Всего несколько лет назад природный газ считался жизненно важным для перехода к экономике, работающей на возобновляемых источниках энергии. Но настроения меняются, и «голубое топливо» движется по тому же пути, что и уголь, его более грязный брат, которого сейчас избегают правительства, коммунальные предприятия и инвесторы.
Отмена гигантского трубопровода на Атлантическом побережье в США и решение Ирландии отказаться от финансирования импортного терминала этим летом — последние признаки того, что газ теряет популярность у всех — от регулирующих органов до управляющих активами.
По мере того, как страны активизируют свои усилия по выполнению климатических обязательств, топливо, используемое для отопления, приготовления пищи и производства электроэнергии, может проиграть солнечной и ветровой энергии, а также частным и государственным мерам по энергоэффективности.
По словам Ника Стэнсбери из «Legal & General Investment Management Ltd.» в Лондоне, хотя природный газ выделяет только половину углекислого газа, факельное сжигание и утечки метана подпортили его репутацию во всем мире. По его словам, многие инвесторы уже уклоняются от выделения средств на проекты, не соответствующие целям Парижского соглашения.
Стэнсбери сказал: «Газовые компании недооценили быстрые изменения общественного мнения. Блокирование коронавируса сыграло свою роль в этом изменении, так как инвесторы также отступают и переосмысливают, как все должно быть сделано».
Согласно отчету Международного экологического движения «Fossil Free», более 1200 организаций, управляющих активами на сумму более $14 трлн, обязались отказаться от ископаемого топлива, по сравнению с 181 учреждениями, управляющими активами на сумму $50 млрд 5 лет назад.
В США экологическая оппозиция помогла увеличить стоимость трубопровода на Атлантическом побережье почти вдвое — до $8 млрд. В этом году проекты газопроводов в США на сумму около $10 млрд были свернуты, несмотря на то, что газ пользуется политической поддержкой администрации президента Дональда Трампа.
Европейские политики сейчас обсуждают, стоит ли продолжать строительство гигантского газопровода «Северный поток-2» из России в Германию — не по экологическим причинам, а по тернистым геополитическим причинам. Эти дебаты также поднимают вопрос о том, будут ли трубопровод вообще продолжать, если бы столько миллиардов не было уже в него вложено.
В то время как в богатых странах активисты и инвесторы используют свои успешные методы борьбы с углем против газа, в развивающихся странах картина иная.
Растущая экономика и урбанизация стимулируют спрос как на уголь, так и на природный газ. Крупнейшие энергетические компании тратят миллиарды на разведку газа и инфраструктуру по мере открытия новых рынков.
Как заявил 30 июля журналистам генеральный директор «Royal Dutch Shell Plc» Бен ван Берден: «У нас будет более сильный рост производства сжиженного природного газа, чем в любом другом аспекте энергетической системы».
Этому росту будет способствовать падение цен после худшего перенасыщения, которое когда-либо видел мир. Страны от Вьетнама до Бразилии планируют использовать топливо, чтобы насытить голодных до энергии граждан и отучить себя от угля.
Аналитик «Fitch Solutions» Дейн Ло сказал: «Переход Вьетнама к газу и возобновляемым источникам энергии был самым резким в Юго-Восточной Азии». По данным «Fitch», к 2029 году в стране планируют построить около 26 ГВт газовых электростанций. Этого достаточно, чтобы удовлетворить 8% нынешних потребностей страны в электроэнергии.
Проект «Total SA» по производству СПГ в Мозамбике завершил финансирование на сумму $16 млрд, что является крупнейшей из прямых иностранных инвестиций на континенте. Министр экономики Бразилии Пауло Гедес сказал, что «шок дешевой энергии» необходим после того, как в этом году разрушится монополия, которая увеличит спрос со стороны заводов и транспорта.
По данным International Energy Agency, спрос на газ вырастет в Азии, Африке и на Ближнем Востоке в течение следующих 5 лет, оставаясь стабильным в Европе, Евразии и Северной Америке.
А в Европе правительства, вступающие на путь восстановления после COVID-19, еще больше сосредоточены на экологизации своей экономики. Европейские лидеры одобрили самый амбициозный на сегодняшний день план по борьбе с изменением климата, в котором более €500 млрд ($572 млрд) будет вложено в экологические проекты.