ѕроизводители лампочек LED решают проблему слишком долгого срока службы

ѕроизводители лампочек LED решают проблему слишком долгого срока службы

23 декабр€ 1924 года представители крупнейших компаний по производству осветительных приборов встретились в ∆еневе (Ўвейцари€) и договорились о создании Phoebus Ч веро€тно, первого в истории промышленного картел€ мирового масштаба.  омпании обсудили проблему качества продукции. ѕроблема была в том, что качество ламп накаливани€ слишком сильно увеличилась, а продолжительность их службы угрожала бизнесу. ƒругими словами, лампы служили настолько долго, что начал снижатьс€ объЄм продаж.

¬ результате договора стандартный срок службы ламп накаливани€ уменьшили до 1000 часов. Ётот договор считаетс€ одним из первых примеров запланированного устаревани€ в промышленном масштабе, а срок службы примерно в 1000 часов сохранилс€ до сих пор.

ѕримечательно, что с началом продаж новых моделей ламп производители объ€сн€ли: уменьшение времени работы св€зано с тем, что необходимо установить стандарты качества по уровню освещЄнности и энергоэффективности. Ќо историки, которые изучают архивные документы Phoebus, говор€т, что в новых модел€х была только одна значительна€ техническа€ инноваци€: более короткий срок службы нити накаливани€. Ћампочки просто раньше перегорали.

—егодн€ перед производител€ми светодиодных ламп встаЄт та же проблема. ” обычной лампы LED срок службы составл€ет 25 000 часов, согласно стандарту, после этого они тер€ют более 30% своей €ркости. ѕри условии непрерывной работы это 1041 день, то есть чуть меньше трЄх лет. ¬ типичном американском домохоз€йстве лампочка освещени€ работает не круглосуточно, а в среднем 1,6 часа в сутки. “аким образом, ресурса светодиодной лампы хватит примерно на 43 года, а ведь на рынке есть и LED-лампы со сроком службы 50 000 часов. Ќа какой устойчивый бизнес можно рассчитывать, продава€ такую продукцию?

¬ наши дни запланированное устаревание продукции стало нормальным технологическим приЄмом не только дл€ лампочек, но и дл€ бытовой электроники, смартфонов, компьютеров, автомобилей и других товаров. Ѕолее того, запланированное устаревание и культ потреблени€ считаетс€ стимулом дл€ экономики и поддерживаетс€ в национальном масштабе. ¬о времена ¬еликой депрессии в —Ўј некоторые экономисты называли запланированное устаревание продукции Ђновым богомї дл€ бизнеса. ѕримерно с тех пор тезис о необходимости поддерживать Ђповторное потреблениеї через запланированное устаревание стал практически непреложной экономической аксиомой. ќн лЄг в основу всей потребительской экономики современности, без которой сложно представить современное общество. —ейчас люди годами работают по 10 часов в сутки без отпусков, чтобы иметь возможность купить новые товары взамен старых, которые запланированно устарели.

ƒо картельного сговора 1924 года лампы накаливани€ работали дольше, чем многие современные издели€. Ћампочка на пожарной станции є 6 в Ћиверморе Ч выдающийс€ пример надЄжности изделий того времени. — номинальной мощностью 60 ¬т эта выдута€ вручную лампа сейчас работает примерно на 4 ¬т, но всЄ так же круглосуточно обеспечивает ночное освещение дл€ пожарных машин на станции. ’от€ сейчас она выполн€ет скорее декоративную функцию, но раньше лампа висела ниже, а при звуках пожарной тревоги перед выездом каждый пожарный считал своим долгом хлопнуть еЄ на удачу.





Ћампа изготовлена примерно в 1900 году инженерами небольшой американской компании Shelby Electric из ќгайо, по дизайну франко-американского изобретател€ с российскими корн€ми јдольфа Ўайле (Adolphe Chaillet). “очна€ конструкци€ лампочки-рекордсмена досконально не изучена. Ёто была одна из многочисленных экспериментальных лампочек. ¬ то врем€ компани€ Shelby Electric испытывала много разных типов конструкции. »звестно только, что в ней используетс€ углеродна€ нить накаливани€ толщиной примерно как у современных нитей накаливани€, обычно изготавливаемых из вольфрама.

¬ ближайшее врем€ Ђстарушкуї из Ћиверморского пожарного депо отправ€т на покой и отдадут на хранение (возможно, в музей). Ќо она до сих пор не перегорела. Ёта лампочка уже стала знаменитой, а еЄ свечение транслирует в интернет специальна€ веб-камера.





‘ирму Shelby Electric в 1912 году купила крупна€ корпораци€ General Electric, одна из участниц картельного сговора 1924 года, в котором участвовали также голландска€ Philips, немецка€ Osram и французска€ Compagnie des Lampes. ƒоговор между корпораци€ми обеспечил их финансовое процветание на дес€тилети€ вперЄд. ћногие из этих производителей до сих пор занимаютс€ привычным бизнесом. —ейчас непосредственной угрозой дл€ них стали светодиодные лампочки.

ѕо мере того, как домохоз€йства всЄ чаще закупают светодиодные лампы вместо обычных лам накаливани€, крупные корпорации сейчас подход€т к той же опасной черте, к которой приблизились их предшественники более 90 лет назад: объЄм продаж угрожает начать снижатьс€. —ейчас лампы LED занимают примерно 7% мирового рынка. ѕо прогнозам аналитиков, к 2022 году их дол€ увеличитс€ до 50%. ¬ первом квартале 2016 года, по данным Ќационально ассоциации производителей электрооборудовани€ —Ўј, продажи светодиодных ламп в —Ўј выросли на 375% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и их дол€ на американском рынке впервые в истории превысила 25%.

—казать, что у производителей начинаетс€ паника, будет преуменьшением. 

≈сть некоторые намЄки, что фирмы пытаютс€ применить старый приЄм Phoebus по ограничению срока службы, выпуска€ более дешЄвые издели€. Ќапример, компани€ Philips продаЄт по 5 долларов LED-лампочки со сроком службы 10 000 часов.  итайские производители вообще не слишком задумываютс€ о долговечности, выпуска€ массу дешЄвых низкокачественных изделий, которые продаютс€ чуть ли не на вес.

Ќо в наше врем€ невозможно устроить такой же картельный сговор, как в 1924 году, слишком много производителей вовлечены в этот бизнес, а ресурс светодиодной лампы 25 000 часов стал практически стандартом. ѕоэтому производител€м приходитс€ придумывать что-то другое, пишет New Yorker.

ќдин из логичных приЄмов Ч сделать обычные светодиодные лампы частью другого, большего продукта, дл€ которого возможно сохранить запланированное устаревание. ѕроизводители рассчитывают на то, что обычные лампочки прошлого станут частью Ђумныхї систем интеллектуального домашнего освещени€. Ќапример, компани€ Philips производит линейку Ђумныхї светодиодных лампочек и контроллеров Hue. “акие лампочки интеллектуально измен€ют €ркость и температуру света (16 млн цветов), а также объедин€ютс€ в сеть. ќни работают на стандартном сетевом протоколе Zigbee, так что сторонние Zigbee-лампочки тоже имеют возможность подключатьс€ к единой сети.




—ветодиодные лампочки Philips Hue



ѕолгода назад компани€ Philips показала пример ещЄ одного нестандартного приЄма, который даЄт представление о том, какими способами производители лампочек намерены боротьс€ за своЄ место под солнцем. ¬ декабре 2015 года онавыпустила обновление программной прошивки фирменного сетевого моста, который начал блокировать доступ к Hue API дл€ любой Ђне одобреннойї лампочки. ќдобренными считаютс€ те, которые получили сертификат Ђƒрузь€ Hueї (Friends of Hue). ќстальным придЄтс€ отключитьс€ от фирменной сети фонового освещени€ Philips и работать автономно. ¬ числе отвергнутых Ч лампочки Cree, GE, Osram и другие.

“аким образом, производители лампочек начали использовать дл€ своей пользы законодательстве о защите интеллектуальной собственности, а конкретно Ч пресловутый закон DMCA.

¬озможно, производители рассчитывают, что в Ђинтернете вещейї законы вроде DMCA позвол€т им реализовать нечто вроде современного цифрового Ђзапланированного устаревани€ї, когда старые лампы не будут совместимы с более современной электроникой/софтом/интерфейсами. ’от€ физически они могли бы работать ещЄ долгие годы, но де-факто потребителей будут подталкивать к покупкам новых моделей, как сейчас вынуждены поступать, например, покупатели смартфонов из-за посто€нной модернизации экосистемы, посто€нного выпуска новых версий ќ— и программного обеспечени€, которое не совместимо со старыми верси€ми ќ—. ѕроведЄнные исследовани€ в ≈вропе показали, что потребители мен€ют смартфоны, в среднем, каждые 2,7 года. Ёто идеальный пример дл€ подражани€ со стороны производителей осветительных приборов. Ћампочки тоже должны стать частью быстро эволюционирующей и устаревающий аппаратно-программной экосистемы Ђинтернета вещейї.

¬ любом случае, очевидно одно: компани€ не способна выжить в услови€х, если она выпускает продукцию со сроком службы 43 года.  онкуренци€ со стороны тех же китайских производителей просто вынуждает западные корпорации придумывать, как трансформировать бизнес и сделать новый Ђпродуктї на основе обычных лампочек. ” них просто нет другого выхода, кроме как продвигать интеллектуальные системы освещени€ и концепции типа Ђинтернет вещейї, Ђумный домї и прочие.





ѕохоже на то, что производители смирились с неизбежным. ћес€ц назад компани€ Philips выделила бизнес осветительных приборов в отдельную компанию Philips Lighting, которую готовит к IPO. Ќемецка€ Osram Ч ещЄ один из крупнейших производителей ламп освещени€ Ч тоже выделил свой двухмиллиардный бизнес по производству ламп в независимую компанию Ledvance, котора€ сейчас выставлена на продажу. ј ещЄ в окт€бре прошлого года то же самое сделала американска€ General Electric, треть€ участница картельного сговора 1924 года, основав дочернюю компанию G.E. Lighting, которую легко будет продать.

—ветодиодные лампы Ч пожалуй, первый массовый товар 21 века, который бросает вызов сложившейс€ концепции запланированного устаревани€.

ѕосмотрим, что из этого выйдет. Ёкономисты говор€т, что переход общества на качественные товары с длительным сроком службы потребует радикальных, системных изменений потребительской экономики, которые, веро€тно, вызовут замедление экономического роста в краткосрочной перспективе. ЂЁто может быть неприемлемо дл€ правительств, которые используют экономический рост как основной индикатор производительностиї, Ч писал в своей книге Longer Lasting Products профессор “им  упер (Tim Cooper), руководитель исследовательской группы по вопросам устойчивого потреблени€ в Ќоттингемском университете. Ќо он считает, что рано или поздно человечество будет вынуждено отказатьс€ от потребительства в нынешнем виде и перейти на использование продуктов с длительным сроком службы, ремонтируемых, с замен€емыми детал€ми. Ёто неизбежно придЄтс€ сделать просто по той причине, что экологические и материальные ресурсы нашей планеты ограничены и не могут обеспечить бесконечный рост потреблени€.

  • ƒата публикации: 20.07.2016
  • 5203
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150