
Зеленая энергетика / Новости / Энергоменеджмент Франция увеличит госсубсидии на ВИЭ до 9 млрд евро
31.08.2025
Европейский Союз чем дальше, тем больше зависит от поставок природного газа из Средней Азии, нужного для отопления и производства электроэнергии. Причем газа нужно очень много, - пишет американское издание Central Asia newswire.
Этот банальный факт очень многое объясняет, почему европейские лидеры начали год с резко повысившегося количества дипломатических встреч и проектов по активизации связей со среднеазиатскими странами.
В январе органы СМИ США и Европы подчеркивали спорность визита узбекского президента Ислама Каримова в Брюссель, к европейским лидерам. Но Каримов смеялся последним: после его визита Евросоюз принял решение открыть еще одно дипломатическое представительство в узбекской столице — Ташкенте.
А на прошлой неделе соглашение о расширении сотрудничества в сфере энергетики между Туркменией и Евросоюзом еще больше приблизилось к реализации. 26 января комитет по иностранным делам при Европарламенте принял резолюцию, в которой выразил одобрение прозвучавшей рекомендации привести в движение уже существующие партнерские отношения.
Кроме того, на прошлой неделе министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев провел плодотворную встречу с лидерами и сотрудниками госструктур европейских стран в Брюсселе, хотя из Европы и раздавались голосов критиков по поводу предложения вынести в Казахстане на референдум вопрос об отмене президентских выборов.
Движущей силой дипломатической деятельности европейских государств и Еврокомиссии (исполнительного властного органа включающего в себя 27 стран Европейского Союза) является все возрастающая потребность стран континента в энергоносителях прикаспийского региона, а также страх, что страны Восточной и Южной Азии получат эти энергоносители первыми. Эти страхи нарастают из-за событий в среднеазиатском регионе.
Подпитывают их наметившиеся в последние два месяца немалые успехи в подготовке к строительству трубопровода ТАПИ (по маршруту Туркмения — Афганистан — Пакистан — Индия).
Эпохальное соглашение о строительстве трубопровода стоимостью свыше двух миллиардов долларов и протяженность в тысячу миль было достигнуто в декабре. А в январе президент Афганистана Хамид Карзай, находясь с визитом в Москве, согласился на участие в строительных работах, эксплуатации и получении прибыли российского «Газпрома».
За год до заключения договора о строительстве трубопровода ТАПИ был подписан уже приведший к успеху контракт о соединении трубопроводом Туркмении с Китаем. За первый год эксплуатации по нему в Китай поступило четыре миллиарда кубометров газа, и благодаря этому энергетические службы Китая смогли высвободить для промышленности те резервы, которые ранее использовались для отопления в зимний период в Шанхае и его окрестностях.
Подобное развитие ситуации с экспортом энергоносителей в восточном и западном направлениях выгодно для стран среднеазиатского региона: оно служит подтверждением растущей роли региона как узла мировой индустриализации в XXI столетии.
Похоже, однако, что эти же события вызывают страх в Западной Европе, потому что этот регион рискует быть оттесненным от активного участия в гонке за углеводородное сырье Каспия.
Производители энергии из числа стран Средней Азии (и не только их) обратятся к азиатским рынкам сбыта, если Европа не укрепит своих связей с ними через посредство запланированного к строительству газопровода Nabucco; об этом заявил на конференции, посвященной проблемам развития газовой отрасли в столице Австрии Вене 26 января бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер.
Европейцы предпочитают решить эту проблему путем строительства трубопровода Nabucco, который проходил бы по бывшим республикам СССР Азербайджану и Грузию и уходил через Турцию к Средиземному морю, где им уже смогли бы пользоваться европейские государства.
Есть и конкурирующий план строительства трубопровода, по которому снабжалась бы газом Европа. Этот проект называется «Южным потоком»; по нему предполагается протянуть трубу через Украину, Болгарию и Сербию в Италию и Австрию. В этом проекте значительную роль играет итальянская нефтяная корпорация Eni/Spa.
Вместе эти разные, но направленные на запад трубопроводы образовали бы новый «южный коридор» поставок каспийского газа в Западную Европу. Но Фишер предупредил собравшихся на конференции в Вене, что, если проект не будет реализован в ближайшее время, то будет слишком поздно. Гигантские по размерам и очень могущественные клиенты, находящиеся к югу и востоку от Средней Азии, воспользуются туркмено-китайским трубопроводом и трубопроводом ТАПИ и захватят большую часть энергетических ресурсов среднеазиатского региона.
«В какую сторону повернутся эти регионы [то есть Средняя Азия], к востоку, к западу, или же будет некий баланс ... зависит от того, решительно ли Европа настроена открыть свой „Южный коридор“», — сказал, по данным информационного агентства Reuters, Фишер.
По словам министра, Европа должна побыстрее укреплять свои связи с Туркменией в сфере энергетики. Эта страна располагает четвертыми в мире по объему запасами природного газа.
«Если мы не откроем "Южный коридор“, у Туркмении не останется иного выбора, кроме как повернуться на восток. И это будет иметь очень серьезные последствия для Европы», — предупредил Фишер.
Однако, если европейцы будут вести подобную основанную на надеждах политику, нацеленную на равенство с поднимающимися сверхгигантами Азии Индией и Китаем в гонке за долгосрочный контроль над энергетическими ресурсами, это может привести к политическим конфликтам с Россией и (в меньшей степени) США.
Россия уже более четверти века в постоянно растущих количествах поставляет странам Западной Европы газ как с каспийских, так и с собственных сибирских месторождений. Россия также готова увеличивать объемы поставок, особенно через посредство предлагаемого проекта «Южный поток».
Но в то же время Россия выступает резко против строительства Nabucco: это нарушит монополию России на экспорт энергоносителей из прикаспийского региона на Запад. Евросоюз получает от Москвы четверть всего потребляемого им газа, а семь из двадцати семи стран блока почти на сто процентов зависят в этом отношении от России.
Политические лидеры США и стран Европы зачастую недооценивают степень возмущения и тревоги, испытываемой русскими из-за вторжения Запада в бывшие советские республики Кавказа. Как только Nabucco начнет работать, поступающие от этого доходы резко укрепят положение Азербайджана и Грузии, которые при этом хотели бы настолько далеко, насколько возможно дистанцироваться от российской орбиты. Но кавказский регион в последние 160 лет был неотъемлемой частью сферы влияния России, а следовательно, российские лидеры считают решительное намерение США и Европы построить Nabucco и тем самым укрепить антироссийские силы на Кавказе угрозой основам своей национальной безопасности.
В гораздо меньшей степени верно, что потребность Европы в энергетических ресурсах Средней Азии станет поводом к конфликту с США с их борьбой за права человека и демократизацию в регионе.
Ведя свою политику в регионе, США уже много лет ставят права человека выше экономических соображений. Европейцы тоже борются за права человека в этом регионе, но их публичные заявления по этому поводу были куда более сдержанными, чем у американцев. Будет интересно посмотреть, в какой степени их практическая потребность в среднеазиатском газе скажется на типично западной борьбе за демократию в регионе.
В завтрашнем выпуске текущей двухсерийной программы Central Asia Newswire рассмотри вопрос о том, как проблемы ЕС с энергетикой скажутся на его отношениях с Узбекистаном, Туркменией и Казахстаном. Перевод опубликован "ИноСМИ".
Новости компаний 18.09.2025
Новости компаний 16.09.2025
Новости компаний 12.09.2025
Новости компаний 11.09.2025
Новости компаний 09.09.2025
Технологии 15.09.2025
Технологии 09.09.2025
Энергосбережение 03.08.2023
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также