Ѕелорусский расчет: об успехах белорусской нефтепереработки

Ѕелорусский расчет: об успехах белорусской нефтепереработки

 то сегодн€ €вл€етс€ лидером по темпам развити€ нефтепереработки на постсоветском пространстве и в значительной части ≈вропы? Ќаверн€ка вариант ответа «Ѕеларусь» многим и в голову не придет. √де нефть, а где эта страна?! “ем не менее это правильный ответ. «а последние дес€ть лет республика инвестировала в два своих Ќѕ« около 2 млрд. долл. и готовитс€ освоить еще столько же в ближайшие четыре-п€ть лет. „астный транспорт и тепловозы езд€т на бензине и дизтопливе стандарта ≈вро-5, на который Ѕеларусь может полностью перейти уже в следующем году, тогда как ”краина никак не может попрощатьс€ с топливом ≈вро-2. ќткуда у ћинска така€ прыть?  ак маленька€ страна, не имеюща€ своей нефти, превратилась в выставку достижений нефтехимической науки и прогресса, куда на экскурсии езд€т нефтепереработчики из богатых углеводородами јзербайджана,  азахстана и –оссии? »зучение истории успеха белорусской нефтепереработки очень полезно и дл€ ”краины, так как по сути речь идет об энергетической безопасности. ’от€, безусловно, это и весьма неплохие деньги.

— текущего года белорусска€ «чугунка» (железна€ дорога) ездит исключительно на дизельном топливе стандарта ≈вро-5. ¬ госрезерв и дл€ ћинобороны местные заводы производ€т топливо по качеству не ниже ≈вро-4. » это при том, что действующий технический регламент позвол€ет использовать ≈вро-3 до конца 2014 года. ¬ свою очередь, в ”краине все идет к тому, что хождение бензина стандарта ≈вро-3 будет пролонгировано до 2017 года. “ака€ норма записана в проекте “ехнического регламента по качеству нефтепродуктов, который сегодн€ проходит завершающую стадию согласовани€ в госведомствах. „иновники объ€сн€ют это тем, что, дескать, потребител€м очень нужен старый бензин, а на дизтопливе ≈вро-4 и ≈вро-5 танк или тепловоз не поедет.

ѕривод€тс€ и просто удивительные доводы: пускай будет ≈вро-3, так как производства ≈вро-4 обходитс€ очень дорого. » хот€ на украинских колонках цены на эти марки неразличимы, зададимс€ вопросом: а сколько стоит наше здоровье, уважаемые?

«≈сли наши заводы (белорусские) отправл€ют европейцам и в ”краину топливо ≈вро-5, почему мы должны давать нашим гражданам качество хуже?», задаетс€ резонным вопросом —ергей  аморников из «Ѕелоруснефти», владеющей крупнейшей сетью ј«— в Ѕеларуси. Ќедавно его компани€ вместе с ћозырским Ќѕ« выступила с инициативой перед отраслевым регул€тором — концерном «Ѕелнефтехим» – о переходе с 2013 года на поставку дл€ внутренней розничной сети нефтепродуктов исключительно стандарта ≈вро-5. Ёто при том, что согласно техрегламенту “аможенного союза такой переход должен состо€тьс€ с 2016 года.

 ак рассказал јнатолий  упри€нов, гендиректор ћозырского Ќѕ«, после запуска в прошлом году установки гидроочистки дизтоплива завод полностью перешел на выпуск продукта с ультранизким содержанием серы (0,0001%, ≈вро-5). ѕо факту и весь ј-95 на белорусских заправках уже также соответствует стандарту ≈вро-5. “от же ћозырь освоил производство данной марки после сдачи в 2010 году установки гидроочистки бензинов каталитического крекинга. «¬ конце текущего года мы запускаем установку изомеризации, и весь выпускаемый нами бензин ј-92 будет отвечать экологическому классу 5», — сообщил ј. упри€нов о фактическом завершении процесса выхода на принципиально новый уровень качества по светлой группе нефтепродуктов.

 то на что училс€

¬ чем секрет белорусского рынка на ниве модернизации нефтепереработки? ѕочему там переход€т на ≈вро-5, а мы никак не можем проститьс€ с ≈вро-2? ‘акторов несколько.

¬ одном только ћозыре на строительство установок, направленных на улучшение качества и глубины переработки нефти, было израсходовано в 160 (!) раз больше, чем на крупнейшем украинском Ќѕ« в  ременчуге. “ам перва€ (и последн€€) за 11 лет нова€ установка такого рода была сдана в эксплуатацию в 2001 году. —егодн€ завод работает на 30% мощности.

¬ Ћисичанске пульс развити€ прощупывалс€ до 2005 года. »з трех новых установок две были построены в рамках приватизационных об€зательств. ¬ дальнейшем “Ќ -¬– сосредоточилась в основном на энергосберегающих и экологических проектах, которые, при всей их необходимости, не особо добавл€ют экономики. ¬сего владелец оценивает вложени€ в Ћисичанский Ќѕ« с момента приватизации в 2000 году в 650 млн. долл. ¬ 2012 году завод остановилс€.

Ћитовский Ќѕ« «ќрлен Ћетува» в г. ћажейк€е имеет много общего с украинскими коллегами. Ћисичанск и  ременчуг были самыми новыми и развитыми в ———–, а литовский завод и вовсе был самым молодым — начал работу в 1980 году. ќблада€ единственным в ———– комплексом  “-1 по глубокой переработке нефти, в «нулевых» литовцам пришлось сосредоточитьс€ на повышении качества. ƒл€ завода в ≈вросоюзе это вопрос жизни и смерти : или производишь по стандартам, или уходишь с рынка. Ќа качество ушло чуть более 200 млн. долл., сегодн€ завод загружен практически на 100%.

ћозырский Ќѕ« хоть и не старый, начал работу в 1975 году, но, в отличие от соседей, ему так не повезло с вторичными процессами. ѕоэтому пришлось сначала догон€ть их по базовой комплектации (висбрекинг и каткрекинг), а потом переходить к принципиально новым дл€ «советской» отрасли облагораживающим процессам. —троительство новых установок, включа€ «периферийные» проекты типа расширени€ резервуарного парка и герметичного налива нефтепродуктов, потребовало за 11 лет около 900 млн. долл. » это не счита€ затрат на текущие ремонты, которые наши Ќѕ« часто относ€т к инвестиционным проектам. —тоит ли после этого удивл€тьс€, что белорусы наращивают присутствие в ”краине, тогда как стареющие украинские Ќѕ« отдают рынок без бо€.

¬ыхода нет

ќткуда такие деньги у Ѕеларуси? ƒолго гадать не приходитс€: наличием финансов ћинск во многом об€зан –оссии. ѕравда, времена шальных нефтедолларов уже позади. — 2009 года ћосква планомерно наращивает свою долю в прибыли белорусских Ќѕ«. —начала были «льготные» экспортные пошлины на нефть, потом — полна€ ставка на объем дл€ дальнейшего экспорта топлива из республики, затем — преми€ к цене на нефть.  азалось, идилли€ ожидает ћинск и с подписанием документов о “аможенном союзе. —егодн€ поставки сырь€ из –оссии не облагаютс€ российской экспортной пошлиной, но ею облагаютс€ экспортируемые белорусские нефтепродукты.

¬се бы ничего, если бы не одно «но». „тобы запереть бензин внутри страны во врем€ гр€нувшего топливного кризиса, в апреле 2011 года –осси€ ввела временные заградительные пошлины на вывоз бензина по ставке 90% от пошлин на нефть. «¬ременна€» ставка действует до сих пор, признаков возврата к прежней ставке в 66% пока нет. Ѕолее того, в ћоскве обсуждаетс€ вариант ввода 90-процентной ставки пошлины на экспорт мазута — полностью экспортной позиции белорусских Ќѕ«.

«ћы еще точно не знаем, чем дл€ нас обернетс€ така€ пошлина на бензин, но така€ же пошлина на мазут нас точно положит», — поделилс€ весной этого года белорусский отраслевой функционер, попросивший не называть его имени.

«аместитель главы «Ѕелнефтехима» ¬ладимир ¬олков на пр€мой вопрос о позиции белорусской стороны в отношении столь высоких пошлин стараетс€ подбирать слова, дава€ пон€ть, что ћинск не в восторге, но что поделать. «“очно известно, что с 2015 года пошлина на мазут сравн€етс€ с нефт€ной, а это значит, что мы должны поскорее избавл€тьс€ от выпуска мазута», — за€вил он на недавней пресс-конференции в ћозыре.

ѕо словам ј. упри€нова, ключевым проектом тут станет строительство гидрокрекинга H-oil проектной стоимостью 1,2 млрд. долл. (фантастическа€ сумма даже дл€ нефт€ной отрасли). «јккредитив на оплату реакторов €понской фирме нам предоставлен, есть предложени€ по кредитованию на 700 млн. долл., остальное будем финансировать из собственных средств», — сообщил гендиректор ћЌѕ«.  о всему завод в сент€бре объ€вил конкурс по выбору подр€дчика на строительство комплекса по производству высокооктановых компонентов бензина проектной стоимостью 215 млн. долл…

 огда окуп€тс€ такие вложени€? “ем более что нефтепереработка на планете переживает не лучшие времена, а новости о банкротстве Ќѕ« — уже не редкость. √овор€т, например, что недавно началс€ демонтаж наход€щегос€ недалеко от Ћондона завода Coryton, который входил в обанкротившийс€ швейцарский концерн Petroplus. ѕр€мого ответа у белорусов на вопрос об окупаемости нет, јнатолий  упри€нов лишь говорит, что компани€ рассчитывает на дес€тилетний период возврата инвестиций. Ќо в целом, похоже, такими мысл€ми здесь особо не заморачиваютс€, задава€ встречный вопрос: «ј какой выход? Ѕросить все на полпути?» “ем более что сегодн€ белорусы начинают пожинать плоды своей бесконечной инвестиционной программы.

ƒостигнутое качество полностью снимает вопрос сбыта продукции — все рынки открыты. ћало того, в ближайшее врем€ с€бры обещают двинуть на –оссию, так как высокие экспортные пошлины делают рынок “аможенного союза очень привлекательным. «ћы будем готовы уйти на рынки ≈вропы и –оссии, если по каким-то причинам дл€ нас закроетс€ ”краина», — утверждает јлександр ƒемидов, заместитель руководител€ Ѕелорусской нефт€ной компании, комментиру€ тему возможных торговых санкций против белорусских нефтепродуктов, котора€ то и дело всплывает в  иеве. (’от€ здесь уже больше вопрос в том, чем ”краине заменить такой объем и такое качество?)

¬торым ощутимым результатом модернизации Ќѕ« станет повышение их прибыльности по мере увеличени€ глубины переработки. Ќо ћинск, суд€ по всему, это интересует во вторую очередь. — глубиной переработки 92—93%, которой в ћозыре планируют достичь к 2015 году, завод может перерабатывать самую дорогую нефть, остава€сь с прибылью. »ными словами, если совсем прижмет, можно обойтись и без российской нефти. ј это значит, что в переговорах с российскими брать€ми белорусы получат новый козырь. ћожет, с этим св€зано исчезновение из эфира сообщений о готов€щейс€ продаже росси€нам белорусских Ќѕ«? ¬о вс€ком случае, сегодн€ этот вопрос на повестке дн€ уже не стоит, резюмирует ¬ладимир ¬олков из «Ѕелнефтехима».

—ергей  уюн ««еркало недели. ”краина» є32

  • ƒата публикации: 18.09.2012
  • 1151
–Ю–Ю–Ю ¬Ђ–Ф–Х–Ы–Ю–Т–Ђ–Х –°–Ш–°–Ґ–Х–Ь–Ђ –°–Т–ѓ–Ч–Ш¬ї
–Ю—В—А–∞—Б–ї–µ–≤–Њ–є –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ-–∞–љ–∞–ї–Є—В–Є—З–µ—Б–Ї–Є–є –њ–Њ—А—В–∞–ї, –њ–Њ—Б–≤—П—Й—С–љ–љ—Л–є —Н–љ–µ—А–≥–µ—В–Є–Ї–µ –С–µ–ї–∞—А—Г—Б–Є. –Р–Ї—В—Г–∞–ї—М–љ—Л–µ –љ–Њ–≤–Њ—Б—В–Є –Є —Б–Њ–±—Л—В–Є—П. –Я–Њ–і—А–Њ–±–љ–∞—П –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –Њ –Ї–Њ–Љ–њ–∞–љ–Є—П—Е, —В–Њ–≤–∞—А—Л –Є —Г—Б–ї—Г–≥–Є.
220013
–†–µ—Б–њ—Г–±–ї–Є–Ї–∞ –С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М
–Ь–Є–љ—Б–Ї
—Г–ї. —Г–ї. –С. –•–Љ–µ–ї—М–љ–Є—Ж–Ї–Њ–≥–Њ, 7, –Њ—Д–Є—Б 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

191611654
5
5
1
150
150