Ёнергосбережение Ц прогрессивна€ модель поведени€. »з опыта в Ѕеларуси и за рубежом

Ёнергосбережение Ц прогрессивна€ модель поведени€. »з опыта в Ѕеларуси и за рубежом

√осударства-участники ћеждународного проекта по использованию ресурсов и энергии SPARE несколько лет назад прин€ли на себ€ об€зательства по продвижению среди международной общественности идеи о необходимости экономии энергоресурсов.  азалось, что достучатьс€ до самосознани€ современных потребителей непросто – банальные призывы к сознательности уже не трогают.

—оциально прогрессивную модель поведени€ нужно уметь продавать, а этозначит эффективно рекламировать. Ќадо отдать должное,кое-кто в эффектной пропаганде идей энергосбережени€ весьма преуспел. ∆урнал «Ёнергоэффективность» составил подборку реально существующей и по-насто€щему интересной рекламы идей энергосбережени€ в разных странах, котора€ наводит на размышлени€.

»з рекламы сделали реалити-шоу

¬ ¬анкувере ( анада) по€вилась необычна€ реклама, посв€щенна€ экономии энергии в быту. Ќа улице в центре города установили два прозрачных контейнера, в каждом из которых поселили по актеру. ¬ обоих контейнерах создана обстановка обычной жилой комнаты – есть телевизор, компьютер, освещение и прочие бытовые электроприборы. Ќо актер в одном контейнере использует все это разумно, а в другом – не экономит. –азницу в энергопотреблении в двух «комнатах» прохожие могут наблюдать на установленном р€дом счетчике, который крутитс€ в режиме реального времени. » эта разница заставл€ет задуматьс€.

Ёкономический ущерб от неочищенной воды

решили натурализовать

†–екламщикам из американского ‘еникса удалось совместить социальное с коммерческим. «адачей было убедить собственников домов использовать современное энергосберегающее оборудование дл€ очистки воды, так как

известь и ржавчина забивают общественную канализацию и нанос€т ущерб местным бюджетам. ѕрин€ть участие в финансировании проекта пригласили известного производител€ водоочистного оборудовани€ Culligan. –езультатом

кампании стала огромна€ инсталл€ци€ на улицах города. ќпору билборда использовали, чтобы натуралистично показать нелицепри€тные внутренности старой канализации, забитой известью и ржавчиной. ѕолучилс€ почти экспонат из музе€ современного искусства.

Ёкономию света рекламщики продемонстрировали на себе

†»спользовать датчики на движение в качестве рекламы идей энергосбережени€ стало попул€рным во многих странах, но первыми додумались до этого в Ќовой «еландии. “ам на городских улицах среди обычных подсвечиваемых рекламных плакатов по€вилась «темна€» наружна€ реклама. Ѕлагодар€ сенсорам подсветка дл€ этой рекламы включаетс€ только когда около конструкции находитс€ человек. Ќа освещенном плакате прохожие могут прочесть призыв: «”читесь использовать меньше».

ќцените двойной эффект: иде€ энергосбережени€ на лицо, а расходы на

подсветку – минимальны.

 оммерческую рекламу «облагородили» социальным призывом

†ѕример коммерческой рекламы, реализованной на базе попул€ризации идей энергосбережени€, продемонстрировал известный производитель стирального порошка (¬еликобритани€). ¬место того чтобы в очередной раз продвигать «белоснежную чистоту», Tide с подачи английского рекламного агентства начал рекламировать энергосбережение. ƒл€ этого была разработана сери€ принтов, на которых изображенные объекты по принципу конструктора «собраны» из упаковок стирального порошка. ј р€дом – просто факты.

«≈сли каждый в Ќью-…орке станет стирать в холодной воде всего лишь один день, освободившейс€ энергии – 5,7 млн киловатт-часов – будет достаточно, чтобы в течение целого мес€ца освещать Empire State Building. Ёкономьте электричество».

«≈сли каждый в Ћос-јнджелесе станет стирать в холодной воде всего лишь одну неделю, освободившейс€ энергии – 11,5 млн киловатт-часов – будет достаточно, чтобы питать круизный лайнер в путешествии от Ћос-јнджелеса до √авайев. Ёкономьте электричество».

††††††† ѕроект исключительно коммерческий, но его хоть на выставке социальной рекламы выставл€й.

”текающую электроэнергию изобразили в красках

на асфальте

†Ќемецкие креативщики из √амбурга, полага€, что большинство людей не волнует вопрос перерасхода электроэнергии только потому, что они не могут этого увидеть, решили исправить ситуацию. ќни визуализировали проблему

при помощи «протекающих» розеток. ¬ сотрудничестве с австрийским художником ћаркусом ’офером €ркие инсталл€ции в виде вытекающих из розеток цветных луж были размещены в здании энергетической компании RWE и на улицах города. —опровождающие таблички напоминали прохожим о необходимости экономии электроэнергии и предлагали зайти на сайт организации.

Ћюд€м предложили нажать на педали

Ёта необычна€ мысль тоже принадлежит рекламщикам из канадского ¬анкувера. Ќа прошлое –ождество они помогли крупнейшей канадской электрической компании BC Hyrdro проинформировать население о целесообразности использовани€ энергосберегающей рождественской иллюминации. ƒл€ этого в течение п€ти дней некоторые биллборды города снабжались электроэнергией с помощью педального велогенератора, который по очереди крутили 120 волонтеров. –екламщикам удалось нагл€дно показать, что усилий 120 человек хватит дл€ работы или 120 обычных лампочек накаливани€, или 1,5 тыс€чи светодиодных лампочек.

¬ борьбе за экономию энергии

решили давить на страх

†ѕлакат «Bulb», который был придуман рекламным агентством из ќјЁ дл€ Greenpeace, вызывает противоречивые чувства. “олько присмотревшись, понимаешь, что на нем нарисована не петл€, а лампочка. ƒвойственность прочтени€ изображени€ рекламщики решили использовать одновременно дл€ пропаганды идей энергосбережени€ и дл€ защиты окружающей среды от мусора, который создают недолговечные лампочки накаливани€.

Ётот недорогой, но запоминающийс€ проект доказывает, что эффективность рекламы не всегда зависит от количества вложенных в нее средств.

ј что у нас?

¬ Ѕеларуси попул€ризаци€ идей энергосбережени€ ведетс€ посто€нно. ќднако креативной рекламы дл€ работы в этом направлении нам пока не хватает. „аще всего у нас используютс€ рекламные листовки с инфографикой и пр€мое объ€снение потребител€м плюсов экономии. ” нас дефицит опытных рекламщиков, нет денег на подобные проекты или креативна€ реклама идей энергосбережени€ в Ѕеларуси просто не будет эффективной?

¬от что думают по этому поводу специалисты.

«Ќаши люди знают что экономить, но не знают как»

†ѕредседатель собрани€ акционеров белорусского предпри€ти€ ««авод энергоэффективного оборудовани€ «Ѕелмашпроектэнерго» јндрей —јƒџ ќ¬:

– Ќаша компани€ занимаетс€ практическим решением проблем энергосбережени€ на белорусских предпри€ти€х больше 10 лет. »сход€ из опыта работы, € уверенно могу сказать: о том, что энергию нужно экономить, белорусы прекрасно знают и без социальной рекламы.  ак на уровне обычных потребителей, так и на уровне руководителей крупных предпри€тий. ¬ нашей стране эта кампани€ носит куда более широкий характер, чем во многих других: необходимость экономии энергоресурсов закрепл€етс€ законодательно – что может быть сильнее? ѕоэтому нам как энергозависимой стране нужно идти дальше и работать не столько над попул€ризацией идей энергосбережени€ вообще, сколько над распространением конкретных эффективных средств снижени€ энергопотреблени€ на предпри€ти€х и в жилых домах. ѕроблема в том, что ни руководители энергоемких производств, ни потребители пока толком не знают, как направить эту де€тельность по энергосбережению в нужное русло и какие именно меры приведут к максимальному эффекту.

 реатив об€зательно сработает

†Ќачальник отдела организационно-правовой работы и взаимодействи€ со —ћ» ƒепартамента по энергоэффективности ∆анна «≈Ќ№ ≈¬»„:

– ¬ каждой стране накоплен свой уникальный опыт попул€ризации идей энергосбережени€ и энергоэффективности. — 1998 года, когда был прин€т закон «ќб энергосбережении» и энергосбережение стало приоритетом развити€ белорусской экономики, в нашей стране активно развиваетс€ тематическа€ пропаганда. ¬дохновителем и организатором ее развити€ стал √осударственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору (теперь – ƒепартамент по энергоэффективности).

ƒл€ специалистов провод€тс€ обучающие семинары, организовываютс€ международные специализированные выставки энергоэффективных технологий и оборудовани€, научно-технические конференции и форумы. ѕо€вл€етс€ первое специализированное печатное издание – журнал «Ёнергоэффективность», издаютс€ первые учебники дл€ студентов, а позже, и школьников.

ƒл€ населени€ в пр€мом эфире Ѕелорусского радио и телевидени€ провод€тс€ циклы передач, радиовикторины, активные участники которых, молодежь и взрослое население, награждаютс€ специальными тематическими призами. Ќа улицах столицы размещаютс€ первые постеры, а в метро – рекламные листовки, созданные в том числе на основе отобранных работ – победителей конкурса детских рисунков на тему энергосбережени€.

ѕо€вл€етс€ перва€ социальна€ реклама на телевидении.  омитет ориентировал работу по воспитанию культуры энергопотреблени€ на подрастающее поколение. Ќе случайно, что «гимн энергосбережени€» был создан коллективом педагогов и воспитанников дошкольного учреждени€ (гомельских детских €слей-сада «јтиква»), а первый в республике «ћузей энергосбережени€» организован на базе √омельского областного управлени€ образовани€.

—егодн€ в масштабе республики провод€тс€ многие информационные акции в стиле – «¬рем€ мен€ть привычки», мес€чники по энергосбережению, в рамках которых житель вместе с жировками на квартплату получает информацию, как простыми и доступными всем способами сэкономить семейный бюджет. —пециально дл€ детей организован республиканский конкурс школьных проектов по экономии и бережливости «Ёнергомарафон», который проходит на прот€жении шести лет, привлека€ все большее число участников. ѕрисутствующие на заключительных этапах конкурса «Ёнергомарафон» гости и эксперты ѕ–ќќЌ, ¬семирного Ѕанка, проекта ≈— отмечают неординарность данного проекта.

ѕопул€ризаци€ основ энергосбережени€ и повышение квалификации специалистов, отвечающих за экономию энергоресурсов,- основные задачи учебно-выставочного и издательского центра –”ѕ «Ѕелинвестэнергосбережение». Ќа базе центра открыта посто€нно действующа€ выставка «Ёнергосбережение – ’’I век», ориентированна€ на работу с населением.

Ѕольша€ работа уже проделана. Ќо надо задействовать не только административный ресурс. ’отелось бы приобщить к этой теме производителей энергоэффективной продукции, которые могут творчески и нагл€дно продвигать преимущества энергосбережени€
  • ƒата публикации: 25.02.2013
  • 4203
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150