ћнение специалиста. ќб актуальных проблемах энергетической инфраструктуры

ћнение специалиста. ќб актуальных проблемах энергетической инфраструктуры
ѕроблемы перекрестного субсидировани€, Ђпоследней милиї, тарифов и цен дл€ промышленности, превышающих американские в электроэнергетике, крайне низка€ энергоэффективность, хронические убытки в теплоснабжении, тарифы и нормативы в ∆ ’, недостаток средств дл€ инвестиций Ц все это звень€ одной большой и Ђржавой цепиї, запутанной в клубок системных проблем состо€ни€ нашей инфраструктуры, созданной в совершенно другой экономике и совсем другой стране, и уже потому требующей коренной перестройки.


√оссовет по проблемам ∆ ’, состо€вшийс€ 31 ма€ 2013 года в  ремле, на самом деле именно этими вопросами и занималс€, хот€ пр€мо там говорилось лишь о ∆ ’ и его месте в наших приоритетах.  ак вы€снилось по итогам обсуждени€, оно хот€ и важное, но все же не √ЋќЌј——, и уж тем более не среднее образование.


ќднако в на редкость содержательных выступлени€х губернаторов, в частности, —ветланы ќрловой из ¬ладимирской области и особенно ¬алери€ Ўанцева из Ќижегородской, был дан неутешительный диагноз сегодн€шнего положени€ вещей в отрасли. —уть его в том, что уже много лет мы пытаемс€ усидеть на двух Ђстуль€хї Ц жесткого административного контрол€ цен и тарифов в ∆ ’ с целью сохранени€ социального спокойстви€, с одной стороны, и попыток рыночного реформировани€ этой и смежных с ней отраслей экономики Ц электроэнергетики и теплоснабжени€, с другой. ¬ результате мы стараемс€, но по-прежнему не можем найти решение одного уравнени€ с двум€ неизвестными.  ак известно еще из школьной математики, такое уравнение не решаемо в принципе: дл€ этого нужно еще одно равенство, а в нашем случае Ц четкое понимание того, что частные инвестиции придут в эти отрасли только при условии их окупаемости через адекватную государственную тарифную и финансовую политику, и никак иначе. —овершенно €сно, что это предполагает рост сегодн€шних тарифов, поскольку, как правило, они искусственно занижаютс€, о чем и говорили губернаторы. √осударство при этом должно заниматьс€ и социальной защитой тех, кому така€ тарифна€ нагрузка не по плечу. ≈сли таковых набираетс€ критически много, то государство полностью берет на себ€ обеспечение населени€ и/или остальной экономики энергоресурсами по фиксированным низким тарифам, тотально субсидиру€ эту де€тельность за счет других источников доходов. “ак было у нас в течение многих лет. ѕроблема состоит в том, что в рыночной экономике така€ система почти не работает или работает очень плохо и, в конце концов, ведет к деградации инфраструктуры, что мы сейчас и наблюдаем.


¬ то же врем€, если у значительного числа граждан, бизнесов и организаций имеетс€ возможность выдерживать рыночные изменени€ в динамике цен и тарифов, то у государства в этой сфере по€вл€етс€ возможность маневра. ќно может вести сбалансированную тарифную политику, позвол€ющую позитивно развиватьс€ важным инфраструктурным отрасл€м и, в то же врем€, следить за тем, чтобы рост цен и тарифов не перегружал экономику. —егодн€ именно эта модель и прин€та за основу государственной политики в этой сфере. ќднако сказать, что она реализуетс€ успешно, нельз€.


ќчевидно, что проблема состоит в том, что на прот€жении р€да лет не удаетс€ поддерживать необходимый баланс между ростом цен и тарифов, обеспечивающим развитие отраслей, и возможност€ми населени€ и бизнеса их своевременно оплачивать. — одной стороны, наши тарифы все еще значительно ниже экономически обоснованных и аналогичных в других странах со схожей структурой экономики и потреблени€, а с другой Ц совокупные платежи за энергоресурсы уже нередко превышают платежи наших экономически более развитых соседей и конкурентов. ѕравительство говорит, что проблема в крайней неэффективности наших энергетики и ∆ ’, и требует от владельцев инфраструктуры ее коренной модернизации, даже выдел€€ на эти цели какие-то, правда, совсем недостаточные деньги. Ќо собственники инфраструктуры сегодн€ также не имеют дл€ этого достаточных средств и, в свою очередь, требуют от правительства вначале повысить тарифы и цены, а главное, дать гарантии в том, что они будут расти, чтобы инвестиции в модернизацию были окупаемы. ѕолучаетс€ замкнутый круг.


¬ыход, однако, на наш взгл€д, состоит в том, что на переходном этапе государство само должно стимулировать всех участников цепочки производства, распределени€ и потреблени€ энергоресурсов к энергоэффективному поведению и модернизации соответствующей инфраструктуры. “акое стимулирование может включать в себ€ создание так называемых субсидируемых рынков, особенно в теплоснабжении и водоснабжении, когда субсидии на покрытие текущих убытков от необоснованных тарифных решений выдаютс€ субъектам таких рынков по определенным алгоритмам и правилам в зависимости от степени их участи€ в повышении энергоэффективности инфраструктуры. »менно таким путем возможно решить нерешаемую, на первый взгл€д, задачу финансировани€ ∆ ’ на сумму около 9 трлн рублей, при том, что государство готово выдел€ть на эти цели не более 100 млрд рублей. –азница в предлагаемых подходах заключаетс€ в том, что при организации субсидируемых рынков в теплоснабжении и ∆ ’ государство в основном финансирует из бюджета не сами меропри€ти€ по модернизации инфраструктуры, как это происходит сегодн€, а убытки, возникающие у ресурсоснабжающих организаций при поставках тепла и воды (а иногда и электроэнергии) ввиду принимаемых необоснованных тарифных решений, св€занных с социально-политическими ограничени€ми (пресловутые 6% и т.п.). ѕри этом государство через определенную систему правил и нормативов на субсидируемых рынках заставл€ет ресурсоснабжающие организации заниматьс€ модернизацией, обеспечива€ возвратность вложенных собственных и привлеченных средств за счет установлени€ долгосрочных, прозрачных и незыблемых правил игры. —амо субсидирование со стороны государства может осуществл€тьс€ как в денежной форме, так и в форме различных производных финансовых инструментов, таких как облигации, гарантии и т.п., что снижает единовременную нагрузку на бюджет и дает возможность финансового маневра на таких рынках.


–езультатом функционировани€ субсидируемых рынков тепло- и водоснабжени€ должна быть коренна€ модернизаци€ соответствующей инфраструктуры и достижение ею среднемировых показателей по энергоэффективности, что обеспечит снижение темпов роста тарифов и цен в ∆ ’. ¬ свою очередь это позволит все большему числу граждан и бизнесов оплачивать потребленные ресурсы и услуги своевременно и в полном объеме, вытесн€€ на обочину проблему неплатежей в ∆ ’, объем которых оцениваетс€ в 750 млрд рублей, что, на наш взгл€д, тоже €вл€етс€ слишком оптимистичной цифрой.


—нижение и последующее прекращение генерации убытков на рынках ∆ ’ и тепловодоснабжени€ прекратит рост неплатежей в электроэнергетике, часто также превращающихс€ в конечном счете в убытки. Ёто, в свою очередь, благотворно повли€ет на общую динамику цен и тарифов в этой важнейшей отрасли, поскольку именно неплатежи, в значительной мере, €вл€ютс€ драйверами их роста. ”лучшение качества инфраструктуры позволит более активно проводить политику снижени€ перекрестки в электроэнергетике, поскольку население воспринимает уровень тарифов на электроэнергию в неразрывной св€зи с общим уровнем платежей за услуги ∆ ’ и сегодн€ считает его необоснованно высоким по отношению к качеству услуг.


» это не общие благие пожелани€. ¬ отдельных регионах, как, например, в ћурманской области, с участием специалистов Ђјгентства энергетического анализаї еще в 2012 году была разработана концепци€ повышени€ эффективности теплоснабжени€ региона, базирующа€с€ на применении механизмов субсидируемого рынка.   сожалению, она до сих пор так и осталась нереализованной, несмотр€ на огромные и усугубл€ющиес€ проблемы в сфере ∆ ’ в этом запол€рном регионе.


¬ышеперечисленные подходы в совокупности позвол€т, наконец, начать решать наболевшие проблемы, а не только бесконечно говорить о них. ¬ыступление губернатора Ўанцева на √оссовете, представител€ старой хоз€йственной гвардии и опытнейшего чиновника, не побо€вшегос€ вступить в спор с первым лицом государства, дает надежду на то, что проблема назрела и перезрела настолько, что Ђверхиї уже Ђне могутї ее не решать, в то врем€ как Ђнизыї уже Ђне хот€тї и не будут жить так, как прежде Ц на обломках разваливающегос€ советского ∆ ’ и такого же полуразрушенного тепло- и водоснабжени€. ƒело за малым. ѕерестать говорить об этом и начать работать. ѕока еще не поздно.




јлексей ѕреснов
”правл€ющий партнер компании Ђјгентство энергетического анализаї.


¬ 1984 году окончил электроэнергетический факультет ћЁ», кафедру “ехники высоких напр€жений. –аботал в  олэнерго (ћурманска€ область) на различных инженерных должност€х.
¬ 2006-2011 годах создавал, а затем работал в энергосбытовом бизнесе ћурманской области. — 2008 года руководил группой компаний Ђ –Ё— јль€нсї, занималс€ стратегическим управлением энергосбытового бизнеса и энергетическим консалтингом, в том числе международным. ¬ частности, в Ђ –Ё— јль€нсї на прот€жении р€да лет организовывал международные энергетические конференции в городе —аариселка, ‘инл€нди€.
–уководил разработкой  онцепции повышени€ эффективности теплоснабжени€ ћурманской области.




»сточник: 
SmartGrid.ru


  • ƒата публикации: 02.10.2014
  • 1218
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150