Энергоэффективные технологии и оборудование: современные тренды и перспективы
17.01.2025
Дру́жба – крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов, построенная в далекие 1960-е для транспортировки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в страны социалистического лагеря в Восточной Европе. Сегодня функции нефтепровода не изменились, разве что поменялись «получатели продукта».
В систему входит 8900 км трубопроводов, 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 млн м³ нефти. Северную ветку нефтепровода, которая проходит на территории Беларуси, обслуживает ОАО «Полоцктранснефть Дружба». В конце минувшего года этот коллектив отметил 45-летие. Знаменательная дата была отмечена достижением весьма высоких финансово-экономических показателей. Благодаря высокому потенциалу и точным продуманным действиям предприятия своевременно обеспечивается качественным сырьем одна из стратегических структур нашей страны — ОАО «Нафтан», а также работоспособность всей трубопроводной системы в северном направлении.
Истоки
А начиналось все 13 октября 1967 года. Согласно приказу Львовского управления магистральных нефтепроводов «Дружба», изданному во исполнение приказа Министерства газовой промышленности СССР от 12 сентября, было создано Полоцкое управление нефтепровода «Дружба». В его задачу входило обеспечение сырьем сначала Новополоцкого НПЗ, а с 1968 года, когда завершилось строительство и заполнение линейной части нефтепровода «Полоцк—Вентспилс», — еще и на Вентспилскую нефтебазу для отгрузки на экспорт.
Создание новой структуры позволяло управлять процессом подачи сырья непосредственно на месте и развивать трубопроводный транспорт в регионе.
За Полоцким управлением был закреплен участок нефтепровода от 0 км (Высокое) до 967 км (наливной пункт Вентспилс), с находящимися на нем нефтеперекачивающими станциями, аварийно-ремонтными пунктами и другими сооружениями. Почти полностью отсутствовали административные и бытовые помещения, фактически не было производственной базы, техники и спецтехники. Поэтому все это пришлось строить, т.е. начинать фактически с нуля.
В 1976 году был введен в действие нефтепровод «Унеча—Полоцк-2», что позволило довести общие объемы перекачки нефти до 40 млн тонн в год.
В 1978 году построен нефтепровод «Полоцк—Биржай—Мажейкяй», благодаря чему началась транспортировка нефти из России в Литву — на Мажейкяйский НПЗ. Тогда же была введена в действие вторая очередь нефтеперекачивающей станции (НПС) «Полоцк».
В 1981-м еще одна новостройка: введен в эксплуатацию нефтепровод «Сургут—Полоцк». В резервуары конечного пункта, расположенного на территории линейно-производственной диспетчерской станции (ЛПДС) «Полоцк», поступила первая нефть. К 1983 году было завершено строительство всего комплекса сооружений конечного пункта
нефтепровода «Сургут—Полоцк», объем резервуарного парка ЛПДС «Полоцк» составил 490 тысяч кубических метров. К 1988 году максимальная пропускная способность трубопроводов, обслуживаемых предприятием, достигла 55 млн тонн в год.
Свои коррективы внес распад Советского Союза. 20 июля 1992 года между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь было подписано Соглашение об основных принципах и условиях взаимоотношений в области транспортировки нефти. Согласно этому документу, «Дружба» осуществляла транспортировку российской нефти на Нополоцкий НПЗ, а также в Латвийскую и Литовскую республики. Начиная с 2003 года, по независящим от предприятия причинам, объемы поставки
нефти на экспорт стали сокращаться, а с 2006 года среди потребителей оказываемых предприятием услуг по транспортировке нефти магистральными трубопроводами осталось только ОАО «Нафтан».
Новые решения и неизменно высокое качество
Сегодня ОАО «Полоцктранснефть Дружба» является предприятием, которое осуществляет безопасную бесперебойную транспортировку российской нефти для ОАО «Нафтан» из Западно-Сибирского региона, Татарстана и Поволжья Российской Федерации. Предприятие оснащено современной, высокотехнологической техникой, которая позволяет небольшому коллективу с богатым опытом эффективно решать поставленные задачи. Несмотря на экономические трудности, акционерное общество поддерживает все технологическое оборудование в рабочем состоянии и сохраняет техническую возможность транспортировки нефти в страны Балтии.
Снижение объемов транспортировки заставило коллектив искать новые пути получения прибыли, в частности, развивать другие услуги, помимо основной деятельности. Тем более что для этого есть все возможности: необходимая техника и специалисты.
— Поступление дополнительных средств мы обеспечиваем за счет подрядных работ по проведению капитальных и текущих ремонтов магистральных трубопроводов, оказываем широкий спектр таких востребованных услуг, как транспортные, ремонтные, гостиничные, ресторанные, рекреационные и другие, — рассказывает директор ОАО «Полоцктранснефть Дружба» Василий Дроботов. Кроме этого, на предприятии проводится активная работа по оптимизации затрат. В результате комплекса принимаемых мер, выручка от реализации продукции, работ и услуг увеличилась за 9 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,3 раза, а рентабельность продаж составила 26,1 %.
— Мы одно из звеньев большой цепи. Планы определяются не только нами, но и другими участниками процесса, — поясняет главный инженер ОАО «Полоцктранснефть Дружба» Игорь Егоркин. —Любое увеличение или уменьшение поставок исходят из целого комплекса различных ситуаций, которые складываются и у нашего основного заказчика ОАО «АК «Транснефть», и у основного потребителя ОАО «Нафтан». Но как бы ни менялись количественные показатели, качественные должны оставаться неизменно высокими — это наше кредо и залог процветания.
Для осуществления товарно-коммерческих операций приемо-сдаточные пункты оснащены современными техническими средствами — системами измерений количества и показателей качества нефти. Они представляют собой программно- технологические комплексы в составе с поверочным оборудованием, которые соответствуют требованиям нормативных
документов, действующих в Республике Беларусь; автоматики, связи и телемеханики. Внедрены вновь введенные нормативные документы по метрологическому обеспечению учета нефти при ее транспортировке по магистральным нефтепроводам. Постоянно ведется работа по поиску и внедрению более надежных современных приборов и перспективных технологий.
Главная задача
— Наша главная задача — обеспечение безопасной эксплуатации нефтепроводов и оборудования, — подчеркивает Василий Дроботов. — С 2001 года мы работаем безаварийно, в первую очередь благодаря
своевременному качественному обслуживанию технологического оборудования. Для обеспечения безопасной эксплуатации нефтепроводов и предотвращения возможных экологических катастроф, связанных с разгерметизацией линейной части, нефтепровод оборудован пунктами
контроля и управления — линейными электрифицированными задвижками, которые расположены с интервалом в 25 км по всей протяженности трассы.
Каждый такой пункт оснащен современным энергетическим оборудованием, системами телемеханики и связи и обеспечивает сбор и передачу информации о состоянии линейной части нефтепровода в любой момент времени, а также изменения технологического режима и несанкционированного вмешательства посторонних лиц.
Вся информация поступает на центральный диспетчерский пункт (ЦДП). Он
расположен в Новополоцке и оснащен современными системами контроля и управления технологическим процессом и оборудованием нефтеперекачивающих станций и линейной части нефтепровода, в том числе автоматизированной системой обнаружения утечки нефти из магистрального нефтепровода. Диспетчер ЦДП контролирует давление в любой точке нефтепровода, состояние оборудования, целостность трубопроводов и состояние запорной арматуры.
Для того чтобы трубопроводы работали безаварийно и в нужном режиме, на предприятии постоянно внедряются новые техника и технологии, модернизируются различные объекты. Ежегодно, согласно бизнес-планам, в ОАО «Полоцктранснефть Дружба» модернизируются и реконструируются
многие объекты линейной части и перекачивающих станций, производится замена морально и физически устаревшего оборудования, приобретаются новые автотранспорт и спецтехника. В 2011 году объем инвестиций в основной капитал по сравнению с 2009 годом вырос на 215,7 %.
Особое внимание было уделено реконструкции подводных переходов нефтепровода, поскольку это одно из самых уязвимых мест. В частности, были реконструированы переходы через реку Днепр нефтепроводов «Унеча—Полоцк-1» и «Унеча—Полоцк-2» (сделан монтаж перемычек между резервной ниткой нефтепровода «Унеча—Полоцк-1» и основной — «Унеча—Полоцк-2», на 263-м и 264-м километрах трассы). Проведены демонтаж существующих перемычек и замена задвижек на шаровые краны.
Также устранены дефекты секций труб и сварных соединений основной и резервной ниток нефтепровода «Унеча—Полоцк-1». Выполнен демонтаж резервной нитки нефтепровода «Унеча—Полоцк-2» и заменена его основная нитка.
Реконструирован подводный переход нефтепровода «Сургут—Полоцк» через реку Западная Двина. Выполнены работы по ремонту дефектных участков нефтепроводов, локальной замене изоляции. С целью обеспечения
организованной защиты нефтепровода от коррозии и повышения безопасной эксплуатации трубопроводного транспорта, минимизации затрат на ТО и ТР средств электрохимзащиты (ЭХЗ) модернизирована система дистанционного контроля нефтепровода «Сургут—Полоцк», 3242—3172 км. Проведена реконструкция нефтепровода «Унеча—Полоцк», 275, 332 км, и нефтепровода «Сургут—Полоцк». 3172 км (устройство дополнительных анодных заземлителей). Реализованы проекты, связанные с устройством анодных заземлителей, и по реконструкции нефтепровода «Унеча—Полоцк», 117, 172, 204.
— Инвестиционная программа 2012, как и в предыдущие годы, направлена, в первую очередь, на повышение надежности эксплуатации линейной части магистральных нефтепроводов и нефтеперекачивающих станций, — говорит директор ОАО «Полоцктранснефть Дружба». — Она предусматривает замену морально и физически устаревшего обрудования, внедрение новых техники и технологий, реконструкцию объектов нефтепроводов.
Для обеспечения высокого уровня надежности эксплуатации и повышения безопасности технологических объектов, на предприятии проводится большая работа по приведению существующих систем пожаротушения в соответствие с действующими нормами пожарной безопасности. Так, в настоящее время реализуется проект реконструкции систем пожаротушения технологических объектов ЛПДС «Полоцк». В 2012 году будет сдан первый пусковой комплекс, в 2013 — второй. Кроме этого, планируется строитель- ство резервного пожарного водовода от наружного пожарного водопровода
ОАО «Нафтан» до ЛПДС «Полоцк». С целью постоянной защищенности изоляционного покрытия нефтепроводов от коррозии в планах — устройство анодных заземлений на 316, 442, 436 км нефтепровода «Унеча—Полоцк», а на 3172 км нефтепровода «Сургут—Полоцк» — устройство анодной кабельной линии и замена станций катодной защиты.
Коллектив высокой ответственности
Специфика работы на объектах «Полоцктранснефть Дружба» такова, что только безусловное знание работниками своих обязанностей, высокий профессионализм и точное соблюдение правил техники безопасности — гарантия их успешной деятельности.
Коллектив настоящих профессионалов, ответственных и трудолюбивых, любящих свою профессию создан на этом предприятии. На нем, кстати сказать, работать совсем непросто, поскольку основные промышленные объекты находятся далеко за пределами города, где часто нет дорог и других благ цивилизации, где нужно всегда быть готовым к неожиданностям, уметь в случае экстремальной ситуации принимать быстрые, а порой и неординарные решения и брать на себя ответственность за них.
Руководство ОАО «Полоцктранснефть Дружба» ценит своих работников, создавая для них достойные условия труда и отдыха.
В ОАО разработана продуманная система мер по материальному и моральному стимулированию работников. Обеспеченность коллектива санитарно бытовыми помещениями (от душевых и гардеробных до комнат приема пищи и психологической разгрузки) — 100%.
— Активно работает на предприятии профком, — поясняет помощник директора по общим вопросам и идеологической работе Андрей Кваченок. — Мы вместе проводим различные мероприятия, заботимся о благополучии и благосостоянии наших работников. В числе основных задач профсоюзного комитета его председатель Иван Матышев (44 года трудится на предприятии и 10 лет является председателем профкома) называет заботу о людях, защиту их законных прав и интересов в сфере производства, организацию их досуга.
Все вопросы социального и экономического развития, оплаты труда, использования фондов экономического стимулирования, заключение
коллективного договора и контроль выполнения предусмотренных в нем мероприятий решаются нанимателем совместно с профкомом.
— Работа руководства предприятия и профсоюзной организации направлена на социальное партнерство, — говорит Иван Матышев. — И мы всегда приходим к положительным результатам. В тесном сотрудничестве с администрацией работают 12 комиссий. Не забывают на предприятии и о мо-
лодежи. Ветераны постепенно уходят на заслуженный отдых и готовят себе достойную смену. За каждым молодым специалистом закрепляется наставник, проводятся встречи молодежи с администрацией.
Коллективным договором предусмотрен ряд социальных гарантий для молодых. Для повышения профессионального мастерства среди рабочих 10-ти ведущих профессий предприятия ежегодно проводится конкурс «Лучший по профессии». Победители и призеры награждаются дипломами и поощряются денежными премиями. Коллектив принимает активное участие в различных культурно-массовых и спортивных мероприятиях, акциях, проводимых в городе, области и республике.
Кроме того, отмечаются и праздничные даты (День воинов интернационалистов, Международный женский день, День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности, День образования предприятия и др.), организуются посещения концертов, поездки на Славянский базар в Витебске.
— Наши работники имеют возможность в свободное время заниматься плаванием в бассейнах Новополоцка и Горок, посещать спортзал нашей подшефной гимназии №1, — продолжает Иван Матышев. — Также мы постоянно участвуем в городских и отраслевых спортивных соревнованиях. В организации проводится круглогодичная спартакиада по десяти видам спорта.
Особый почет и уважение, безусловно, ветеранам. Совет ветеранов насчитывает свыше 300 членов. С ними администрация и профком поддерживают тесные взаимосвязи. Помогают путевками в санатории, оказывают материальную помощь, приобретают билеты на спектакли и концерты.
Два подразделения ОАО «Полоцктранснефть Дружба» — НПС «Сенно» и ЛПДС «Горки» находятся вне городов, в сотне километров друг от друга. Тем не менее, их коллективы не забыты, тоже активно участвуют в общественной жизни акционерного общества.
— Вложения в социальную сферу обязательно окупятся, — уверен Андрей Кваченок. — Они обернутся повышением производительности и качества труда. Если система дополнительных льгот привлекательна и ориентирована на успех предприятия, она становится своего рода стимулом экономического роста. Что, собственно, и происходит в ОАО «Полоцктранснефть Дружба».
Материал подготовлен по интерент-источнику www.belchemoil.by
Новости компаний 16.01.2025
Новости компаний 13.01.2025
Новости компаний 13.01.2025
Новости компаний 13.01.2025
Россия и СНГ 12.01.2025
Традиционная энергетика 17.01.2025
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также