Применение УЗИП класса I+II
13.06.2022
Руководство ЕС продолжает активные словесные интервенции в пользу спасения еврорзоны, больше напоминающие попытки спасения того, что еще можно спасти, а именно – финансового реноме последнего экономического локомотива Европы, Германии. Хотя чисто внешне все выглядит вполне европатриотично и духоподъемно. В воскресенье канцлер ФРГ Ангела Меркель и премьер-министр Италии Марио Монти пообещали предпринять все возможное для спасения еврозоны, о чем поспешили поведать миру в официальном совместном заявлении. Меркель и Монти подчеркнули, что Берлин и Рим настроены на безотлагательную реализацию мер, согласованных на саммите ЕС в Брюсселе в конце июня. Примечательно, что вчерашнее заявление почти не отличалось от аналогичного опуса, озвученного после беседы Меркель с французским президентом Франсуа Олландом. Вот только поможет ли все это не то что изменить ситуацию в еврозоне, а хотя бы уберечь главного евроспасателя – Германию от нависшей над ней угрозы снижения рейтинга – не известно.
Как ни старалась суперстабильная Германия дистанцироваться от преддефолтной Греции, как ни спасала еврозону от расползания долгового кризиса с юга – все тщетно. Курс евро упал до рекордно низкого за последние годы уровня, Греции требуется новая реструктуризация долгов, за нею по пятам идет Испания, а сама Германия может лишиться высшего кредитного рейтинга. Вряд ли поможет изменить ситуацию даже вчерашнее известие о том, что правящая парламентская коалиция Греции почти согласовала комплекс мер по экономии €11,5 млрд в 2013 – 2014 годах. Время, определенно, упущено.
Несколько дней назад международное рейтинговое агентство Moody's изменило прогноз по суверенному кредитному рейтингу ФРГ со "стабильного" на "негативный". Заодно с ней такие прогнозы получили и другие страны-доноры Европейского фонда финансовой стабильности – Нидерланды и Люксембург. При этом агентство подчеркнуло, что основанием для пересмотра прогноза стали не внутренние, а сугубо внешние факторы. Внутренней финансовой ситуации в ФРГ Moody's по-прежнему дает наивысшую оценку (что дало основание немецкому минфину подчеркнуть, что Германия по-прежнему остается оплотом стабильности в еврозоне). Однако получается, что самые стабильные экономики Евросоюза могут лишиться высшего кредитного рейтинга ААА из-за своих южных соседей, балансирующих на грани дефолта. Ведь все они имеют несчастье состоять в валютном союзе. В агентстве дали понять, что не исключают также скорого пересмотра прогноза по рейтингу Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) – антикризисного механизма, спасающего проблемные страны еврозоны от дефолта.
Греция, получив помощь ЕС и МВФ на сумму €130 млрд и "добровольно-принудительную" реструктуризацию долгов банками, обязалась существенно снизить показатели госдолга и бюджетного дефицита. Для этого ей пришлось пойти на серьезные сокращения госрасходов, и все же, как теперь выясняется, недостаточные. Афины должны к 2015 г. добиться снижения бюджетного дефицита с 9,3% ВВП до менее 3%. Для этого госрасходы уже урезаны на €17 миллиардов. Чтобы уложиться в согласованные параметры, нужно сэкономить за оставшиеся 2,5 года еще €11,5 млрд, но пока удалось "наскрести" лишь €8 миллиардов. Цена этих сокращений для экономики и общества оказалась запредельной: страна находится в глубочайшей рецессии, политическом и социальном кризисе. Согласно последним правительственным прогнозам, греческий ВВП в этом году сократится более чем на 7%. Теперь Афины просят отсрочки выполнения своих обязательств, что может потребовать новых вливаний со стороны доноров.
Печальнее всего то, что, похоже, старания и жертвы греков были напрасны: перспектива дефолта вырисовывается для страны все отчетливее. По данным источников в руководстве Евросоюза, Греции потребуется повторная реструктуризация задолженности, так как страна не в состоянии рассчитаться по своим долгам (дефолт может наступить уже в сентябре). На этот раз реструктуризировать придется обязательства на сумму около €200 млрд (из 360-миллиардного долга).
Соответствующие расходы, естественно, лягут на страны-доноры и ЕЦБ. Вот тогда негативный прогноз Moody's для Германии имеет все шансы сбыться. Поэтому неудивительно, что в политических кругах ЕС все чаще звучат заявления о неизбежности и даже желательности скорейшего выхода Греции из еврозоны (хотя Еврокомиссия и МВФ в один голос уверяют, что не хотели бы этого). "У Греции уже практически нет шансов остаться в еврозоне", – отметил на днях министр экономики ФРГ Филипп Реслер. По его словам, выход Афин из валютного союза "уже давно ни у кого не вызывает ужаса". Год назад Реслер уже высказывал подобные мысли, но не нашел поддержки у федерального канцлера; на этот раз Ангела Меркель дает понять, что в целом разделяет мнение своего министра.
Впрочем, для Берлина сценарий изгнания обанкротившейся Греции из еврозоны вряд ли сулит облегчение: рейтинги Германии и ЕФФС все равно пострадают (из-за того, что они не сумели сохранить валютный союз в целости). А в эпицентре кризиса окажется следующий проблемный участник еврозоны. Им, скорее всего, будет Испания.
Дела у нее обстоят все хуже и хуже. У более полутора десятков регионов страны – запредельные долги; некоторые из них запросили помощи в Мадриде; банковская система находится на грани коллапса. Центральный банк Испании сообщил, что за второй квартал этого года экономическая активность сократилась на 0,4%; в предыдущем квартале экономика сократилась на 0,3%. Безработица находится на самом высоком в ЕС уровне (более 25% экономически активного населения). Ставки доходности по испанским долговым обязательствам выросли до 7,5% годовых, тогда как при уровне в 7% правительства Греции и Португалии обратились за помощью к ЕС и МВФ. Однако испанское правительство утверждает, что стране не понадобится экстренная помощь сверх тех €100 млрд, которые были ранее предоставлены испанским банкам (а не правительству, как в случаях с Грецией, Ирландией и Португалией). Однако обозреватели все чаще склоняются к мысли, что и Мадриду без поддержки все же не обойтись. Как пишет The Guardian, вопрос не в том, понадобится или нет Испании пакет экстренной финансовой помощи, а в том, когда именно он понадобится. И речь при этом идет о сумме не меньше чем €300 миллиардов.
Впрочем, момент истины настанет только в начале сентября. Именно тогда миссия "тройки" кредиторов представит свой отчет по ситуации в Греции. А 12 сентября Конституционный суд Германии должен вынести свое решение о конституционности Европейского стабилизационного механизма (ESM), который задуман как постоянно действующий стабфонд, вместо нынешнего ЕФФС (близкого к исчерпанию своих ресурсов). От решения Германии зависит, быть или не быть этому спасательному кругу еврозоны. Но судьба ее кредитного рейтинга, похоже, от нее самой уже не зависит.
А.МИЛОВЗОРОВ, С.СЕРЕБРОВ
Утро.ру
Тема дня 02.10.2024
Новости компаний 30.09.2024
Тема дня 24.09.2024
Новости компаний 23.09.2024
Новости компаний 01.10.2018
Традиционная энергетика 01.09.2024
Технологии 02.10.2021
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также