ѕрактика нормировани€ и ее роль в энергетическом менеджменте

ѕрактика нормировани€ и ее роль в энергетическом менеджменте

ќдним из основных параметров, обеспечивающих продвижение политики энергоэффективности со стороны государства, €вл€етс€ нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов. Ќормирование нацелено не только на экономию энергии, но и на совершенствование технологических процессов. — этой целью нормирование должно охватывать все элементы технологического процесса.

ƒл€ энергоемких процессов оно должно быть детальным, дл€ мелких потребителей допустимо укрупненное нормирование. ѕри разработке норм следует учитывать расход энергоносителей не только на основные, но и на вспомогательные производственные нужды (освещение, отопление, вентил€ци€, водоснабжение и др.)

јнализ работы промышленных предпри€тий показывает, что у них имеютс€ значительные резервы экономии топлива и энергии, которые должны быть реализованы с целью повышени€ энергоэффективности. ¬ значительной мере это зависит от действенности экономических инструментов повышени€ энергоэффективности, к которым относ€тс€ нормирование энергопотреблени€, тарифы на энергию, материальное стимулирование повышени€ энергоэффективности. Ёнергетические нормы должны отражать оптимальные технологические и энергетические режимы загрузки оборудовани€. ѕри разработке норм, расхода энергоносителей следует учитывать производительность оборудовани€; технологические параметры, характеристики сырь€ и материалов, графики работы оборудовани€. «начительный вклад в повышение энергоэффективности вносит использование вторичных энергоресурсов.

—уществуют следующие методы нормировани€:

1) опытно-статистические;

2) расчетно-аналитические;

3) научно-обоснованные.

ѕрактически чаще используетс€ первый подход. Ќедостаток данного подхода - в невозможности использовани€ резервов экономии энергии.

¬торой подход €вл€етс€ более прогрессивным. ≈го использование требует трудоемких расчетов режимов работы энергетического оборудовани€. “акой подход чаще всего примен€етс€ дл€ крупных энергоемких агрегатов и технологических процессов.

Ќаиболее прогрессивным €вл€етс€ третий подход, который предполагает осуществление энергосберегающих меропри€тий. ќн наиболее эффективен в случае, когда указанные меропри€ти€ не требуют дл€ реализации капитальных затрат. ¬ противном случае разработка таких норм должна быть согласована с реализацией энергосберегающих меропри€тий. ƒанный метод широко примен€етс€ сейчас на энергоемких производствах и требует привлечени€ научных кадров.

—истема нормировани€ “Ё– включает четыре основные процедуры:

- разработка норм расхода “Ё– (1 раз в 3 года),

- согласование/утверждение разработанных норм расхода “Ё– (1 раз в год),

- отчетность по утвержденным нормам расхода “Ё– (раз в квартал),

- контроль за выполнением норм расхода “Ё– (посто€нно).

 аждый из этапов имеет свои достоинства и недостатки. “ак, разработка норм расхода “Ё– может осуществл€тьс€ потребителем “Ё– самосто€тельно.  роме того, эту процедуру не проход€т малые предпри€ти€ с потреблением менее 100 тут. ќднако при разработке норм расхода “Ё– сторонней организацией невозможно избежать финансовых затрат.

—огласованием / утверждением разработанных норм расхода “Ё– занимаютс€ специализированные подразделени€ как в структуре ƒепартамента по энергоэффективности, так и в вышесто€щих ведомствах. ћинусом €вл€етс€ бюрократическа€ сложность процедуры, необходимость подготовки около 5-10 различных бланков и дополнительной справочной информации, а также необходимость утверждени€ и согласовани€ в разных ведомствах.

≈жеквартальна€ отчетность по утвержденным нормам расхода “Ё– предоставл€ет возможность стороннего мониторинга специализированных подразделений ƒепартамента по энергоэффективности. ќднако, как и люба€ статистическа€ отчетность, это требует отвлечени€ персонала на заполнение статистической отчетности (около 5-10 дней в квартал).

Ќа завершающей стадии контрол€ в качестве недостатка можно отметить доминирование в системе энергосбережени€ дублирующих показателей энергоэффективности (целевой показатель по энергосбережению первичен по сравнению с нормами расхода энергоресурсов).

’очетс€ отметить, что достоинства существующей системы нормировани€ в целом  – повышение заинтересованности в процессах повышени€ энергоэффективности руководства предпри€тий; создание первоначальной системы управлени€ энергопотреблением на базе персональной ответственности отделов главного энергетика; помощь в планировании затрат на потребление “Ё– на предсто€щий календарный год.

ќднако существующа€ система нормировани€ практически не удел€ет внимани€ мотивации персонала к более активному участию в энергосбережении. Ўтрафные санкции за превышение нормативов потребление “Ё– имеютс€, зато отсутствуют нормативные акты относительно  материального поощрени€ персонала и стимулировани€ к повышению квалификации в области энергосбережени€. ѕрименение штрафных санкции €вл€етс€ само по себе фактором, побуждающим к какому-либо действию, однако должна быть разработана стройна€ система критериев, показателей за превышение или занижение которых будут примен€тьс€ эти штрафы и начислени€. ¬озможно, выход находитс€ в сочетании различных способов стимулировани€ повышени€ энергоэффективности.

Ќа мой взгл€д, будущее – за системой управлени€ энергопотреблением (энергетическим менеджментом). —равнение двух систем дано в таблице.

—уществующа€ система нормировани€

Ёнергетический менеджмент

 

ќб€зательна€ де€тельность, обусловленна€

существующим законодательством.

 

ƒобровольна€ инициативна€  де€тельность.

 

√одичный (квартальный) характер нормировани€.

ќперативный (смена, сутки) контроль фактических показателей энергопотреблени€ и сопоставление с нормативными показател€ми.

 

«анимаетс€ отдел главного энергетика.

—оздаетс€ специальный отдел (служба) энергетического менеджмента

 

Ќорма энергопотреблени€ не учитывает многих факторов.

 

¬сесторонний учет всех факторов, вли€ющих на уровень нормативного энергопотреблени€.

 

Ќет взаимосв€зи между системой нормировани€ и системой учета “Ё–.

 

Ќормирование и учет “Ё– €вл€ютс€ взаимодополн€ющими составл€ющими системы энергетического менеджмента.

 

Ќет мониторинга экономии, достигнутой за счет реализации энергосберегающих меропри€тий.

 

ћониторинг экономии, достигнутой за счет реализации энергосберегающих меропри€тий.

 

ќтсутствует система анализа причин перерасхода “Ё–.

 

ƒиагностика причин перерасхода “Ё– и прин€тие соответствующих управл€ющих решений.

ќлег ¬асюк, эксперт проекта ѕ–ќќЌ/√Ё‘ «”странение преп€тствий в повышении энергетической эффективности предпри€тий государственного сектора Ѕеларуси»

  • ƒата публикации: 03.08.2011
  • 3239
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150