
Сравнение отопления тепловым насосом с газом, электричеством и твердым топливом
11.10.2021
Снизить энергоемкость ВВП в 2015 году на 50 % к уровню 2005 года – задача не из легких. Но именно такая цель намечена Директивой от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». Масштабной работе в этом направлении было посвящено выступление на Белорусском промышленном форуме-2012 Леонида Шенца, заместителя Председателя Госстандарта – директора Департамента по энергоэффективности.
В 2010 году завершена Республиканская программа энергосбережения на 2006–2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2006 г. № 137. С 2006 по 2010 год энергоемкость валового внутреннего продукта была снижена на 25,3 % к уровню 2005 года. Доля использования местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива республики в 2010 году составила 20,7 %.
В целом в 1997-2011 годах при темпах роста валового внутреннего продукта 254,1 %, темпы потребления топливно-энергетических ресурсов составили 110 %, а энергоемкость валового внутреннего продукта была снижена более чем в 2,2 раза – на 56,7 %.
Снизить энергоемкость ВВП в 2015 году на 50 % к уровню 2005 года и увеличить долю местных видов топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива республики до 25 % в 2012 году – такова новая задача, выполнение которой будет сопровождаться снижением энергоемкости ВВП по отношению к 2010 году на 29–32 % при темпах роста ВВП 162–168 %. На 2015 год ставится задача иметь не менее 30% местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива республики.
Решение перечисленных задач предполагает, что к 2015 году будет снижен удельный расход топлива на выработку электроэнергии в ГПО «Белэнерго» не менее чем на 10 %. В тепловых сетях намечается снижение потерь до 8 % в системе ГПО «Белэнерго» и 12% – в организациях жилищно-коммунального хозяйства. Увеличится комбинированное производство электрической и тепловой энергии (соотношение между выработкой электроэнергии на конденсационных и теплофикационных источниках) и к 2015 году стабилизируется на уровне 55 и 45 %. Планируется снижение удельных энергозатрат на производство продукции в промышленности на 15–20 %, а удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию составит не более 60 кВт•ч/м2 в год для нового жилья, а также зданий после капитального ремонта и реконструкции.
За этот период будет введено в эксплуатацию: 199 энергоисточников на древесном топливе и торфе суммарной мощностью 1266,5 МВт; 33 гидроэлектростанции мощностью 102,1 МВт; 84 биогазовых установки;
увеличен объем других видов энергоносителей (солнечная и ветровая энергия, геотермальные ресурсы, твердые бытовые отходы, фитомасса, отходы растениеводства и др.) оценочно до 100 тыс. т.у.т.
В целях выполнения поставленных задач для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома определены минимальные и максимальные объемы экономии топливно-энергетических ресурсов и задания по доле местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива по годам прогнозируемого периода.
Достижение установленных показателей по энергосбережению в 2011–2015 годах потребует финансирования в объеме 8,66 млрд. долларов США. По итогам 2011 года можно констатировать, что определенный задел уже имеется. За счет мероприятий по энергосбережению, проведенных в минувшем году, экономия топливно-энергетических ресурсов составила 1446,6 тыс. т у.т.
Важное значение в предстоящий период будет иметь дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере энергосбережения и реализация совместных проектов Республики Беларусь и международных организаций с привлечением их финансовых средств. За счет таких средств планируется осуществить различные по направленности, масштабам и объемам финансирования проекты. В частности, за счет дополнительного займа Всемирного банка предусмотрен проект «Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь» и «Реабилитация районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В рамках Программы развития ООН и ГЭФ будет осуществлен проект «Повышение энергоэффективности жилых зданий в Республике Беларусь», а с Европейским союзом будет реализован проект «Поддержка Республике Беларусь в области норм и стандартов в сфере энергоэффективности».
Активно продолжаются работы по развитию стандартизации в сфере энергосбережения. Приоритетными направлениями являются: разработка ТНПА в сфере ресурсо- и энергосбережения, обеспечивающих комплексный подход к установлению требований к топливно-энергетическим ресурсам, энергопотребляющей продукции, теплоизоляции зданий и сооружений, теплоизоляционным материалам, средствам учета и контроля, использованию отходов производства и применению вторичных и возобновляемых источников энергии. Будет вестись гармонизация технических нормативных правовых актов с директивами Европейского союза, международными и европейскими стандартами; паспортизация субъектов хозяйствования, объектов теплового хозяйства и теплоснабжения жилищно-коммунального комплекса и др.
В республике осуществляется разработка технических регламентов, технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов. Устанавливаются нормативные правовые акты, определяющие технические требования в части энергоэффективности к ветроэнергетическим установкам, биогазовым комплексам, индивидуальным устройствам, использующим возобновляемые энергоресурсы для отопления и горячего водоснабжения. Наряду с этим продолжается маркировка энергопотребляющей продукции за счет разработки стандартов бытовых электрических приборов, радиоэлектронного и другого оборудования.
В рамках вступившего силу Закона Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» проводится определение порядка вовлечения в хозяйственный оборот новых видов и увеличение использования местных видов топлива, вторичных энергетических ресурсов, возобновляемых источников энергии.
Департамент по энергоэффективности Госстандарта разработал концепцию нового закона об энергосбережении. На рассмотрение Правительства внесен новый законопроект, в котором определены полномочия органов государственного управления в сфере энергосбережения, особенности проведения энергосберегающей политики в разных отраслях. Уточнены вопросы учета, государственного надзора за рациональным использованием ТЭР, нормирования и проведения энергетических обследований объектов, государственной экспертизы энергетической эффективности. Важное место отводится вопросам образования, подготовки специалистов и экономическому стимулированию в сфере энергосбережения.
Новости компаний 01.07.2025
Новости компаний 01.07.2025
Новости компаний 24.06.2025
Новости компаний 20.06.2025
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться