ќтсутствие в Ѕеларуси рыночных условий в энергетике порождает конфликты между ведомствами

ќтсутствие в Ѕеларуси рыночных условий в энергетике порождает конфликты между ведомствами

ќтсутствие в Ѕеларуси рыночных механизмов регулировани€ в энергетике и невозможность полного ухода от перекрестного субсидировани€ в тарифах на энергоносители приводит к межведомственным конфликтам и чревато утратой единой государственной политики в этой сфере, а также снижением инвестиционной привлекательности валообразующих отраслей экономики, считают эксперты.

¬ 2013 году конфликт на почве тарифов дл€ промышленных потребителей разгорелс€ между концерном "Ѕелнефтехим", предпри€ти€ которого обеспечивают около трети объема годового промпроизводства республики, и государственным ѕќ "Ѕелэнерго" - национальным оператором белорусской энергосистемы, осуществл€ющим генерацию, транспортировку и сбыт электрической и тепловой энергии.

¬ "Ѕелнефтехиме" отмечают, что высокие тарифы на энергоносители сдерживают модернизацию предпри€тий и негативно вли€ют на их финансовое положение. ѕо мнению представителей концерна, выходом из создавшейс€ ситуации стало бы согласие "Ѕелэнерго" на строительство новых ведомственных генерирующих мощностей или разрешение предпри€ти€м концерна самосто€тельно закупать электроэнергию по импорту по более дешевым тарифам.

¬ свою очередь в "Ѕелэнерго" полагают, что строительство новых источников нецелесообразно, концерну следует передать уже созданные “Ё÷, а также и инженерную инфраструктуру к ним.

ѕередача мощностей может быть осуществлена только при условии, что предпри€ти€ концерна возьмут на себ€ и снабжение социальных потребителей и населени€, которые получают энергоносители по тарифам, сформированным на основе перекрестного субсидировани€.

¬ насто€щее врем€ в Ѕеларуси уровень возмещени€ населением затрат на оказание услуг по поставке электроэнергии составл€ет менее 35%. ¬ результате, по данным ћинэнерго Ѕеларуси, население не возмещает энергоснабжающим организаци€м затраты на оказание данной услуги на сумму около $500 млн в год.

ѕравительство Ѕеларуси неоднократно за€вл€ло о намерени€х постепенно отказатьс€ от перекрестного субсидировани€ в электроэнергетике и к концу 2015 годf полностью ликвидировать его. ѕервые шаги в этом направлении были предприн€ты 1 марта 2013 года, когда в Ѕеларуси вступила в действие нова€ система тарифов на электроэнергию дл€ населени€: тарифы были дифференцированы в зависимости от объемов потреблени€. ¬ то же врем€ тарифы на электроэнергию дл€ промпотребителей остались на прежнем уровне, несмотр€ на обещани€ белорусских властей, сделанные в 2012 году, постепенно их снизить.

ћежду тем, в 2013 году входна€ цена на газ дл€ Ѕеларуси составл€ет $165 за 1 тыс. кубометров (без учета наценки "Ѕелтрансгаза"), что примерно соответствует уровню 2012 года. ¬ то же врем€ цена газа дл€ предпри€тий ћинэнерго в 2013 году составит $216,76 за 1 тыс. кубометров.

"Ѕелнефтехим": за вашу и нашу свободу!

"—амый проблемный вопрос, который сегодн€ сдерживает инвестиционный процесс, - это существующие в республике цены на энергетику, не позвол€ющие выйти на приемлемые сроки окупаемости новых производств", - считают в концерне.

ѕредставитель ведомства отметил, что в 2012 году предпри€ти€ "Ѕелнефтехима" направили на модернизацию Br15,3 трлн, что на Br4,5 трлн больше, чем в 2011 году. ќднако, в сопоставимых услови€х темп роста составил 76,4%.

¬ данной св€зи в концерне по€снили, что основна€ причина этого несоответстви€ - методика подсчета, прив€занна€ к индексу роста цен в строительстве, который сдерживалс€ во втором полугодии 2011 года и резко вырос в 2012 году. "јналогична€ ситуаци€ не только у концерна, но и у других основных министерств и в целом по стране", - отметил представитель "Ѕелнефтехима".

"Ќегативный опыт реализации р€да проектов был получен в прошлой п€тилетке, когда в расчеты закладывались одни цифры по энергетике, а по факту они оказались другими. Ёто привело к несоответствию плановой и реальной эффективности проектов. ¬ нынешних услови€х хоз€йствовани€ проекты не могут окупитьс€, а кредитные ресурсы, привлеченные на их реализацию, нужно возвращать", - подчеркивают в концерне.

“ам обратили внимание на то, что благопри€тные услови€ импорта нефти из –‘ позвол€ют концерну поддерживать розничные цены на топливо на внутреннем рынке "на уровне в среднем в 2,1- 2,3 раза ниже действующих в ≈вропе". "¬ то же врем€ энергетическа€ отрасль, несмотр€ на дешевый импорт природного газа и электроэнергии, принуждает промышленность работать по тарифам выше мирового уровн€", - констатируют в ведомстве.

ѕомимо этого, источник в ведомстве выразил мнение агентству "»нтерфакс-«апад", что решением проблемы стало бы строительство предпри€ти€ми концерна собственных генерирующих мощностей. "—ейчас эта программа практически свернута, "Ѕелэнерго" не дает добро на строительство таких объектов", - сообщили в концерне.

–анее там также отмечали, что некоторые предпри€ти€ концерна, в том числе ќјќ "ћогилевхимволокно", получили отказ на свое предложение напр€мую закупать электроэнергию в –‘ по тарифам, которые ниже тарифов "Ѕелэнерго" дл€ промпотребителей.

"Ѕелэнерго": забирайте все, нам не жалко!

¬ свою очередь в "Ѕелэнерго" считают необоснованной позицию "Ѕелнефтехима" и предлагают вместо строительства предпри€ти€ми концерна ведомственных “Ё÷ передать им уже действующие энергоисточники.

"ѕолагаем, логичным было бы не строить новые энергоисточники, а передать (вернуть) действующие “Ё÷ организаци€м концерна "Ѕелнефтехим", включа€ и объекты инфраструктуры электростанций", - говоритс€ в сообщении информационно-аналитического управлени€ "Ѕелэнерго", опубликованном на сайте объединени€.

¬месте с генерирующими источниками "Ѕелэнерго" предлагает предпри€ти€м "Ѕелнефтехима" вз€ть на баланс и тепловые сети и линии электропередачи, а также энергоснабжение социальных потребителей и населени€, которые получают тепловую и электрическую энергию по тарифам с учетом перекрестного субсидировани€.

"“олько в этом случае можно будет говорить о реальной экономии, а не относительной", - подчеркиваетс€ в сообщении.

"—нижение тепловой нагрузки на теплоэлектроцентрал€х - Ќовополоцкой, —ветлогорской, ћозырской, ћогилевской и других “Ё÷, которые строились ранее дл€ создаваемых объектов нефтехимии и были переданы дл€ эксплуатации энергетикам, замещение тепловой нагрузки конденсационной выработкой за счет строительства нефтехимиками собственных энергоисточников приведет к значительному снижению экономичности действующих “Ё÷", - в то же врем€ полагают в "Ѕелэнерго".

¬ за€влении также отмечаетс€, что тарифы на тепло- и электроэнергию, производимую “Ё÷, росли под вли€нием "значительного повышени€ стоимости импортируемых топливно- энергетических ресурсов".  роме того, в "Ѕелэнерго" констатируют, что в 2012 году организаци€м электроэнергетики потребовались дополнительные объемы финансировани€ дл€ покрыти€ недостающих объемов перекрестного субсидировани€.

ѕо данным объединени€, в начале 2013 года стоимость электроэнергии дл€ промышленных потребителей составила 13,82 цента за 1 к¬т-ч. “арифы дл€ населени€ сложились на уровне 3,53 цента за 1 к¬т-ч.

ѕо оценкам специалистов "Ѕелэнерго", "в случае отказа от перекрестного субсидировани€ тарифы на электрическую энергию дл€ промышленности составл€ли бы пор€дка 9-9,5 цента за 1 к¬т-ч".

¬ объединении признают, что строительство "Ѕелнефтехимом" собственных энергоисточников привело бы к значительной экономии.

"Ќо означает ли это экономию дл€ белорусской энергосистемы, а также в целом дл€ страны? ѕо нашему мнению, результат может быть и обратным", - отмечаетс€ в сообщении.

Casus belli

¬ Ѕеларуси давно назрела необходимость реформы электроэнергетической отрасли, однако до насто€щего времени все заинтересованные стороны не могут прийти к консенсусу о том, в каком направлении эта реформа должна протекать. ѕри этом стороны соглашаютс€ с тем, что разделение генерации, транспортировки и сбыта электроэнергии, как это предполагает проект концепции закона об электроэнергетике, приведет к децентрализации управлени€ отраслью, что, в свою очередь, чревато снижением надежности функционировани€ белорусской энергосистемы. ѕроект закона до сих пор находитс€ в парламенте, о сроках его рассмотрени€ пока ничего неизвестно.

¬ то же врем€, прин€тие закона позволило бы сформировать в Ѕеларуси внутренний энергетический рынок, что автоматически устранило бы причину дл€ подобных межведомственных конфликтов.

ћежду тем, как отмечают независимые эксперты отрасли, своим предложением "Ѕелэнерго" фактически за€вл€ет о своем нежелании идти по пути таких реформ.

"Ѕелэнерго" сделало "Ѕелнефтехиму очень щедрое предложение, которое невозможно прин€ть, ведь это означает, что предпри€ти€ концерна должны вз€ть на себ€ и перекрестное субсидирование соцсферы и населени€, которые получают энергоресурсы с “Ё÷, планируемых к передаче на баланс концерна", - отмечают эксперты.

ќни также обращают внимание, что в случае передачи генерирующих мощностей на баланс предпри€тий "Ѕелнефтехима" или, например, ћинпрома, "Ѕелэнерго" лишилось бы значительных государственных дотаций. “ак, в конце 2012 года объединению были переданы значительные средства из фонда национального развити€ дл€ погашени€ задолженности перед облгазами за поставленный природный газ.

"≈сли генераци€, транспортировка и сбыт будут по большей части переданы на баланс других министерств и ведомств, возникает вопрос о целесообразности существовани€ самого "Ѕелэнерго". — функци€ми закупки энергоресурсов по импорту вполне могло бы справитьс€, например, энергосбытовое белорусско- российское —ѕ "Ёнергоконнект", - отмечают эксперты.

— другой стороны, по мнению аналитиков, в случае, если будет реализовано предложение "Ѕелнефтехима" о строительстве предпри€ти€ми собственных “Ё÷, в белорусской энергосистеме возникнет переизбыток электроэнергии, в то врем€ как возможности по ее экспорту в республике сейчас отсутствуют.

ќни также обращают внимание, что в данном случае "Ѕелнефтехиму", выступающему крупным производителем и поставщиком энергоресурсов, могут быть предоставлены государственные преференции. "Ёто может вызвать возражени€ как у членов “аможенного союза, на рынок которого предпри€ти€ концерна активно поставл€ют свою продукцию, так и осложнени€ в плане привлечени€ внешних инвестиций", - полагают эксперты.

"–ежим государственных преференций сегодн€ может быть предоставлен, а завтра - ликвидирован. Ёто порождает у инвесторов неуверенность в стабильности условий ведени€ бизнеса и ставит под сомнение целесообразность вложени€ средств в белорусскую экономику", - считают аналитики.

ќни также подчеркивают, что в случае децентрализации в Ѕеларуси электроэнергетической отрасли могут возникнуть и иные правовые и административные коллизии.

"ќчевидно, что этот конфликт, выросший на почве отсутстви€ реформ, может распространитьс€ и на другие ведомства. ќн грозит рисками в управл€емости белорусской энергосистемой и, в перспективе, рисками на инвестиционном поле", - считают аналитики.

ѕо их мнению, участникам дискуссии о направлении реформ белорусской энергосистемы следует как можно скорее прийти к единому мнению и прин€ть соответствующий закон, который позволит создать в Ѕеларуси внутренний оптовый рынок электроэнергии, сохранить единое управление энергосистемой и ликвидировать перекрестное субсидирование в электроэнергетике.

»сточник: Interfax.by

  • ƒата публикации: 12.03.2013
  • 1819
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150