deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler

Мнение специалиста. Об актуальных проблемах энергетической инфраструктуры

Мнение специалиста. Об актуальных проблемах энергетической инфраструктуры
Проблемы перекрестного субсидирования, «последней мили», тарифов и цен для промышленности, превышающих американские в электроэнергетике, крайне низкая энергоэффективность, хронические убытки в теплоснабжении, тарифы и нормативы в ЖКХ, недостаток средств для инвестиций – все это звенья одной большой и «ржавой цепи», запутанной в клубок системных проблем состояния нашей инфраструктуры, созданной в совершенно другой экономике и совсем другой стране, и уже потому требующей коренной перестройки.


Госсовет по проблемам ЖКХ, состоявшийся 31 мая 2013 года в Кремле, на самом деле именно этими вопросами и занимался, хотя прямо там говорилось лишь о ЖКХ и его месте в наших приоритетах. Как выяснилось по итогам обсуждения, оно хотя и важное, но все же не ГЛОНАСС, и уж тем более не среднее образование.


Однако в на редкость содержательных выступлениях губернаторов, в частности, Светланы Орловой из Владимирской области и особенно Валерия Шанцева из Нижегородской, был дан неутешительный диагноз сегодняшнего положения вещей в отрасли. Суть его в том, что уже много лет мы пытаемся усидеть на двух «стульях» – жесткого административного контроля цен и тарифов в ЖКХ с целью сохранения социального спокойствия, с одной стороны, и попыток рыночного реформирования этой и смежных с ней отраслей экономики – электроэнергетики и теплоснабжения, с другой. В результате мы стараемся, но по-прежнему не можем найти решение одного уравнения с двумя неизвестными. Как известно еще из школьной математики, такое уравнение не решаемо в принципе: для этого нужно еще одно равенство, а в нашем случае – четкое понимание того, что частные инвестиции придут в эти отрасли только при условии их окупаемости через адекватную государственную тарифную и финансовую политику, и никак иначе. Совершенно ясно, что это предполагает рост сегодняшних тарифов, поскольку, как правило, они искусственно занижаются, о чем и говорили губернаторы. Государство при этом должно заниматься и социальной защитой тех, кому такая тарифная нагрузка не по плечу. Если таковых набирается критически много, то государство полностью берет на себя обеспечение населения и/или остальной экономики энергоресурсами по фиксированным низким тарифам, тотально субсидируя эту деятельность за счет других источников доходов. Так было у нас в течение многих лет. Проблема состоит в том, что в рыночной экономике такая система почти не работает или работает очень плохо и, в конце концов, ведет к деградации инфраструктуры, что мы сейчас и наблюдаем.


В то же время, если у значительного числа граждан, бизнесов и организаций имеется возможность выдерживать рыночные изменения в динамике цен и тарифов, то у государства в этой сфере появляется возможность маневра. Оно может вести сбалансированную тарифную политику, позволяющую позитивно развиваться важным инфраструктурным отраслям и, в то же время, следить за тем, чтобы рост цен и тарифов не перегружал экономику. Сегодня именно эта модель и принята за основу государственной политики в этой сфере. Однако сказать, что она реализуется успешно, нельзя.


Очевидно, что проблема состоит в том, что на протяжении ряда лет не удается поддерживать необходимый баланс между ростом цен и тарифов, обеспечивающим развитие отраслей, и возможностями населения и бизнеса их своевременно оплачивать. С одной стороны, наши тарифы все еще значительно ниже экономически обоснованных и аналогичных в других странах со схожей структурой экономики и потребления, а с другой – совокупные платежи за энергоресурсы уже нередко превышают платежи наших экономически более развитых соседей и конкурентов. Правительство говорит, что проблема в крайней неэффективности наших энергетики и ЖКХ, и требует от владельцев инфраструктуры ее коренной модернизации, даже выделяя на эти цели какие-то, правда, совсем недостаточные деньги. Но собственники инфраструктуры сегодня также не имеют для этого достаточных средств и, в свою очередь, требуют от правительства вначале повысить тарифы и цены, а главное, дать гарантии в том, что они будут расти, чтобы инвестиции в модернизацию были окупаемы. Получается замкнутый круг.


Выход, однако, на наш взгляд, состоит в том, что на переходном этапе государство само должно стимулировать всех участников цепочки производства, распределения и потребления энергоресурсов к энергоэффективному поведению и модернизации соответствующей инфраструктуры. Такое стимулирование может включать в себя создание так называемых субсидируемых рынков, особенно в теплоснабжении и водоснабжении, когда субсидии на покрытие текущих убытков от необоснованных тарифных решений выдаются субъектам таких рынков по определенным алгоритмам и правилам в зависимости от степени их участия в повышении энергоэффективности инфраструктуры. Именно таким путем возможно решить нерешаемую, на первый взгляд, задачу финансирования ЖКХ на сумму около 9 трлн рублей, при том, что государство готово выделять на эти цели не более 100 млрд рублей. Разница в предлагаемых подходах заключается в том, что при организации субсидируемых рынков в теплоснабжении и ЖКХ государство в основном финансирует из бюджета не сами мероприятия по модернизации инфраструктуры, как это происходит сегодня, а убытки, возникающие у ресурсоснабжающих организаций при поставках тепла и воды (а иногда и электроэнергии) ввиду принимаемых необоснованных тарифных решений, связанных с социально-политическими ограничениями (пресловутые 6% и т.п.). При этом государство через определенную систему правил и нормативов на субсидируемых рынках заставляет ресурсоснабжающие организации заниматься модернизацией, обеспечивая возвратность вложенных собственных и привлеченных средств за счет установления долгосрочных, прозрачных и незыблемых правил игры. Само субсидирование со стороны государства может осуществляться как в денежной форме, так и в форме различных производных финансовых инструментов, таких как облигации, гарантии и т.п., что снижает единовременную нагрузку на бюджет и дает возможность финансового маневра на таких рынках.


Результатом функционирования субсидируемых рынков тепло- и водоснабжения должна быть коренная модернизация соответствующей инфраструктуры и достижение ею среднемировых показателей по энергоэффективности, что обеспечит снижение темпов роста тарифов и цен в ЖКХ. В свою очередь это позволит все большему числу граждан и бизнесов оплачивать потребленные ресурсы и услуги своевременно и в полном объеме, вытесняя на обочину проблему неплатежей в ЖКХ, объем которых оценивается в 750 млрд рублей, что, на наш взгляд, тоже является слишком оптимистичной цифрой.


Снижение и последующее прекращение генерации убытков на рынках ЖКХ и тепловодоснабжения прекратит рост неплатежей в электроэнергетике, часто также превращающихся в конечном счете в убытки. Это, в свою очередь, благотворно повлияет на общую динамику цен и тарифов в этой важнейшей отрасли, поскольку именно неплатежи, в значительной мере, являются драйверами их роста. Улучшение качества инфраструктуры позволит более активно проводить политику снижения перекрестки в электроэнергетике, поскольку население воспринимает уровень тарифов на электроэнергию в неразрывной связи с общим уровнем платежей за услуги ЖКХ и сегодня считает его необоснованно высоким по отношению к качеству услуг.


И это не общие благие пожелания. В отдельных регионах, как, например, в Мурманской области, с участием специалистов «Агентства энергетического анализа» еще в 2012 году была разработана концепция повышения эффективности теплоснабжения региона, базирующаяся на применении механизмов субсидируемого рынка. К сожалению, она до сих пор так и осталась нереализованной, несмотря на огромные и усугубляющиеся проблемы в сфере ЖКХ в этом заполярном регионе.


Вышеперечисленные подходы в совокупности позволят, наконец, начать решать наболевшие проблемы, а не только бесконечно говорить о них. Выступление губернатора Шанцева на Госсовете, представителя старой хозяйственной гвардии и опытнейшего чиновника, не побоявшегося вступить в спор с первым лицом государства, дает надежду на то, что проблема назрела и перезрела настолько, что «верхи» уже «не могут» ее не решать, в то время как «низы» уже «не хотят» и не будут жить так, как прежде – на обломках разваливающегося советского ЖКХ и такого же полуразрушенного тепло- и водоснабжения. Дело за малым. Перестать говорить об этом и начать работать. Пока еще не поздно.




Алексей Преснов
Управляющий партнер компании «Агентство энергетического анализа».


В 1984 году окончил электроэнергетический факультет МЭИ, кафедру Техники высоких напряжений. Работал в Колэнерго (Мурманская область) на различных инженерных должностях.
В 2006-2011 годах создавал, а затем работал в энергосбытовом бизнесе Мурманской области. С 2008 года руководил группой компаний «КРЭС Альянс», занимался стратегическим управлением энергосбытового бизнеса и энергетическим консалтингом, в том числе международным. В частности, в «КРЭС Альянс» на протяжении ряда лет организовывал международные энергетические конференции в городе Саариселка, Финляндия.
Руководил разработкой Концепции повышения эффективности теплоснабжения Мурманской области.




Источник: 
SmartGrid.ru


  • Дата публикации: 02.10.2014
  • 1261
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150