НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОПОТОКОВ: РОССИЯ И ТУРЦИЯ НАХОДЯТ ФОРМУЛУ СОТРУДНИЧЕСТВА?

НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОПОТОКОВ: РОССИЯ И ТУРЦИЯ НАХОДЯТ ФОРМУЛУ СОТРУДНИЧЕСТВА?

В первые дни новогодних праздников в сфере международных газовых отношений произошёл ряд интересных событий, способных задать тренд если не на весь 2012 год, то уж точно на первую его половину. При этом, для объективного понимания тенденций, следует учитывать, что существует минимум два активных уровня происходящего, и один-два более статичных.

Торговые отношения России и Турции ещё в октябре проходили проверку на прочность. Тогда Анкара озвучила свои претензии относительно ценообразования, и в ультимативной форме потребовала снижения стоимости газа для Турции, угрожая в противном случае отказать в пролонгации ряду контрактов.

Турция всегда была сложным партнёром на переговорах, и многие аналитики предполагали резкое охлаждение отношений Москвы и Анкары в самое ближайшее время. Однако прошедшие в последнюю декаду декабря межправительственные встречи дали неожиданный результат — находящийся под угрозой расторжения контракт был переформатирован и продлён, стороны согласовали основные условия и объемы поставок газа в 2012 году. Более того, объёмы были даже увеличены на 2 миллиарда кубометров. Что, судя по всему, стало следствием небывалой активности Турции в 2011 году, когда Анкара, по словам главы компании «Газпром» Алексея Миллера, закупила 25,8 миллиарда кубометров.

Главным же сюрпризом переговорного процесса было то, что во время встречи председателя правительства Российской Федерации Владимира Путина и министра энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики Танера Йылдыза, турецкая сторона официально передала ноту МИД Турции по проекту «Южный поток». Как сообщает пресс-служба «Газпрома», нота содержит в себе «все необходимые и безусловные разрешения, позволяющие беспрепятственно реализовать проект строительства и эксплуатации газопровода «Южный поток» из России через исключительную экономическую зону Турции».

К сожалению, не разглашается, на каких именно условиях были пролонгированы старые и заключены новые контракты. Но, в любом случае, понятно, что юридических препятствий для строительства «Южного потока» не осталось. Точнее, остался ровно один барьер, который, впрочем, не является фундаментальным и нерушимым. Так называемый III энергетический пакет Европейского союза был принят в 2009 году в рамках демонополизации европейского энергетического рынка и многими рассматривается как специальный «антигазпромовский» закон. Россия неоднократно обращалась к ЕС с просьбой вывести «Южный поток» из-под действия норм III энергопакета на том основании, что эти нормы вступают в противоречие с международными обязательствами по линии Россия — Еврокомиссия, а также с соглашениями о защите инвестиций между Россией и рядом стран Евросоюза. В рамках этих документов было закреплено, по словам министра энергетики РФ Шматко «неухудшение экономических условий работы для компаний».

Вместе с тем в настоящее время, Еврокомиссия готова рассматривать возможность присвоения «Южному потоку» статуса TEN (Trans European Network). Проект, имеющий такой статус, признается стратегически важным для Европы и может не попадать под юрисдикцию III энергопакета.

Интересно, что дав «зелёный свет» проекту «South stream», Турция готовит и другие варианты своего присутствия на газораспределительных рынках. 26 декабря между Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) и турецкой национальной нефтегазовой компанией BOTAS был подписан «Меморандум о взаимопонимании по созданию консорциума для строительства газопровода по поставке природного газа с азербайджанского месторождения «Шахдениз» в Европу». Турецкие компании BOTAS и TPAO имеют в проекте 20% долевого участия, SOCAR — 80%, но отмечается, что в перспективе возможно привлечение в него ряда новых компаний.

Выход месторождения «Шахдениз» на полную мощность ( 16 миллиардов кубометров в год) планируется на 2016-2017 год. Турция уже законтрактовала для собственных нужд 6 миллиардов кубометров, оставшиеся 10 предназначаются Европе. По сравнению с общим энергопотреблением ЕС, 10 миллиардов кубометров не выглядят внушительной цифрой. Но стоит обратить внимание на тот факт, что «турецкий гамбит» вполне способен сместить транзитный «фокус» на территорию Анкары.

Через территорию Турции планируется проложить остающийся лишь на бумаге проект Nabucco. Планируемый к постройке альтернативный транскаспийский газопровод, наполнение которому должен дать Туркменистан, тоже пройдёт через эту страну. Можно сказать, что на ближайшие несколько лет все перспективные пути поставки газа в Европу на южном направлении оказались под контролем Анкары. Что, в свою очередь, добавляет выгод в игре с призом в виде регионального военного, экономического и политического доминирования, которую ведёт Турция.

Понятно, что в условиях, когда существуют несколько проектов поставок газа в Европу, преимущество приобретёт газопровод, который будет построен быстрее, и, в силу своего первенства получит наиболее выгодные контракты и сможет приступить к возврату вложенных инвестиций. Официальный представитель компании «Газпром» Сергей Куприянов 30 декабря сообщил, что Алексей Миллер «поручил профильным подразделениям скорректировать график работ по проекту строительства газопровода «Южный поток» для ускорения его реализации». За день до того, подобные рекомендации озвучил премьер-министр РФ Владимир Путин.

Запланированные сроки начала строительства сдвигаются с весны 2013 года на осень-зиму 2012. «Мы уже начали работать по всем национальным транзитным участкам. Ведутся изыскательские работы, мы уже перешли к стадии территориального планирования. Вся работа ведется строго по графику с пониманием того, что нет сегодня никаких сомнений ни на одном участке, что могут быть какие-то задержки с выполнением срока на конец 2015 года и подачей первого газа», — сообщил глава ОАО «Газпром».

Судя по всему, основания для спешки в запуске наиболее защищённых от политических случайностей магистралей существуют. Практически одновременно с новостями о согласовании «Южного потока» с Турцией стало известно о том, что «Газпром» в самое ближайшее время начнет разработку технико-экономического обоснования строительства третьей и четвертой ниток газопровода «Северный поток», в рамках которого суммарная мощность магистрали может достичь 110 миллиардов кубометров.

Не была обделена вниманием и нынешняя транзитная держава №1 — Украина. Премьер-министр РФ Владимир Путин, наряду с ускорением строительства «Южного потока» поручил «Газпрому» «как можно быстрее продолжить переговоры с украинской стороной о создании газотранспортного консорциума». «Прошу эти переговоры продолжить исходя из того, что Украина была, есть и будет нашим стратегическим партнером», — сказал В. Путин в беседе с А. Миллером.

Украинское правительство, которое смирилось с продажей большой или малой части газотранспортной сети Украины, очень благожелательно встретило слова Владимира Путина. Пресс-служба премьер-министра Украины Николая Азарова приветствовала заявление премьер-министра России о том, что украинская ГТС будет востребована и снова напомнила о своём горячем желании создать трёхсторонний консорциум с участием российских поставщиков, украинских транзитеров и европейских потребителей газа.

Впрочем, вряд ли представления о будущем консорциуме у Владимира Путина и Николая Азарова будут одинаковыми. Ведь, по информации, озвученной главой «Газпрома» А. Миллером, стоимость трёхсторонней ГТС по версии Киева превосходит затраты на «Южный поток», в котором политических рисков куда меньше.

Руководитель «Газпрома» в беседе с премьер-министром Путиным сообщил, что «заявленная стоимость газотранспортной системы Украины значительная — около 20 миллиардов долларов». «Это большая сумма с учетом того, что потребуется внести достаточно большие средства в ее модернизацию», — отметил он, уточнив, что модернизация потребует от двух-трех до семи-восьми миллиардов евро, уточнил Миллер. Помимо этого, украинская сторона привязывает переговоры о ГТС к скидке на газ. И, помимо затрат на частичное или полное приобретение украинской ГТС, «Газпром» обязан будет учитывать падение прибыли, которая составляет порядка 9 миллиардов долларов ежегодно.

Вряд ли переговоры о судьбе украинской ГТС будут простыми. При этом Турция и Россия предпринимают необычайно большие усилия для того, чтобы срочно расширить пространство для маневра на ближайшие 6-8 лет. Турция стремится закрепить своё доминирование в регионе, а политика российских компаний нацелена на создание нескольких путей транзита своего газа в Европу.

При этом Европа в этой ситуации выступает скорее объектом, нежели субъектом газовой игры. Как известно ЕС, выражает обеспокоенность своей зависимостью от монопольных энергопоставок из России вкупе с транзитом по её территории. Попытки «обезопасить» себя сводятся к тому, что зависимость сменится на турецкую. Как знать, может быть это и является целью Брюсселя? Что до Украины — она также проигрывает в любом случае, поскольку усиление «Северного потока», планы Турции по транзиту азербайджанского газа и ускоренное строительство «Южного потока» не пойдут на пользу статусу транзитного государства.

WIN.RU

  • Дата публикации: 09.01.2012
  • 1071
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150