ќт нефт€ного века к газовому. ќ прогнозе до 2040 года

ќт нефт€ного века к газовому. ќ прогнозе до 2040 года

Ќа дн€х ExxonMobil выпустил очередной ежегодный прогноз развити€ мировой энергетики до 2040 года. ’от€ подобные исследовани€ выпускают и другие нефтегазовые компании и исследовательские центры, прогноз ExxonMobil выгодно отличаетс€ относительной краткостью и доступностью изложени€, а также тем, что акценты в графических материалах сделаны на простые и пон€тные индикаторы.  онечно, всегда нужно помнить о возможных издержках подобных работ. ¬о-первых, практически любой прогноз €вл€етс€ экстрапол€цией существующих тенденций, а, кроме того, нельз€ исключать конъюнктурные и идеологические составл€ющие, которые в той или иной степени могут искажать реальную картину. ѕолностью с обзором можно ознакомитьс€ по ссылке, мы же со своей стороны, хотели обратить внимание на некоторые важные оценки.

Ќа первом рисунке представлен текущий уровень и долгосрочные оценки по добычи нефти (здесь прогноз ссылаетс€ на данные ћеждународного энергетического агентства). “очнее даже не нефти, а жидких топлив. Ёто существенно, так как значительную часть роста производства жидких топлив составит так называемые Natural gas liquids (фактически – пропан-бутанова€ смесь), которые просто так в бак не зальешь.  роме того, прирост будет обеспечен во многом за счет добычи из нефт€ных песков (oil sands) и сланцевой нефти (tight oil).



“аким образом, что бы ни сообщали о неисчерпаемых запасах нетрадиционной нефти, если говорить о нефти «традиционной», то €сно, что мир уже прошел так называемый «ѕик нефти».  ак видно из рисунка, добыча традиционной нефти фактически будет несколько лет стагнировать, а потом и вовсе начнет снижатьс€. ќпределенную поддержку предложению нефти окажет глубоководна€ (deepwater) добыча, котора€ хоть и затратна, но ее перспективы относительно определенны. » даже вместе с ней в ближайшие тридцать лет объем добычи останетс€ на нынешнем уровне. ¬есь рост - это нетрадиционна€ нефть, и другие «суррогаты».

ѕоэтому тем больше вопросов к двум другим ключевым фактором увеличени€ добычи – сланцевой нефти, и добыче «черного золота» из нефт€ных песков. ѕро первую написано уже за последнее врем€ много, оценки часто диаметрально противоположные. ‘актически здесь мы имеем в значительной степени фактор неопределенности. „то касаетс€ добычи из нефт€ных песков – то тут следует отметить, что это очень энергозатратна€ добыча, котора€ требует значительного числа других энергоресурсов. — точки зрени€ получени€ энергии – выгода тут невысока, но спрос на нефть, как основной источник топлива дл€ транспорта будет расти, и его приходитс€ удовлетвор€ть всеми способами. ѕри производствах синтетической нефти из газа или угл€ также тер€етс€ значительна€ часть запасенной энергии. », главное, что все эти способы производства нефти – дороги.

“аким образом, учитыва€, что весь будущий прирост добычи св€зан с дорогой и нетрадиционной нефтью, именно ее себестоимость добычи будет определ€ть нижнюю границу нефт€ных цен на более или менее длительном промежутке времени. ¬ысокие цены на нефть, таким образом, в насто€щее врем€ определ€ютс€ не только, и не столько действи€ми финансовых спекул€нтов, но фундаментальными факторами.

¬ то же врем€ ситуаци€ с газом, как известно, совсем друга€. ќткрываютс€ все новые и новые месторождени€. » вообще запасов газа, на планете, по оценкам того же ExxonMobil как минимум на 200 лет (правда, при нынешнем уровне спроса).



ћиллиарды кубических футов в день можно примерно перевести в миллиарды кубометров в год, умножив приведенные значени€ на 10.

јльтернатива, казалось бы, напрашиваетс€ сама собой – начать переводить транспортные средства на газ. Ќо процесс этот сложный и инерционный. ѕока использование природного газа на транспорте составл€ет всего около 1%. » даже, несмотр€ на стремительный, почти экспоненциальный рост к 2040 году использование газа на транспорте вырастет всего до 4%. –азумеетс€, основной рост придетс€ на морские перевозки и большегрузные автомобили. Ёти транспортные средства, как правило, передвигаютс€ по заведомо известным маршрутам – а значит решить одну из основных проблем перевода автотранспорта на газ – создание сети заправок – в этих случа€х значительно проще. ѕо всей веро€тности, после 2040 года, переход транспортных средств на газ станет еще стремительнее.



“ак или иначе, за ближайшие 30 лет спрос на газ вырастет на 65%. Ќа нефть – значительно меньше. ¬ результате, хот€ даже в 2040 году нефть останетс€ основным источником энергии на планете, объем потреблени€ газа вплотную приблизитс€ к нефт€ному потреблению. ј, учитыва€, что столь долгосрочные прогнозы в принципе не могут быть абсолютно точными, возможно к 2040 году газ уже перегонит нефть по объему потреблени€.

ƒл€ нашей страны это особенно важно. ¬о-первых, потому что –осси€ обладает крупнейшими запасами газа в мире. ¬о-вторых, растуща€ дол€ газа очевидно поднимает вопрос и о механизмах ценообразовани€ на него. ƒействующа€ в насто€щее врем€ «нефт€на€» прив€зка при формировании международных газовых цен, в ближайшие дес€тилети€ начнет исчезать. ќна фактически уже отсутствует в —Ўј, ¬еликобритании.  онтинентальна€ ≈вропа также планирует перейти на спотовое ценообразование, хот€ как ≈вросоюзу «уговорить» перейти на биржевое ценообразование основных экспортеров остаетс€ не€сным.  онечно, «нефт€на€» прив€зка на фоне фундаментально дорогой нефти выгодна газовым экспортерам, что уж скрывать.

¬ то же врем€, объективно необходимо признать, что така€ св€зка становитс€ все менее и менее обоснованной, а значит, так или иначе, будут формироватьс€ независимые механизмы ценообразовани€.  ак известно, процесс, который невозможно предотвратить, нужно возглавить. ¬озглавить, быть может и не получитьс€ – ведь пока еще можно, и нужно, в максимальной степени пользоватьс€ выгодами действующей в насто€щее врем€ «нефт€ного» ценообразовани€ на газ. Ќо одновременно необходимо принимать участие в становлении тех или иных механизмов независимой от нефт€ных котировок торговли газом.†

ќднако

  • ƒата публикации: 09.01.2013
  • 957
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150