—мотрины дл€ туркменской газовой отрасли

—мотрины дл€ туркменской газовой отрасли

ѕроект трубопровода “уркменистан – јфганистан – ѕакистан - »нди€ (TAPI) будет презентован на «ападе 10-20 сент€бр€ на специальном бизнес-шоу, в ходе которого, вдали от мест, где по плану должна пройти труба, будет предприн€та попытка подыскать дл€ его реализации подход€щих партнеров.  онсультативную роль в процессе предстоит сыграть јзиатскому банку развити€, вз€вшемус€ отрекомендовать газовый проект в важнейших мировых финансовых центрах - в —ингапуре, Ћондоне и Ќью-…орке. —мысл меропри€ти€ в первую очередь состоит в том, чтобы в общих чертах оценить реакцию рынка на туркменские предложени€, пока обсуждавшиес€ преимущественно в закрытом сообществе политиков и дипломатов. ќрганизаторы презентации рассчитывают, что на их призыв откликнутс€ крупные энергетические компании, располагающие необходимым техническим и финансовым потенциалом и, видимо, надеютс€, что удастс€ сформировать консорциум дл€ сооружени€ трубопровода.

Ќа первый взгл€д, в —Ўј иде€ такой презентации была встречена с оптимизмом.  ак сказал помощник госсекретар€ —Ўј –оберт Ѕлейк в ходе своего недавнего центрально-азиатского турне, в подключении к проекту заинтересован целый р€д американских компаний. ќн же, однако, предупредил: всЄ будет зависеть от того, что именно будет предложено. «”частие в постройке подобного трубопровода сопр€жено с многочисленными рисками. ќтношение американских компаний к проекту будет определ€тьс€ тем, какие стимулы будет готов создать “уркменистан международным компани€м»,- сказал Ѕлейк, отметив также, что именно эту сторону дела можно будет про€снить по ходу презентации.

ѕо словам Ѕлейка, во врем€ презентации возникнут услови€ дл€ серии весьма серьезных дискуссий. ¬прочем, выража€ оптимизм в св€зи с приближающимс€ меропри€тием, помощник госсекретар€ —Ўј был на редкость немногословен; за этим могут сто€ть как хорошо продуманна€ переговорна€ тактика, так и нежелание крупных игроков энергетического рынка принимать масштабные инвестиционные решени€ в услови€х, когда будущее представл€етс€ неопределенным.  ак бы то ни было, возникло новое обсто€тельство, от которого может целиком зависеть судьба проекта TAPI, — дл€ вхождени€ в него представител€м Ѕольшой Ќефти требуютс€ некие «стимулы».

≈стественно предположить, что американцев могли бы привлечь высока€ доходность инвестиций и/или право на участие в разработке туркменских месторождений природного газа. ¬ таком случае речь заходит о большой игре, разыгрывающейс€ вокруг энергоресурсов  аспи€. —Ўј заинтересованы получить доступ к энергетике “уркменистана в той же мере, в какой его уже обеспечили дл€ себ€ компании из  ита€. Ќа данный момент в энергетическом секторе туркменской экономики хорошие позиции обеспечили себе  итай и –осси€, а «апад от них заметно отстает.

ƒолгосрочна€ американска€ стратеги€ состоит в том, чтобы, во-первых, способствовать сооружению большого числа трубопроводов дл€ доставки энергоресурсов  аспийского региона на мировой рынок и, во-вторых, выводить региональных экспортеров через расшир€ющуюс€ трубопроводную сеть на этот рынок напр€мую. ѕреследуетс€ цель сделать ≈вропу менее зависимой от поставок энергоресурсов из –оссии, причем в основе действий —Ўј лежат геополитические расчеты, в жертву которым нередко принос€тс€ экономическа€ целесообразность и реализм. “рудно отделатьс€ от впечатлени€, что по этой причине в ¬ашингтоне порой начинают принимать желаемое за действительное.

√рандиозный план

–осси€, надо сказать, с некоторых пор начала утрачивать политические позиции в јшхабаде, и возможность возврата российской энергетической дипломатии на прежние рубежи на данный момент проблематична. ¬сЄ, конечно, может резко изменитьс€, если европейска€ экономика снова обретЄт форму и ей потребуетс€ больше природного газа, но шансы на такое развитие событий призрачны. ѕока же американцы с нарастающей тревогой взирают на то, как на центрально-азиатской энергетической сцене в целом и в экономике “уркменистана в частности закрепл€етс€  итай.

“уркменистану отведено особое место в китайской «газовой дипломатии» в ÷ентральной јзии. ¬ насто€щее врем€ ѕекин предлагает јшхабаду удвоить поставки природного газа в  итай, довед€ их до сногсшибательного уровн€ в 65 миллиардов кубометров в год, и параллельно работает с прочими республиками региона с целью создани€ трубопроводной сети, нитки которой поведут в распределительную систему —иньцз€н-”йгурского автономного района (—”ј–). Ёлементом китайского плана по обустройству новых газотранспортных артерий €вл€етс€ повышение пропускной способности трубопровода длиной 1830 км, т€нущегос€ из “уркменистана в —”ј– через ”збекистан и  азахстан, до 30 миллиардов кубометров, что может быть достигнуто уже в следующем году. ¬  итае также хотели бы соорудить новый трубопровод “уркменистан – јфганистан – “аджикистан -  итай либо открыть альтернативный маршрут транспортировки природного газа из  азахстана через  иргизию.

ѕо оценкам американских экспертов, все это имеет смысл, если предполагаетс€, что объемы прокачки природного газа из “уркменистана в  итай в итоге существенно превзойдут за€вленные в качестве целевого показател€ на 2015 год 65 миллиардов кубометров в год. ќчевидно, ѕекин действует в рамках собственной масштабной стратегии.  ак писал недавно один американский специалист по энергетике, «ведущие в  итай магистральные трубопроводы, если они будут построены в соответствующих республиках-транзитерах — в  азахстане, ”збекистане и  иргизии, — позвол€т значительно подн€ть пропускную способность газотранспортной системы, по которой природный газ из “уркменистана и других центрально-азиатских стран поступает в эту страну, диверсифицировать и сделать надежнее в техническом и политическом отношении энергоснабжение  ита€, наладить сопутствующее газоснабжение испытывающих острый энергетический голод  иргизии, “аджикистана и јфганистана и дать в руки ѕекина серьезные аргументы на двусторонних переговорах с каждым из транзитеров, которые, не име€ собственных запасов природного газа, будут соответственно начисто лишены контраргументов».

¬сЄ это и выводит проект TAPI на первый план каспийской энергетической политики — с точки зрени€  ита€ этот проект прочитываетс€ как попытка вторжени€ в туркменский и, шире, региональный энергетический ландшафт, с освоением которого ѕекин св€зывает далеко идущие планы. ¬ этом свете пон€тно, почему ѕакистан и »нди€ хот€т видеть јфганистан полновесным участником проекта, как было оговорено в подписанных в декабре 2010 года рамочных соглашени€х, и вр€д ли смир€тс€ с положением, которое возникнет, если в  абуле решат дать задний ход и ограничитьс€ приданием јфганистану роли всего лишь одной из стран-транзитеров.

—транные перегруппировки

¬  абуле, похоже, возникают сомнени€ в верности первоначального выбора — по крайней мере, переговоры между јфганистаном и “уркменистаном по вопросу о двусторонней газовой торговле до насто€щего времени ни к чему определенному не привели. ¬еро€тно, афганское руководство стремитс€ оставить в пределах дос€гаемости все варианты, чтобы иметь возможность одновременно строить собственную энергетику в сотрудничестве с  итаем. ѕекин подбросил  абулу грандиозную идею построить на севере јфганистана трубопровод, который пройдет через “аджикистан в  итай. ћнение президента  арза€ по этому поводу зондировали на саммите Ўанхайской организации сотрудничества, прошедшем в июне в ѕекине — теперь китайско-афганска€ рабоча€ группа трудитс€ над пакетом конкретных предложений.

ƒело в том, что  итай нацелилс€ на месторождени€ в Ѕохтарском районе, в бассейне јмударьи, а оно част€ми принадлежит “аджикистану, ”збекистану и јфганистану (канадска€ компани€ Tethys Petroleum недавно пришла к выводу, что там ждут своего часа 8.5 миллиарда баррелей нефти и 114 триллионов кубометров природного газа). ¬ декабре ѕекину удалось заключить первый контракт на геологоразведку в бассейне јмударьи. ѕродвигать свой бизнес в  абуле китайские копании умеют прекрасно, денег на инвестиции у них хватает, а китайска€ козырна€ карта — тесные св€зи с афганской группой компаний «¬атан», которой владеют близкие родственники  арза€.

Ќеудивительно, таким образом, что  абул предпочитает делать нефт€ной бизнес с китайцами, а не св€зыватьс€ с проектом TAPI в большей степени, чем того требует амплуа страны-транзитера. ¬ ближайшие недели должен состо€тьс€ трехсторонний американо-афгано-индийский форум, в повестку дн€ которого стоило бы вписать вопросы сотрудничества в энергетической сфере. ≈сть все основани€ полагать, что интересы »ндии и —Ўј в том, что касаетс€ полномасштабного вовлечени€ јфганистана в TAPI, полностью совпадают. јмериканские и индийские компании охотно объедин€т усили€ в деле освоени€ природных ресурсов јфганистана.

ћожно не сомневатьс€, что презентаци€ TAPI станет отправной точкой процесса перегруппировки сил в региональной политике. Ќепростые в прошлом отношени€ »ндии и ѕакистана представл€лись одним из главных преп€тствий на пути к реализации данного проекта, но сейчас подходы этих двух стран сочетаютс€ на удивление гармонично. Ѕыло врем€, когда энергичнее всех за TAPI ратовал  абул, но в скором времени может случитьс€ так, что дл€ него перспектива войти в число поставщиков энергоресурсов на китайский рынок будет значить гораздо больше. ¬о вс€ком случае, стратегически  абул будет ориентирован скорее на ÷ентральную, чем на ёжную јзию.

¬ашингтон, опекавший проект TAPI с тех самых пор, когда в середине 1990-х годов возник замысел осуществить нечто подобное, теперь, в решающий момент, выжидает, пойдет ли јшхабад на предоставление неких дополнительных стимулов гигантам энергетического рынка. ¬ действительности намерени€м американцев относительно TAPI всегда была присуща определенна€ двойственность, так как дл€ —Ўј существенно, чтобы туркменские энергоресурсы направл€лись в ≈вропу. «абавно, но единственна€ сила, всегда и однозначно выступающа€ в поддержку проекта TAPI, - это вездесущий “алибан, движение, активно добивавшеес€ реализации этого проекта в эпоху своего правлени€ в јфганистане в 1990-е и продолжающее придерживатьс€ этой линии, несмотр€ на всЄ, что произошло с 2001 года.

ћ. .Ѕхадракумар (»нди€) 

‘онд стратегической культуры

 

  • ƒата публикации: 04.09.2012
  • 1118
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150