https://www.high-endrolex.com/35

 рыса из нержавеющей стали

 рыса из нержавеющей стали

 олыбелью мировой цивилизации была ≈врази€. «ародившись в центральной јфрике, именно на просторах ≈вразии мы стали теми, кто мы есть. » если нас по-прежнему т€нет к морю, нам просто стоит понимать, откуда, возможно, мы все вз€лись.   воде нас т€нет чисто психологически, мы любим воду, мы любим, чтобы воды было много. ќднако, вот уже минимум 10 миллионов лет мы, шаг за шагом, столетие за столетием, уходим всЄ дальше от тЄплых морей и от наших очаровательных предков, изображЄнных на рисунке чуть повыше. Ќо сражение "¬еликой —уши и »звечного ќкеана" продолжаетс€ в наших умах, в наших сердцах и отражаетс€ в наших действи€х. ¬ чЄм же причина того, что до сих пор все коммуникации так или иначе св€заны с портами, морскими каналами, проливами, мор€ми и океанами?

ќтвет прост - перевозка по морю или по внутренним водным пут€м по-прежнему гораздо дешевле, нежели люба€ перевозка наземным или, тем более, воздушным транспортом. — чем это св€зано? Ёто — сила куба. ѕри увеличении геометрических размеров куба (длины каждой из его граней) в два раза его объЄм вырастает в восемь раз, а площадь его граней — всего в четыре раза. “о есть, при прочих равных, объЄм растЄт в два раза быстрее площади поверхности трЄхмерного тела.

ќбъЄм дл€ целей транспорта — это очень хорошо. Ѕольше вс€ких вкусных ништ€ков можно впихнуть в более объЄмное транспортное средство, которое ещЄ и обойдЄтс€ дешевле в постройке, поскольку, как мы вы€снили, площадь его поверхности (а это — не просто абстрактные квадратные метры, а реальный металл!) растЄт медленнее, чем объЄм.

ќднако, на суше (и, отчасти, в воздухе) этот рост геометрических размеров транспортного средства очень сильно ограничен двум€ факторами. ѕервый из них уже как-то проскакивал раньше в моих текстах - это старый прикол с рассто€нием между "задницами древнеримских лошадей". ¬с€кие тоннели, мосты, эстакады, рассто€ни€ между соседними домами на улице или ширина полосы транспорта останавливают смелый полЄт изобретателей. ’от€, конечно, многие изобретают странное, но интересное даже при таких жЄстких ограничени€х:

¬торой фактор не столь очевиден, но гораздо более значим. Ёто — сила т€жести.

ѕрочность опорных структур любой трехмерного тела, которое хочет остатьс€ единым целым (опорные структуры - это стебель растени€, скелет животного или несуща€ рама грузовика ) приблизительно пропорциональна их площади поперечного сечени€. ќднако вес тела, который приходитс€ удерживать таким структурам, растет быстрее: он пропорционален объему тела. »так, если пропорции тела при увеличении его размеров вдвое не измен€тс€, его возможности поддерживать собственный вес уменьшатс€ в два раза — оно как бы станет в два раза т€желее дл€ самого себ€! “о есть, по мере роста любого организма или транспортного средства оно становитс€ все т€желее и т€желее дл€ себ€ самого.

ѕодобные указанным закономерности отражаютс€ не только в поддержании собственного веса структуры. Ќапример, маленьким животным намного легче летать, чем крупным. ѕодъемна€ сила летающих животных пропорциональна площади их крыльев или других поддерживающих их в воздухе структур, то есть растет пропорционально квадрату их линейных размеров. —ила мышц также растет пропорционально квадрату линейных размеров: она пропорциональна площади поперечного сечени€ мышц. ј вот вес с увеличением размеров организма возрастает существенно быстрее: пропорционально кубу размеров, ведь он определ€етс€ объемом тела. Ќебольшой тле, чтобы взлететь, достаточно иметь маленькие крылышки со слабой мускулатурой. ¬ отличие от тли, альбатросу, чтобы взлететь, нужно иметь тело, вс€ конструкци€ которого подчинена задаче облегчени€ веса и увеличени€ подъемной силы. јльбатрос с размахом крыльев в 3,5 метров весит всего лишь около 15 кг!

ќбратите внимание, что обсуждаемые соображени€ не св€заны со спецификой живых организмов. Ќапример, в силу аналогичных соображений пылинка легко парит в воздухе, а булыжник, который состоит из того же материала, что и пылинка, и имеет такую же форму, оказавшись в воздухе без опоры, стремительно рухнет вниз. ≈сли бы "Ѕоинг-747" пытались построить не из стали и титана, а из биологических материалов, то его крыль€ были бы вдвое толще. —делайте "Ѕоинг-747" ещЄ в втрое больше — и даже прочности титана уже не хватит на то, чтобы создать дл€ такой "пташки" крыль€ необходимого размера.

ќднако, и в случае второго фактора, море даЄт нам подспорье. Ёто — сила јрхимеда, котора€, в случае водной среды, легко уравновешивает мешающую нам на суше или в воздухе силу т€жести. ѕохожую на водную среду ситуацию "отсутстви€ веса" можно создать и в воздухе. ¬оздухоплавание начиналось именно с воздушных шаров и дирижаблей, а отнюдь не с самолЄтов. ќднако, конечно, в воздухе, есть гораздо большее количество ограничений — в силу его гораздо меньшей удельной плотности, котора€ важна дл€ создани€ архимедовой силы (вода плотнее воздуха в тыс€чу раз).

Ќеудивительно, что рукотворные "гиганты морей" выросли за ’’ век до поистине гигантских размеров.

’орошо, скажет внимательный читатель - а зачем тогда строить вс€кие танкера-недомерки типа "Aframax" и "Suez-Max", если выгоднее всЄ возить судами размером ULCC и VLCC? ѕроблема в том, что море само по себе люд€м уже не дом родной. ¬с€ наша инфраструктура расположена на берегу, нефть и газ часто добываютс€ на континенте, а люди теперь, хот€ и жмутс€ в мировом масштабе к тЄплым мор€м и побережь€м, всЄ же уже достаточно широко расселились вглубь всех континентов.

 роме того, отнюдь не все порты могут похвастатьс€ рейдовыми терминалами, которые могут принимать "синих китов" размеров ULCC и VLCC, а кое-где этим гигантам надо просто-таки протискиватьс€ в теснинах судоходных каналов и естественных проливов.

ѕоэтому, дл€ сообщени€ через ѕанамский канал был исторически придуман размер судна, называемый Panamax, через —уэцкий канал ход€т суда типа Suezmax, а во внутренние мор€ ≈вразии могут заходить, в основном, только суда типа Aframax — большинство портов во внутренних мор€х не расчитаны на сверхбольшие осадки гигантов типа ULCC и VLCC.

¬ общем, классификаци€ наших рукотворных "китообразных" уже достаточно проработана, можете изучить еЄ самосто€тельно. Ќам, уже понимающим "толк в кубиках",важна, собственно говор€, только вот эта картинка:



 

«десь, внизу левого р€да и притаилс€ наш скромный герой — танкер-газовоз типа Q-max (Quatar-max). —обственно говор€, разгл€дыва€ его геометрические размеры в сравнении с другими "ћаксами" и подгл€дыва€ в вышеприведенную методичку по китообразным, уже можно чЄтко сказать, под какие цели и дл€ каких задач его "затачивал" его создатель — небольшое арабское государство —  атар. ” старшего брата Q-max есть младший брат — Q-flex, который по объЄму перевозимого газа берЄт около 80% от вместимости Q-max, на тридцать метров короче своего собрата и на четыре метра — уже. Q-max'ов сейчас у  атара 14 штук, Q-flex'ов уже построено немного больше — 16, и ещЄ 31 запланирован к постройке.

¬о-первых — Q-max (и, соответственно, "младшенький" — Q-flex) оптимизирован под прохождение —уэцкого канала. Ўирина, осадка, воздушный габарит судна — всЄ построено таким образом, чтобы судно "пролазило" в —уэц на максимуме возможностей канала. ¬о-вторых — газовозы  атара ограничены по осадке. Ќесмотр€ на принципиальное ограничение —уэцкого канала по максимальной осадке судна в 20,1 метра, дл€ катарских газовозов была прин€та максимальна€ осадка в 12 метров.


— одной стороны, плотность жидкого метана, который перевоз€т газовозы, в два раза меньше плотности нефти (всего лишь 415 кг/м3), что позвол€ет не сильно "топить" судно (всЄ равно перевозимый груз достаточно лЄгкий, а поднимать метацентрическую высоту судна выше определЄнного предела совершенно ни к чему), но, с другой стороны, такое ограничение по осадке позвол€ет Q-max'ам и Q-flex'ам заходить в любые порты внутренних евразийских морей — лишь бы длины причала хватало.  онечно, в ’ерсон с такой осадкой не заползти, но вот в »льичЄвск или в порт ёжный — вполне.  роме того, такой подход позволил  атару избежать значительных инвестиций на инфраструктуру у себ€ дома — его газовозы спокойно швартуютс€ к пирсу, в то врем€, как крупные нефт€ные танкеры вынуждены грузитьс€ на рейде — осадка не позвол€ет им подойти к берегу, это вечные "летучие голландцы" от рейда к рейду. Ќо если нефть можно легко качать и на рейд, то сжиженный газ пон€тным образом лучше выдавать "из рук в руки", с минимальными тепловыми потер€ми.

¬-третьих, исход€ из вместимости газовозов и их скорости, можно пересчитать, сколько газа они могут теоретически перевести за год. ∆идкий метан в 576 раз плотнее газообразного метана. Q-max берЄт на борт 266 тыс.м3 жидкого метана (153,2 млн. м3 газообразного метана), Q-flex — 216 тыс.м3 жидкого метана (124,4 млн. м3 газа).

»х эксплуатационна€ скорость составл€ет 19 узлов, врем€ перехода между различными портами можно легко считать тут, карта европейских LNG-терминалов расположена здесь.
ѕоскольку никто танкера под выгрузкой почЄм зр€ не держит (это супердорого), а хорошие терминалы груз€т/выгружают по 10-15 тыс.м3 жидкого метана в час, то к посчитаному времени доставки LNG "из пункта ƒ(оха) в пункт «(еебрюгге)" можете смело добавл€ть только двое суток на погрузку/выгрузку.

я дл€ примера посчитал переход Q-max'a от ƒохи до французского средиземноморского порта ‘ос — 4 581 морска€ мил€, 10 дней пути в одну сторону, 22 дн€ кругорейс. ≈сли перебить это на год, то получитс€, что один Q-max, в случае идеально организованной работы обеспечивает  атару поставку 2,541 млрд. м3 газообразного метана на юг ‘ранции.

≈сли задействовать под это весь катарский газовый флот — в —редиземноморье за год можно перебросить 68,57 млрд. м3 газообразного метана. Ќа —еверное море, если интересно (можете посчитать сами, можете поверить мне) — возможно поставить газа и того меньше — всего 49,6 млрд. м3 газа. ќ перспективах стран Ѕалтики поживитьс€ "дешЄвым катарским газом" € вообще скромно умолчу. ѕосчитаете сами, насколько это выгодно  атару.

—обственно говор€, эти выкладки достаточно неплохо согласуютс€ и с реальной долей  атара на европейском рынке (≈—) — сейчас (2011 год)  атар смог отвоевать около 11% от европейского газового рынка импортируемого газа. ¬ абсолютных цифрах это составл€ет около 41 млрд. м3 газа. ѕотеснить  атару удалось Ќорвегию (ну там, как мы помним, лишнего газа уже нет и вр€д ли он по€витс€ в ближайшем будущем), Ћивию (война, война...), Ќигерию (ещЄ один продавец LNG) и јлжир (здесь не повезло реб€там — короче плечо у катарцев, а у них газопровод морской, дорогой).

–осси€ же по прежнему контролирует 33% импорта европейского (≈—) газового рынка. Ќу, или в абсолютных цифрах — около 125 млрд. м3 газа. ƒл€ того, чтобы заместить такой объЄм  атару надо утроить, а то и учетверить свой флот газовозов. » ≈вропа это понимает и просит –оссию продолжать снабжать ≈— газом. ѕочему же со стороны ≈вропы есть желание докупить ещЄ 25 млрд. м3 российского газа и, по сути дела, ещЄ глубже залезть в "русскую газовую петлю"? ќтвет интересен и прост —  атару невыгодно продавать газ в ≈—. Ќи на средиземноморский, ни на балтийский рынок. ѕричин две — одна сугубо техническа€, а втора€ — экономическа€.

—разу предупреждаю — нижеприведенна€ таблица пересчитана из американских субстандартных единиц измерени€ (моЄ личное мнение — американцам надо гореть в инженерном аду исключительно за использование всех этих фунтов, футов, миль и британских тепловых единиц), поэтому метрические аналоги всех цифр выгл€д€т достаточно импозантно.

 роме того, сам коэффициент перевода внесистемной единицы MMBtu в более пон€тные нам 1000 м3 природного газа или тонну нефти — это отдельна€ песн€, очень похожа€ на "перевод баррелей нефти в тонны". ≈сли кто-то хочет пон€ть, как энерги€ (ƒжоули) превращаетс€ в объЄм (м3) — то вам сюда. я прин€л дл€ газа коэффициент 35,855, который использует –осси€.




Ќижн€€ шкала — уже тоже в километрах, но была в мил€х.

ѕри взгл€де на картинку уже сразу можно пон€ть, насколько нефть была выгоднее природного газа, который сейчас приходит ей на замену. ¬сего за 20-30 долларов на тонне (напомню, в баррел€х эту цифру вообще надо делить на 7,28!) нефть можно было легко перебросить через полшарика. ¬ыкачав еЄ где-то в аравийских песках и загрузив в какой-нибудь ULCC, нефть можно было с минимальными издержками перевезти куда-нибудь в японию или на ¬осточное побережье —Ўј.

¬ам надо обогнуть мыс ƒоброй Ќадежды или мыс √орн и провести ещЄ недельку-другую в пути? Ќе вопрос! Ќефть всЄ стерпит, она така€ — покорна€ и спокойна€.
ѕоэтому рынок нефти изначально формировалс€, как глобальный — люба€ вновь отрыта€ нефть вли€ла на ситуацию с предложением нефти во всЄм мире, а любой новый потребитель мог претендовать (конечно, при условии его платежЄспособности) практически на всю мировую нефть.

ƒругое дело — природый газ. Ётот парень с норовом, его дл€ транспортировки надо сжимать и силой заталкивать в трубы, которые, в отличии от морских маршрутов, надо обслуживать, ремонтировать и охран€ть.  роме того, при движении в трубах давление газа за счЄт гидравлического сопротивлени€ неуклонно снижаетс€, поэтому газопровод приходитс€ снабжать по всей длине подкачивающими компрессорными станци€ми, которые как-то обсуждались здесь.  омпрессорные станции сами потребл€ют тот же природный газ, ломаютс€, обслуживаютс€, ремонтируютс€ — что тоже поднимает стоимость транспортировки.
¬ общем природный газ долго не получалось транспортировать на глобальные рассто€ни€ — изначально рынки газа формировались, как региональные и на каждом из них были свои "правила игры" между продавцами и покупател€ми, которые складывались дес€тилети€ми. √де газа было много, региональна€ цена его обычно была ниже, а где газа было мало — он стоил дорого.

¬от, собственно говор€, пример сформировавшегос€ регионального рынка природного газа. Ёто ≈вропа. „ем ближе к источникам газа, тем этот газ — дешевле:




”краина всЄ ещЄ хочет унии с ѕольшей? (к вопросу вступлени€ страны в ≈вросоюз)

 ак вы заметили по приведенной карте, российский газ практически не продаЄтс€ на окраинах ≈вропы, максимально удалЄнных от –оссии — в »спании и ¬еликобритании и в странах, имеющих свои, более близкие источники альтернативного газа — Ќорвегии, ƒании и Ўвеции.

„ей же газ продавалс€ там в 2011 году?




»сточники данных — "√азпром", Statoil, Quatargas.

ƒа, именно катарский —ѕ√.  атар в 2011 году поставил в ≈вропу основные объЄмы своего газа всего п€ти странам — ¬еликобритании, Ѕельгии, »талии, ‘ранции и »спании.

ƒл€ понимани€ важности этих рынков дл€ российского трубопроводного газа — € отсортировал все европейские страны по объЄмам газа, поставл€емых туда "√азпромом".  ак мы видим, реальные опасности от конкуренции с —ѕ√ у трубопроводного газа есть в »талии, ¬еликобритании и ‘ранции — в силу их значительной географической удалЄнности от месторождений "√азпрома" и высокой стоимости трубопроводной доставки российского газа туда. «начение Ѕельгии и »спании, как рынка поставки российского трубопроводного газа, сравнимо с такими "крупными" покупател€ми газа, как √рузи€, ћакедони€ и ёжна€ ќсети€. ƒа и в ¬еликобритании катарский —ѕ√ конкурирует (исход€ из проданых в 2011 году объЄмов) больше с норвежским, а не с российским газом.

ѕоказателен пример “урции, котора€, име€ у себ€ готовый терминал регазификации —ѕ√ в ћармаре, тем не менее, предпочитает "сидеть на дорогой газпромовской игле" (котора€, как минимум, на треть длиннее, чем у ”краины) и не рыпатьс€ в сторону массовых покупок "дешЄвого" —ѕ√.

¬ общем, смотрите одним глазом на карту с ценами, вторым глазом — на реальные объЄмы закупленного катарского —ѕ√ по европейским странам в 2011 году.

’орошо, но откуда же такой накат со стороны  атара на европейский рынок? ѕочему гордые эмиры вс€чески пытаютс€ демпинговать и пропихнуть хоть что-то на европейский рынок газа, который давным-давно окучен достаточно дешЄвым норвежским и российским трубопроводным газом?

ј ответ один — безблагодатность эмиры вообще-то рассчитывали на совершенно другой рынок.  ак € сказал, до по€влени€ —ѕ√ рынки газа, по сути своей, были региональными, поскольку "за морем телушка — полушка, да рубль — перевоз". ÷ена газа в —Ўј никак не прив€зана к цене газа в ≈вропе или в јзии — и наоборот. —обственно говор€, даже сейчас (по состо€нию на 2011 год) по трубопроводам передаЄтс€ 694,6 млрд.м3 природного газа, а виде —ѕ√ торгуетс€ вдвое меньше — лишь 330,8 млрд.м3 газа.
“о есть рынок газа сейчас как-бы ещЄ на две трети региональный и уже на одну треть — глобальный.

¬ 2005-2008 году на двух региональных рынках — в —Ўј и в ёго-¬осточной јзии надулс€ неслабый ценовой пузырь:




ƒл€ приведени€ цифр к пон€тным нам единицам — в 2005 году газ в —Ўј стал стоить 322 $ за 1000 м3 газа, а в 2008 в японии вообще случилс€ апокалипсис с котировками цены природного газа, достигшими уровн€ 448 $ за 1000 м3 .

» в этот момент, пон€тным образом, как и любого капиталиста, у товарища ’амада бин ’алифа јль “ани натурально сорвало крышу. ѕо-поводу вс€ких личностных тЄрок на аравийском полуострове есть написать кому и без мен€, скажу лишь, что вопрос спора двух психоаналитиков "у кого ‘еррари длиннее", отражЄнный здесь под номером 100, стоит между власть имущими си€тельными особами там очень остро.

¬плоть до начала 1990-х годов катарским си€тельным особам "мер€тьс€" с более богатыми нефтью —аудовской јравией,  увейтом и Ёмиратами было особо нечем. ≈динственное континентальное нефт€ное месторождение  атара — ƒухан, в котором начальных запасов было всего-то около 3 млрд. баррелей ну никак не т€нуло на роль "большого красного ‘еррари". Ќи небоскрЄб тебе отгрохать, ни золотой унитаз прикупить.

» тут, неожиданно, на заднем дворе (на шельфе)  атара нашлось вот это (http://ru.wikipedia.org/wiki/—еверное/ёжный_ѕарс). —обственно именно под ресурсы —еверного и были построены катарские киты из нержавеющей стали и самый современный терминал по сжижению природного газа.

ј потом случилось страшное. —лучилс€ экономический кризис 2008 года, —Ўј начали разработку собственного сланцевого газа, цена газа обвалилась по всему миру, и вдруг изначальна€ сила —ѕ√ — глобальность и возможность практически с посто€нными издержками доставить газ в любую точку мира, оказалась его же генетической слабостью.

ƒело в том, что как вы можете увидеть на графике — —ѕ√ имеет практически посто€нные издержки при доставке газа в любую точку мира. Ќо проблема в том, что издержки эти посто€нные и неснижаемые. ≈диножды погрузив —ѕ√ на судно, ты уже потратил около 65$ за 1000 м3 газа. ¬ энергетическом эквиваленте это ещЄ непри€тнее — около 25% энергии, содержащейс€ в газе, надо затратить на его сжижение.

“о есть, —ѕ√ оказываетс€ безумно невыгоден при небольших плечах доставки — сжижение, погрузка на борт, выгрузка и регазификаци€ отнимают слишком много энергии и денег. ƒаже более короткое плечо газовозов не окупает тех издержек, которые надо сразу "положить" на стоимость газа.

ќтсюда, собственно говор€, внимательные читатели могут пон€ть, почему европейский рынок даже с технической точки зрени€ неудобен  атару. ќн слишком близок к нему — кроме того, что основные потребители ≈вропы ещЄ и близки к конкурентам  атара — норвежским и российским трубопроводным операторам.

¬тора€ причина того, почему ни Ќорвегии, ни –оссии не стоит бо€тьс€  атара — уже чисто экономическа€. Ќесмотр€ на напухший американский сланец, в целом ситуаци€ с ценами на газ в мире выгл€дит вот так:



 

јмерика пока играетс€ в "сланцевую революцию", но экономики  ита€, японии, »ндии и ёжной  ореи по-прежнему прос€т —ѕ√. »гра  атара во всеобщеевропейское "ѕодвиньтесь! ѕодвиньтесь!" имеет как технические, так и экономические ограничени€.

ѕри равных рассто€ни€х даже »нди€ согласна платить  атару за его газ на 40% больше (а  итай и япони€ — и на все 50%!) при том, что в этом случае эмиру не надо каждый раз протискивать своих китов из нержавеющей стали через узкую нору —уэцкого канала и боротьс€ с легко бьющими его ценой трубопроводного газа на своих региональных рынках Ќорвегией и –оссией.

Ќо — глобальное веселье только начинаетс€.
—ѕ√ мен€ет мир под себ€, но кто сказал, что это в чЄм-то помешает старым производител€м газа самим вз€ть на вооружение эту технологию? ¬едь географию и демографию не помен€ть так быстро, как технологию, и —еверное полушарие ещЄ долго будет самым населЄнным и самым промышленно развитым человейником.

ј самый большой человейник — это ≈врази€. », если на его м€гком подбрюшье завелась крыса из нержавеющей стали, это всего лишь миг в противосто€нии ¬еликой —уши и »звечного ќкеана. 

crustgroup.livejournal.cov

 

  • ƒата публикации: 04.09.2012
  • 1612
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150