https://www.high-endrolex.com/35

√азова€ война, прибалтийский участок

√азова€ война, прибалтийский участок

 онечно, такие выражени€ как "фронт против –оссии" в свете современных внешнеполитических тенденций российского руководства могут быть расценены как провоцирующие конфликт цивилизаций, но последние новости, касающиес€ собственности российской компании ќјќ "√азпром" в ѕрибалтике, иначе как военными сводками об крестовом походе на российские интересы назвать трудно.

25 €нвар€ Ћитва направила в ≈вропейскую комиссию жалобу на "√азпром" в св€зи с "злоупотреблением монопольным положением", так как "√азпром" согласилс€ дать 15-ти процентную скидку на газ дл€ Ћатвии и Ёстонии, если их закупки газа вернутс€ на докризисный уровень. Ћитве в таком понижении было отказано под предлогом того, что дл€ этого "нет оснований".

8 феврал€ ћинистерство энергетики Ћитвы в ультимативной форме потребовало у руководства компании Lietuvos dujos, котора€, в основном, принадлежит российскому "√азпрому" и E.ON Ruhrgas International, уволить членов правлени€ этой компании ¬алери€ √олубева и  ирилла —елезнева. “ребование св€зано с тем, что, по мнению литовских властей, эти члены правлени€ Lietuvos dujos также €вл€ютс€ членами правлени€ "√азпрома", что свидетельствует об очевидном, по мнению министерства, конфликте интересов. ¬ претензи€х к литовской компании "√азпрому" также сказано, что Lietuvos dujos, по мнению литовских властей, не вел должным образом переговоры с "√азпромом" о цене на газ, чем нарушил интересы литовских потребителей.

  тому же ћинистерство энергетики подчеркивает, что в финансовых отчетност€х компании нет никакой информации о цене за транзит газа в  алининградскую область. ћинистерство потребовало огласить эти данные, чтобы вы€снить, не перекладывалась ли часть расходов на транзит на литовских потребителей газа, поскольку существуют подозрени€, что низка€ цена за транзит газа в  алининградскую область вызвана тем, что дол€ заложена в общую цену на газ дл€ Ћитвы.

3 марта министр энергетики Ћитвы јрвидас —екмокас за€вил, что Ћитва выставила претензии к "√азпрому" о ценообразовании на газ дл€ Ћитвы. ќтвеча€ на вопросы журналистов на пресс-конференции, он сказал, что, по его мнению, таким образом, был "нарушен договор о приватизации Lietuvos dujos". ќн подчеркнул, что власти "собрали доказательства" этих нарушений и эти вопросы должны начать обсуждатьс€ с "√азпромом" с привлечением Ѕрюссел€. ќн также призвал "√азпром" рассекретить договор о приватизации Lietuvos dujos. ƒл€ установлени€ "нормальной цены" дл€ Ћитвы —екмокас дал "√азпрому" 60 дней. ѕо его словам, цена на газ дл€ Ћитвы выше "по политическим мотивам".

–анее, в прошлом году парламент Ћитвы прин€л решение об отделении не позднее марта 2012 года газотранспортной системы страны от компании Lietuvos dujos €вл€ющейс€ не только поставщиком газа, но и управл€ющим газотранспортной системой Ћитвы. ѕремьер-министр –оссии ¬ладимир ѕутин назвал действи€ литовских властей по отношению к "√азпрому" "грабежом".

Ёто уже вчерашние новости. Ќо есть и новости завтрашние, с восточной окраины ѕрибалтики, из Ёстонии. ¬ проекте коалиционного договора о формировании правительства Ёстонии победившими на недавно прошедших выборах "ѕартией реформ" и "—оюзом —оюза ќтечества и ResPublica" газовой проблематике уделено несколько параграфов. ¬ разделе договора под названием "√осударственное строительство" отмечено о необходимости "сотворени€ конкурентных газовых предложений необходимых дл€ уменьшени€ зависимости от российского газа и снижени€ цен на газ дл€ отоплени€ жиль€ и эстонских предпри€тий и потребителей".

¬ разделе о национальной безопасности Ёстонии снова возникает газова€ тематика. ¬ частности, образующие правительство партии договорились дл€ обеспечени€ поставок газа и роста конкуренции на газовом рынке создать национальную газовую сеть "через разделение собственности", то есть говор€ словами российского премьера осуществить грабеж собственности компании Eesti gaas, котора€ так же как и Lietuvos dujos принадлежит E.ON Ruhrgas International и российскому "√азпрому". ƒругой пункт в этом договоре подразумевает строительство в эстонских портах терминалов по приему —ѕ√ (сжиженного природного газа).

”читыва€, что антироссийска€ истери€ и пещерна€ русофоби€ €вл€етс€ неотъемлемыми част€ми политических платформ обеих партий, можно ожидать, что именно эту запись в их договоре о создании правительства не представитьс€ возможности вырубить даже топором и "√азпром" в Ёстонии ждет та же печальна€ участь что и Ѕронзового солдата.

ќднако, перед лицом угрозы потери собственности и изгнани€ с рынка руководство и аналитики "√азпрома" пытаютс€ взывать к голосу разума и совести прибалтийских элит ссыла€сь на продолжавшийс€ почти двадцать лет опыт сотрудничества с прибалтийскими этнократи€ми, как пример цивилизованного ведени€ бизнеса обеспечившего благососто€ние этих государств.

¬прочем используетс€ и тот аргумент, что ѕрибалтика €вл€етс€ изолированным газовым рынком и собственно по мнению аналитиков "√азпрома" от покупок российского газа прибалтийским государствам некуда деватьс€ и разделение интегрированного поставщика с их точки зрени€ безумие, так как неизбежно повысит издержки на доставку российского газа потребител€м. Ёто верно. Ќо, только если не учитывать весь комплекс экономических, инфраструктурных и геополитических аспектов.

Ќа данный момент газовый комплекс ѕрибалтики и ‘инл€ндии действительно представл€ет из себ€ полностью замкнутый на поставку российских энергоносителей кластер, совокупно потребл€ющий около 9% экспорта российского газа в страны ≈—.

ѕосле развала ———– √азпромом совместно с E.ON Ruhrgas International во всем регионе был реализована схема поставки газа вертикально интегрированными компани€ми. “олько в ѕрибалтике был в полном объеме обеспечен доступ "√азпрома" к продаже газа конечному потребителю - то о чем "√азпром" видит своей стратегической целью на европейском рынке и безуспешно пытаетс€ договоритьс€ об этом с другими европейским странами. ѕри этом до 2005 года Ёстони€, Ћатви€ и Ћитва получали российский газ по льготным ценам и только после вступлени€ в ≈— началс€ переход к ценообразованию по мировым ценам. „то не вызывало ни малейших возражений со стороны прибалтийских государств так как, даже с переходом к мировым ценам принцип вертикально интегрированных компаний и минимальное плече доставки позвол€ло продавать российский газ конечным потребител€м существенно ниже среднеевропейских цен.

Ќапример в насто€щий момент официально ѕрибалтика действительно получает газ по более высоким ценам, чем страны имеющие оптовую скидку, в частности √лава East European Gas Analysis ћихаил  орчемкин утверждает, что страны ѕрибалтики плат€т за российский газ самые высокие цены в ≈—. ¬ первом квартале прошлого года, согласно отчету "√азпрома", стоимость газа дл€ ѕрибалтики составл€ла $318,2 за тыс€чу кубометров, в четвертом квартале 2009 года - более $280. ѕри этом "√азпром" в четвертом квартале продавал газ в ≈вропу в среднем по $234. ѕремьер Ћитвы јндрюс  убилюс так же утверждал, что "цена природного газа в Ћитве на $100-150 выше цен на газ в «ападной ≈вропе".

Ќо необходимо учитывать, что вертикально интегрированна€ схема продажи делала российский газ дл€ конечного покупател€ в Ћитве, Ћатвии и Ёстонии по прежнему дешевле чем дл€ европейцев. ѕо словам члена правлени€ Eesti Gaas –аул€  отова дл€ эстонских потребителей, пользующихс€ в домашнем хоз€йстве газовой плитой, окончательна€ цена состоит из стоимости газа, платы за сетевую услугу и налога. ¬ √ермании, по словам представител€ Eesti Gaas аналогична€ цена выше на 60%.

ѕрибалтийский опыт демонстрировалс€ "√азпромом" как пример эффективного взаимодействи€ в энергетической сфере даже с теми странами, с которыми у –оссии сложились достаточно прохладные политические отношени€.  ак видим эта схема действительно €вл€етс€ экономически взаимовыгодной.

¬ажно обратить внимание на то, что очевидно признава€ этот опыт позитивным ≈вропейска€ комисси€ одновременно с прин€тием "газовой директивы ≈—" (ƒиректива 2009/73/≈ ), котора€ определ€ет, что страны-члены ≈— должны отделить свои газовые сети от производственной де€тельности и поставок (чтобы операторы газопроводов не были заинтересованы закрывать доступ к ним дл€ других производителей) прин€ла и поправки к ней - решение признать энергетический рынок Ћитвы, Ћатвии, Ёстонии и ‘инл€ндии естественным изолированным рынком и позволила этим странам примен€ть нормы директивы в добровольном пор€дке. “о есть общие европейские требовани€ об разделении транспортировки и поставок газа не €вл€ютс€ дл€ Ћитвы, Ћатвии и Ёстонии об€зательными. ѕримечательно и то, что ≈вросоюз поддержива€ интеграцию газового рынка ѕрибалтики в общеевропейский поначалу отказал в финансировании строительства терминалов —ѕ√ в ѕрибалтийских портах.

“аким образом, "газова€ директива" ≈— действительно осложн€ла положение "√азпрома" в «ападной ≈вропе, но никакой грозы дл€ бизнеса дочек российской компании в ѕрибалтике не предвещала. ѕоэтому с первого взгл€да парадоксальным выгл€дит то, что именно Ћитва и Ёстони€ начали примен€ть нормы "газовой директивы" по доброй воле и в полной мере.

ѕравительство Ћитвы уже в июле прошлого года рассмотрело законопроект о разделении национального газового концерна Lietuvos dujos на два предпри€ти€ (транспортную и торговую компании) не позднее марта 2012 года. » как мы видим сегодн€ претендует на полную национализацию Lietuvos dujos.

¬ Ёстонии подобный законопроект стал одной из основных предвыборных тем и запись в коалиционном договоре стала результатом уже прин€тых решений. “ак, прав€ща€ –еформистска€ парти€ в окт€бре прошлого года направила дл€ ознакомлени€ своим партнЄрам по прав€щей коалиции и ћинистерству экономики и коммуникаций, законопроект согласно которому Eesti Gaas должен в течение двух лет продать газопроводы, или государство применит процедуру принудительного отчуждени€. ѕримечательно, что правительство Ёстонии, без консультаций с акционерами Eesti Gaas уже провело оценку сетей Eesti Gaas и назвало сумму за которую намеренно выкупить магистральные трубопроводы - 600-700 млн крон (около 40 миллионов евро), хот€ как за€вил член правлени€ Eesti Gaas –ауль  отов по мнению концерна стоимость магистральных газопроводов Ёстонии 4-5 миллиардов крон". —огласно законопроекту если концерн, Eesti Gaas, трубопроводы не продаст в течении двух лет после прин€ти€ закона, то они будут отчужденны в принудительном пор€дке, да еще и с наложением штрафа на предпри€тие.

¬опрос о национализации магистральных сетей Eesti Gaas в Ёстонии был изначально политизирован и стал основным лозунгом прав€щих партий на выборах в марте 2011 года. "ƒл€ ѕартии –еформ на данный момент важно, чтобы цены на отопление и электроэнергию понизились. ƒл€ этого необходимо: первое - отделить газовую сеть... Ѕезусловно, отделение газовой сети - непри€тна€ новость дл€ √азпрома, однако это действие в интересах жителей Ёстонии, поэтому оно неизбежно", - за€вил председатель экономической комиссии парламента Ёстонии ”рмас  лаас. "Ќаша зависимость от одного-единственного поставщика газа "√азпрома" диктует высокие цены на газ. »менно поэтому мы об€заны отделить газовую сеть и создать все услови€ дл€ конкуренции нескольких поставщиков газа. “олько в таком случае цены пониз€тс€", - добавил ”рмас  лаас.

 онечно, можно объ€сн€ть лишенные прагматичного смысла, причем как мы отметили не только с точки зрени€ –оссии, но и с точки зрени€ ≈—, действи€ прибалтийских политиков экзистенциальной ненавистью к –оссии или же историческими фоби€ми, но в таком секторе как энергетика не может быть непродуманных и нелогичных действий. » поэтому какими бы невразумительными и хаотичными не казались бы действи€ Ёстонского и Ћитовского правительств за ними должна быть определенна€ логика, возможно даже не всегда осознанна€ исполнител€ми. —тоит попытатьс€ обнаружить ее.

Ќа поверхности лежит аспект интересов местных элит в доступе к доходам от энергетического сектора, так как вертикально-интегрированна€ схема продажи российского газа снижает возможность этнократических элит урвать кусок этого пирога. “ак как начало "крестового похода" против "√азпрома" в Ёстонии совпало с предвыборной компанией, то информаци€ об интересах сторон в этой стране оказалась более публична чем в Ћитве. –€д эстонских источников указывает, что за действи€ми партий сто€т конкретные экономические интересы р€да эстонских бизнес-структур.

»сточники отмечают, что закон, о разделении Eesti Gaas составленный ѕартией –еформ аналогичен закону, отделившему основную распределительную электрическую сеть Ёстонии от производ€щего электричество концерна Eesti Energia, и его сочинил бывший министр от этой партии “аави ¬еским€ги, ныне глава госпредпри€ти€ Elering, ставшей оператором выделенной из концерна Eesti Energia основной сети. » именно предпри€тие Elering называетс€ как наиболее веро€тный оператор или собственник отторгнутых от Eesti Gaas трубопроводов.

ѕо наблюдению газеты Äripаev, "газовым вопросом" и энергетикой зан€та непосредственно партийна€ верхушка прав€щих партий, в частности генсек ѕартии –еформ  ристен ћихал. »ными словами, по мнению газеты в этом вопросе усматриваетс€ партийный интерес, причем чрезвычайно "денежноемкий", учитыва€ крут€щиес€ в энергетике суммы.

“о есть, налицо попытка передела собственности и перераспределени€ бенефиций от услуг на энергетическом рынке Ёстонии в пользу эстонской национальной олигархии. “о, что подобное перераспределение может привести к росту тарифов на энергию населению не €вл€етс€ дл€ эстонской партократии проблемой - "демонополизаци€" рынка электроэнергии проведенна€ согласно требовани€м ≈— позволила отпустить ранее регулируемые цены "бывшему" монополисту Eesti Energia, что привело к скачку тарифов почти на 20% в первый год и к посто€нному росту тарифов в следующем.

ќчевидно, что амбиции участи€ в газовых бенефиц€х существуют и у литовской элиты, однако местечкова€ мотиваци€ "отобрать и поделить" не слишком убедительна как в качестве основы логики прибалтийского крестового похода на "√азпром". ѕодобные интересы, при таких ставках могут только сопутствовать более глубинным цел€м, наход€щимс€ в геополитической плоскости - а главным геополитическим лозунгом современной повестки дн€ ≈— и —Ўј €вл€етс€ ослабление энергетических позиций –оссии в странах ≈— и постсоветского пространства. Ёта мотиваци€ начинает обнаруживатьс€ при сопоставлении амбициозных планов строительства —ѕ√ терминалов Ёстонией и Ћитвой и модернизации трубопроводной системы ѕрибалтики осуществл€емой при финансировании ≈— с ситуацией сложившейс€ на газовом рынке, вернее на рынке сжиженного природного газа.

¬ 2008 году эта ситуаци€ играла в пользу –оссии и ¬ладимир ѕутин мог даже припугнуть европейцев уходом на альтернативные рынки. "≈вропа должна решить, нужен трубный газ европейцам из –оссии в тех объемах, которые предлагают, или не нужен. Ќе нужен - значит, мы не будем строить трубопровод, будем строить заводы по сжижению газа и отправл€ть на мировые рынки", - за€вл€л ¬. ѕутин после переговоров с премьер-министром ‘инл€ндии ћ. ¬анханеном. Ќо, уже в 2009 году произошел обвал рынка сжиженного газа. Ќесмотр€ на неудачную конъюнктуру, избыточные производственные мощности, значительные инвестиции в которые были сделаны еще в докризисные времена сегодн€ продолжают выходит на газовый на рынок. ѕри этом значительна€ часть новых объемов —ѕ√ (более 50%) не законтрактована и идет на спотовые рынки, наиболее чувствительные к снижению спроса. ѕо€вление этого избыточного предложени€ на рынке на фоне падающего спроса привело к серьезному снижению цен на сжиженный газ. “аким образом в течении 2009 и 2010 годов российский газ, ценообразование на который ведетс€ по формуле прив€занной к цене на нефть и координируетс€ с рыночной ситуацией с опозданием в полгода, стал дороже того что предлагал рынок сотовый —ѕ√, к тому же и без услови€ "бери или плати" которое стало в услови€х падени€ потреблени€ энергии €рмом на шее у всех иностранных партнеров "√азпрома".

јналитики на тему перспективы цен на рынке —ѕ√ достаточно много и не стоит повтор€ть ее в рамках данного текста, однако необходимо договоритьс€ что разумной можно считать ту позицию котора€ утверждает, что пройд€ пик падени€ стоимости цена на этот товар в долгосрочной перспективе установитьс€ на вполне сравнимых с газпромовскими ценах, но будет более гибкой, как по услови€м поставок, так и по реакции предложени€ на общее состо€ние мировой экономики, что мы наблюдаем сегодн€ и можем допустить как тренд на среднесрочную перспективу, как минимум.

»менно на этот источник энергии и делают ставки прибалтийские партнеры –оссии и "√азпрома". “ак делегаци€ другой эстонской прав€щей партии "—оюза —оюза ќтечества и ResPublica" на собрании совета коалиции за€вила представител€м реформистов, что предложенный ими проект национализации газовой сети следует переделать. "ѕредложенного недостаточно, так как цель IRL - разрушение газовой монополии и достижение более низких цен дл€ потребителей путем конкуренции", - за€вил политсекретарь партии ћаргус ÷ахкна. ѕо мнению ÷ахкна, между Ёстонией и ‘инл€ндией следует проложить газовую трассу Baltic Connector и поддержать проекты, создающие возможность альтернативных поставок газа потребител€м Ёстонии, то есть за счет государства поддержать строительство в эстонских портах терминалов по приему сжиженного газа. Ёти предложени€ теперь так же записаны записан в новом коалиционном договоре. —троительство за счет эстонских налогоплательщиков —ѕ√ терминала и газопровода между Ёстонией и ‘инл€ндией получило отражение в разделе о национальной безопасности.

 роме государственного проекта и два крупных спонсора прав€щих партий Ёстонии выступили с намерени€ми построить крупные частные —ѕ√ терминалы. “ерминал в порту ћууга планирует фирма LNG Estonia AS, котора€ принадлежит одному из лидеров –еформистской партии в недавнем прошлом, экс-министру охраны окружающей среды ’ейки  раниху и недавно была утверждена детальна€ планировка этого терминала. ѕропускна€ способность терминала составит до 4 млрд м3 в год. ѕроект должен быть реализован к 2014 году.

—троительство второго —ѕ√ терминала уже согласовано в порту ѕалдиски.  омпани€ Balti Gaas уже уже подготовила программу стратегической оценки экологического воздействи€ проекта на окружающую среду и получила ее принципиальное одобрение. ѕо планам мощность терминала составит от 1,5 млрд до 3 млрд м3 газа в год.  омпани€ Balti Gaas аффелирована с эстонским нефтепродуктовым трейдером Alexela (помимо сети ј«— в Ёстонии и Ћатвии, эта компани€ владеет трем€ нефт€ными морскими терминалами - в —иллам€э, ѕалдиски и Slovaag (Ќорвеги€). — именем этой компании в свою очередь тесно св€зан представитель эстонских спецслужб, близкий к другой прав€щей партии "—оюз —оюза ќтечества и ResPublica" Ёэрик-Ќийлес  россь, объ€вленный –оссией в международный розыск как заказчик похищени€ судна Arctiс Sea.  стати, именно компани€ Alexela фигурировала как главный лоббист противодействи€ Ёстонии строительству газопровода "—еверный поток".

≈сть сведени€ о намерении постройки —ѕ√ терминала и в —иллам€е. “ерминалы в этом порту планируют развивать два инвестора: так, один из них - "—иллгас" - €ко-бы уже прошел все необходимые согласовани€. ќднако точных данных по этим проектам нет.

 роме того сам таллинский порт - государственное предпри€тие утвердил план постройки собственного терминала по приему сжиженного нефт€ного газа - LPG. «апланированна€ мощность терминала на первом этапе составит 300†000 LPG в год, а на втором этапе - до 800†000 тонн в год. „то на втором этапе будет эквивалентно замещению еще до 1,4 млрд м3 российского газа.

¬ Ћитве так же прин€ты решени€ о постройке терминала —ѕ√. ќднако, в отличии от Ёстонии созданием терминала способного принимать до 4 млрд м3 газа в год будет заниматьс€ государственна€ компани€, привлекающа€ частных инвесторов.

 роме этих проектов, под открытым давлением государств ѕрибалтики, а так же видимо поощр€€ их стремление к выполнению необ€зательных дл€ них европейских норм, ≈— все же готовит решение о выделении 500†000†000 евро на постройку общего дл€ всех прибалтийских стран и ‘инл€ндии терминала —ѕ√. ѕо некоторым данным этот терминал запланирован в Ћатвии, с целью подтолкнуть и эту страну к более активным действи€м против "√азпрома". “акое обещание по сообщению издани€ Jamestown Foundation дал президенту Ћитвы ƒале √рибускайте экс-президент Ћатвии ¬алдис «атлерс, заверив при этом что участие структур "√азпрома" и "»теры" в этом проекте исключаетс€. —уд€ по сумме котора€ обозначена в виде поддержки ≈вросоюзом этот терминал так же будет не менее 4 млрд м3.

“аким образом получаетс€, что запланированна€ совокупна€ способность приема сжиженного газа портами ѕрибалтики может в перспективе превысить 15 млрд м3. ј между тем сегодн€ эти страны €вл€ютс€ единым, но изолированным от всех, кроме –оссии сегментом газовой структуры и весь рынок ѕрибалтики потребл€ет менее трети этого объема. ƒаже если полностью вытеснить из прибалтийских труб весь газпромовский газ останутс€ гигантские невостребованные объемы. Ќо эта гигантомани€ может вызывать усмешку только если не учитывать масштабное развитие прибалтийской трубопроводной системы проводимое при финансовой поддержке ≈—, которые на первый взгл€д нос€т исключительно локальный характер. ћногое становитс€ на места если свести воедино планируемые ≈— новые газопроводы с вышеперечисленными планами по строительству терминалов.

—огласно планам ≈— к 2014 году должен быть построен газопровод Amber PolLit (Ћитва - ѕольша), который на территории ѕольши соединитс€ с польской частью газопровода ямал-≈вропа. ѕланируема€ пропускна€ способность до 5 млрд кубометров газа в год. Ќесколько позже может быть введен в действие газопровод газопровод Balticconnector, который объединит Ёстонию и ‘инл€ндию, причем его наземна€ часть в Ёстонии закончитс€ в порту ѕалдиски. ќфициально данные газопроводы стро€тс€ с следующими цел€ми - Amber PolLit должен поставл€ть газ в страны ѕрибалтики с польского —ѕ√ терминала в —виноустье, в том случае если возникнут перебои с поставками российского газа, но в проекте задействована возможность использовани€ газопровода ямал-≈вропа в реверсном режиме. ѕроект Balticconnector €ко-бы должен обеспечивать поставки российского газа в ‘инл€ндию с газохранилищ в Ћатвии. —ейчас ‘инл€ндию св€зывает с –оссией наземный трубопровод. ќднако его мощность недостаточна дл€ планов по дальнейшей газификации регионов и таких городов, как “урку и ѕори. √одова€ мощность новой газовой трубы Ёстони€-‘инл€нди€ составит 2 млрд. куб. м. ƒалее стоит отметить намерение ≈— существенно повысить пропускную способность межгосударственных магистральных трубопроводов между Ћитвой и Ћатвией, а так же Ћатвией и Ёстонией. ¬ажно обратить внимание и на инициативу Ћатвии по развитию сети магистральных трубопроводов до 2020 года. ¬ ней учтены возможности развити€ природного газохранилища »нчукалнс. с 2,3 млрд. куб. м, до 3,2 миллиардов. ¬ заключении стоит обратить внимание на то, что Ћитву и Ѕелоруссию уже и сейчас соедин€ет достаточное количество газопроводов.

“о есть можно сделать вывод что правительство Ёстонии и Ћитвы рассчитывают на то, что благород€ расширению газотранспортных коммуникаций значительна€ часть газа с планируемых терминалов —ѕ√ будет экспортироватьс€ - министр экономики и коммуникаций Ёстонии ёхан ѕартс в начале апрел€ этого года пр€мо за€вил: "ѕравительство хотело бы, чтобы терминал сжиженного природного газа, охватывающий энергетические рынки стран Ѕалтии и ‘инл€ндии, по€вилс€ именно у нас".

—опоставление этих данных с прогнозом о том, что в ближайшее 6-10 лет —Ўј смогут позволить себе не возобновл€ть закупки сжиженного газа и его цена, даже с учетом технических издержек может быть ниже или сравнима с ценой российского газа по долгосрочным контрактам в ѕрибалтике можно говорить о возникновении в ѕрибалтике целостного транспортного хаба по обеспечению части ¬осточной, —еверной и «ападной ≈вропы альтернативным российскому газом. ’аб будет представл€ть из себ€ комплекс терминалов —ѕ√ в глубоководных, незамерзающих портах ѕрибалтики, объединенных с латвийским природным газохранилищем и доступом к основным газотранспортным магистральным лини€м ѕольши, Ѕелоруссии и ‘инл€ндии.

ƒанный хаб может обеспечить газоснабжение всех стран ѕрибалтики, полностью вытеснив с этого рынка поставки от √азпрома, претендовать минимум на 50% газового рынка ‘инл€ндии, а использу€ реверсный доступ к сет€м Ѕелтрансгаза начать экспорт газа в Ѕелорусию и через доступ на контролируемой ѕольшей части газопровода ямал-≈вропа к этой магистрали обеспечивать частичную загрузку этого газопровода. ѕри сохранении обозначенной коньюктуры цен на сжиженный газ ѕрибалтийский газотранспортный хаб, хот€ и не сможет избавить полностью ≈— и ¬осточную ≈вропу от зависимости в российском газн, сможет играть важную роль в демпинге цен на газ и нарушать регул€рность использовани€ √азпромом магистралей построенных им в ≈вропе и оторгнутых у него в следствии газовой директивы ≈—. ¬ такой ситуации страны ≈вропы будут иметь дополнительные аргументы в требовани€х к переходу √азпрома от долгосрочных контрактов и услови€ "бери или плати" к спотовому ценообразованию.

ѕрогноз ситуации

ѕопытка вз€ть под контроль построенные при участии "√азпрома" магистрали уже вызвала негативную оценку председател€ правительства –‘ ¬ладимира ѕутина во врем€ его визита в √ерманию 26 декабр€ 2010 года. ѕо его словам механическое применение так называемого "третьего энергопакета" (пакета документов в сфере энергетики) ставит под серьезное сомнение планы по модернизации трубопроводной системы ≈вропы. “акое за€вление он сделал сегодн€, выступа€ на экономическом форуме газеты Suddeutsche Zeitung. ¬.ѕутин напомнил, что российские и немецкие компании вкладывают серьезные инвестиции в развитие газопроводов, необходимых дл€ транспортировки потребител€м российского газа по газопроводу "—еверный поток". "≈стественно, инвесторы рассчитывали, что получат приоритетное право использовани€ этой инфраструктуры. Ёто их газ, их инвестиции в трубу", - подчеркнул глава российского правительства. ќн добавил, что теперь из-за прин€ти€ указанного пакета документов в сфере энергетики инвесторам отказывают в праве пользовани€ своей же инфраструктурой. "ѕослушайте, компании вложили сотни миллионов долларов в этот проект, а теперь задним числом принимаетс€ этот пакет, и им отказывают в использовании собственного имущества", - сказал ¬.ѕутин. ѕо его словам, такое поведение противоречит одному из основополагающих принципов мирового законодательства, согласно которому закон не имеет обратной силы.

¬ качестве еще одного негативного примера премьер-министр –‘ привел покупку российскими компани€ми части трубопроводных активов в Ћитве. “еперь, по его словам, власти, ссыла€сь на "третий энергопакет", "их оттуда выбрасывают". "Ёто что за разбой?" - спросил ¬.ѕутин, обраща€сь к участникам форума.  анцлер √ермании јнгела ћеркель, в свою очередь, отметила, что в части третьего энергопакета речь идет о перспективе 2013 года. "ƒо тех пор нам нужно найти пути как это будет работать практически. ћы готовы про€вить максимальную гибкость и потребуем максимальной гибкости. » с Ѕрюсселем так же об этом поговорим", - сказала она. ћеркель также выразила надежду, что цена на газ не будет повышатьс€. "ћы сделаем все, чтобы газ не дорожал, а, по возможности, дешевел", - сказала она.

Ќезадолго до визита ѕутина в √ерманию по€вилось сообщение о том что ≈— согласилось обсудить с –оссией участь принадлежащих "√азпрому" магистралей. "Ѕудет создана не только рабоча€ группа по изучению вли€ни€ третьего энергопакета, но и рабоча€ группа по дорожной карте газовых отраслей –оссии и ≈вропы до 2050 года", - сказал заместитель председател€ правлени€ "√азпрома" јлександр ћедведев, выступа€ на форуме "√аз –оссии". ≈врокомиссар по энергетике √юнтер Ётингер на конференции "10-летие энергодиалога –осси€-≈—" в Ѕрюсселе так-же сделал за€вление, благопри€тное –оссии. ѕо его словам, блокировка газового проекта " ёжный поток" не в интересах ≈вросоюза. ¬прочем двум€ мес€цами ранее именно јнгела ћеркель выступа€ на 5-й –ижской конференции по безопасности, за€вила, что не хорошо, что у всех трех государств только один поставщик газа. «атем комиссар ≈вропейской комиссии по энергетике √юнтер Ёттингер, за€вил то же самое и отметил, что страны ѕрибалтики плат€т за российский газ намного больше, чем √ермани€.

¬ этом контексте следует учитывать совокупность следующих факторов:

ѕредисторию “ретьего энергопакета, локомотивом прин€ти€ которого €вл€етс€ не ≈врокомисси€, а ≈вропарламент, параноидально настроенный по отношению к –оссии.

ќсобое политического положени€ стран ѕрибалтики в ≈— как €ко-бы посто€нных жертв –оссии и имеющих политическую индульгенцию на "русофобию" и иммунитет от любых политических претензий –оссии.

ѕоддержку руссофобской позиции ѕрибалтики в ≈вропейском парламенте и в —Ўј

ј так же то, что:

–ешение об отчуждении магистральных газопроводов от собственников принимаютс€, хот€ и со ссылкой на директиву ≈—, но на основе суверенного законодательства стран ѕрибалтики.

ћестные элиты отлично понимают финансовые дивиденды от участи€ в игре против √азпрома, в которой они могут прин€ть участие после отстранени€ √азпрома от контрол€ за газопроводами.

ћестные элиты понимают перспективу возрастани€ своего вли€ни€ на ≈— в случае если прибалтийским государствам удастс€ зан€ть позицию целостного транспортного хаба по обеспечению части ¬осточной, —еверной и «ападной ≈вропы альтернативным российскому газом.

—овокупность этих факторов позвол€ет предположить, что прибалтийский вопрос, так же как и вопрос польского участка газопровода ямал-≈вропа будут по факту исключены из дискуссии по “ретьему энергопакету ≈—.

— учетом же целостной картины тех процессов, которые происход€т в ѕрибалтике и ¬осточной ≈вропе, предвар€€ детальный разбор ситуации, можно за€вить, что именно эти процессы могут стать ключевыми дл€ нанесени€ ущерба положению –оссии как энергетической державы и вынужденному отказу от долговременных контрактов на поставку газа и переходу на невыгодное дл€ –оссии спотовое ценообразование, а в дальнейшем и к вынужденному открытию доступа иностранных компаний к природным энергоресурсам –оссии.

ƒмитрий  ондрашов,

√лавный редактор журнала "Ѕалтийский мир" (»ј REGNUM )

  • ƒата публикации: 02.09.2011
  • 526
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150