https://www.high-endrolex.com/35

≈сть ли жизнь после нефти: арабские монархии перед лицом экономических и политических катаклизмов

≈сть ли жизнь после нефти: арабские монархии перед лицом экономических и политических катаклизмов

 ¬се государства региона ѕерсидского залива рано или поздно столкнутс€ с проблемой истощени€ недр, и нужен стратегический подход к ее решению. Ќо действи€ правительств во врем€ "арабской весны" свидетельствуют о том, что краткосрочные задачи выживани€ берут верх над долгосрочными планами коренных реформ.
 
ћассированное давление "арабской весны" резко мен€ет политический ландшафт Ѕлижнего ¬остока и —еверной јфрики. —мена власти в “унисе и ≈гипте вызвала волну народных протестов и негодовани€, ставшую серьезной угрозой дл€ бессменно прав€щих авторитарных режимов …емена, Ѕахрейна, —ирии, спровоцировала гражданскую войну в Ћивии, котора€ привела к падению диктатуры ћуамара  аддафи. Ѕурный период по-разному сказалс€ на шести странах – членах —овета сотрудничества арабских государств ѕерсидского залива (——ј√ѕ«). –ечь идет о Ѕахрейне,  увейте, ќмане,  атаре, —аудовской јравии и ќбъединенных јрабских Ёмиратах. «а исключением Ѕахрейна перечисленные государства отделались легким испугом, поскольку волна народного возмущени€ их по большому счету не затронула. ќднако долгосрочные последстви€ событий будут весьма масштабными.
 
ƒвижение в сторону постнефт€ной политэкономии

 
—огласно прогнозам, при сохранении темпов производства на уровне 2006 г. и при условии, что не будут открыты новые месторождени€, Ѕахрейн и ќман истощат имеющиес€ у них запасы нефти к 2025 году. —итуаци€ в других странах ѕерсидского залива не столь драматична, хот€ неумеренное потребление ресурсов ставит под угрозу и их более внушительные запасы. ƒаже в сравнительно благополучных государствах острота проблем, св€занных с истощением недр, отнюдь не одинакова.  атар и јбу-ƒаби (эмират ќјЁ) извлекают выгоду из удачного сочетани€ небольшой численности населени€ и колоссальных запасов.  увейт при своих огромных резервах нефти страдает от периодически возникающих политических кризисов, которые нанос€т ущерб планам диверсификации и развити€. ќгромное ресурсное досто€ние —аудовской јравии и ќјЁ не выгл€дит столь впечатл€ющим на фоне высокой плотности населени€  оролевства и крайне неравномерного распределени€ природных ресурсов в Ёмиратах, где 93% общего объема сосредоточено в јбу-ƒаби, тогда как другие шесть эмиратов сравнительно бедны углеводородами.
 
Ќефт€на€, а в последнее врем€ и газова€ рента тоже вли€ют на процесс заключени€ и выполнени€ социального контракта и на распределительные механизмы, определ€ющие политическое устройство стран ѕерсидского залива. ƒоходы от экспорта нефти преобразили политэкономию, однако привели к перекосам в духе психологии рантье. ¬озникновение в регионе модели "государства всеобщего благоденстви€" приходитс€ на 60-е и 70-е гг. прошлого века, когда страны не были столь многолюдны, а доходы на душу населени€ казались заоблачными. — тех пор демографический взрыв и неблагопри€тное воздействие на рыночные отношени€ распределительной экономической политики породили значительный структурный дисбаланс в общественно-государственном устройстве. ≈го очень трудно устранить или хот€ бы см€гчить, поскольку подобные попытки неизбежно затронут быстрорастущее молодое поколение, которому не довелось пережить трудностей донефт€ной эпохи и которое принимает общественные блага, социальные выплаты и пособи€ как нечто само собой разумеющеес€.
 
„етыре дес€тилети€ стремительного роста населени€ породили численный перевес молодежи, котора€ уже пару дес€тилетий озабочена поисками своего места в обществе. ≈сли в 1950 г. на јрабском полуострове жили 8 млн человек, то в 2007 г. эта цифра достигла 58 млн; а на 2050 г. прогнозируетс€ 124 миллиона. ƒинамика демографического роста ставит под сомнение жизнеспособность нынешних механизмов распределени€ богатства через социальные пособи€ и жесткое регулирование рынков труда.  роме того, она стимулирует необходимость отдавать приоритет программам экономической диверсификации, которые сейчас реализуютс€ повсеместно в регионе. ѕо состо€нию на 2008 г. примерно 70% населени€ здесь – люди моложе 30 лет; примерно треть из них (30%) младше 15 лет. ќтветственность властей по обеспечению огромной массы взрослеющих молодых людей образованием и рабочими местами достигает критического уровн€.
 
ѕрактическа€ невозможность трудоустроить быстрорастущее население на многие годы вперед определила главный вызов внутриполитической стабильности.  ак и более густонаселенные страны —еверной јфрики, не располагающие запасами нефти, сравнительно богатые государства ѕерсидского залива отча€нно пытаютс€ создать достаточное количество рабочих мест, чтобы справитьс€ с естественным приростом населени€ и не допустить дальнейшего повышени€ и без того высокого уровн€ безработицы. —итуаци€ усугубл€етс€ "психологией рантье". ќна порождает социально-экономический дисбаланс и высокую степень расслоени€ на двухуровневом рынке труда: большинство местных жителей наход€т работу в раздутом государственном секторе, тогда как в частном секторе доминирует дешева€ рабоча€ сила в виде гастарбайтеров.
 
ѕодобный характер развити€ порождает растущую неравномерность в распределении доходов и богатства. “ак, в —аудовской јравии уровень доходов на душу населени€ упал за 20 лет более чем в два раза – с 16 650 долларов в 1980 г. до 7329 в 2000 году. ѕравда, в этот период наблюдалось длительное падение цен на нефть. ќднако затем произошло небывалое накопление капитала, но даже заоблачные нефт€ные цены 2003–2008 гг. не смогли замаскировать неравенство, вследствие которого в регионе по€вилась нова€ разновидность "обездоленных".
 
¬се это дестабилизирует ситуацию, поскольку во многих случа€х приводит к глубокому расколу в обществе.   этому можно добавить напр€женные межконфессиональные конфликты в Ѕахрейне и —аудовской јравии, а также трени€ между коренным населением и экспатриантами в  увейте и ќјЁ.
 
»сследование, проведенное консалтинговой компанией McKinsey в но€бре 2007 г., обнажило масштабы региональных проблем, вызванных растущей безработицей. ѕо оценке авторов, реальна€ безработица в Ѕахрейне, ќмане и —аудовской јравии превышает 15%, а среди лиц в возрасте от 16 до 24 лет она составл€ет 35%, хот€ официальна€ статистика существенно занижает цифры. ѕерегруженный государственный сектор уже не в состо€нии справитьс€ с трудоустройством молодежи. »зъ€ны системы образовани€ привод€т к тому, что большинство молодых людей, осаждающих рынки труда стран «алива, не имеют необходимой квалификации дл€ работы в частном секторе. ј в скором времени массы, стрем€щиес€ к трудоустройству, пополн€тс€ новым поколением, и пропасть, котора€ существует между местными стандартами образовани€ и требовани€ми рынка труда, станет очевидной.
 
ѕолитики и официальные лица отдают себе отчет в том, что надвигаетс€ кризис. Ќачина€ с середины 1990-х гг. и особенно в 2000-е гг. предпринимаютс€ многочисленные попытки диверсифицировать экономику и расширить производственную базу. ѕионерами по пон€тным причинам выступили ќман и Ѕахрейн, которым в первую очередь грозит истощение природных запасов. ѕолитическую обкатку прошли реформы, призванные расширить промышленно-экономическую базу ради снижени€ зависимости от нефтегазовых доходов и минимизации потенциальных рисков в области внутренней безопасности. “акие программы, как "Ѕахрейн, дружественный бизнесу" и "ќман 2020: экономический план развити€" – желание расширить производство с высокой добавленной стоимостью, вне нефтегазовой отрасли, ускорить реализацию программ, нацеленных на повышение доли местных жителей на рынках труда, и усилить частный сектор как локомотив экономического роста.
 
¬последствии  атар, —аудовска€ јрави€ и ќјЁ одобрили еще более честолюбивые планы диверсификации. "ѕерспективы развити€  атара", прин€тые в 2008 г., обозначают п€ть главных вызовов, включа€ удовлетворение потребностей нынешнего и будущего поколений, а также приведение темпов экономического роста в соответствие с потребност€ми общественного развити€. ¬ —аудовской јравии вз€т на вооружение двусоставный подход к экономической диверсификации. — одной стороны, ставка на создание экономических центров, своеобразных урбанистических узлов, включа€ распространение информации и знаний, а с другой, повышенное внимание развитию вторичных отраслей нефтехимической промышленности с высокой степенью переработки сырь€. Ёти давно ожидаемые проекты должны обеспечить примерно 10,8 млн рабочих мест с 2009 по 2014 годы. ќднако по оценке авторов доклада, подготовленного Ќациональным банком  увейта в 2009 г., саудовские работники, имеющие необходимую квалификацию, заполн€т лишь около половины вакансий, или 5,45 млн мест, тогда как другую половину займут приезжие. »ными словами, продолжающеес€ отставание в уровне образовани€ и развити€ человеческого капитала ограничивает темпы и размах планов диверсификации.
 
ѕолитическое руководство эмирата ƒубай в ќјЁ ускоренными темпами разработало грандиозный план развити€, стрем€сь найти новую нишу дл€ эмирата как мирового центра услуг и логистики. Ёто сама€ радикальна€ попытка осуществить быстрый переход к постнефт€ной экономике.   2006 г. эмирату удалось снизить вклад нефт€ной отрасли в ¬¬ѕ до 5,1%. Ќо устрашающее схлопывание экономического "пузыр€" в ƒубае в 2008–2009 гг. стало серьезным предостережением дл€ гор€чих сторонников диверсификации по всему бассейну ѕерсидского залива. Ќеудачна€ попытка ƒуба€ создать устойчивую и жизнеспособную экономическую базу за пределами нефтедобычи олицетвор€ет преграды, встающие на пути эффективной экономической диверсификации. »рони€ в том, что за попытку строительства независимой от нефти экономики эмирату пришлось заплатить утратой значительной части автономии внутри ќјЁ. ¬едь от финансового краха его спасли экстренные вливани€ ликвидности из соседнего эмирата јбу-ƒаби, обладающего огромными запасами нефти.
 
–еакци€ на "арабскую весну"
 
—обыти€ 2011 г. придали новый импульс необходимости реформировани€ монархий ѕерсидского залива.  огда стало €сно, что протесты и требовани€ демократизации гроз€т перерасти в общественные движени€ за коренные перемены, власти ответили репресси€ми. —ужение политического пространства и каналов, по которым могла действовать оппозици€, стало причиной пол€ризации общества на приверженцев реформ и сторонников подавлени€.
 
√радус противосто€ни€ повышалс€ еще до начала повсеместных демонстраций в арабском мире. ѕарламентские выборы в Ѕахрейне в окт€бре 2010 г. были омрачены арестами активистов оппозиции и борцов за права человека. ¬ декабре сери€ инцидентов в  увейте с участием сил безопасности закончилась нападением на национальную ассамблею, четыре парламентари€ получили серьезные травмы. ћежду тем громкие аресты видных юристов и писател€, открыто критиковавшего прав€щее семейство, нанесли урон репутации  увейта как самого открытого общества в ѕерсидском заливе. ≈ще до начала "арабской весны" разв€зывание репрессий в ответ на требовани€ оппозиции означало, что элиты сид€т на пороховой бочке, готовой взорватьс€ от любой искры.
 
¬ Ѕахрейне суннитский режим семейства јль-’алифа правит преимущественно шиитским населением. Ќеудивительно, что эта страна первой в регионе столкнулась с широкомасштабным протестным движением. ¬ыступлени€ продемократической оппозиции в середине феврал€ быстро переросли в призывы к реформам, исход€щие от людей разных конфессий. „исленность протестующих, представл€ющих практически все социальные слои, серьезно напугала власти и побудила их к крайне жестоким репресси€м. ѕосле провала первых попыток усмирить демонстрантов с помощью —ил обороны Ѕахрейна правительство ввело военное положение и в марте "пригласило" в страну вооруженные подразделени€ из —аудовской јравии и ќјЁ в качестве "войск прикрыти€" ——ј√ѕ«. „резвычайное положение отменено 1 июн€, но иностранные силы остаютс€, и в ходе Ќационального диалога, состо€вшегос€ в июле, стороны не пришли к согласию или компромиссу.
 
ћенее масштабные (но все же значительные) протесты имели место в  увейте и ќмане (противосто€ние обострилось в феврале после того, как действи€ сил безопасности привели к жертвам), а также в богатой нефтью ¬осточной провинции —аудовской јравии. ¬ последнем случае примечательны демонстрации в поддержку шиитских братьев. —аудовские шииты несли флаги Ѕахрейна и выкрикивали лозунги солидарности с единоверцами по другую сторону залива. –азвитие событий не на шутку встревожило саудовские власти, ведь конфликт с шиитскими общинами, которые жалуютс€ на религиозную и политическую дискриминацию, очень давний. ќфициальные лица —аудовской јравии, Ѕахрейна и пр. прибегли к старой тактике, обвинив »ран во вмешательстве во внутренние дела. »ными словами, причинами недовольства объ€вили козни внешних врагов, а не собственные просчеты.
 
¬ марте в —аудовской јравии арестованы п€теро интеллектуалов, пытавшихс€ создать первую в истории  оролевства политическую партию (исламскую партию "”мма"). Ёта мера стала лишь частью более широкого наступлени€ на политическую оппозицию. ¬ ќјЁ столь же сильное давление испытали на себе 133 интеллектуала, которые подписали петицию с требованием пр€мых выборов всех членов ‘едерального национального совета и прин€ти€ поправок к  онституции с целью закрепить за советом всю полноту полномочий законодательной власти. Ќескольких подписантов арестовали, а три организации гражданского общества, поддержавшие петицию, по сути, были вз€ты под государственный контроль.
 
¬ остальном правительства стран ѕерсидского залива ограничились, в общем-то, скромными мерами – пр€мой раздачей денег ( увейт, Ѕахрейн и ќјЁ), созданием рабочих мест в государственном секторе, уже и так предельно раздутом (—аудовска€ јрави€, Ѕахрейн и ќман) и повышением зарплат и пособий (—аудовска€ јрави€ и ќман). –ечь, пон€тное дело, идет о "проверенных и испытанных" способах упреждени€ массовых волнений дл€ достижени€ текущей стабилизации – пожар гас€т с помощью дензнаков. ¬ краткосрочном плане это сработало – после первых двух бурных мес€цев "арабской весны" ситуаци€ успокоилась. ќднако дальнейшее проведение политики патроната за счет увеличени€ ничем не обеспеченных социальных выплат представител€м опорных слоев общества пр€мо противоречит программам диверсификации, призванным постепенно сворачивать закрепленные законом имущественные права и привилегии коренного населени€ и создавать конкурентоспособную в мировом масштабе экономику.
 
¬место того чтобы укрепл€ть частный сектор и научить граждан не полагатьс€ только на государство, —аудовска€ јрави€, например, собираетс€ дополнительно трудоустроить 60 тыс€ч саудовцев (в одном только ћ¬ƒ) и увеличить минимальную заработную плату в государственном секторе. ѕодобные меры лишь нанесут серьезный урон долгосрочной конкурентоспособности и финансовой устойчивости стран ѕерсидского залива, которые не смогут бесконечно распредел€ть доходы от продажи углеводородов. ќни плод€т заложников капитала, поскольку гораздо легче раздавать от щедрот своих, нежели экономить. ѕолитический такт вр€д ли позволит правительствам быстро свернуть программы финансовой помощи и субсидировани€.
 
¬се государства региона рано или поздно столкнутс€ с проблемой истощени€ недр, но их действи€ во врем€ недавних волнений свидетельствуют о том, что краткосрочные стратегии выживани€ берут верх над долгосрочными планами коренных реформ. “ак, режим Ѕахрейна легко пожертвовал многолетними инвестици€ми в создание регионального финансово-туристического узла (часть программы "ƒружественный бизнесу Ѕахрейн") ради политического выживани€.
 
ѕоследстви€ дл€ энергетической политики
 
„то это означает дл€ государств ѕерсидского залива как ведущих экспортеров энергоносителей? Ќа их долю приходитс€ около 19% добываемой в мире нефти и 8% природного газа.  роме того, они обладают 37% доказанных мировых запасов нефти и 25% газа. —аудовска€ јрави€ на первом месте по запасам черного золота,  атар занимает третье место по запасам газа. —огласно прогнозам, дол€ региона в мировой нефтедобыче возрастет с 28% (включа€ »рак и »ран) в 2000 г. до 33% в 2020 году. ѕоскольку больша€ часть растущей добычи углеводородов реализуетс€ на рынках јзии, стратегическое значение региона в предсто€щие дес€тилети€ будет только расти. —имволический рубеж преодолен в 2009 г., когда объем нефти, экспортированной из —аудовской јравии в  итай, впервые превысил объем экспорта в —Ўј.
 
ќднако оптимизм, св€занный с оценками запасов полезных ископаемых в регионе, умер€ют две тенденции. ќдна из них св€зана с посто€нным ростом цены безубыточности, котора€ определ€ет баланс государственных бюджетов. «а последнее дес€тилетие в —аудовской јравии она выросла с 20 до 90 долларов за баррель. ќжидаетс€, что эта тенденци€ продолжитс€ и даже получит ускорение. »нститут международных финансов прогнозирует, что к 2015 г. уровень этой цены подниметс€ до 115 долларов, а в опубликованном летом 2011 г. докладе саудовской компании Jadwa Investments говоритс€, что к 2030 г. может подскочить до 320 долларов за баррель. „то касаетс€ других стран ѕерсидского залива, то в Ѕахрейне цена безубыточно добытой нефти превышает 100 долларов за баррель, и даже богатый нефтью  увейт приближаетс€ к порогу в 80 долларов, что означает резкий рост по сравнению с предыдущими годами. ќјЁ и ќману нужна цена не ниже 60 долларов за баррель. ¬ наиболее благопри€тном положении  атар, дл€ сведени€ госбюджета ему достаточно 41 доллара за баррель.
 
ќтчасти эти высокие цены отражают массированные вливани€, нацеленные на то, чтобы сбить волну возмущени€. ќдна только —аудовска€ јрави€ объ€вила о выплате социальных пособий на сумму 130 млрд долларов, что превышает годовой национальный бюджет в период до 2007 года. —траны «алива сообща создали фонд развити€ Ѕахрейна и ќмана в размере 20 млрд долларов, тогда как эмират јбу-ƒаби объ€вил о запуске программы помощи более бедным северным эмиратам на сумму 4,4 млрд долларов. ¬ысокие мировые цены на нефть также заставл€ют режимы субсидировать продовольствие и топливо, чтобы поддерживать цены на политически приемлемом (но искусственно заниженном) уровне. ƒоклад Jadwa рисует особенно мрачную картину дл€ —аудовской јравии в 2030 г.: снижение нефтедобычи, как предполагаетс€, будет усугублено быстрым падением золотовалютных резервов и ростом государственного и корпоративного долга.
 
Ѕич стран региона – неприемлемо высокий уровень потреблени€ энергии. ѕравительства не только субсидируют цены на энергию вопреки законам рынка, но и осуществл€ют чрезвычайно энергоемкие проекты индустриализации (и урбанизации). Ќеэкономное потребление электроэнергии частными домовладельцами (в  атаре электричество бесплатно дл€ коренного населени€, хот€ это, конечно, крайний случай) сочетаетс€ с эксплуатацией опреснительных установок, а также очень энергоемких нефтехимических предпри€тий и алюминиевых заводов (краеугольный камень диверсификации). »сточник дешевой электроэнергии – поставки на местные рынки нефти-сырца по цене 8–10 долларов за баррель, кратно дешевле мировой.
 
¬месте с ростом уровн€ безубыточности неумеренное потребление – проблема, котора€ со временем будет становитьс€ все более трудноразрешимой. ≈е масштабы обозначены в официальном докладе, составленном —аудовской электроэнергетической компанией весной 2011 года. —огласно документу, почти треть нефтедобычи в —аудовской јравии (8,5 млн баррелей в сутки) уходит на удовлетворение местного спроса, который формируетс€ в основном генерирующими компани€ми, а на экспорт остающейс€ нефти приходитс€ почти 80% государственных доходов. јвторы также предупреждают, что при сохранении потреблени€ и нефтедобычи на нынешнем уровне в 2030 г. страна не сможет полностью удовлетвор€ть запросы местного населени€. ѕо состо€нию на май 2011 г. внутреннее потребление нефти увеличилось на 11% в годовом исчислении, быстрый демографический рост только ускорит процесс. јналогичное исследование, проведенное в  увейте, вы€вило тот факт, что, если уровень потреблени€ не снизитс€, стране уже к 2027 г. придетс€ расходовать 100% добываемой нефти на покрытие внутренних издержек.
 
—убсидирование энергоносителей и других сырьевых товаров – важный элемент сделки прав€щих режимов с народными массами: передава€ гражданам часть богатств, прав€щие элиты стрем€тс€ не допустить раскола в обществе и уличных беспор€дков. ћноголетнее проведение политики распределени€ благ привело к возникновению существенных имущественных прав, закрепленных на законодательном уровне, и теперь будет трудно отн€ть у людей то, что, как им кажетс€, принадлежит им по праву. ќднако реакци€ на "арабскую весну" показывает, что прав€щие режимы не желают и не чувствуют в себе достаточно сил дл€ того, чтобы помочь гражданам избавитьс€ от психологии рантье. ѕоэтому потребители будут и дальше транжирить энергию, еще больше разгон€€ темпы истощени€ запасов углеводородного сырь€ и увеличива€ издержки от упущенных на внутреннем рынке возможностей.
 
ѕоследстви€ дл€ региона и всего мира
 
ѕодобна€ политика рано или поздно возымеет общерегиональные и глобальные последстви€. Ќа региональном уровне увеличитс€ пропасть между энергетически богатыми и бедными территори€ми. Ѕахрейну, ќману и шести эмиратам, за исключением јбу-ƒаби, уже пришлось испытать относительную нехватку ресурсов. ¬ результате возникли новые виды экономической и политической зависимости, изменившие характер отношений. Ѕахрейн давно заключил соглашение с —аудовской јравией о совместном освоении нефт€ного месторождени€ јбу-—аафа на ее территории. ѕо мере истощени€ собственных запасов доходы, получаемые от совместной эксплуатации јбу-—аафа, приобретают дл€ Ѕахрейна все большее значение.  увейт пыталс€ наладить импорт сжиженного природного газа (—ѕ√) из  атара дл€ удовлетворени€ растущего внутреннего спроса, но вынужден был отказатьс€ от затеи после того, как —аудовска€ јрави€ не дала разрешение на строительство транзитного газопровода. ¬ качестве компенсации  увейт, как и ƒубай, начал импортировать газ из јвстралии и других месторождений в акватории “ихого океана. “ем временем јбу-ƒаби удалось провести виртуозную операцию по заключению соглашени€ с  атаром, которое позвол€ет покупать катарский —ѕ√ по низким ценам и при этом передавать  атару собственный газ дл€ сжижени€ и экспорта на азиатские рынки за существенно более высокую плату. Ётот договор был встречен в  атаре неоднозначно, в итоге ƒоха объ€вила мораторий до 2020 г. на геологические изыскани€ новых запасов газа на гигантском —еверном месторождении и, как ожидаетс€, обратит большую часть —ѕ√ на нужды внутренней инфраструктуры дл€ подготовки к чемпионату мира по футболу 2022 года.
 
ћакроэкономические сдвиги в структуре мирового производства, торговли и финансов влекут за собой формирование крупных (не западных) центров вли€ни€. —траны ѕерсидского залива играют видную роль в этом широком изменении мирового баланса сил. Ёкономические и политические св€зи с  итаем, »ндией и –оссией в последние годы заметно укрепились. ѕо€вились новые игроки, стратегические интересы которых требуют дальнейшего развити€ региона. ѕравда, торгово-экономическа€ ориентаци€ государств ѕерсидского залива на ¬осток вступает в противоречие с оборонным аль€нсом, в котором гарантом безопасности служат —оединенные Ўтаты.
 
¬ 2008 г. премьер-министр »ндии ћанмохан —ингх за€вил, что »нди€ рассматривает этот регион как неотъемлемую часть своей орбиты.  роме соглашений с  атаром и ќманом в сфере военного сотрудничества дл€ обеспечени€ безопасности на море »нди€ также подписала Ёр-–и€дскую декларацию с —аудовской јравией (февраль 2010 года). ƒвусторонние отношени€ переросли в стратегическое партнерство. «аключить подобное соглашение —аудовскую јравию отчасти побудила стратегическа€ переоценка региональных св€зей и угроза стабильности, исход€ща€ от событий в …емене, јфганистане и ѕакистане. ј индийские дипломаты выражают все большую обеспокоенность быстрым усилением вли€ни€ ѕекина как главного игрока в ѕерсидском заливе и расценивают это €вление как главный вызов дл€ ƒели в будущем.
 
»нтересы  ита€ были четко сформулированы в его дес€том ѕ€тилетнем плане (2001–2005 гг.), где впервые обозначены приоритеты энергетической безопасности.  роме того,  итай обзавелс€ крупной военно-морской базой в районе глубоководного пакистанского порта √вадар. ќна была открыта в 2005 г., но начала действовать в полную силу в 2008 году. “аким образом, у  ита€ по€вилс€ транзитный терминал дл€ нефти, импортируемой из »рана и јфрики, котора€ затем направл€етс€ в провинцию —иньцз€н. » теперь у  Ќ– имеетс€ стратегическа€ база в јравийском море, всего в 400 км от входа в ќрмузский пролив. — ее помощью  итай сможет защищать свои жизненно важные интересы энергетической безопасности и наблюдать за морскими перевозками. ¬ марте 2010 г. произошло событие, которое ознаменовало собой очередной этап наращивани€ возможностей  Ќ– в открытом море: два китайских военных корабл€ пришвартовались в јбу-ƒаби (ѕорт-«аед) после завершени€ шестимес€чной миссии по борьбе с пиратством в јденском заливе.
 
–осси€ также начала расшир€ть политические и экономические св€зи со странами ѕерсидского залива в целом и, в частности, укрепила отношени€ с  атаром и —аудовской јравией – коллегами по добывающему цеху. ѕосещение ¬ладимиром ѕутиных этих двух стран в феврале 2007 г. €вилось первым официальным визитом советских или постсоветских лидеров с момента восстановлени€ дипломатических отношений после окончани€ холодной войны. ÷ель поездки президента заключалась в том, чтобы продемонстрировать готовность к совместным инвестици€м и сотрудничеству со странами, которые, как и –осси€, €вл€ютс€ мировыми лидерами в области добычи нефти и газа. —о своей стороны, король —аудовской јравии јбдулла выразил намерение укрепл€ть св€зи с –оссией в рамках общей диверсификации, чтобы меньше полагатьс€ на —Ўј, особенно после 11 сент€бр€ 2001 года. ѕодпитку получают и российско-катарские соглашени€ – в рамках ‘орума стран–экспортеров газа и двусторонних договоренностей наподобие той, что была подписана с  атарской международной нефт€ной компанией в 2010 г. и предусматривала совместное освоение арктических газовых ресурсов на полуострове ямал.
 
–еакци€ мирового сообщества на эскалацию морского пиратства в јденском заливе и »ндийском океане также указывает на заинтересованность разных стран в обеспечении безопасности данного региона. ¬ но€бре 2008 г. ≈вропейский союз отправил первую в своей истории военно-морскую эскадру в этот регион (операци€ "јталанта"), чтобы обезопасить доставку продовольственной помощи —омали в рамках ¬семирной продовольственной программы, а также конвоировать особо у€звимые суда через акваторию јденского залива. ѕримечательно, что многие другие страны, включа€  итай, »ндию, –оссию и »ран, также ввели туда военные корабли дл€ защиты национальной энергетической безопасности. ¬оенно-морской флот Ќародно-освободительной армии  ита€ направил два эскадренных миноносца и судно снабжени€ дл€ защиты 1200 китайских судов, ежегодно курсирующих по опасному маршруту.  ак и в случае с ≈вросоюзом, это по-своему знаменательное событие, поскольку китайские ¬ћ— впервые развернули боевые корабли за пределами ¬осточной јзии.
 
“аким образом, сегодн€ коренные преобразовани€ происход€т как на внутриполитической арене стран ѕерсидского залива, так и в их взаимоотношени€х с остальным миром. »х консолидаци€ в качестве центра экономического прит€жени€ в «ападной јзии мен€ет облик межрегиональных отношений и привносит новую динамику в мировую политику. ¬месте с тем политическое устройство в шести странах региона в насто€щее врем€ наиболее у€звимо, поскольку в ходе зат€жного переходного периода они могут оказатьс€ перед серьезным вызовом. ќсобенно опасно, если изменение механизмов распределени€ богатства среди широких масс как гарантии поддержки ими прав€щих режимов начнет подрывать традиционную сделку между элитой и народными массами. ¬ результате легитимность прав€щих элит в глазах простых людей будет скомпрометирована. —ловом, главное противоречие региона в том, что, несмотр€ на усиление вли€ни€ государств ѕерсидского залива в мировом сообществе наций, они сталкиваютс€ с серьезными внутриполитическими проблемами переходного периода к постнефт€ной эпохе.
 
–егион срочно нуждаетс€ в том, чтобы обрести устойчивое равновесие – между сиюминутной необходимостью сбить волну недовольства, не усугубл€€ системных проблем, которые подрывают долгосрочные решени€, с одной стороны, и растущим спросом на быстро истощающиес€ природные ресурсы – с другой. Ќасто€тельно необходима политическа€ и экономическа€ перестройка, позвол€юща€ подготовитьс€ к неизбежному переходу в постнефт€ную эпоху. ¬ силу огромного торгово-стратегического значени€ региона решени€, которые предстоит прин€ть в предсто€щие годы и дес€тилети€, скажутс€ на судьбах всего мира. ќднако стабильность там – довольно шаткое и неустойчивое состо€ние, которое может быть поколеблено внутренними противоречи€ми и давлением возмущенных масс, со временем оно будет только усиливатьс€. ѕринима€ во внимание более глубокую интеграцию стран ѕерсидского залива в глобальную экономику и беспрецедентное повышение их роли в международном экономическом сообществе, весь мир будет внимательно следить за происход€щими там событи€ми и за переходом к новой экономике, сопр€женным с огромными трудност€ми.
 
ќб этом пишет  ристиан  оутс ”льрихсен (доктор наук, заместитель директора  увейтской программы по развитию, управлению и глобализации в странах ѕерсидского залива, Ћондонска€ школа экономики и политологии) дл€ "–оссии в глобальной политике", как передает www.centrasia.ru.

»сточник: "Ќефть –оссии"

  • ƒата публикации: 03.01.2012
  • 1330
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150