√азова€ безопасность на переходном европейском рынке

√азова€ безопасность на переходном европейском рынке

√аз считаетс€ наиболее предпочтительным видом ископаемого топлива в европейской энергетике будущего. ѕродукт, сравнительно распространенный в природе, недорогой, безвредный дл€ окружающей среды и обеспеченный передовыми технологи€ми переработки. ќднако надежность этого источника и его поставок в ≈вропу во многом зависит от отношений, складывающихс€ между ћосквой и Ѕрюсселем, тем более что в обозримом будущем альтернатив российским ресурсам не по€витс€. ≈вропа погрузилась в беспрецедентную рецессию. ѕривлекательность энергетического рынка —тарого —вета, как и его способность к составлению перспективных планов (своевременно договариватьс€ и создавать эффективную инфраструктуру доставки), под сомнением. ќднако слабость ≈вропы не означает силу –оссии, поскольку географи€ и весь обслуживающий эту отрасль комплекс объединили ћоскву и Ѕрюссель тесными и неразрывными узами.

ќбщеприн€того определени€ энергетической безопасности нет. —уд€ по дебатам в рамках евроатлантического сообщества, имеетс€ по крайней мере два представлени€, которые не об€зательно взаимно исключают друг друга: безопасность потреблени€ и безопасность поставок.

≈сли проанализировать энергетические отношени€ между ≈— и –оссией, похоже, речь идет о выборе между олигопсонией и олигополией. (—итуаци€ на рынке, при которой в первом случае лишь ограниченное число покупателей, а во втором случае – продавцов, определ€ют конъюнктуру. – –ед.) ћожно говорить даже о «балансе страха» на энергетическом рынке ископаемого топлива, особенно природного газа. ≈— покрывал за счет импорта из –оссии 40% своих потребностей в газе (по состо€нию на 2008 г.) и 32% потребностей в нефти (по состо€нию на 7 сент€бр€ 2011 г.). ¬ целом, как отмечает ƒжеффи ћайерс, позиции –оссии на мировом энергетическом рынке уникальны, поскольку на ее территории залегает восьма€ часть всех мировых запасов нефти (хот€ по добыче она занимает второе место, уступа€ —аудовской јравии) и четверть всех мировых запасов газа. ќднако в отличие от других стран, богатых природными ресурсами, тех же саудовцев, –осси€ в силу географического положени€ и существующей инфраструктуры замкнута на европейский рынок.

≈вропа полагает опасность энергетической зависимости от ћосквы очевидной. ¬торой российско-украинский кризис в €нваре 2009 г. показал, насколько опасна прив€зка к одному источнику поставок, одной распределительной сети, котора€ находитс€ под контролем одной компании. (≈ще более тревожным сигналом послужило то, что механизм раннего оповещени€, созданный ћосквой и Ѕрюсселем после кризиса 2006 г., оказалс€ несосто€тельным.) ѕричина нервозности пон€тна: хот€ у ≈вропейского союза в целом имеютс€ альтернативные источники, такие как Ќорвеги€ и —еверна€ јфрика, некоторые регионы в большей степени завис€т от поставок из –оссии. –ечь идет прежде всего о балканских странах, не имеющих выхода к морю, Ѕалтии, частично —еверной ≈вропе, центральных регионах ¬осточной ≈вропы и все в большей степени о √ермании. ќднако после открыти€ «—еверного потока» в но€бре 2011 г. (в обход ”краины) проблемы «ападной ≈вропы, св€занные с безопасностью поставок российского газа, можно считать решенными.

««вездный» экономический рост, наблюдавшийс€ в –оссии с 2000 по 2007 гг., выдохс€. ѕо сравнению с остальными странами Ѕ–»  или даже “урцией российска€ экономика буксует. »ными словами, развитие –оссии во многом обусловлено состо€нием европейских рынков. ¬ 2011 г. дефицит государственной торговли (исключа€ энергетику) достиг, по данным ћинфина, 13,5%, и это вызов, на который нужно ответить еще до того, как до ћосквы докат€тс€ последстви€ европейского экономического кризиса. ѕричина дефицита неэнергетических торговых операций пон€тна: еще два года назад министр финансов –оссии предупреждал, что дол€ энергетики в ¬¬ѕ, скорее всего, снизитс€ с 25% (2010 г.) до 14% в 2014 году. ћожно уверенно говорить о том, что структурна€ зависимость ћосквы от европейского потребител€ чрезвычайно высока.

— учетом этих закономерностей грузинские экономисты ¬ладимир ѕапава и ћихаил “окмазишвили указывают на два различных сценари€ или «парадигмы» структурной эволюции отношений между –оссией и ≈—.

 онфронтационный сценарий. Ёто субъектно-ориентированный подход, при котором отношени€ по типу олигопсони€-олигополи€ есть в структурном отношении игра с нулевой суммой или конфронтационна€ игра. — точки зрени€ ≈вросоюза, разрешить дилемму энергетической безопасности можно с помощью диверсификации источников поставок, а также видов энергоносителей. — позиции ћосквы, энергобезопасность обеспечиваетс€ посредством сохранени€ монополии на поставки, переключени€ на неевропейские рынки и создани€ картел€ поставщиков природного газа. ѕапава и “окмазишвили окрестили этот двухполюсный подход к анализу отношений между ≈вросоюзом и –оссией «трубопроводной холодной войной».

—ценарий гармоничных отношений. —уществует также иной субъектно-ориентированный подход, опирающийс€ на функциональную парадигму. —сыла€сь по умолчанию на пон€тие конкурентных преимуществ, авторы такого подхода доказывают, что, несмотр€ на разные модели капиталистического развити€ и институциональные традиции, энергетический рынок от ћосквы до Ѕрюссел€ может действовать как саморегулирующийс€ механизм. ≈— полагает, что трубопроводы, доставл€ющие в ≈вропу энергетические ресурсы, должны €вл€тьс€ не альтернативными, а взаимодополн€ющими. Ќо, способству€ развитию системы таких взаимодополн€ющих маршрутов, Ѕрюссель должен учитывать, что –осси€ неизбежно останетс€ стратегически важным поставщиком ≈вросоюза. »нвестиции –оссии в монополизацию газовых поставок будут отвлекать капитал от других крайне необходимых ей инфраструктурных проектов, а также создадут напр€женность в регионах, имеющих важнейшее геополитическое значение. ѕапава и “окмазишвили окрестили этот сценарий «трубопроводной гармонизацией».

“езис: доводы в пользу конфронтации

јкадемические и журналистские круги основное внимание, естественно, удел€ют захватывающему сценарию «трубопроводной холодной войны». ћосква недвусмысленно дала пон€ть, что намерена использовать энергетический сектор как рычаг дл€ решени€ более широких стратегических задач. —огласно «Ёнергетической стратегии –оссии до 2020 года» (август 2003 г.), роль страны на мировых энергетических рынках будет во многом определ€ть ее геополитическое вли€ние. ƒл€ достижени€ этой цели президент ¬ладимир ѕутин фактически национализировал нефтегазовый сектор, начав с развала ё ќ—а и тюремного заключени€ ћихаила ’одорковского, которое вызвало много споров. ¬ результате образовалась гигантска€ государственна€ отрасль, органически св€занна€ с  ремлем, подтверждением чему служит политика чередовани€ чиновников в советах директоров нефтегазовых предпри€тий и пр€ма€ св€зь с государством их генеральных директоров.

—оперничество между ћосквой и Ѕрюсселем все больше сводитс€ к вопросу о том, сумеет ли –осси€ закрепить свой стратегический статус главной добывающей державы олигополией в области распределительных сетей. Ќа этом фронте –осси€ быстро и более или менее успешно наступает. ѕо крайней мере такие инфраструктурные проекты, как «—еверный» и «ёжный» потоки, значительно опережают инициативы, продвигаемые Ѕрюсселем.

„то касаетс€ западноевропейского рынка, в 2012 г. ожидаетс€ выход на полную мощность «—еверного потока», строительство которого завершено. ¬ ёго-¬осточной ≈вропе «ёжный поток» поначалу сталкивалс€ с серьезными вызовами. ƒо недавнего времени камнем преткновени€ было участие в проекте Ѕолгарии, поскольку кабинет Ѕойко Ѕорисова пообещал «в равной мере» поддерживать спонсируемый Ѕрюсселем проект «Ќабукко» и «ёжный поток». ‘актически это означало благожелательный нейтралитет, поскольку болгарское правительство стремилось ограничить зависимость своей страны от российских энергоносителей. Ќо теперь позици€ Ѕолгарии изменилась, хот€ парламент планирует ратифицировать и договор о конкурирующем «Ќабукко».

¬ 2008 г. ћосква заручилась сотрудничеством Ѕелграда, когда —ерби€ решила продать «√азпромнефти» контрольный пакет акций своей энергетической монополии NIS без проведени€ международного тендера и менее чем за половину его оценочной рыночной стоимости. ѕосле того как проект поддержали √реци€, јвстри€ и —ловени€, похоже, что «ёжный поток» застолбил дл€ себ€ северный коридор от „ерного мор€ до —еверной »талии в ÷ентральную ≈вропу.

–еагиру€ на наступательную стратегию –оссии, ≈вропейска€ комисси€ опубликовала в 2007 г. документ, озаглавленный «Ёнергетическа€ политика дл€ ≈вропы», а в 2008 г. обнародовала «—тратегический обзор энергетики». ≈врокомисси€ предложила план действий, призванный ослабить позиции «√азпрома». ќна воспользовалась своим нормативным арсеналом. “ретий пакет документов по энергетическому рынку (2008 г.) потребовал от газовых компаний, действующих в единой ≈вропе, отделить добычу или производство от распределени€ и открыть инфраструктуру транспортировки дл€ конкурентов. Ќарушение предписаний чревато громадными штрафами – до 10 млрд евро; таким образом, «ёжному потоку» придетс€ преодолеть колоссальные преп€тстви€, чтобы сохранить монопольное положение.

Ќа Ѕудапештском саммите в €нваре 2009 г. стало €сно, что ≈врокомисси€ предпочитает «ёжному потоку» конкурирующий проект «Ќабукко». Ёто венский консорциум, созданный в 2004 г. и зан€тый разработкой, строительством и эксплуатацией планируемой трубопроводной сети, которую предполагалось использовать в качестве моста сообщени€ с запасами газа ÷ентральной јзии и котора€ однажды соединит  аспийский бассейн с европейским рынком. ¬ финансовом и техническом отношении проект €вл€лс€ весьма амбициозным: обща€ прот€женность должна была составить 3900 км, а проектна€ мощность – 31 млрд кубометров газа. ≈вропа наде€лась, что один «Ќабукко» позволит решить стратегическую задачу диверсификации поставок. Ќо в политическом и логистическом отношении ему предсто€ло преодолеть еще более существенные преп€тстви€, чем «ёжному потоку».

—делка «√азпрома» с “уркменией и  азахстаном в 2008 г. означала, что «Ќабукко» столкнетс€ с новыми трудност€ми по наполнению трубы, ведь за ресурсы ÷ентральной јзии пришлось бы конкурировать не только с –оссией, но и с  итаем. — 2009 г. действует трубопроводна€ система, позвол€юща€ экспортировать энергетические ресурсы “уркмении,  азахстана и ”збекистана на китайский рынок, потребности которого растут экспоненциально. “ем не менее «Ќабукко» рассчитывал заполучить большие объемы туркменского газа, предложив более привлекательные цены. √од от года на глазах возникал порочный круг: нельз€ было создавать инфраструктуру без гарантий поставок, но пока строительство трубопровода откладывалось, все большие объемы энергоресурсов уходили в конкурирующие распределительные сети.

Ќе менее серьезной проблемой были финансы. ѕредполагалось, что «Ќабукко» обойдетс€ пор€дка 8 млрд евро, но, согласно недавно опубликованным оценкам, расходы могут возрасти до суммы от 10 до 26 млрд евро. ј между тем основной спонсор проекта, немецкий концерн RWE, похоже, стал главной жертвой решени€ √ермании отказатьс€ от атомной энергетики и ввести налог на €дерное топливо. ¬ последующие годы с учетом того, что RWE пришлось сократить инвестиционные расходы, веро€тность отказа от «Ќабукко» росла. ѕока компани€ за€вл€ет о стойкой приверженности проекту: отказ крупнейшего рынка ≈вропы от атомной энергетики означает рост потенциальной привлекательности природного газа. » RWE завер€ет акционеров, что проект в силе. ‘актически наполнение «Ќабукко» могут обеспечить только азербайджанские, иранские и иракские месторождени€.

»ран нельз€ считать реалистичным вариантом в обозримом будущем. Ќар€ду с –оссией »ран боретс€ против «Ќабукко» всеми средствами, чин€ юридические преп€тстви€ в  аспийском бассейне и выража€ сомнени€ в возможности прокладки трубопровода через  аспий. ѕомимо всего прочего существует озабоченность в св€зи с состо€нием окружающей среды. ј если учесть политическую напр€женность из-за €дерной программы “егерана, скорее всего, его ресурсы останутс€ вне дос€гаемости дл€ «Ќабукко» – тем более что ≈— и —Ўј собираютс€ ужесточать санкции против »рана. ”правл€ющий директор иранской газоэкспортирующей компании даже рискнул предположить, что речь идет о «мертвом проекте».

–езонно, что «Ќабукко» больше надежд возлагал на »рак, но и на этом фронте складывалась неоднозначна€ картина. »рак обладает высоким потенциалом добычи, но инвесторов не вдохновл€ет конфликт по поводу разделени€ доходов между региональным правительством  урдистана и центральной администрацией в Ѕагдаде. » хот€ RWE уже присутствует в  урдском автономном регионе, где строит местную распределительную сеть, за€влени€ о том, что «сначала необходимо удовлетворить внутренний спрос и только потом думать об экспорте», едва ли обнадежат инвесторов.   тому же в »раке пока не до конца приватизирована добывающа€ индустри€, то есть отсутствует четкое представление о правилах игры. «адача не €вл€лась неразрешимой, но требовалось врем€. ƒа и в любом случае одного иракского газа недостаточно.

∆изнеспособность «Ќабукко» во многом зависела от јзербайджана: потенциально страну и транзитную (дл€ туркменского газа), и добывающую. ƒва года назад участие Ѕаку в проекте оказалось под сомнением после того, как √осударственна€ нефт€на€ компани€ –еспублики јзербайджан (SOCAR) подписала с «√азпромом» соглашение о доступе к газовому месторождению Ўах-ƒениз II. ƒл€ заключени€ этой сделки, котора€ могла нанести смертельный удар по «Ќабукко», «√азпром» предложил европейские цены без ограничений по объемам закупок в долгосрочной перспективе (350 долларов за 1000 кубометров). Ёта финансова€ жертва могла оправдать себ€. ¬едь заручись «Ќабукко» содействием јзербайджана и “уркмении, ”краина смогла бы постепенно снизить энергетическую зависимость от –оссии, серьезно подорвав ее геополитические позиции. “ем не менее через два года оказалось, что сделка «√азпрома» с јзербайджаном была пирровой победой, поскольку французска€ компани€ Total открыла новое месторождение (на лицензионном участке јпшерон ’-2), которое в будущем может стать базовым дл€ «Ќабукко». ¬ результате сегодн€ «√азпрому» придетс€ покупать еще больше газа по крайне высоким ценам, чтобы сохранить олигополию. ¬ перспективе есть риск утратить вли€ние на “уркмению.

ј между тем 25 окт€бр€ 2011 г. в турецком »змире было подписано очень важное соглашение. —делка азербайджанской SOCAR и турецкой BOTAS предполагает строительство трубопровода, которое должно быть завершено к 2017 году. Ёта инфраструктура должна обеспечить поступление ресурсов  аспийского бассейна на турецкий и европейские рынки с того же самого месторождени€ Ўах ƒениз II. ’от€ европейский комиссар по энергетике √юнтер Ёттингер с самого начала приветствовал это соглашение как «благопри€тное дл€ ≈вропы», он поспешил добавить, что приоритетом остаетс€ создание «трубопровода, который будет эксплуатироватьс€ на основе четкого юридического регламента, совместимого с международным правом» (то есть «Ќабукко»). ≈го преимуществами оставались: а) амбициозна€ иде€ магистрального трубопровода с единой структурой тарифов от Ѕаку до Ѕаумгартена (јвстри€); б) единый трубопровод через “урцию. Ќо при всей соблазнительности планов виртуальна€ инфраструктура не может подменить реальную, а главна€ задача јзербайджана – это выход на европейские рынки. » поскольку «Ќабукко» не доказал свою реализуемость, Ўах-ƒениз выдвинулс€ в качестве альтернативы.

 огда вы€снилось, что “ранскаспийский проект не воплотил в жизнь в ближайшем будущем и туркменский газ можно считать потер€нным дл€ «Ќабукко» (хот€ иракские месторождени€ доступны), Ѕаку вз€лс€ за поиски стратегии по выходу из проекта, чтобы не обидеть ни одного из партнеров, от Ѕрюссел€ и ¬ашингтона до ћосквы. ѕеред јзербайджаном сто€л вопрос, как сделать так, чтобы хот€ бы 10 млрд кубометров газа в год – здесь и сейчас – попадали в ≈вропу, не ожида€ воплощени€ грандиозных планов «Ќабукко», предусматривающих 31 млрд кубометров в год. Ќачина€ с но€бр€, SOCAR и BOTAS договорились о прокладке надежного и совместимого трубопровода через јнатолию, который располагалс€ бы параллельно изначальному плану «Ќабукко». —ерьезным претендентом на решение этого вопроса до сих пор был трубопровод ёго-¬осточной ≈вропы, спонсируемый BP. ITGI (“урци€–√реци€–»тали€) уже отвергли как рассчитанный исключительно на италь€нский рынок. —мешанным проектом, спонсируемым группой Statoil и, возможно, греческой DEPA, €вл€етс€ консорциум, нацеленный на строительство “рансадриатического трубопровода (дл€ »талии и Ѕалкан).

¬вед€ в действие трансанатолийский трубопровод в начале этого года, “урци€ и јзербайджан лишили «Ќабукко» его турецкого отрезка. ¬ итоге осталась уменьшенна€ верси€ трубопровода без его восточной (туркменской) части (т.н. «Ќабукко-«апад»). „уть позже италь€нский проект ITGI был лишен доступа к Ўах-ƒенизу, и теперь заговорили о его объединении с «Ќабукко-«апад». Ёто стало бы сильным ходом. Ќо проект «Ќабукко» в его изначальном виде фактически мертв.

јнтитезис: изменение динамики отношений между –оссией и ≈вропой

»гра с нулевой суммой, в которой участвовали ≈вропейска€ комисси€ и –оссийска€ ‘едераци€, могла иметь политическую подоплеку, но она лишена экономического смысла. ѕолитические цели комиссии часто не совпадают с корпоративными задачами. ј –осси€, как правило, добиваетс€ своих стратегических устремлений лишь ценой сокращени€ доходов государства от продажи энергоресурсов. ѕо мере усугублени€ в ≈вропе экономического кризиса, который способен серьезно сказатьс€ на доходах российского бюджета, трубопроводна€ война становилась невыгодной дл€ обеих сторон.

¬ российской энергетике, как и на всем постсоветском пространстве, преобладает государственный сектор. √осударство владеет 50% компаний, акции которых котируютс€ на ћосковской товарно-сырьевой бирже, и главный вклад в столь высокую долю государственной собственности внос€т как раз энергетические компании. ѕреимущество преобладани€ государственных активов заключаетс€ в возможности стратегически планировать развитие отрасли. ћинус в том, что краткосрочна€ и среднесрочна€ доходность легко может стать жертвой политических амбиций и мотивов.

¬ышеупом€нута€ сделка между SOCAR и BOTAS о поставках газа с месторождени€ Ўах-ƒениз II, как ни парадоксально, обрадовала акционеров «√азпрома». ѕричина раскрываетс€ в докладе азербайджанского ÷ентра социально-экономического развити€ (÷—Ё–), где говоритс€, что экспортный портфель компании, который сейчас оцениваетс€ в 158 млрд кубометров, переполнен иностранным газом, включа€ азербайджанский и туркменский, покупаемый по европейским ценам и продаваемый по сути без прибыли европейским потребител€м. ƒешевый российский газ замещаетс€ в портфеле «√азпрома» дорогим зарубежным. ѕри этом, по сообщению ÷—Ё– от 4 но€бр€ 2011 г., упущенна€ выгода или альтернативные издержки превышают 3 млрд долларов. “акую цену, может быть, и стоит платить, если это позвол€ет в долгосрочной перспективе сохранить олигопольные позиции в ≈вропе, монополию в ”краине и “уркмении. Ќо если цель не будет достигнута, то така€ потер€ вредоносна, поскольку деньги жизненно необходимы дл€ инвестировани€ в добывающую и распределительную инфраструктуру. —делка между SOCAR и BOTAS может освободить «√азпром» от договорных об€зательств по приобретению дорогого азербайджанского газа.

Ќо даже если «Ќабукко» когда-нибудь будет завершен, он не станет столь серьезным геополитическим вызовом –оссии, как изначально предполагалось. Ќа обозримое будущее ћосква остаетс€ единственным западным партнером “уркмении, то есть тарифы могут быть пересмотрены в ходе переговоров. ”краина также полностью зависима от российских поставок, тем более что консорциум Ўах-ƒениз II предположительно сосредоточитс€ на рынке ёго-¬осточной ≈вропы. Ќаконец, все менее веро€тно, что ≈врокомиссии удастс€ заблокировать продвижение российского «ёжного потока».

ћогло показатьс€, что ≈врокомисси€ фактически гарантировала себе победу над «ёжным потоком», когда 13 марта 2008 г. в “ретий энергетический пакет была включена «газпромовска€ оговорка». ¬ соответствии с ней, от российской компании требовалось разрешить доступ третьей стороны к инфраструктуре поставок компании, тогда как проект «Ќабукко» был огражден от аналогичных требований. Ёто весьма чувствительный момент в отношени€х между ≈вропейским союзом и –оссией.

¬месте с тем ≈врокомисси€ может обнаружить, что самое €ростное сопротивление ее политике оказывают вовсе не российское правительство или «√азпром». — самого создани€ в 2008 г. «ёжного потока» 50% акций этого базирующегос€ в Ўвейцарии консорциума находилось во владении италь€нской компании ENI. ¬ июне 2010 г. к ней присоединилс€ французский концерн GDF. «атем ¬ладимир ѕутин пригласил к участию в проекте крупные немецкие энергетические компании (Wintershall, BASF, E.ON.), ведь главным лоббистом газовых интересов –оссии в √ермании выступает бывший канцлер √ерхард ЎрЄдер. “аким образом, основные противники «газпромовской оговорки» наход€тс€ в странах – членах ≈—.

ѕроблемы и противоречи€, подстерегающие ≈врокомиссию на внутреннем фронте, станут еще рельефнее, если проанализировать паутину аль€нсов, образовавшихс€ вокруг «—еверного потока». »де€ проекта поначалу пришлась по душе далеко не всем. ¬ 2005 г. тогдашний польский министр обороны –адослав —икорский сравнил его с пактом ћолотова––иббентропа; шведы выразили озабоченность по поводу российского военного присутстви€ в зоне своих исключительных экономических интересов, целый р€д организаций выдвинули экологические возражени€. Ќо инициатива доведена до конца. Ќа церемонии открыти€ «—еверного потока» в но€бре 2011 г. помимо российского президента ƒмитри€ ћедведева присутствовали канцлер √ермании јнгела ћеркель, премьер-министры ‘ранции и Ќидерландов ‘рансуа ‘ийон и ћарк –ютте, генеральные директора ведущих европейских энергетических концернов и комиссар ≈врокомиссии по энергетике √юнтер Ёттингер.

≈сли распространить аргументацию в пользу завершени€ «—еверного потока» на другие проекты, становитс€ пон€тной логика ¬ладимира ѕапавы и ћихаила “окмазишвили с их «сценарием гармонизации», а также предположение норвежского исследовател€ Ѕендика —олум-”иста, который назвал это «согласием в силу взаимозависимости». — формальной точки зрени€, чем больше –осси€ прив€зана к европейскому рынку, тем более сбалансированной представл€етс€ структура этих отношений по типу «монопсони€-олигополи€». » по мере того как противодействие «ёжному потоку» в ≈вросоюзе будет стихать, –осси€ сосредоточитс€ на укреплении довери€ клиентов, а не будет полагатьс€ на грубую силу принуждени€, примен€емую монополией. ¬ конце концов, подобный стимул неизбежно становитс€ единственной реальной стратегией, поскольку трубопроводы, в отличие от заводов по сжижению газа, невозможно куда-либо перенести. „ем больше –осси€ инвестирует в эту инфраструктуру, тем меньше веро€тность того, что ее стратеги€ наращивани€ экспорта будет перенаправлена в сторону јзии.

ќзабоченность ћосквы будет расти в св€зи с тем фактом, что она обрекла себ€ на гонку за монопольные поставки ценой частичной потери доходов в краткосрочной и среднесрочной перспективе. —тремление «√азпрома» к зарубежным приобретени€м приводит к дефициту необходимых капиталовложений в разведку и разработку. ћеждународное энергетическое агентство даже предположило, что –осси€ в скором времени окажетс€ неспособной удовлетвор€ть внешний и внутренний спрос на энергоносители. —хожа€ критика звучит и в Ѕрюсселе.

–ассматрива€ вопрос диверсификации поставок на Ѕалканах, греческие аналитики јрес ямуридис и —пирос ѕалео€ннис пришли к следующему выводу. ≈вропейский кризис, который ведет к снижению спроса на энергоносители, вносит неопределенность в вопрос об удовлетворении потребности р€да стран региона в энергоносител€х и об их способности осуществить крупные инвестиции в инфраструктуру. «ато снижение спроса дает возможность подумать о немасштабной диверсификации поставок и более гибких решени€х. ¬место многомиллиардных вложений в проекты общеевропейских трубопроводов, перекачивающих через балканский регион миллиарды кубометров каспийского газа, есть куда менее затратные варианты. Ќапример, трубопроводные перемычки (с обратными потоками), устройства получени€ газа из —ѕ√ и дополнительные газохранилища, которыми могли бы пользоватьс€ сразу несколько стран.

ћыслить более локально стоит не только на Ѕалканах. Ќапример, почти все потребности »талии в газе в течение ближайших 15 лет можно покрыть за счет строительства морских терминалов —ѕ√.  ороче говор€, если аргументаци€ относительно функциональной взаимозависимости не сможет убедить Ѕрюссель или ћоскву, то доводы в пользу целесообразности разр€дки в трубопроводной войне в любом случае будут иметь смысл. ќни просто не могут сегодн€ позволить себе эту гонку. 

—интез: уход от субъектно-ориентированной схемы

ѕозиции, описанные в разделах «тезис» и «антитезис», т€готеют к традиционному субъектно-ориентированному подходу, прин€тому в дипломатии. Ќо в этом случае пригодитс€ конструктивистский подход, что больша€ редкость при анализе проблем безопасности. ¬ европейских исследовани€х он получил распространение благодар€ јлександру ¬ендту. √лавна€ теоретическа€ предпосылка заключаетс€ в том, что социальные €влени€, такие как нормы, угрозы, сила и разные идентичности конструируютс€ через процессы взаимодействи€, создающие коллективный смысл. ѕри таком подходе действующие на международной арене акторы определ€ют свои «интересы» через взаимодействие с другими. Ќапример, оборонное и дипломатическое ведомства опираютс€ на опыт конфронтации со «значимыми противниками». ќни пишут сценарий дл€ конкретного актора (будь то компани€ или государство) в контексте сложившихс€ традиций.

¬ этой схеме внешнеполитическа€ «идентичность» или самоопределение возникает скорее в рамках взаимодействи€, нежели на основе холодных расчетов кабинетных властителей умов. ≈сли смотреть сквозь такую призму, характер внешнеполитических отношений между ≈вропейским союзом и –оссией формировалс€ в услови€х холодной войны вслед за падением Ѕерлинской стены и распадом ———–. »дентичности, как и традиционные представлени€ о «национальных интересах», относительно стабильны. Ќо первые, в отличие от интересов, завис€т от той роли, которую берет на себ€ тот или иной субъект международной политики. Ќасущный вопрос состоит в том, будет ли московска€ бюрократи€ или брюссельска€ технократи€ переосмысливать свою роль в контексте разворачивающегос€ экономического кризиса. ѕо мере изменений общей обстановки трансформируютс€ представлени€ –оссии о себе самой и ≈вропы о ней. ћожно представить себе, что спад, который переживает ≈вропа, а вместе с ней и –осси€, преобразит мировоззрение обеих. ¬о врем€ кризиса возникает насто€тельна€ потребность увеличить краткосрочные, максимум среднесрочные доходы – возможно, пожертвовав при этом долгосрочными геополитическими цел€ми.

 огда речь заходит об отношени€х с бывшими советскими республиками, немедленно оживает дух противосто€ни€. — 1999 по 2003 гг. –осси€ как минимум раз дес€ть приостанавливала поставки нефти в Ћатвию. ѕоэтому нет ничего удивительного в том, что в 2003 г. –ига решила продать перевалочную нефт€ную базу в ¬ентспилсе американской Williams International, а Ћитва в 2006 г. продала самый большой нефтеперерабатывающий завод на своей территории Mazeikiu Nafta польской компании. ¬ Ёстонии резкое сокращение поставок газа из –оссии произошло в 1993 г., после прин€ти€ и ратификации нового закона о гражданстве. √азовые кризисы не раз случались с ”краиной, а в августе 2008 г. разразилась война с √рузией. ¬ целом пон€тно, что –осси€ твердо намерена использовать энергетику как рычаг в решении политических задач. Ќо по мере того как вскрываютс€ ресурсы  аспийского и Ёгейского морей и множатс€ предпри€ти€ по производству сжиженного природного газа, у –оссии неизбежно по€витс€ необходимость работать с клиентом, оставив в прошлом борьбу за вли€ние на европейских рынках.

ƒо недавнего времени ¬ашингтон, похоже, всерьез относилс€ к стремлению –оссии восстановить бывшее жизненное пространство. ¬ июне 2003 г. ѕентагон за€вил о намерении разместить на  авказе воинский контингент численностью 15 тыс. человек – в јзербайджане и, возможно, в √рузии – чтобы гарантировать долгосрочную жизнеспособность проектов по экспорту ресурсов  аспийского бассейна. ƒо сих пор единственный проект создани€ альтернативной распределительной сети из  аспийского бассейна в ≈вропу был реализован по дипломатической инициативе ¬ашингтона. Ќе случайно, как подчеркивает ћамука ÷еретели, трубопровод Ѕаку–“билиси–ƒжейхан (Ѕ“ƒ), соединивший азербайджанские нефт€ные месторождени€ с турецким средиземноморским портом ƒжейхан через территорию √рузии, не был плодом усилий Ѕрюссел€. “о же самое можно сказать и о ёжно- авказском трубопроводе длиной 692 км, проложенном параллельно Ѕ“ƒ, который соедин€ет гигантское месторождение Ўах-ƒениз в азербайджанском секторе  аспийского мор€ с городом Ёрзурум в “урции через территорию √рузии.

ќднако конфронтационный подход не станет в будущем выбором ¬ашингтона. Ћетом 2008 г. ни —оединенные Ўтаты, ни Ќј“ќ не про€вили достаточно решительности дл€ открытой конфронтации с ћосквой из-за √рузии. “вердые союзники «апада в √рузии и јзербайджане (”краина больше не считаетс€ таковым) теперь знают, что ни ≈вропа, ни јмерика не примен€т принудительные меры к –оссии, когда она защищает то, что считает своим жизненным пространством. “ем более сейчас, когда —оединенные Ўтаты собираютс€ в течение дес€тилети€ урезать свой военный бюджет на 450 млрд долларов. ј это п€тикратно превосходит совокупный военный бюджет ‘ранции и ¬еликобритании. Ѕолее того, ’иллари  линтон €сно дала пон€ть, что стратегические приоритеты —Ўј перемещаютс€ из ≈вразии в “ихоокеанский регион. ¬се это оценили в Ѕаку, который не захотел присоединитьс€ к “ранскаспийскому проекту, грозившему подорвать его отношени€ с ћосквой и “егераном без предоставлени€ каких-либо твердых гарантий.

ѕока рано говорить о том, как геополитическа€ трансформаци€ отношений между Ѕрюсселем, ¬ашингтоном и ћосквой скажетс€ на энергетической безопасности. Ќо аль€нсы претерпевают изменени€, когда проход€т проверку на прочность в результате таких потр€сений, какое √рузи€ пережила летом 2008 года. ¬полне веро€тно, что продолжающеес€ экономическое сближение между Ѕерлином и ћосквой, вкупе со снижением уровн€ противосто€ни€ между ћосквой и ¬ашингтоном, изменит представление главных игроков энергетической отрасли и за ее пределами о самих себе и своей роли. ≈сли, как представл€етс€ сторонним наблюдател€м, мы постепенно переходим от архитектуры многосторонней безопасности к многопол€рной парадигме евразийского баланса сил, нельз€ больше наде€тьс€ на то, что поведение отдельных государств или корпораций будет столь же предсказуемым, как во времена холодной войны. ‘ормируетс€ вакуум силы, вызванный военным отступлением ¬ашингтона и экономическим упадком в ≈вросоюзе. ¬ общем, «апад все больше склон€етс€ к тому, чтобы признать за –оссией право на «красную линию» и работать в этом направлении.

¬ то же врем€ не всел€ет надежды и «гармоничное сотрудничество», если принимать во внимание раскол и расхождение интересов между корпораци€ми и государствами, между странами-членами и ≈врокомиссией, противоречи€ внутри кремлевской элиты и усиление новых региональных игроков, таких как “урци€. ¬ насто€щий момент роли исполн€ютс€ по устаревшему сценарию. ќт јтлантики до ”рала и от  аспийского бассейна до Ѕалтийского мор€ энергетическа€ игра становитс€ непредсказуемой.

” –оссии есть выбор. ќна вольна считать себ€ европейской державой и укрепл€ть стратегические св€зи, способствующие ее самосто€тельности в новой многосторонней архитектуре международных отношений, соавтором которой ћосква способна стать. Ёто с неизбежностью подразумевает умиротворение некоторых стран в регионе, включа€ те, поведение которых она считает вызывающим, поскольку многосторонний подход накладывает об€занности следовать определенным нормам. Ћибо ћосква может считать себ€ европейской державой, не наход€щейс€ в ≈вропе. ¬ результате –осси€ рискует обречь себ€ на дорогосто€щее военное противосто€ние и продолжение трубопроводной войны с главным рынком сбыта своих энергоносителей, то есть с ≈вропой.

≈вропа может продолжать строить отношени€ с ћосквой как с главным историческим «чужаком». ќднако подобный подход уже отвергнут франко-германской осью и р€дом других стран – членов ≈—. ¬ любом случае продолжение конфронтации в энергетической политике представл€етс€ дорогосто€щим и нереалистичным сценарием с учетом удручающего положени€ в экономике.

≈сли ћоскве, Ѕрюсселю и ¬ашингтону удастс€ найти золотую середину в своей дипломатии, то их взаимоотношени€ в области энергетики кардинально измен€тс€. ¬ариант «золотой середины» становитс€ все более веро€тным. Ќа фоне ма€чащего кризиса «малые подходы» выгл€д€т привлекательными.  рупномасштабные, дорогосто€щие и стратегические проекты все больше представл€ютс€ рискованными начинани€ми. “ак что вслед за сокращением «Ќабукко» можно ожидать аналогичной гибкости и от «ёжного потока».

¬нимание предстоит сосредоточить на экономических пон€ти€х: рыночный пул, эффективные капиталовложени€ и быстрые доходы. Ёнергетическа€ разр€дка не значит наступлени€ эры без конкуренции, не будет и продолжени€ эры геополитических проектов. √лавной заботой станут рост и прибыль.

“едо ƒжапаридзе– грузинский дипломат, в 2003 – 2004 гг. – министр иностранных дел √рузии, в насто€щее врем€ – советник по внешней политике коалиции «√рузинска€ мечта».

»ли€ –убанисработал в различных аналитических центрах √реции и ≈вропы, €вл€етс€ консультантом ≈вропарламента.

"–осси€ в глобальной политике"

  • ƒата публикации: 07.05.2012
  • 1094
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150