Энергетический переход: вызовы и возможности для России
19.08.2024
С начала 2013 года Россия принялась активно лоббировать строительство второй ветки газопровода «Ямал-Европа» через территорию Белоруссии и Польши. Пустить газ по новой ветке планируется только к концу десятилетия, но к политическим последствиям инициатива привела уже сейчас: в Польше из-за активности «Газпрома» в середине апреля был уволен министр финансов Миколай Будзановский. Эта отставка символична: пока в проекте нового газопровода политики больше, чем экономики.
Вторая ветка газопровода «Ямал-Европа» — идея не новая, ее строительство начали обсуждать еще в 1990-е годы, когда возводилась первая ветка. В 2006 году «Ямал-Европа» наконец вышел на полную мощность в 32,9 миллиарда кубометров в год и стал первой серьезной альтернативой украинской газотранспортной системе, мощность которой составляет 140 миллиардов кубометров. Тогда же вопрос о второй ветке перешел из разряда теоретических в практическую плоскость — газопровод «Ямал-Европа» можно было сравнительно дешево и быстро расширить вдвое, ведь инфраструктура для второй ветки была уже практически подготовлена.
Проект активно поддерживала Белоруссия, так как основное строительство развернулось бы именно на ее территории, а вот Польша отреагировала на новый газопровод сдержанно. Критичнее всего по отношению к новому газопроводу высказались в правительстве России: в ноябре 2007 года тогдашний министр промышленности Виктор Христенко официально объявил, что страна отказывается от второй ветки трубопровода.
Причина была проста: «Газпром» в то время активно продвигал идею строительства «Северного потока» по дну Балтийского моря, которая в итоге и была реализована. Несмотря на то, что строить газопровод в море оказалось значительно дороже (около 15 миллиардов долларов, включая наземную часть), в правительстве проектом остались довольны: он позволил снизить зависимость от стран-транзитеров, в первую очередь от Украины, но и от Белоруссии тоже.
К 2013 году «Газпром» с его европейскими партнерами запустил две ветки «Северного потока» по 27,5 миллиарда кубометров каждая и начал строительство «Южного потока» с проектной мощностью в 63 миллиарда кубометров. На этом он не остановился и подготовил план по строительству третьей и четвертой ветки «Северного потока». Тут-то и оказалось, что вместо того, чтобы укладывать трубы под воду, их можно закладывать под землю.
Едва ли не первым, кто рассказал о возрождении проекта «Ямал-Европа-2», оказался президент Белоруссии Александр Лукашенко. Еще в декабре 2012 года он заявил, что общался с руководством «Газпрома» по этому вопросу и его собеседники заинтересовались проектом.
В России о трубопроводе долго ничего не говорили, но в начале апреля президент Владимир Путин поручил «Газпрому» вернуться к идее строительства. Таким образом, политическое одобрение проекта дали две страны из трех, по которым проходит «Ямал-Европа», а 5 апреля стало казаться, что и с Польшей никаких проблем возникнуть не должно: в этот день «Газпром» подписал с государственной компанией Europolgaz меморандум о взаимопонимании. Речь, правда, шла уже не о 33 миллиардах кубометров, как несколькими годами ранее, а о 15 миллиардах кубометров.
Тем не менее, оказалось, что даже такой объем не устраивает многих польских политиков. В местном парламенте тут же раскритиковали идею новой ветки газопровода, испугавшись усиления влияния России на экономику Польши. Кроме того, парламентариям не понравилось, что Europolgaz подписал с «Газпромом» меморандум, предварительно не посовещавшись с правительством.
В отличие от России, в Польше к оппозиции в парламенте приходится прислушиваться, поэтому сначала в правительстве Дональда Туска заявили, что подписанные документы не носят обязывающего характера, а затем решились на жесткие меры: 19 апреля своего поста лишился министр финансов Миколай Будзановский. Именно он, по мнению Туска, и должен был предупредить правительство о новой сделке, но почему-то этого не сделал. Газета «Коммерсантъ-Украина» пишет, что в ближайшее время своего поста может лишиться и руководитель государственной газовой компании PGNiG Гражина Петровска-Олива (именно PGNiG и контролирует Europolgaz).
Польская пресса уже обратила внимание на то, что в последнее время Москва пытается усилить влияние на Варшаву, предлагая ей потенциально выгодные энергетические проекты. Речь идет не только о газе, но и, скажем, об электричестве: Россия предложила создать энергетический мост, соединяющий Калининградскую область с Польшей. В отделенной от остальной России области сейчас строится Балтийская АЭС, излишки электричества с которой и могут пойти в Польшу, а через нее — и в другие государства.
Такой интерес Москвы к Варшаве в СМИ связывают с тем, что сама Польша, наоборот, в последнее время стремится снизить зависимость от России. В частности, в стране начато строительство терминала по приему сжиженного газа в порту Свиноуйсьце на северо-западе Польши. Кроме того, именно в Польше обнаружены одни из самых масштабных запасов сланцевого газа в Европе. Все это может уже к концу десятилетия лишить «Газпром» крупного импортера газа в ЕС.
Если с политической точки зрения интерес России к новому газопроводу объясним (оставить Польшу в сфере влияния, снизить зависимость России от украинской ГТС), то с точки зрения экономики все не так очевидно. Да, ветка, проложенная по территории Польши и Белоруссии, действительно обойдется намного дешевле, чем новые нитки «Северного потока» (Лукашенко называл цифру в районе двух миллиардов долларов), однако в условиях экономического спада в Европе и развития конкуренции на местном рынке, возможно, даже эта дешевая ветка не будет пользоваться популярностью.
По подсчетам агентства Platts, всего «Газпром» способен по всем трубопроводам поставлять в Европу (включая Турцию) 244 миллиарда кубометров газа в год при потребностях континента менее чем в 140 миллиардов кубометров. Если предположить, что «Газпром» построит третью и четвертую нитки «Северного потока», «Южный поток» и «Ямал-Европа-2», его возможности вырастут до 377 миллиардов кубометров. Даже если полностью исключить из этой схемы украинскую газотранспортную систему, все равно получится более 240 миллиардов кубометров. Иными словами, спрос на российский газ в Европе должен вырасти по крайней мере в полтора раза, чтобы все проектируемые «Газпромом» мощности оказались востребованы. И даже эта цифра кажется чересчур маленькой: на самом деле до нуля снизить экспорт по территории Украины будет нерентабельно. Именно на западных границах Украины построены подземные газовые хранилища, которые позволяют быстро обеспечить газом импортеров в случае какой-то чрезвычайной ситуации.
В том что спрос на российский газ в Европе будет увеличиваться быстрыми темпами, есть сомнения. И дело тут не только в слабом росте европейской экономики: «Газпром» уже постепенно теряет долю на местном рынке, а с вводом новых СПГ-терминалов и началом производства сланцевого газа конкуренты будут предлагать газ по все более низким ценам. У «Газпрома» же ресурс демпинга ограничен: несмотря на то, что непосредственно добыча газа в России дешевле, чем у конкурентов, в его стоимости необходимо учитывать транспортировку, которая из-за многомиллиардных трат на «потоки» не может быть ниже определенного уровня.
Приведенные цифры означают, что «Газпрому», чтобы строить газопровод по территории Белоруссии и Польши, придется отказаться от какого-то из проектов. Строительство «Южного потока» уже начато, и вряд ли правительство откажется от него хотя бы по репутационным соображениям. Остаются третья и четвертая нитки «Северного потока», причем в «Газпроме», по данным «Коммерсанта-Украина», уже подумывают о том, чтобы притормозить с ними до проведения анализа ветки через Белоруссию. Репутационный ущерб в этом случае будет не таким значительным, как с «Южным потоком», но и он будет ощутим. Фактически под ударом окажется вся масштабная операция с «потоками»: зависимость от стран-транзитеров не уменьшится, а «Газпрому» придется открыто признать, что строить новые ветки подводных газопроводов стало слишком затратно.
Новости компаний 20.11.2024
Новости компаний 18.11.2024
Новости компаний 15.11.2024
Новости компаний 13.11.2024
Тема дня 13.11.2024
Технологии 13.11.2024
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также