Часто можно слышать, как люди сетуют: «Тарифы на электроэнергию очень высокие!». Но, как говорится, все познается в сравнении. Давайте вместе попытаемся разобраться, чем обусловлен рост тарифов на энергоносители?
Несомненно, что тарифы на энергию должны учитывать экономические интересы потребителей и производителей энергии. Они должны создавать мотивацию для максимальной экономии энергии на всех стадиях ее производства и потребления, повышения эффективности использования производственных мощностей.
В большинстве стран мира цены на электроэнергию для населения, как правило, выше в 1,5-2 раза, чем для промышленности. Сейчас при средней заработной плате 500 долларов США можно приобрести, примерно, 12 000 кВт•ч. При этом доля семейного бюджета, расходуемого на оплату электрической и тепловой энергии, не превышает 3-4 %.
Справочно:
Во времена СССР соотношение между тарифами для населения и реального сектора экономики также было кратно 2: тариф для населения в 1980 году составлял 4 копейки, для промышленных предприятий 2 копейки, для сельхозпредприятий 1,2 копейки. В 1980 г. при средней заработной плате 160 рублей можно было приобрести 4 000 кВт•ч.
Общеизвестно, что в течение последних несколько лет цены на топливно-энергетические ресурсы, поставляемые в Республику Беларусь, постоянно росли. А тарифы на электрическую и тепловую энергию за этот период увеличились незначительно, и их рост отстал от увеличения цены газа и мазута. Топливная составляющая в величине тарифа составляет порядка 77%. Существующие тарифы на электроэнергию для населения возмещают меньше половины себестоимости ее производства, а если точнее, то 47,7 %, а на тепловую энергию и того меньше – всего 17,5 %.
Основным направлением повышения эффективности в энергетике в настоящее время является сокращение издержек. Энергетики предприняли конкретные действия по повышению эффективности работы отрасли, при этом достигнуто:
- снижение удельного расхода топлива на отпуск электрической энергии на 7,3%;
- снижение удельного расхода топлива на отпуск тепловой энергии за рассматриваемый период на 0,4%;
- снижение технологического расхода на передачу электрической энергии на 1,34%, на передачу тепловой энергии на 0,36%.
Это позволило добиться того, что себестоимость производства энергии за рассматриваемый период 2006-2012 гг. выросла всего в 2,1 раза в условиях роста стоимости природного газа практически в 4 раза, т.е. был сдержан рост себестоимости.
Но образовался существенный дефицит средств у энергетиков из-за того, что рост топливной составляющей в тарифе опережал рост тарифов. Образовавшийся дефицит означает, что недополученные средства энергоснабжающим организациям приходится компенсировать заемными средствами. Платежи за топливо необходимо производить в валюте с установленной периодичностью.
Однако следует отметить, что даже после повышения в июне этого года на 15,7% тарифы для населения в Беларуси остаются ниже, чем в России и гораздо ниже, чем в станах Европы, при этом себестоимость одного кВт•ч в стране на сегодня составляет порядка 9,47 цента США. Если пересчитать размеры тарифов для населения в центы США, то картина будет такая:
Нельзя не согласиться, что сегодня многие белорусские семьи платят около 90-130 тысяч рублей в месяц за услуги связи (сотовый телефон, интернет суммарно), а платежи за такой важный элемент жизнеобеспечения, как электроэнергия, занимают последние места в семейном бюджете.
Не секрет, что низкие тарифы для населения в стране обеспечиваются за счет тарифов для предприятий, которые платят за электроэнергию в среднем 13,75 цента за кВт•ч – это и есть перекрестное субсидирование.
Вот как выглядят размеры тарифов для реального сектора (предприятий):
Государственная программа развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года, утвержденная постановлением Совета Министров, определяет, что тарифная политика будет совершенствоваться, будет осуществляться постепенный уход от перекрестного субсидирования в тарифах на электрическую и тепловую энергию для потребителей республики.
На первом этапе (2012-2015 гг.), как предусмотрено в Госпрограмме, осуществляется:
- реализация мероприятий направленных на снижение затрат на производство энергии;
- отмена с 2012 года льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- поэтапное повышение к 2015 году возмещения населением затрат на оказание услуг по энергоснабжению (консолидировано по тепловой и по электрической энергии) до уровня не менее 60 %:
Второй этап предполагает переход на тариф, который будет взаимосвязан с протяженностью технологической цепочки «источник-потребитель». Формирование уровня такого тарифа будет зависеть от того, насколько близко к энергоисточнику находится потребитель.
Например, тариф для крупного предприятия, расположенного рядом с сетями областной энергосистемы напряжением 110 кВ, будет ниже, чем для частного дома, к которому электроэнергия приходит через несколько ступеней трансформации и протяженные распределительные сети. Такой подход к тарифам является мировой практикой.
Тарифная политика, предусматривающая отказ от перекрестного субсидирования, обеспечивает в перспективе важную стратегическую задачу - снижение нагрузки на предприятия в расчетах за энергоносители. Оплата населением электроэнергии на уровне 100% ее себестоимости позволит снизить тарифы для промышленности и это благоприятно скажется на экономике в целом. Ведь не стоит забывать, что в себестоимость производимой предприятиями продукции входит электроэнергия. Со снижением себестоимости эта продукция становится более конкурентоспособной. Процесс улучшения финансового состояния предприятий и населения взаимосвязан, будет ошибкой разделять эти понятия.
Важно отметить, что решение о постепенном повышении тарифов для населения принято с четким соблюдением принципов проводимой в стране социально ориентированной политики государства, что выражается в привязке роста платежей за жилищно-коммунальные услуги к темпам роста заработной платы и других доходов населения.
В материале использованы фактические данные источника «Белэнерго»