https://www.high-endrolex.com/35

√-Є-брид инженеров ѕрохорова

√-Є-брид инженеров ѕрохорова

ѕервый российский гибридный автомобиль, названный отсутствующей в других €зыках буквой и финансируемый миллиардером ћихаилом ѕрохоровым, пока существует только в проекте. ќб этом уже поведали многие —ћ». ƒаже газета The New York Times 13 декабр€ прошлого года в своей слегка ироничной, но доброжелательной статье не обошла эту тему. ћы решили, что и нам негоже оставатьс€ в стороне от этого модернизационного мейнстрима. “ем более что в предыдущих стать€х мы рассказали об основных принципах построени€, конструкци€х и режимах движени€ гибридных автомобилей (см. «”ѕ€тЄрка” за бережливость» и «¬ойна гибридов»). » наш читатель вполне подготовлен, чтобы самому оценить достоинства той или иной марки или проекта, в частности, первого отечественного гибрида, который обещают сделать массовым.

¬ технические нюансы конструкции мы вдаватьс€ не будем. ƒа они нам и не очень известны. Ќа официальном сайте то, что обычно составл€ет основу раздела технического описани€, например, вращающий момент двигател€ или энергозапас аккумулирующего электроэнергию устройства, м€гко говор€, не афишируетс€. „тобы докопатьс€ до подобной информации, надо прикладывать усили€. ¬ частности, скрупулЄзно изучать интервью руководителей проекта, попутно пыта€сь отделить зЄрна истины от плевел рекламы.

разработчики Ќа фото сверху слева направо: ћ. —. ¬игри€нов, ќ. ћ. »ванов, третий и четвЄртый – члены комиссии јлена Ѕромли, помощника президента —Ўј ƒ. Ѕуша-старшего, далее ¬. ¬. —аломатов, ¬. ј. ѕеремитин, переводчик. Ќа переднем плане – роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорани€, разработанный ћ. —. ¬игри€новым, ќ. ћ. »вановым и ¬. ј. ѕеремитиным по заказу ћинавтопрома из ћосквы. –абота велась в »“ —ќ –јЌ, в лаборатории ¬. ¬. —аломатова. »сточник: professor-butakov.ru

 

Ќо общие выводы можно сделать уже исход€ из базовых принципов, заложенных в конструкцию. ѕоказанного и озвученного вполне достаточно, чтобы оценить недостатки и преимущества нового гибрида.

®зыком плаката

ƒостоверно известно, что несколько мес€цев назад были представлены демонстрационные макеты трЄхдверного кроссовера, п€тидверного хетчбэка и развозного фургона-каблучка. »х расчЄтна€ снар€жЄнна€ масса – около 700 килограммов, грузоподъЄмность – около 300 килограммов (500 дл€ фургона). ¬се макеты построены на стальных рамах с колЄсами на простейшей подвеске – двойных поперечных рычагах.

√ибрид предполагаетс€ двухтопливным. ” него один бензобак и два газобака, которые при полной заправке должны обеспечить пробег пор€дка тыс€чи километров. –асход топлива не превысит 4 литра бензина на сотню километров пути. ћаксимальна€ скорость ограничена 130 км/ч. –азгон до 100 км/ч будет занимать от 10 до 15 секунд в зависимости от электронно-устанавливаемого режима движени€. ” автомобил€ всего две педали, газ и тормоз, а вспомогательные приборы заменены двум€ сенсорными экранами на соответствующей панели.

“рансмисси€ станет полностью электрической. Ќа гибрид предполагаетс€ установить 60-сильный роторный мотор с электрогенератором. ќн будет зар€жать п€тифарадный конденсатор и питать два бесколлекторных электромотора по двадцать лошадей на передней и задней колЄсных ос€х. ѕравда, на движущихс€ макетах, представленных 1 апрел€ руководству страны, был установлен немецкий двухцилиндровый 750-кубовый мотор.

шасси «адн€€ часть несущей рамы ходового макета «®-мобил€» с газовыми баллонами высокого давлени€ и суперконденсаторами. »сточник: yo-auto.ru

 

ћинимализм названи€ распиаренного российского гибрида, как и минимализм его конструкции, сильно впечатл€ет непосв€щЄнных. √ибрид вошЄл в информационное поле –оссии весомо, грубо и зримо. »де€ названи€, как сообщаетс€, принадлежит одному из ключевых участников проекта ¬ладимиру ÷еслеру, лауреату многих конкурсов плаката, дизайнеру.

¬ежливые комментаторы из различных средств массовой информации извращаютс€ в толковани€х глубинного смысла слова из одной буквы. ¬сем обычным люд€м очевидно, что

«®» – это эмоциональный возглас, долженствующий сорватьс€ при виде автомобил€ с уст индивидуума, природный ум которого не обезображен широким образованием, а речь – чтением русской литературы.

¬ыражать этот возглас потенциального покупател€ может как восхищение, так и сожаление.

ѕравоЄ дело

»де€ создать отечественный гибридный автомобиль вполне в духе времени. ћногие лидеры мирового автостроени€ при дороговизне горючего сосредоточились на разработке гибридных авто, совмещающих в себе двигатели на разных энергоносител€х и воплощающих достижени€ новейших технологий. —егодн€ на этом рынке фирмы японии, —Ўј, ≈вропы идут буквально ноздр€ в ноздрю, ежегодно представл€€ дес€ток новых моделей гибридов.

» все они рождаютс€ далеко не на пустом месте. “ак, лучший по экономии топлива, самый продаваемый в мире гибрид Toyota Prius уже полтора дес€тилети€ совершенствуетс€ крупнейшей €понской фирмой. «а ним сто€т сотни запатентованных технологий. ћировые производители часто предлагают и гибридные варианты уже известных, хорошо знакомых потребителю моделей.

ѕрактика показывает, что создание модели современного конкурентоспособного автомобил€ требует вложений многих сотен миллионов (если не миллиардов) долларов и минимум нескольких лет упорного координированного труда единой команды высококвалифицированных инженеров, увлечЄнных идеей и способных работать над ней сутки напролЄт.

≈сли нова€ модель – не единичный концепт-кар дл€ выставки, то еЄ массовый выпуск потребует современных заводов с высокой культурой производства. Ёто не только производственные мощности с новейшими станками. Ёто и квалифицированные рабочие, инженеры.

ѕридЄтс€ вложить средства и в организацию техобслуживани€ гибридных автомобилей, которое не то что на коленке – на обычном автосервисе не проведЄшь. Ёто об€зательно отразитс€ на стоимости эксплуатации автомобил€.

», конечно, велики расходы на рекламу, которую сильно облегчает доброе им€ производител€, истори€ его успехов на ниве автостроени€, известность автодостижений его конструкторов. ѕроизводителю придЄтс€ доходчиво донести до публики и профессионалов преимущества и революционные новшества нового гибридного автомобил€.

ЌаполЄоновский замысел

√лавный конструктор проекта јндрей √инзбург, мотоциклист и специалист по электронике, раньше работавший инженером в одной из белорусских телекоммуникационных компаний, задумал гибрид как простейший вариант последовательной схемы. ƒвигатель внутреннего сгорани€ крутит электрогенератор, который, в свою очередь, питает т€говые электромоторы и зар€жает конденсатор небольшой Ємкости. » никаких механических приводов и трансмиссий.

√ибрид позиционируетс€ создател€ми как городской автомобиль, которому придЄтс€ часто ускор€тьс€ и останавливатьс€. «начит, чтобы не тратить топливо при стоп-стартах, у него об€зательно должна быть система автоматической остановки и запуска двигател€, плюс система рекуперации энергии торможени€, о которой разработчики нам пока не рассказывают.

ћногие автомобилисты знают, что при скорости в 100 км/час легковой автомобиль на всЄ про всЄ расходует пару-другую дес€тков лошадиных сил. ќстальной запас мощности пропадает втуне, он нужен только дл€ того, чтобы иногда «поддать газу». “ак что основное врем€ горючее экипажа тратитс€ на то, чтобы просто таскать с собой мощный мотор с коробкой передач и прочей амуницией. ј что если посто€нно ездить на маломощном моторе и подключать дополнительные силы только в нужные моменты? Ёто вполне по силам гибридному авто. “олько дополнительных сил должно быть достаточно. » надо знать, сколько бывает таких моментов на километр пути. ј это во многом зависит от манеры езды водител€, загруженности трасс движени€, маршрутов городского гибридного автомобил€.

ќбычно на гибридах устанавливают соединЄнный с единой механической трансмиссией двигатель внутреннего сгорани€ и электромотор. ѕоследний питаетс€ от аккумул€тора, зар€жаемого первым. ћощность двигател€ примерно вдвое больше, чем у мотора. “акой подход и позвол€ет создать необходимый задел по мощности на все случаи автодорожной ситуации.

” √инзбурга – проще. јккумул€тор, он же конденсатор, малоЄмок, поэтому мощность электромоторов приближаетс€ к мощности двигател€.

«арубежные гибриды т€желы из-за большого веса батарей, наш – лЄгок. Ёнергозапаса-то у него почти нет – всего на п€тнадцать секунд разгона.

ƒетально судить о режимах движени€, программно-зашитых в электронику автомобил€, мы не можем. Ќюансы их не раскрываютс€, только названи€ типа «спорт» или «скользко».

—тандартный гибрид на малых скорост€х до дес€тков километров в час движетс€ на электрическом ходу. Ќа больших скорост€х включаетс€ двигатель внутреннего сгорани€ обычной конструкции. ѕри высоких нагрузках работают оба мотора и расходуетс€ энергозапас аккумул€тора. ” нашего же гибрида в движении бензиновый двигатель почти не будет выключатьс€. ¬р€д ли в этой ситуации можно говорить об оптимуме работы по расходу топлива или об экологичности выхлопа, дл€ чего и создаютс€ все гибриды.

Єальности проЄкта

»нформаци€ о конструкции и силовой установке гибрида неполна и неоднозначна, обнародованные цифры противоречат друг другу. ѕервоисточник каждый раз предъ€вл€ет всЄ новые сведени€. —егодн€ автомобиль можно обсуждать лишь как за€вленный проект, а не реально существующий объект. ќднако р€д моментов вполне очевиден.

јвтомобилисты знают, что мощность силовой установки и масса транспортного средства определ€ют его максимальную скорость и ускорение. —орока лошадей двух электромоторов гибрида, питаемых двигателем внутреннего сгорани€ в шестьдес€т лошадей, €вно мало, чтобы соревноватьс€ с указанными на его сайте иностранными конкурентами того же размерного класса.  орректнее сравнивать его с ¬ј«овской классикой, «ќкой», индийской Tata Nano.

ѕравда, некоторые типы электромоторов могут короткое врем€ выдавать мощность, превышающую их номинал. Ќо не на пор€док и при условии достаточного энергозапаса аккумул€тора. ” нашего же гибрида будет конденсатор Ємкостью п€ть фарад, запасающий, по словам √инзбурга, 400 килоджоулей энергии, что, заметим (на это действительно стоит обратить внимание), даже меньше Ємкости стандартного свинцового автомобильного аккумул€тора. «а полтора дес€тка секунд такой конденсатор разр€жаетс€ полностью. ѕроехать на нЄм можно всего два-три километра.

≈сли не выходить за предельный вес гибрида с пассажирами пор€дка тыс€чи килограммов, увеличить энергозапас не получитс€: конденсаторы т€желы и дороги. ≈сли выходить – потребуетс€ увеличить мощность мотора. “огда сильно возрастЄт расход топлива, по которому разработчики собираютс€ обогнать Toyota Prius.

—равнение это некорректно и напоминает претензию жены инженера ўукина из романа «ƒвенадцать стульев» на меховую конкуренцию с фотографией миллионерши ¬андербильт. —равниваютс€ автомобили разных классов, принадлежность к которым определ€етс€ прежде всего мощностью двигател€. Toyota Prius – это т€жЄлый последовательно-параллельный гибрид в разы мощнее нашего и с гораздо более Ємкими аккумул€торами. ћалый расход топлива Prius св€зан с оптимизацией работы двигател€ по эффективности и рекуперации, малый расход нашего гибрида – с малым весом и слабым двигателем. ѕро «американца» Chevrolet Volt, который приводитс€ разработчиками проекта отечественного гибрида как пример аналогичной последовательной схемы силовой установки, можно сказать то же, что и про «€понца».

—ловом,

описание проекта первого российского гибрида даЄт представление о способном иногда поддать газку маломощном автомобиле. “аковым его будет ощущать и водитель.

¬оЄнна€ хитрость

¬озвратимс€ к минимализму конструкции гибрида, за€вленному как одно из достоинств. ћногие уже видели по телевизору или на фотографии передвигающийс€ макет гибрида, изготовленный из пластика в кузовном ателье « арди» ћосковского автомеханического института. ѕервое, что бросаетс€ в глаза, – масса свободного места внутри рамы и под капотом. ¬ противоположность зарубежным автомобил€м, у которых используетс€ буквально каждый клочок пространства. ƒумаете, это недостаток?

Ёто военна€ хитрость. «десь всЄ не просто. јвторы за€вл€ют, что сокращение числа деталей в разы – одна из изюминок конструкции. «начит, должна вырасти функциональность каждой детали. “огда как насчЄт пригодности к ремонту и его цены? ѕолезных функций у гибрида меньше, чем у его зарубежных «коллег»?

Ќо список хай-тек-примочек, типа точки входа в интернет или сотового телефона с функцией сигнализации, составл€ет основную и самую впечатл€ющую часть технического описани€. «начит, применены секретные решени€. ќдно из них – п€тикратное сокращение длины кабелей за счЄт передачи сигналов сервоприводам по силовым кабел€м. ќп€ть же – видим рост функциональной нагрузки.

«а€вление о том, что нынешн€€ конструкци€ с несущей рамой может быть заменена на несущий пластиковый кузов, вызывает недоумение у специалистов. „то-то вроде предложени€ заказать по каталогу однобортный пиджак, име€ в виду, что может быть прислан двубортный той же модели. Ћюбой автоинженер знает, что несущий кузов – это конструктивно совсем другой коленкор. ѕиджак, вообще-то, существует?

ƒвигатЄль ¬игри€нова?

–азработчики прекрасно понимают, что без чего-то особенного, абсолютно инновационного их гибрид был бы автомобилем прошлого века, устаревшим в момент своего рождени€. ѕоэтому они пообещали поставить на него новейший роторно-лопастной газо-бензиновый двигатель, не существующий нигде, кроме как в нашем «ћоссельпроме». ѕока же даже на высшем уровне гибрид представл€ют движущимс€ макетом с мотором Weber от немецкого снегохода – попул€рным и надЄжным.

ѕринцип действи€ роторного двигател€ ¬игри€нова, названного так по имени изготовившего его рабочий макет инженера, известен давно, с начала века. ¬ нЄм четыре охлаждаемых изнутри лопасти концентрически движутс€ внутри цилиндра, создава€ в своих секторных промежутках сжатие и разрежение. “аким образом, сектора играют роль перемещающихс€ по кругу камер сгорани€, в которых и осуществл€ютс€ четыре такта двигател€.

Ётим принципом действи€ двигатель напоминает роторный двигатель ¬анкел€, широко примен€емый, например, фирмой Mazda, который дл€ длительной работы требует надЄжных уплотнений между кра€ми треугольного поршн€ и стенками цилиндра. «а€влено, что фторопластовые уплотнени€ двигател€ ¬игри€нова не будут смазываемыми. ” специалистов сразу возникает вопрос насчЄт царапающего фторопласт нагара. ƒумаетс€, такие вопросы ставить рано. ƒвигатель ¬игри€нова пока можно увидеть только на картинке.

»стори€ его интересна. ѕо сообщению lmotor.com, в 60-х годах прошлого века немецка€ фирма KHD провела исследование двигател€ этого типа с механизмом  оуэрца дл€ преобразовани€ движени€ лопастей. –езультаты были признаны отрицательными.

¬икипеди€ сообщает, что в 1973 году инженеры из Ќовосибирска, среди которых был ћихаил ¬игри€нов, сделали конструкцию рабочей, придумав новый механизм, заставл€ющий лопасти двигатьс€ по определЄнному закону. ѕри этом вал мощности вращаетс€ неравномерно. ѕроблемой при передаче еЄ на электрогенератор и затем на равномерно вращающийс€ электромотор это, конечно, не станет, но приложить некоторые усили€ придЄтс€.

—ейчас в интернете встречаютс€ дискуссии по поводу авторства двигател€. ѕроизводители российского гибрида предпочитают просто называть его четырЄхтактным роторно-лопастным двухтопливным двигателем внутреннего сгорани€. ѕо их за€влению, «энергетическа€ установка (двигатель плюс генератор и система накоплени€ энергии) обеспечивает энерговооружЄнность, аналогичную двухлитровому 150-сильному двигателю внутреннего сгорани€».

»нтересно, что имеетс€ в виду? Ќа врем€ разр€да суперконденсатора при разгоне – да, обеспечивает. ј в остальное врем€? «акон сохранени€ энергии не обманешь: слабый двигатель не может посто€нно работать как сильный.

¬ середине марта в передаче «—фера интересов» на телеканале «–Ѕ » гендиректор проекта јндрей Ѕирюкой за€вил, что технические характеристики роторно-лопастного двигател€ будут раскрыты после его ресурсных испытаний. ѕо планам – в середине лета. ∆дЄм-с.

®кологи€

√ородска€ экологи€ от наличи€ парка новых гибридов несколько выиграет за счЄт их остановок без холостого хода и стартов на конденсаторе. ќбщий же за€вленно-предполагаемый расход топлива в три с половиной литра на сотню километров пробега дл€ двигател€ внутреннего сгорани€ в шестьдес€т лошадей – отнюдь не революционный показатель. «аметим, что до сих пор инженеры считали, что роторно-лопастные двигатели не отличаютс€ экономичностью и экологичностью (см., например, «ƒвигатели внутреннего сгорани€» под редакцией ј. —. ќрлина и ћ. √.  ругликова, 1990 г., стр. 258).

ј как же эконормы на вредные выбросы? ƒл€ этого-то и нужны два газобака на 14 кубометров сжатого до двухсот атмосфер метана. ¬едь при сгорании он даЄт очень экологичный выхлоп. “еперь можно за€вить о соответствии нормам «≈вро-5», в скобочках указав ключевое слово – метан. Ќа остальные неевропейские случаи у экологически чистого гибрида есть обычный 20-литровый бензобак.

¬ызывает вопросы и индивидуально-пассажирска€ экологи€. —отн€ килограммов конденсаторов, часто и быстро перезар€жаемых, размещена под задним пассажирским сиденьем. Ѕольшие изменени€ токов означают сильные магнитные пол€. Ёта терапи€ показана далеко не всем. »ли под сидень€ми установлены особые экраны? ¬прочем, проблема надЄжного экранировани€ электромагнитных полей стоит перед всеми производител€ми электромобилей.

√ромогласно за€влено, что в салоне не будет пепельницы и прикуривател€ – разработчики ратуют за здоровый образ жизни. “ака€ мера в стиле сухого закона не кажетс€ разумной, в особенности учитыва€ целевую аудиторию, обозначенную названием автомобил€.

Ќарушать отжившие нормы и косные представлени€ – так нарушать.

√де Є, где завтра?

—о старым морским поверьем – как корабль назовЄшь, так он и поплывЄт, большинство сухопутных росси€н знакомилось по детской книжке «ѕриключени€ капитана ¬рунгел€». ѕо сюжету, его шхуна «ѕобеда» при спуске на воду лишилась первых двух букв своего имени. ƒалее еЄ судьба складывалась хот€ и сложно, но весело.

«аказы на гибрид превышают планы производства на годы вперЄд. –екламна€ акци€ набирает обороты. ѕравда, согласно опросу, проведЄнному сайтом «јвто-¬ести», около 40 процентов росси€н не вер€т в успех проекта гибридного автомобил€. Ќо это и не нужно – столько же вер€т. ќчередь на покупку на сайте гибрида длинна, заказы с лихвой перекрывают планируемый  на следующий год выпуск. ≈сли соберЄтесь купить, ваш номер окажетс€ больше ста с небольшим тыс€ч!

Ќа гибридный кроссовер записались 84 процента заказчиков, 14 процентов – на п€тидверный микровэн и лишь 2 процента – на фургон. Ёто наводит на мысль, что большинство будущих потребителей – молодЄжь. — большим отрывом от них следуют семейные люди. » очень мало тех, кто занимаетс€ бизнесом. ¬идимо, последние скрупулЄзно считают свои расходы и не хот€т рисковать.

—обаки лают, караван идЄт

¬ –оссии трудно найти человека, не слышавшего названи€ первого отечественного гибрида. ќ его конструкции способен порассуждать любой школьник. „аще всего это разговоры об электронных приборах, вроде сенсорного диспле€ управлени€ режимами движени€. Ќа некоторых сомневающихс€ граждан обращать внимани€ не стоит. »х и раньше по обочинам широких инновационных дорог бывало в достатке.

ѕобедителей, как известно, не суд€т. ÷ель достигнута – теперь каждый житель нашей модернизирующейс€ страны знает, что –осси€ сама может производить высокотехнологичные гибридные автомобили. » у нас есть свой недорогой, надЄжный и конкурентоспособный гибрид. Ќе верите? —просите любого знакомого.

» последнее: сравнени€ в прессе с новейшим Chevrolet Volt не случайны. ѕростейша€ последовательна€ схема силовой установки оптимальна дл€ превращени€ гибридов с ней в электромобили, о которых мы расскажем в следующей статье. ƒостаточно убрать двигатель с генератором и поставить дополнительные аккумул€торы на ту же уже испытанную ходовую часть и проверенный в ходе тестировани€ кузов. ѕеределок минимум.

√урь€нов јлександр

»сточник: "Ќаука и технологии –‘"

  • ƒата публикации: 22.09.2011
  • 1875
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150