергии. Будет вестись гармонизация технических нормативных правовых актов с директивами Европейского союза, международными и европейскими стандартами; паспортизация субъектов хозяйствования, объектов теплового хозяйства и теплоснабжения жилищно-коммунального комплекса и др.
В республике осуществляется разработка технических регламентов, технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов. Устанавливаются нормативные правовые акты, определяющие технические требования в части энергоэффективности к ветроэнергетическим установкам, биогазовым комплексам, индивидуальным устройствам, использующим возобновляемые энергоресурсы для отопления и горячего водоснабжения. Наряду с этим продолжается маркировка энергопотребляющей продукции за счет разработки стандартов бытовых электрических приборов, радиоэлектронного и другого оборудования.
В рамках вступившего силу Закона Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» проводится определение порядка вовлечения в хозяйственный оборот новых видов и увеличение использования местных видов топлива, вторичных энергетических ресурсов, возобновляемых источников энергии.
Департамент по энергоэффективности Госстандарта разработал концепцию нового закона об энергосбережении. На рассмотрение Правительства внесен новый законопроект, в котором определены полномочия органов государственного управления в сфере энергосбережения, особенности проведения энергосберегающей политики в разных отраслях. Уточнены вопросы учета, государственного надзора за рациональным использованием ТЭР, нормирования и проведения энергетических обследований объектов, государственной экспертизы энергетической эффективности. Важное место отводится вопросам образования, подготовки специалистов и экономическому стимулированию в сфере энергосбережения.
Тема дня 02.10.2024
Новости компаний 30.09.2024
Тема дня 24.09.2024
Новости компаний 23.09.2024
Новости компаний 01.10.2018
Традиционная энергетика 01.09.2024
Технологии 02.10.2021
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться