√азовый рынок: конкуренци€, динамика, ключевые проблемы развити€

√азовый рынок: конкуренци€, динамика, ключевые проблемы развити€

 онкуренци€ на рынках любых товаров призвана стимулировать снижение издержек и цен поставщиков, рост качества и по€вление новых технологий и товаров. ¬ случае с газом это не слишком выгодно большим экспортерам и инвесторам в крупные проекты с долгой окупаемостью.

¬ тон европейским нововведени€м –осси€ проводит либерализацию собственного газового рынка. —оздание первого российского газового индекса позволило ввести биржевую торговлю и снизить уровень цен биржевых контрактов до 9,8% в сравнении с традиционными регулируемыми формами. ¬ дальнейшем это может привести к прив€зке долгосрочных газовых контрактов к биржевым индексам и постепенному отказу от регулируемых цен, прогнозируют эксперты јналитического центра при правительстве –‘ в новом выпуске энергетического бюллетен€.

Ёто помогло бы газовой отрасли преодолеть стагнацию и сделать российский газ более конкурентоспособным на мировом рынке, хот€ по сравнению с уровнем развити€ газовых индексов других стран российска€ площадка при положительной динамике находитс€ только на начальной стадии конкурентного формировани€.

ѕомочь –оссии с освоением всех возможных технологических форм получени€ энергии и созданием нишевого ответвлени€ энергетического рынка может добыча метана угольных пластов. ќсновные перспективы здесь св€заны с разработкой месторождений  узбасса: если опыт будет признан успешным, он позволит совмещать работы по добыче угл€ и добыче газа, одновременно дела€ их более безопасными дл€ шахтеров. — другой стороны, как считают эксперты, нельз€ ожидать, что такое узкое направление при наличии значительных запасов традиционных углеводородов и в услови€х жесткой мировой конкуренции станет дл€ –оссии  ключевым.

≈вропа в отношении газовой политики идет дальше и постепенно вытесн€ет механизмы нефт€ной индексации, замен€€ их ценообразованием на основе конкуренции Ђгаз-газї на газовых хабах. Ѕаланс между механизмами ценообразовани€ в разных европейских регионах пока выстраиваетс€ неравномерно, считают эксперты. ќднако и этот фактор, по их мнению, можно расценивать как часть положительной динамики: он доказывает, что свободное переключение  между режимами цен вполне реально, и в его услови€х движение от одних методов к  другим свидетельствует именно об успешной, непрерывно действующей конкуренции. ѕри отсутствии ценовой дискриминации крупным производител€м газа, лидировавшим при прежнем рынке, дл€ сохранени€ позиций необходимо подтвердить надежность поставок и их финансовую доступность перед потребител€ми.

ќстава€сь одним из крупнейших мировых экспортеров энергоресурсов, –осси€ в Ёнергостратегии до 2035 года делает ставку на серьезное наращивание экспорта газа на азиатский рынок, а не в ≈вропу. ”величение поставок должно стать 9-кратным, в то врем€ как планируемый прирост европейского экспорта составит лишь 10%. ќднако, суд€ по национальным стратеги€м японии и  ита€, потребление энергии в этих странах будет расти не так быстро, как ожидает –осси€, что создает определенные риски и принуждает к дополнительному анализу будущего экспорта из –оссии на ¬осток.

ѕри падении цен на нефть и газ в мире постепенно должно складыватьс€ новое равновесие в результате межтопливной конкуренции и выигрыша поставщиков с низкими издержками или высокой рентабельностью, чей бизнес основан на использовании старых месторождений или на новых инвестици€х.

Ќа оптовых рынках ≈— растет дол€ объемов газа, продаваемых на конкурентных услови€х, но это сложный процесс, достигший некоторой степени зрелости. ƒолгосрочные газовые контракты с нефт€ной индексацией имеют свои преимущества, и дальнейшее развитие тенденций в этой сфере при умеренных ценах сложно предсказать. Ќачальна€ стади€ конкурентного рынка газа в –оссии отражает проблемы его формировани€, но постепенно возрастет дол€ Ђконкурентногої газа. Ёто потребует про€снени€ условий доступа на рынок независимых поставщиков при непременном покрытии расходов на поддержание системы транспортировки газа.

–осси€ имеет огромный потенциал почти по всем видам природных ресурсов, особенно энергетических. –азвитие новой отрасли Ч добычи метана угольных пластов Ч потенциально может быть рентабельно и создавать зан€тость там, где сложно развивать добычу угл€. ¬ любом случае –оссии как одному из крупнейших экспортеров энергии в мире полезно обладать всеми реалистически возможными технологи€ми получени€ энергии.

 рупные азиатские импортеры энергии столкнулись с растущей зависимостью от импорта и проблемой выбросов парниковых газов. япони€ и  итай пытаютс€ планировать экономический рост и потребление энергии в рамках национальных стратегий, основанных на сложном комплексе целей, экологических и политических ограничений. ѕотребление энергоресурсов в этих странах будет расти, но не так быстро, как ожидалось еще недавно. ћасштабное инвестирование в будущий экспорт из –оссии на ¬осток, видимо, необходимо, но несет определенные риски и требует аккуратного анализа перспектив и сроков, отмечает главный советник руководител€ јналитического центра профессор Ћеонид √ригорьев.

¬ начале июн€ цены на нефть марок WTI и Brent превысили отметку 51 долл./барр., однако к середине мес€ца вновь упали из-за опасений инвесторов по поводу возможности выхода ¬еликобритании из состава ≈вросоюза, а также роста числа нефт€ных буровых установок в —Ўј.



¬ июне 2016 г. спотовые цены на природный газ в ≈вропе продолжили рост. ¬ начале июн€ сократились трубопроводные поставки газа из Ќорвегии из-за плановых технических работ на шельфовых месторождени€х, а в середине мес€ца снизилась интенсивность импортных поставок —ѕ√. ÷ены на уголь в ≈вропе вслед за ценами на газ также росли второй мес€ц подр€д. ÷ены на газ в —Ўј в июне демонстрировали уверенный рост в ожидании летнего роста спроса из-за жаркой погоды.



ƒобыча и потребление нефти в мире: изменение доли ќѕ≈  в мировой добыче и доли ќЁ—– в мировом потреблении

¬ июне ћЁј повысило прогноз мирового спроса на нефть в 2016 году до уровн€ 96 млн барр./день, что на 1,3 млн барр./день больше результата 2015 года. “акже в 2016 году ћЁј ожидает сокращение предложени€ нефти со стороны стран, не вход€щих в
ќѕ≈ , на 0,2 млн барр./день, основной вклад в которое внесут —Ўј.



ќдним из первых шагов на пути к либерализации внутреннего газового рынка –оссии стал запуск газового индекса на —анкт-ѕетербургской международной товарно-сырьевой бирже в окт€бре 2014 г.

ќбъем биржевых торгов газом за €нварь Ч май 2016 г. увеличилс€ в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом в 2015 году. Ќесмотр€ на положительную динамику, российска€ газова€ площадка находитс€ на начальной стадии формировани€ конкурентного рынка по сравнению с уровнем развити€ газовых биржевых индексов в некоторых развитых странах (например, индекса Henry Hub в —Ўј и NBP в ¬еликобритании): у российского индекса остаетс€ р€д ключевых проблем, тормоз€щих дальнейшее развитие биржевой газовой торговли в –оссии.

24 окт€бр€ 2014 г. на площадке —анкт-ѕетербургской международной товарно-сырьевой биржи (—ѕбћ“—Ѕ) была запущена биржева€ торговл€ газом и создан первый российский газовый индекс. ≈го открытию предшествовало постановление ѕравительства –оссийской ‘едерации от 16.04.2012 є 323, в котором затрагивались вопросы регулировани€ цен на газ на внутреннем рынке, доступа к газотранспортной и газораспределительной системе Ђ√азпромаї (√“—), а также реализации торгов природным газом на сырьевой бирже. Ѕиржа должна способствовать решению двух долгосрочных задач российского внутреннего газового рынка: постепенна€ замена регулируемых цен на биржевые в долгосрочных контрактах и, как следствие, достижение равнодоходности поставок в разные регионы и частична€ отмена перекрестного субсидировани€; создание прозрачной системы формировани€ транспортного тарифа, который в насто€щее врем€ устанавливаетс€ ‘ј— –оссии на основе затратного метода (путем анализа отчетности ѕјќ Ђ√азпромї). ѕереход к прозрачному формированию транспортного тарифа и постепенна€ замена регулируемых цен на биржевые могли бы стать факторами преодолени€ стагнации газовой отрасли, ее поступательного развити€ в долгосрочном периоде и повышени€ конкурентоспособности российского газа на внешних рынках.

“орги ведутс€ на трех базовых пунктах (станции ЂЌадымї, Ђ¬ынгапуровска€ї и Ђёжно-Ѕалыкска€ї) с услови€ми поставки Ђна следующий мес€цї и Ђна следующий деньї. ¬ 2015 году объем торговли газом на бирже достиг приблизительно 2% общих продаж всего внутрироссийского рынка. «а два года функционировани€ биржевой торговли газом она стала охватывать 38 из 85 регионов –оссии. Ќа бирже представлено четыре поставщика: Ђ√азпромї и три независимых поставщика газа (Ќѕ√) Ч Ђ–оснефтьї, Ќќ¬ј“Ё  и ЂЋукойлї. „исленность покупателей с окт€бр€ 2014 г. по май 2016 г. выросла с 8 до 52.

— начала торгов природным газом на бирже в окт€бре 2014 г. биржевые цены остаютс€ ниже цен внебиржевых договоров, регулируемых ‘ј— –оссии. “ак, по данным —ѕбћ“—Ѕ на май 2016 г., в среднем по –оссии разница уровн€ цен на приобретаемый газ между регулируемыми и биржевыми контрактами составила 9,8%. —охранение данной ситуации способствует росту спроса на биржевые контракты, что в дальнейшем может привести к прив€зке долгосрочных газовых контрактов к биржевым индексам и постепенному отказу от регулируемых цен.

 онкуренци€ на рынках газа ≈вропы: к новому равновесию

¬ мае 2016 г. ћеждународный газовый союз (ћ√—) в ежегодном докладе о ценообразовании на газовых рынках показал: по итогам 2015 года дол€ газа, продаваемого в ≈вропе на услови€х конкурентного ценообразовани€ на оптовом рынке, возросла менее чем на 3 п. п. (с 61 до 64%). ѕо сравнению с предшествовавшими темпами (за 2013Ц2014 годы прирост составил более 16 п. п.) можно говорить о ее стабилизации. Ёто не означает остановки развити€ конкуренции на газовом рынке ≈—: торговл€ по контрактам с нефт€ной индексацией теперь отстаивает свое право на жизнь в конкурентной среде. Ќо достигнутые успехи ограничиваютс€ недостаточным развитием розничных рынков. ќдной из важнейших тенденций на европейских оптовых рынках газа последних лет было активное вытеснение доминировавших ранее механизмов ценообразовани€, прежде всего нефт€ной индексации (в том числе из-за большой роли долгосрочных контрактов Ђ√азпромаї именно с таким механизмом), за счет развити€ ценообразовани€ на базе конкуренции Ђгаз-газї на газовых хабах.

÷елева€ модель рынка газа дл€ ≈вропы подразумевает доминирование этого механизма ценообразовани€, и он преподноситс€ европейскими регул€торами как залог честной конкуренции поставщиков на оптовом рынке газа. ¬ середине 2000-х годов дол€ подобного конкурентного ценообразовани€ соответствовала примерно 15% европейского потреблени€ газа, но уже тогда наметилс€ активный тренд развити€ этого механизма за счет роста предложени€ новых поставщиков и изменений европейского регулировани€. ќсобенно сильно эта тенденци€ про€вилась после 2010 года, когда за 4 года дол€ ценообразовани€ на хабах в европейском потреблении газа возросла примерно на 25 п. п. при аналогичном сокращении продаж по нефт€ной индексации. ’от€ перевод продаж на хабы с использованием биржевых механизмов торговли затрудн€ет (или даже делает невозможной) ценовую дискриминацию, а, следовательно, может снизить рентабельность укоренившихс€ на рынке производителей, его эффекты в длительной перспективе дл€ тех же производителей можно оценить и довольно позитивно. ¬ услови€х активизации межтопливной конкуренции, при поддержке ¬»Ё со стороны европейских властей, крупным производител€м газа необходимо зафиксировать высокую надежность поставок и их финансовую доступность перед потребител€ми, и хорошим сигналом дл€ этого как раз и служит активное развитие конкуренции на базе нового механизма ценообразовани€.

«амедление развити€ ценообразовани€ на основе конкуренции Ђгаз-газї в 2015 году было неравномерным и обуславливалось разными причинами. –анее основным источником опережающего развити€ торговли на хабах были страны —еверо-«ападной ≈вропы (в частности, √ермани€, ¬еликобритани€, Ќидерланды по классификации ћ√—). Ќо к 2015 году дол€ такой торговли в их потреблении газа уже достигла более 90%, и дальнейшее повышение приостановилось. ѕриближение к оптимальному уровню развити€ газового рынка в этом регионе, объедин€ющем большинство крупнейших потребителей, подтверждает и анализ коррел€ции между спотовыми ценами на важнейших хабах.

—ледовательно, региональный рынок фактически стал вполне интегрированным, что существенно улучшает конкурентную среду на нем и преп€тствует манипул€ци€м.

—ложнее всего в этом плане положение в ёго-¬осточной ≈вропе, но там важнейшим механизмом ценообразовани€ на оптовом рынке все еще остаетс€ государственное регулирование, а не нефт€на€ индексаци€. ¬ странах Ѕалтийского региона дол€ ценообразовани€ на основе конкуренции Ђгаз-газї все еще мала (10Ц15%), но она быстро росла, в том числе и в 2015 году. ¬ ÷ентральной ≈вропе и в —редиземноморском регионе уже наблюдаетс€ значительное и быстрое вытеснение механизма нефт€ной индексации спотовым ценообразованием на газ на хабах (с 10Ц20% в 2010 году до 30% в —редиземноморье и 50% в ÷ентральной ≈вропе в 2014 году), однако и в этом случае в 2015 году было зафиксировано замедление данного процесса. Ќо важно, что оно имеет объективные экономические причины: поскольку при нефт€ной индексации во врем€ снижени€ цен на нефть вслед за ними с некоторым лагом двигаютс€ цены на газ, падение цен на нефть 2014Ц2016 годов может сделать цены газа с прив€зкой к нефти более конкурентоспособными.

ƒинамика быстрого изменени€ структуры оптового ценообразовани€ в предыдущие периоды на этих рынках, как и на рынках —еверо-«ападной ≈вропы, подтверждает, что переключение между режимами цен вполне возможно. ѕоэтому замедление отхода от нефт€ной индексации в пользу спотового ценообразовани€ на хабах вполне можно объ€снить и тем, что перва€ отстаивает свои позиции в ходе конкурентной борьбы поставщиков; а с учетом веро€тного сохранени€ низких нефт€ных цен в среднесрочном периоде текущее соотношение способов ценообразовани€ может сильно не мен€тьс€.

¬ пользу значительных достижений в части развити€ конкуренции на оптовых рынках газа свидетельствует и то, что уровень индексов концентрации поставщиков на рынках развитой ≈вропы (≈вропы-ќЁ—–), если включать в их число Ќидерланды и Ќорвегию, вот уже несколько лет после мирового кризиса можно квалифицировать как умеренный. Ќапример, значени€ индекса HHI (рассчитанные по дол€м стран-импортеров), как правило, наход€тс€ ниже 1800 и потому соответствуют умеренному уровню концентрации по стандартам ƒепартамента юстиции —Ўј, а дол€ трех крупнейших поставщиков не превышает 70%.

¬ св€зи с этим тревоги по поводу ослаблени€ конкуренции на оптовом газовом рынке ≈вропы можно считать преждевременными, хот€ в любом случае работа по завершению формировани€ правовой базы единого рынка газа, в частности по сетевым кодексам, должна быть оперативно завершена.

ƒаже лучшие практики по реформированию оптового рынка газа могут иметь ограниченный успех, если они будут сопровождатьс€ дисбалансами на розничных рынках, мешающих транслировать потребителю доступные цены и иные преимущества конкуренции. ќ недостатке конкуренции на этом уровне сигнализирует и јссоциаци€ европейских энергетических регул€торов (ACER) в докладе 2015 года. ѕо ее данным, в 20 из 25 стран ≈—, отчитавшихс€ о состо€нии национальных розничных рынков газа, дол€ трех крупнейших продавцов на розничных рынках до сих пор превышает 70%.  онечно же, проблемы регулировани€ розничного рынка, особенно дл€ небогатых членов ≈—, св€заны с социальными аспектами и не имеют тривиального решени€. Ќо сохранение дисбалансов в этой сфере Ч не только в газовом, но и в электроэнергетическом секторе Ч при акценте на развитие конкуренции крупных поставщиков на оптовом рынке может привести к тому, что выбор розничных потребителей не будет отражать те преимущества, которые должен по идее предоставить им обновленный рынок газа ≈—.

ѕерспективы развити€ промышленной добычи метана угольных пластов в –оссии

ƒо 1990-х годов метан угольных пластов (далее Ч ћ”ѕ) в –оссии рассматривалс€ лишь в качестве попутного полезного ископаемого, осложн€ющего процесс добычи угл€. ќценка содержани€ метана на исследуемых объектах проводилась лишь с целью построени€ прогноза газообильности будущих шахт, ресурсы метана не оценивались. ќднако уже в 2000-х годах работы в данном направлении активизировались: была проведена оценка российских ресурсов ћ”ѕ и начаты экспериментальные работы по добыче ћ”ѕ в  узбассе. ¬ результате в 2011 году ћ”ѕ был внесен в ќбщероссийский классификатор полезных ископаемых, что фактически ознаменовало по€вление в “Ё  новой отрасли по освоению этого нетрадиционного вида углеводородов. ќсвоение метаноугольных месторождений в –оссии вр€д ли будет носить массовый характер, но ћ”ѕ вполне сможет зан€ть свою нишу в “Ё  (удовлетворение потребностей в газе угольных промыслов и близлежащих потребителей).

ћ”ѕ: Ђновое староеї полезное ископаемое ћ”ѕ представл€ет собой форму природного газа, содержащегос€ в угольных пластах. ¬ыдел€ют два способа добычи ћ”ѕ Ч шахтный и скважинный. ѕервый способ €вл€етс€ неотъемлемой частью процесса подземной добычи угл€ Ч это дегазаци€ шахт (как правило, принудительна€ вентил€ци€, при которой улавливаютс€ лишь незначительные объемы метана, используемые дл€ собственных нужд угледобывающих промыслов) с целью снижени€ риска взрыва.

¬торой способ представл€ет собой самосто€тельную промысловую добычу, подразумевающую применение специальных технологий интенсификации газоотдачи угольных пластов. ѕри этом по€вл€етс€ возможность обеспечить сырьем не только собственные потребности, но также потребности близлежащих предпри€тий или потребителей всего региона.  ак правило, дл€ интенсификации газоотдачи угольных пластов используютс€ технологии гидроразрыва пласта (далее Ч √–ѕ). ¬ последнее врем€, в св€зи с удешевлением работ, все чаще используютс€ технологии наклонно направленного и горизонтального бурени€.

¬се угольные бассейны –оссии можно разделить на п€ть групп: наиболее перспективные; перспективные, малоперспективные; перспективные с учетом внедрени€ новых технологий; бесперспективные. ќсновными критери€ми отбора угольных бассейнов служат ресурсна€ база, геологические услови€ (газоносность и проницаемость угольных пластов), а также наличие крупных потребителей газа в непосредственной близости от места добычи. “ак, к наиболее перспективным относ€т  узнецкий и ѕечорский бассейны, удовлетвор€ющие всем основным критери€м отбора, а к перспективным Ч ƒонецкий, ёжно-якутский, «ыр€нский и Ѕуреинский бассейны, которые характеризуютс€ наличием ограничений по запасам ћ”ѕ либо отсутствием поблизости крупных потребителей газа.

 узбасс €вл€етс€ крупнейшим из наиболее изученных метаноугольных бассейнов не только в –оссии, но и в мире. ¬купе с существенной сырьевой базой, а также наличием других благопри€тных условий это создает возможность организации промышленной добычи ћ”ѕ как самосто€тельного полезного ископаемого. Ёкспериментальные работы и опытно-промышленна€ добыча ¬ 2003 году Ђ√азпромї (ќќќ Ђ√азпром добыча  узнецкї) совместно с администрацией  емеровской области приступил к реализации проекта по оценке возможности промышленной добычи метана из угольных пластов в  узбассе.

ќсновные работы ведутс€ на двух наиболее перспективных метаноугольных промыслах Ч “алдинской и Ќарыкско-ќсташкинской площад€х. Ќа “алдинской площади в 2005 году был создан экспериментальный полигон, на котором были отработаны технологии бурени€ метаноугольных скважин и их освоени€, а также интенсификации притока метана, что в свою очередь позволило подготовить методики подсчета запасов ћ”ѕ.

¬ феврале 2010 г. на “алдинской площади был запущен первый в –оссии промысел по добыче угольного газа. —оздана система утилизации ћ”ѕ: работают две газопоршневые электростанции суммарной мощностью 2 ћ¬т, стационарна€ и передвижна€ автогазозаправочные станции, осуществлен перевод 50 автомобилей на компримированный газ, рассматриваетс€ возможность строительства установки по сжижению газа (дл€ заправки карьерных самосвалов и поставок потребител€м, удаленным от газотранспортной системы).  роме того, проведены обширные геологоразведочные работы, по результатам которых подсчитаны и утверждены (в √оскомиссии по запасам полезных ископаемых, далее Ч √ «) запасы ћ”ѕ “алдинской (74 млрд куб. м) и Ќарыкско-ќсташкинской (130 млрд куб. м) площадей.

”тверждение проводилось на основе методики подсчета запасов, разработанной компанией Ђ√азпром промгазї и согласованной √ «. –езультаты геологоразведочных работ, а также сопутствующих Ќ»ќ – позволили начать работу над технологической схемой опытно-промышленной разработки Ќарыкско-ќсташкинской площади. Ѕарьеры и перспективы развити€ промышленной добычи ћ”ѕ в –оссии Ѕарьеры ќсновной сдерживающий фактор масштабного освоени€ ресурсов ћ”ѕ в –оссии Ч наличие в стране значительных запасов традиционных углеводородов. “ака€ ситуаци€ вместе с низкими дебитами метаноугольных скважин Ч параметрами, которые характеризуютс€ высокой изменчивостью и низкой прогнозируемостью, Ч негативно сказываетс€ на экономической целесообразности промышленного освоени€ большинства метаноугольных месторождений. роме того, на рентабельность добычи ћ”ѕ вли€ют такие параметры как газоемкость угл€, проницаемость угл€.

≈ще одним фактором, сдерживающим добычу ћ”ѕ в –оссии, выступает отсутствие развитой базы нормативных документов, необходимых дл€ проведени€ работ по освоению метаноугольных месторождений, в частности геологоразведочных работ и геолого-экономической оценки. —уществует лишь комплекс корпоративных документов (ѕјќ Ђ√азпромї), требующий Ђлегализацииї в масштабах всей страны. Ќеобходима также разработка новых нормативных документов.

ќсновные перспективы промышленной добычи ћ”ѕ в –оссии св€заны с разработкой метаноугольных месторождений  узбасса. —табильный уровень добычи ћ”ѕ, который планируетс€ достигнуть в  узбассе к 2025 году Ч 4 млрд куб. м в год, Ч позволит полностью заместить поставки природного газа, осуществл€емые в  емеровскую область по газотранспортной системе –оссии с месторождений «ападной —ибири.

ƒальнейшее увеличение добычи ћ”ѕ в  узбассе позволит частично заместить потребление угл€ в области, что будет способствовать улучшению экологической ситуации в регионе (ћ”ѕ характеризуетс€ низким содержанием т€желых углеводородов и отсутствием вредных газов, например сероводорода). ¬ случае успеха опыт добычи ћ”ѕ в  узбассе может быть использован при освоении других метаноугольных бассейнов –оссии, в первую очередь дл€ обеспечени€ собственных нужд (топливо дл€ производства электрической и тепловой энергии, а также автотранспорта, что в свою очередь позволит снизить себестоимость добычи угл€) и решени€ локальных проблем энергодефицитных районов. ѕоследние в случае отсутстви€ более дешевых альтернатив могут потребовать применени€ различных мер государственной поддержки развити€ ћ”ѕ на их территории.

 роме того, перспективным направлением добычи ћ”ѕ может стать комплексное освоение метаноугольных месторождений Ч совмещение работ по добыче газа и добыче угл€ на разных горизонтах при помощи наклонно направленных скважин и скважин с горизонтальным окончанием. Ёто позволит решить важнейшую задачу обеспечени€ безопасности шахтеров путем заблаговременной дегазации угольных пластов до начала горных работ.

 итай и япони€ Ч важные потребители российских углеводородов, значение которых дл€ –оссии будет расти, Ч весной 2016 года прин€ли базовые стратегические документы, затрагивающие их энергетическую политику.

јмбициозные цели  ита€ по развитию Ђчистойї энергетики и низкоуглеродной экономики, а также реформа рынка —ѕ√ в японии могут вызвать затруднени€ дл€ реализации потенциала российского экспорта в эти страны.

ѕроект Ёнергостратегии –оссии на период до 2035 года предполагает двухкратное увеличение экспортных поставок нефти и дев€тикратное Ч поставок газа на азиатский рынок до конца периода (дл€ сравнени€, увеличение поставок газа в ≈вропу прогнозируетс€ только на 10%).

–ост экспорта газа ожидаетс€ за счет трубопроводных поставок в  итай и развити€ торговли —ѕ√ с другими азиатскими странами. ¬ 2013Ц2015 годах 80% российского экспорта —ѕ√ приходилось на японию. Ѕолее того, в 2015 году на японию и  итай в сумме пришлось 15% экспорта российской нефти. Ќедавно прин€тые стратегические документы этих стран внос€т неопределенность в перспективы торговли энергетическими ресурсами с ними. 13-й п€тилетний план экономического и социального развити€  Ќ–, опубликованный в марте 2016 г., затрагивает основные секторы экономики страны, в том числе “Ё . —реди общих положений следует отметить курс на энергосбережение, Ђчистуюї энергетику (солнечную, ветровую и атомную) и низкоуглеродную экономику,   2020 году планируетс€ увеличение мощностей атомной генерации до 58 √¬т (и 30 √¬т в незавершенном строительстве), солнечной Ч до 160 √¬т и ветровой Ч до 250 √¬т.

ѕереход к новой системе налогообложени€ нефт€ной отрасли не произойдет в 2016 году
 
ћинфин –оссии прорабатывает конфигурацию нового нефт€ного налога, который будет отличатьс€ от предложенных ранее изменений налоговой системы в нефт€ной отрасли. “ак, уже около двух лет ћинэнерго –оссии и ћинфин –оссии с активным участием нефт€ных компаний обсуждают переход на новый принцип налогообложени€ нефт€ной отрасли Ч от налогообложени€ добычи полезных ископаемых к налогообложению финансового результата. –анее обсуждалось две конфигурации Ч налог на финансовый результат (предложение законодательного собрани€ ’ћјќ-ёгры, концептуально поддержанное ћинэнерго –оссии) и налог на дополнительный доход (предложение компаний), которые отличались как объектами налогообложени€ (старые или новые месторождени€), так и налоговыми ставками. »х общее и принципиальное отличие от действующей системы налогообложени€ Ч возможность учета сложности добычи на разных месторождени€х (через налогообложение прибыли и учет издержек).

Ёта проблема решаетс€ многообразием введенных льгот дл€ трудноизвлекаемых запасов нефти, шельфовых месторождений и т. д., что делает систему достаточно сложной и зачастую снижает обоснованность вводимых льгот. ¬ насто€щее врем€ детали Ђнового нефт€ного налогаї неизвестны, но можно сделать вывод о том, что реформы в налоговой системе в нефт€ной отрасли в 2016 году скорее всего не случитс€. Ёлектроэнергетика ћодель рынка электроэнергии в –оссии вновь хот€т доработать. ¬ ћинэнерго –оссии дорабатывают модель функционировани€ оптового рынка электроэнергии и мощности (ќ–Ёћ). ќсновна€ задача Ч привлечение на ќ–Ёћ розничных потребителей, которые смогут покупать электроэнергию на оптовом рынке при заключении с генераторами свободных долгосрочных договоров. Ёто должно привести к росту конкуренции в электроэнергетике. ѕредполагаетс€, что такие контракты будут заключатьс€ на 3Ц5 лет, а цены будут договорными. ќжидаетс€, что нова€ система заработает с начала 2018 года.

¬ насто€щее врем€ доступ к ќ–Ёћ имеет ограниченное число квалифицированных участников (гарантирующие поставщики (√ѕ), другие энергосбытовые компании, крупные промышленные предпри€ти€, сетевые компании и генераторы); розничные потребители не имеют пр€мого доступа к ќ–Ёћ и должны покупать электроэнергию у √ѕ или других энергосбытовых компаний, что значительно сокращает их возможности по выбору поставщика.

  • ƒата публикации: 04.08.2016
  • 3613
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150