Энергетический переход: вызовы и возможности для России
19.08.2024
Как только Республика Южный Судан появилась на карте мира как независимое государство, новое правительство поставило на повестку дня вопрос о прокладывании собственного независимого маршрута для поставок нефти из своих богатых месторождений.
До раскола Судана на два государства в июле нынешнего года, три четверти объема экспортируемой сырой нефти – а это около 350 тысяч баррелей в день – добывалось на юге страны. Однако доставка нефти осуществлялась по двум трубопроводам, проходящим через северную часть Судана к порту на Красном море. Доходы от экспорта нефти составляют приблизительно 98% национального бюджета молодого государства, вот только реального соглашения с севером о том, как же они будут делить прибыль, до сих пор нет.
Согласно мирному соглашению 2005 года, 50% дохода от добычи нефти на юге принадлежит режиму Хартума (Республика Судан). С разделением страны на два государства соглашение потеряло свою силу, но новый договор о разделе доходов или цене, в которую обойдется Южному Судану пользование трубопроводами своего северного соседа, так и не был подписан.
Пока у юга просто нет иного выбора, кроме как продолжать сотрудничество с севером. Но в долгосрочном плане прокладывание собственных маршрутов поставки в обход северных территорий является жизненно важной задачей для становления новой нации.
На данный момент Южный Судан имеет следующие альтернативы сотрудничеству с севером:
Вариант 1. Строительство трубопровода в Эфиопию. Доктор Луол Денг, министр нефтедобывающей промышленности Южного Судана, сообщил о проведении переговоров с Аддис-Абебой. Выбор данного маршрута объясняется тем, что Судан удовлетворяет до 80% потребности Эфиопии в нефти. Минус данного варианта заключается в том, что Эфиопия, расположенная в гористой местности и не имеющая ко всему прочему выхода к морю, не может служить связующим звеном с остальным миром. Тем не менее, экспортный маршрут в одну из самых густонаселенных стран «Африканского рога» может стать очень прибыльным делом для Южного Судана.
Вариант 2. Экспортный маршрут к Индийскому океану через Кению. Этот вариант кажется более перспективным. Энтони Макана, министр транспорта и дорожного сообщения, объявил о разработке двухсоткилометрового трубопровода от Джубы, столицы Южного Судана, до Кисуму, третьего по величине года в Кении. Также власти страны ведут переговоры с торговым представительством японской корпорации «ToyotaTsusho» в Кении, которые заявили в прошлом году о своем намерении построить трубопровод стоимостью 1,5 млрд. долларов от Джубы до кенийского острова Ламу. «Мы уже обсуждали этот вопрос с «ToyotaKenya», - признал министр энергетики Южного Судана Арканджело Окванг. Сегодня главными инвесторами в нефтяные месторождения Судана являются Китай, Малайзия и Индия, но с получением Южным Суданом независимости контракты должны быть пересмотрены, что может дать дорогу и Японии.
Вариант 3. Нефтепровод на юг, к Уганде. Уганда, не столь давно начавшая добывать нефть, планирует строительство собственного нефтепровода и нефтеочистительного завода, способного перерабатывать до 200 тысяч баррелей в день, однако ни одна международная нефтяная компания пока не проявила заинтересованности.
В данных условиях, кенийский маршрут кажется наиболее оптимальным. И хотя север всячески противится строительству новых нефтепроводов, успешное воплощение в жизнь своих планов позволит Южному Судану произвести коренную ломку экспортных потоков на «Африканском роге».
MehreenKhan, TheFinancialTimes, перевод с английского – Наталья Коношенко
Новости компаний 21.12.2024
Новости компаний 18.12.2024
Новости компаний 11.12.2024
Новости компаний 09.12.2024
Новости компаний 28.11.2024
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также