≈вропа "двух скоростей" с доминирующей ролью √ермании стала реальностью

	 ≈вропа "двух скоростей" с доминирующей ролью √ермании стала реальностью

—истема управлени€ ≈вросоюзом претерпела качественное преобразование после официального утверждени€ состо€вшимс€ в Ѕрюсселе саммитом ≈— нового института сообщества Ц регул€рных саммитов зоны евро, который будет выполн€ть функции экономического правительства еврозоны. —огласно итоговому документу встречи, председателем саммита зоны евро стал президент ≈— ’ерман ¬ан –омпей.

"ѕредседатель саммита зоны евро будет назначатьс€ главами государств ≈—, одновременно с назначением президента ≈— на тот же срок /2,5 года/. ƒо ближайших выборов на саммитах зоны евро будет председательствовать действующий президент ≈—", Ц подчеркиваетс€ в документе. “аким образом, ¬ан –омпей будет выполн€ть функции спикера зоны евро до истечени€ своих полномочий в мае 2012 года. —аммит зоны евро займетс€ прин€тием оперативных решений в сфере финансовой и экономической политики сообщества. "“олько справедливо, что государства, пользующиес€ единой валютой, должны иметь собственный механизм дл€ прин€ти€ экономических решений", Ц за€вил на пресс-конференции саммита ≈— ’ерман ¬ан –омпей. "—ейчас ≈вросоюзу нужно больше интеграции, больше тесного сотрудничества" Ц за€вил после встречи лидеров стран еврозоны глава ≈врокомиссии ∆озе ћануэл Ѕаррозу.

“аким образом, теперь в ≈вросоюзе сосуществуют две руковод€щие структуры. ≈вропейский совет, он же саммит ≈—, который объедин€ет глав государств и правительств 27 стран сообщества, и саммит зоны евро, в который вход€т лидеры только экономического €дра ≈— Ц 17 стран зоны евро. Ёта ситуаци€ может привести к острым трени€м между 17 государствами зоны евро и 10 остальными странами ≈—, среди которых Ц ¬еликобритани€, Ўвеци€ и ѕольша. ќтныне их возможности вли€ть на экономические решени€ ≈— внезапно оказались ограничены. „тобы снизить напр€жение между государствами зоны евро и остальными странами ≈— в положении об экономическом правительстве ≈вросоюза подчеркиваетс€, что его президент об€зан "плотно информировать все 27 стран ≈— о подготовке и результатах саммитов зоны евро".

ѕринципы взаимодействи€ саммита ≈— и саммита зоны евро еще предстоит определить, пока намечены только их контуры.  ак за€вил 23 окт€бр€ на итоговой пресс-конференции саммита президент ≈— ’ерман ¬ан –омпей, "лидеры ≈вросоюза договорились поддерживать баланс между существующими отныне двум€ формами прин€ти€ решений в ≈вропе Ц саммитами ≈— и зоны евро".
—ледствием этого "баланса" стало решение провести перед запланированным на 26 окт€бр€ дополнительным саммитом зоны евро, на котором будет утвержден антикризисный план ≈—, еще один саммит ≈вросоюза. Ёто сделано в попытке не оставл€ть не вход€щие в зону евро 10 стран ≈— "за бортом" прин€ти€ важнейших дл€ всего сообщества экономических решений.
“аким образом, за четыре дн€ с 23 по 26 окт€бр€ в Ѕрюсселе пройдут четыре европейских саммита. “аких прецедентов не было за всю историю сообщества.

ѕараллельно с процессом обособлени€ зоны евро в отдельное экономическое €дро ≈— нынешний саммит продемонстрировал быстрый рост вли€ни€ √ермании на общеевропейские решени€. Ќеобходимость проведени€ двух дополнительных саммитов 26 окт€бр€ вызвана об€зательствами канцлера ‘–√ јнгелы ћеркель согласовать с парламентом √ермании антикризисные меры ≈—, требующие выделени€ средств немецких налогоплательщиков. Ёто, в первую очередь, решени€ о расширении европейского стабфонда и формировании второй программы помощи √реции. Ќелишне отметить, что √ермани€ Ц это перва€ экономика ≈—, без которой антикризисные меры утрачивают смысл.

¬опрос о расширении полномочий ≈вропейского фонда финансовой стабильности /≈‘‘—/, который призван поддерживать проблемные страны еврозоны, выноситс€ на голосование в немецком бундестаге 26 окт€бр€.  роме того, в парламенте с правительственным за€влением по проблеме формировани€ европейского стабилизационного фонда выступит федеральный канцлер јнгела ћеркель, котора€ затем в этот же день отправитс€ в Ѕрюссель на саммиты ≈— и зоны евро.  ак подчеркнул председатель фракции ’ƒ—/’—— в бундестаге ‘олькер  аудер, вопрос об увеличении объема ≈‘‘— путем его наделени€ дополнительными финансовыми полномочи€ми "из-за открытых дебатов по нему в последние дни получил принципиальное значение".

¬ насто€щее врем€ обсуждаютс€ два варианта работы ≈‘‘—. ќдин из них подразумевает, что фонд в случае необходимости возьмет на себ€ компенсацию части потерь, св€занных со вкладами проблемных стран, то есть будет наделен "полномочи€ми страховщика". ƒругой вариант предполагает участие в функционировании ≈‘‘— ћеждународного валютного фонда. ¬озможно также использование смешанной модели, подчеркивает издание.

–анее планировалось, что вопрос о расширении полномочий ≈‘‘— будет вынесен на обсуждение лишь бюджетной комиссии бундестага. ѕо данным издани€ "Ўпигель", размер доли участи€ ‘–√ в фонде /211 млрд евро/ в парламенте затронута не будет. 29 сент€бр€ бундестаг большинством голосов уже одобрил поправки в закон о ≈‘‘—, позвол€ющие увеличивать размер этого фонд.

“аким образом, пор€док действий в период с 23 по 26 окт€бр€ выгл€дит следующим образом: саммит ≈— утвердил председател€ зоны евро, затем саммит зоны евро согласовал план европейских антикризисных мер, далее до среды этот документ рассмотрит бундестаг, и, веро€тно, утвердит участие в нем √ермании. ѕосле чего лидеры ≈— снова собираютс€ в Ѕрюсселе 26 окт€бр€, и председатель саммита зоны евро информирует их о результатах переговоров, затем главы 17 стран зоны евро окончательно оттачивают все формулировки антикризисного плана и торжественно объ€вл€ют о его утверждении.
"ћы достигли сегодн€ хорошего прогресса по / антикризисному/ пакету мер, детали которого мы сможем сообщить 26 окт€бр€", Ц за€вил 23 окт€бр€ по итогам саммита ≈— ¬ан –омпей.  омментиру€ сближение позиций ѕарижа и Ѕерлина по этому плану, он отметил: "—оглашение ‘ранции и √ермании по антикризисным мерам ≈— необходимо, но оно недостаточно Ц нам необходимо решение всех европейских стран дл€ утверждени€ антикризисных мер".

ƒл€ того, чтобы така€ двухуровнева€ система управлени€ ≈— могла работать, а также дл€ введени€ в действие будущего антикризисного плана, сообществу, как признали лидеры ≈вросоюза, может потребоватьс€ пересмотр его базовых документов, что, в теории, требует проведени€ референдумов во всех странах зоны евро. ¬ этой св€зи, президент ≈— особо отметил, что "любые изменени€ базовых документов сообщества должны приниматьс€ исключительно на уровне всех 27 стран ≈—". “аким образом, он вновь постаралс€ подчеркнуть, что из процесса не окажутс€ исключенными не вход€щие в зону евро государства.
"Ќынешний кризис государственной задолженности еврозоны продемонстрировал экстренную необходимость создани€ экономического союза, иначе произойдет распад зоны евро", Ц за€вил в кулуарах саммита министр иностранных дел ‘инл€ндии јлександер —тубб. Ц ¬ 1992 году с подписанием ћаастрихсткого соглашени€ мы создали валютный союз, но без формировани€ политического и экономического союза. —ейчас мы пожинаем плоды собственных действий". "Ќастало врем€ сказать министрам финансов зоны евро /≈врогруппе/, что они не способны разрешить нынешний кризис.  оординаци€ экономических политик недостаточна, нам необходим единый экономический союз", Ц подчеркнул —тубб.

»дею создани€ экономического правительства ≈— в виде регул€рных официально оформленных саммитов зоны евро еще на первой стадии мирового финансового кризиса в 2008 высказывал президент ‘ранции Ќикол€ —аркози. ќн же предложил назвать эту будущую структуру "экономическим правительством". ‘инансовый кризис быстро подтвердил, что ≈врогруппа просто не имела достаточных полномочий, чтобы оперативно решать возникающие перед государствами зоны евро финансовые проблемы. “огда европейские лидеры оказались не готовы учреждать саммит зоны евро, опаса€сь по€влени€ в ≈вропе новой границы между ее экономическим €дром и финансовой периферией.

¬ 2008-2010 годах саммиты зоны евро проводились раз в несколько мес€цев, однако, все они носили неофициальный "исключительный" характер. »менно на них принимались все ключевые решени€, в частности, о массированной господдержке европейских банков в 2008 году, о формировании антикризисной программы помощи √реции и о создании стабилизационного фонда ≈— в 2010 году.

ќтсутствие четкого решени€ об этом новом институте и о разграничении его полномочий с ≈вропейским советом / саммитом ≈вросоюза/ уже вызвало в последние годы нарастающее напр€жение между государствами зоны евро и не вход€щими в нее странами ≈—, в частности, Ўвецией и ¬еликобританией. ≈го следствием стал непри€тный казус на очередном внеочередном саммите зоны евро в начале 2010 года, на который не пустили √ордона Ѕрауна, бывшего в то врем€ премьер-министром ¬еликобритании.

√овор€ о доминирующей роли √ермании в современной интеграции, невозможно не вспомнить слова ”инстона „ерчилл€, которые, правда относились к созданию в послевоенной ≈вропе Ќј“ќ, однако с тем же успехом могли быть применены ко всему процессу европейской интеграции: "јль€нс придуман, чтобы прижать немцев, сохранить американцев в ≈вропе, а русских Ц вне ее".
 онечно, фрагмент про американцев к ≈вросоюзу отношени€ не имеет Ц американска€ компонента Ц это исключительно элемент структуры Ќј“ќ, но вот германска€ часть цитаты Ц не в бровь, а в глаз.

ѕрусси€ на прот€жении веков была активнейшим участником большинства континентальных войн в ≈вропе. ¬ прошлом веке √ерманска€ импери€, а впоследствии немецкий "третий рейх" стал инициатором двух мировых войн. ¬ результате все послевоенное европейское устройство строилось на максимальной интеграции этой страны в европейские и евроатлантические структуры.

Ёту задачу только облегчал мощнейший психологический шок и комплекс вины за совершенные в гитлеровский период преступлени€, которым пронизана вс€ немецка€ мысль и культура второй половины ’’ века.

“ак вот, мировой финансовый кризис 2008 года также продемонстрировал, что √ермани€ незаметно дл€ остальных стран оправилась от этого потр€сени€. Ќынешнее поколение немецких политиков более не считает свою страну "должной" всей ≈вропе за преступлени€ фашизма. —амое интересное, что немецкий политический дискурс сменилс€ буквально на глазах. “олько в 2006 году брать€  ачиньские требовали от √ермании уступок по проекту будущего Ћиссабонского договора при обсуждении системы голосовани€ в —овете ≈—, броса€ √ермании в лицо упреки в преступлени€х нацизма против ѕольши. ƒескать, если бы не фашистский геноцид, пол€ков сегодн€ было бы вдвое больше, соответственно при распределении голосов в —овете ≈— пропорционально населению страны, ¬аршава имела бы куда больший вес. ј значит √ермани€ должна согласитьс€ с польскими предложени€ми по системе голосовани€, котора€ предусматривала бонусы дл€ меньших стран ≈вропы. /ѕол€ки предлагали распредел€ть голоса, пропорционально квадратному корню из численности населени€ страны, что значительно сокращало преимущества крупных государств, но это совсем друга€ истори€/.

√лавное, что в тот период √ермани€ лишь в€ло отбивалась от этих нападок, пыта€сь доказать, что между преступлени€ми фашизма и сегодн€шнем ≈вросоюзом слишком больша€ дистанци€.

 аково же было изумление европейских наблюдателей, когда в 2009 году аналогичную карту попыталась разыграть √реци€. ѕосле волны инсинуаций в греческой прессе и за€влений отдельных политиков, что √ермани€ "должна" предоставить √реции финансовую помощь, поскольку не искупила до конца свою вину за войну, из Ѕерлина вместо обычных слабых оправданий последовало предельно спокойное и жесткое за€вление: "√ермани€ в полном объеме выплатила свои послевоенные контрибуции и более никому ничего не должна. ј если греческие власти не имеют средств, они могут продать один из своих островов".
“аким образом, одним за€влением √ермани€ нарушила сразу два правила Ц отказалась от привычного всем образа виноватой побежденной страны и одновременно напомнила, что принцип нерушимости границ в ≈вропе Ц это всего лишь принцип, пусть и осв€щенный международными конвенци€ми.

—егодн€ эта тенденци€ продолжает развиватьс€. ¬се антикризисные проекты ≈— без √ермании невозможны Ц в действующем сегодн€ европейском антикризисном стабилизационном фонде 21 процент активных средств принадлежит √ермании. ѕодобна€ ситуаци€ €вл€етс€ дл€ Ѕерлина естественным условием, чтобы оформить свое новое место в ≈вропе. » оформл€ть это место будет уже не јнгела ћеркель. ѕридерживающа€с€ проевропейских взгл€дов канцлер ‘–√ в этом процессе сегодн€ выполн€ет скорее роль посредника между европейскими институтами и немецкими политиками, которые осознали возможность перечертить векторы власти современной ≈вропы.

√ермани€ не будет выходить из зоны евро или ≈—. Ёти идеи не имели смысла два года назад и полностью утратили его сегодн€, когда перед Ѕерлином раскрываютс€ принципиально новые возможности в ≈вропе, но только при условии сохранени€ целостности валютного и экономического союза, за которым неизбежно последует новое усиление европейской политической интеграции.

¬ этой св€зи обращает на себ€ внимание за€влении председател€ ≈вропарламента ≈жи Ѕузека, сделанное им после его традиционного выступлени€ на открытии саммита ≈— 23 окт€бр€. "≈— находитс€ на пороге третьего исторического этапа своей интеграции", Ц сказал он по итогам своей дискуссии с лидерами 27 стран ≈—. "“ретий этап европейской интеграции должен заключатьс€ в создании истинно европейского гражданского общества. Ќеобходимо установление посто€нного пр€мого контакта между властью и гражданами, проведение широкой общественной дискуссии, котора€ приведет к взаимопониманию. Ќеобходимо слышать мнени€ европейцев и иметь возможность объ€снить им, почему ≈вропе необходимы те или иные решени€", Ц подчеркнул глава ≈вропарламента. "ћы стоим на пороге изменени€ базовых документов ≈—. ќно должно быть постепенным, поскольку европейцы сегодн€ устали от кризиса, в нашем обществе присутствуют чувства неуверенности и страха. Ёто создает неблагопри€тные услови€ дл€ проведени€ национальных референдумов. Ќепонимание простыми европейцами действий ≈вросоюза приводит к нежеланию перемен. »менно поэтому все мы, депутаты ≈вропарламента должны начать активную работу со своими избирател€ми, в своих округах", Ц подчеркнул Ѕузек. "¬ этой работе по установлению живой св€зи с обществом особую роль должны будут сыграть журналисты, которые €вл€ютс€ естественным передаточным звеном между гражданином и властью", Ц сказал глава ≈вропарламента. ќн озвучил следующее видение процесса европейской интеграции: "ѕосле войны мы осуществили первый этап политического сближени€ европейских стран. Ёто было очень непростое решение. ¬ 1980-е годы был подготовлен второй этап европейской интеграции Ц создание экономического и монетарного союза, шенгенского безвизового пространства. —егодн€ нам необходимо сделать третий шаг Ц создать европейское гражданское общество, единое информационное пространство, обеспечивающее взаимопонимание европейских институтов и граждан", Ц подчеркнул Ѕузек.

„то читаетс€ между строк в пророчествах этого политика? „итаетс€ намерение формировать новую культурную идентичность "европейца", котора€ должна с годами потеснить в умах жителей европейских стран представлени€ о национальной самоидентификации. “о есть, Ѕузек, наверное, предпочел бы в случае необходимости говорить о сосуществовании этих двух самоидентификаций, вот только так на практике не бывает. ѕо сути, глава ≈вропарламента предложил спр€мл€ть св€зь Ѕрюссел€ с каждым гражданином ≈вропы. ј из этого неизбежно следует, что роль правительств европейских стран, которые наход€тс€ как раз посередине, должна плавно уходить в прошлое.†

ѕортал –одон

  • ƒата публикации: 02.11.2011
  • 650
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150