ризис сбил –оссию с энергоэффективного пути

  ризис сбил –оссию с энергоэффективного пути

–азвитие человеческой цивилизации на прот€жении веков сопровождаетс€ тенденцией повышени€ производительности энергии. ѕоследние полтора века этот процесс шел со средней скоростью 1% в год, в какие-то периоды ускор€€сь, в какие-то – замедл€€сь. Ќаиболее широко дл€ оценки процесса используетс€ показатель энергоемкости ¬¬ѕ – затраты энергии на производство единицы ¬¬ѕ. ќднако снижение энергоемкости может происходить не только по технологическим, но и по другим причинам: за счет структурных сдвигов в экономике в целом и в отдельных ее секторах, изменени€ загрузки производственного оборудовани€, изменени€ цен на энергоносители, погодных условий, уровн€ благоустройства жиль€ и др., отмечает в своем докладе «–оссийска€ система учета повышени€ энергоэффективности и экономии энергии» »горь Ѕашмаков, исполнительный директор ÷ентра по эффективному использованию энергии (÷ЁЌЁ‘).

–оссийские парадоксы

¬ 1998–2008 годах после долгого отставани€ –осси€ вырвалась в мировые лидеры по темпам снижени€ энергоемкости ¬¬ѕ: этот показатель снизилс€ на 42% и снижалс€ в среднем более чем на 5% в год, что существенно быстрее, чем во многих странах мира, пишет Ѕашмаков. ≈сли бы энергоемкость в этот период оставалась неизменной, потребление энергии в –оссии в 2008 году на 73% превышало бы фактический уровень, а чистый экспорт энергоносителей оказалс€ бы на 10% ниже, подсчитал Ѕашмаков.

ќднако впечатл€ющую динамику прервал экономический кризис. ¬ 2009 году энергоемкость ¬¬ѕ выросла на 2,3%, а в 2010 году снизилась только на 0,2%.

Ќаиболее динамично потребление энергии росло на транспорте (54% всего прироста). «а ним следовали электроэнергетика, потребление топлива на неэнергетические нужды, жилищный сектор и сфера услуг.

¬ итоге, по иронии, после прин€ти€ ”каза президента є 889 от 4 июн€ 2008 года «ќ некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и «акона є 261 «ќб энергосбережении и повышении эффективности использовани€ энергии» в 2009 году энергоемкость российского ¬¬ѕ не снизилась, а выросла на 2,1% в 2008–2010 годах, отмечает в докладе Ѕашмаков.

¬ 2009-м на увеличение энергоемкости сработали холодна€ зима, структурные сдвиги экономики из-за кризиса, а также снижение технологической энергоэффективности.

≈сли в 2000–2008 годах рост экономической активности вел к повышению потреблени€ энергии, а структурные факторы и фактор снижени€ энергоемкости его сдерживал, то в 2009 году картина радикально изменилась.  ризисное падение ¬¬ѕ в 2009 году на 7,8% увлекло спрос на энергию вниз, а структурные факторы тормозили падение потреблени€ энергии. ‘актор энергоемкости также впервые после 2001 года работал не на снижение, а на рост потреблени€ энергии. »з-за этих факторов процесс экономии энергии остановилс€, и экономи€ энергии, котора€ наблюдалась с 2000 года, превратилась в ее перерасход.

Ќе торопитьс€ с выводами

ќднако напрашивающийс€ вывод, что в 2009 году энергоэффективность оборудовани€ снижалась из-за кризиса, неверен. Ќапротив, она повышалась. ќтчасти это произошло за счет отказа от использовани€ самых устаревших технологий. —нижение загрузки производственных мощностей и более холодна€ погода маскировали этот факт и искажали вли€ние технологического фактора.

√лавными факторами стабилизации энергоемкости в 2010 году стали структурные сдвиги в экономике, рост энергоемкости, а также еще более холодна€, чем в 2009 году, погода, которые в значительной мере были нейтрализованы снижением энергоемкости за счет роста загрузки производственных мощностей при выходе из кризиса.

¬месте с тем прогресс в совершенствовании технологической базы в направлении ее более высокой энергоэффективности происходил существенно медленнее, чем снижалась энергоемкость ¬¬ѕ. »нтегральный индекс энергоэффективности в 2000–2010 годах снизилс€ только на 9%. «а счет технологического фактора снижение энергоемкости ¬¬ѕ составило в среднем не более 1% в год. Ёто примерно так же, как и в развитых странах. «начит, сократить технологический разрыв с ними в уровне энергоэффективности в 2000–2010 годах практически не удалось.

—уммарные расходы на энергоснабжение всех потребителей энергии в –оссии выросли почти в п€ть раз до без малого 5 трлн. руб. в 2010 году, и их отношение к ¬¬ѕ превысило пороговый уровень, за которым дороговизна энергии сдерживает экономический рост, подсчитал Ѕашмаков.

ѕромышленна€ экономи€

¬ промышленности удалось разорвать св€зь между ростом производства и динамикой энергопотреблени€. ѕри росте промышленного производства на 47% в 2000–2010 годах потребление конечной энергии снизилось на 10 млн. тонн условного топлива (тут).

»зменение структуры промышленного производства практически все врем€ работало на снижение потреблени€ энергии – активно развивалось производство менее энергоемкой продукции. ѕри этом расходы промышленности на приобретение энергоносителей выросли с 350 млрд. руб. в 2000 году до 1103 млрд. руб. в 2010 году, а при учете переработки нефти, газа и угл€ – с 421 млрд. руб. в 2000 году до 1406 млрд. руб. в 2010 году.

Ќа фактор совершенствовани€ технологической базы производства в промышленности пришлось только 30% снижени€ энергоемкости продукции. «а счет этого фактора индекс энергоэффективности в промышленности снизилс€ в 2000–2010 годах на 22,3%, или в среднем снижалс€ на 1,3% в год. ¬ кризисном 2009 году снижение загрузки производственных мощностей существенно затормозило падение потреблени€ энергии в промышленности и стало важным фактором роста ее энергоемкости. ѕри выходе из кризиса в 2010 году, напротив, именно этот фактор стал основным драйвером снижени€ энергоемкости, пишет Ѕашмаков.

–асточительные автолюбители

¬ транспортной сфере наибольший вклад в повышение энергоемкости внес сегмент потребительских легковых автомобилей – прирост потреблени€ топлива ими в 2000–2010 годах оценен в 19 млн. тут, или в 50% всего прироста потреблени€ энергии на транспорте. Ёто существенно больше прироста потреблени€ энергии электростанци€ми или жилыми и общественными здани€ми вместе вз€тыми. ∆идкое топливо вытесн€ло другие энергоносители в топливном балансе транспорта.

—двиги преимущественно в сторону более энергоемких видов транспорта приводили к быстрому росту спроса на энергию. ќсобенно значимым вклад этого фактора оказалс€ в кризисном 2009 году. ‘актор цен на топливо сдерживал рост потреблени€ энергии только в 2004–2007 годах. –асходы на энергоснабжение транспорта выросли с 411 млрд. руб. в 2000 году до 1854 млрд. руб. в 2010 году, а на снабжение топливом автомобильного транспорта – с 310 млрд. руб. в 2000 году до 1180 млрд. руб. в 2010 году. ≈сли энергоемкость транспорта в 2000–2010 годах выросла на 3%, то индекс энергоэффективности снизилс€ на 8%, или снижалс€ в среднем на 0,9% в год за счет пополнени€ парков транспортных средств более эффективной техникой, отмечает Ѕашмаков.

ƒорога€ «коммуналка»

∆илищный фонд зан€л третье место после транспорта и электроэнергетики по приросту потреблени€ энергии в 2000–2010 годах. —реди факторов, которые сдерживали рост потребности в энергии в этом секторе, на долю технологического фактора пришлось 28%, еще 17% пришлось на структурный фактор и 55% – на фактор цен. –ост потреблени€ энергии тормозилс€ также за счет снижени€ численности населени€ и потребности в гор€чей воде. ’олодные зимы 2009 и 2010 годов определили прирост потребности в энергии жилыми здани€ми на 6,6 млн. тут и на 3,1 млн. тут соответственно. ¬злет цен на энергию стал основным тормозом роста потреблени€ энергии в жилищном секторе. ≈сли в 2000 году росси€не истратили на оплату энергоснабжени€ своих жилищ 114 млрд. руб., то в 2010 году – ровно в дес€ть раз больше – 1140 млрд. руб.

—огласно требовани€м √осударственной программы –‘ «Ёнергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» ежегодный вклад технологического фактора должен быть увеличен с 0,9% в 2000–2010 годах до 1,7%, в 2011–2020 годах за счет реализации мер программы. ƒо начала реализации программы –осси€ от этого графика отставала. —нижение составило 1% в 2008 году, 2,3% – в 2009 году, а вот в 2010 году имел место рост на 0,8%, или в среднем в 2007–2010 годах интегральный индекс энергоэффективности снижалс€ на 1,2%.

 

"Ќезависима€ газета" (–осси€)

  • ƒата публикации: 10.04.2012
  • 1041
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150