Перипетии газоснабжения Европы

Перипетии газоснабжения Европы

Российский газ – основа энергобезопасности Европы. К такому заключению пришли участники очередной международной конференции «Единая энергетическая платформа – основа безопасного будущего Европы: партнерский диалог России и Евросоюза», организованной комитетом Европарламента по вопросам промышленности, исследований и энергетики, инициативной группой фракции «зеленых» – Европейского свободного альянса Европарламента, а также российской медиагруппой «Инфорос». Конференция состоялась в начале октября в Брюсселе. Участники мероприятия попытались заглянуть в будущее и представить, каким будет энергетический рынок к 2050 году. По некоторым оценкам, к тому времени речь может идти о целостном энергетическом пространстве от Владивостока до Лиссабона или дальше, даже до Ванкувера! «Это будет единый рынок без технических барьеров», – уточнил эксперт Еврокомиссии экс-директор EURATOM – Supply Agency ЕС Кристиан Клетинкс. Но для этого, по его словам, должно произойти соответствующее политическое сближение между Евросоюзом и РФ.

Для осуществления этой идеи ЕС и Россия еще в 2000 году приступили к выработке так называемой энергетической «дорожной карты». Очевидно, что, развивая сотрудничество с Россией в энергетической сфере, Евросоюз прежде всего стремится обеспечить себе доступ к российской ресурсно-сырьевой базе и участвовать в ее развитии, а также гарантировать надежность и бесперебойность транспортировки энергоресурсов на внутренний рынок ЕС и одновременно снизить ресурсную зависимость от стран Персидского залива.

Однако, как признал депутат Европейского парламента из Венгрии Чаба Табайди, продвижение «дорожной карты» осуществляется не без трудностей. Это и текущие вопросы энергоснабжения, и противоречия по наследию прошлого, например участию стран во Второй мировой войне. «Но если в вопросах участия в войне ответы уже получены, то в вопросах энергоснабжения остается множество мифов. К примеру, якобы Россия может использовать энергоснабжение как оружие», – сказал Табайди. При этом он убежден, что не только Евросоюз зависит от российских поставок, но и Россия как поставщик находится в прямой зависимости от европейского потребления газа.

Единая Европа – проверка на прочность

По оценкам специалистов, спрос на природный газ в Европе до 2030 года возрастет с 65 млрд. куб. м до 140 млрд. куб. м в год, а с учетом того, что ряд стран ЕС приняли программу по закрытию атомных станций, то можно полагать, что спрос будет повышаться и к 2050 году, по предварительным подсчетам, может составить до 200 млрд. куб. м в год.

Россия сможет обеспечить Европу необходимыми объемами газа. Но говорить о планах 2050 года, по мнению депутата Государственной Думы РФ Ивана Грачева, рано. «2030 год станет точкой бифуркации. Соответственно, не пройдя ее, бесполезно мечтать о 50-х годах» – отметил Грачев. Но уже сейчас ясно, что если в ближайшее время Евросоюз и Россия не достигнут четких договоренностей, то к 30-му году все сибирские ресурсы будут освоены Китаем.

Россия является основным поставщиком газа в Европу. На втором месте Норвегия. Российский газ сегодня поступает в Европу по двум направлениям: по газопроводу «Дружба» – транзитом через Украину в страны Восточной Европы и по газопроводу «Северный поток» – по дну Балтийского моря в страны Северной и Западной Европы. Оба эти варианта устраивают ЕС.

«Северный поток» после выхода газопровода на полную эксплуатационную мощность (вторая ветка) в четвертом квартале 2012 года сможет ежегодно поставлять 55 млрд. куб. м газа на протяжении как минимум 50 лет. Российское руководство пообещало при необходимости построить и третью нить – «Южный поток». Это означает, что российская сторона сделала все возможное для надежной поставки газа в Европу, причем принимая на себя большие капиталовложения. Теперь нет промежуточных стран, которые могут повлиять на поставку. Дело за Европой – она должна обеспечить прием и распределение газа. «А вот тут проблема существует, – говорит Ковач. – Запад как бы колонизировал Центральную и Восточную Европу. В рамках этого процесса его представители закупили за гроши новые распределительные станции энергии и теперь продают газ у нас дороже, чем в своих странах и своему населению. Так что правительствам стран Восточной и Центральной Европы следует обсудить ряд вопросов с российской стороной».

ЕС также рассматривает вариант получения газа через Украину. Более того, для большинства депутатов ЕС этот маршрут транспортировки газа предпочтительнее, чем российский проект «Южного поток» по дну Черного моря, который исключает в транспортировке посредников типа Украины. В ЕС настаивают, что Украина останется важнейшим транзитером газа из РФ в ЕС. Более того, ЕС готов выделить на модернизацию украинской газотранспортной системы несколько миллиардов долларов. Первый транш в размере 310 млн. долл. Киев должен получить уже в ближайшее время. Одновременно ЕС стремится диверсифицировать поставки газа на свой рынок.

Новые маршруты и система безопасности

Без сомнения, самый надежный поставщик газа для ЕС – Норвегия. Это страна – крупнейший газодобытчик в Западной Европе и с высокой вероятностью останется таковым в ближайшие годы. Запасы газа в Норвегии остаются внушительными – около 3 трлн. куб. м. Это почти столько же, сколько во всей остальной Европе вне пределов бывшего СССР. Этих резервов при нынешнем уровне добычи хватит почти на 30 лет. Но стоит напомнить, что норвежский газ покрывает потребности ЕС только на 15%.

С целью диверсификации энергопоставок ЕС в последние годы рассматривает возможность реализации двух крупных газовых проектов (Nabucco и Транссахарский газопровод), позволяющих, с одной стороны, обеспечить все возрастающие энергетические потребности Европы, а с другой стороны, снизить зависимость от российского газа, на который приходится значительная доля европейского газового рынка. Некоторые европейские страны, например Венгрия, зависят от российских поставок практически на 100%.

Транссахарский газопровод

Транссахарский газопровод является стратегически важным для всей Европы. Соглашение о нем после нескольких лет обсуждения было подписано 3 июля 2009 года между Нигерией, Нигером и Алжиром при посредничестве ЕС. Газовые ресурсы африканского континента значительны. Они насчитывают 14,65 трлн. куб. м, или 7,9% мировых запасов. По доказанным запасам природного газа Нигерия и Алжир (5,22 и 4,5 трлн. куб. м соответственно) во всем мире уступают лишь России (43,30 трлн. куб. м), Ирану (29,61 трлн. куб. м), Катару (25,46 трлн. куб. м), Туркмении (7,94 трлн. куб. м), Саудовской Аравии (7,57 трлн. куб. м), ОАЭ (6,43 трлн. куб. м), но при этом значительно опережают такого ведущего экспортера газа, как Норвегия (2,91 трлн. куб. м).

По предварительным подсчетам, газопровод длиной около 4300 км, по которому предполагается прокачивать в Европу 30 млрд. куб. м газа в год, обойдется примерно в 10–12 млрд. долл., еще 3–4 млрд. долл. нужно инвестировать в создание крупных газохранилищ.

Тем не менее, несмотря на заинтересованность многих сторон в проекте, его реализация может оказаться под вопросом. И дело не в высокой стоимости и не в технической сложности проекта, а в том, что инвестиционное обеспечение проекта связано с серьезными рисками.

В первую очередь это риски, связанные с безопасностью. Слабое звено – Нигерия, откуда газопровод должен брать свое начало и откуда планируется основной экспорт газа. Доступ к природным богатствам этой страны с каждым годом становится все более затруднительным вследствие повышения уровня внутреннего терроризма. Но не только положение в Нигерии ставит под угрозу безопасность Транссахарского газопровода. Севернее находится полностью исламский и очень бедный (несмотря на крупнейшие месторождения урана и вероятные месторождения нефти севернее озера Чад) Нигер. Проблема исламского терроризма здесь стоит не менее остро, чем в Нигерии. Не все благополучно и в Алжире, где действуют радикальные исламские террористические группы. В настоящее время Алжир – третий по величине в мире производителем сжиженного газа и важный для Европы партнер в деле диверсификации энергообеспечения. По двум существующим сейчас газопроводам Алжир экспортирует природный газ в Испанию (провинцию Андалузия) и в Италию (остров Сицилия), являясь для Евросоюза третьим по значимости поставщиком после России и Норвегии. «Именно проблемы безопасности, связанные с исламским терроризмом, являются причиной того, что вопрос реализации проекта Транссахарского газопровода решится еще нескоро», – полагает эксперт Хрулева.

В последнее время звучат призывы продолжить трубу без согласования с Россией и Ираном. Обоснованием подобного шага может служить то, что Каспий, являясь озером, не подпадает под положения международного морского права. Однако эта идея полностью несостоятельна и не имеет под собой правовой основы. Нужно помнить, что 16 октября 2007 года все пять прикаспийских государства подписали декларацию, согласно пунктам которой основные вопросы деятельности и пользования Каспийской акватории могут решаться с их общего согласия.

Не менее актуальны вопросы как и кто именно будет наполнять газопровод. Единственный нынешний ресурс – это газ Азербайджана, но его не хватает: для наполнения Nabucco нужно 31 млрд. куб. м газа в год, а Баку может предоставить сейчас только 10.

Таким образом, сейчас и как минимум в ближайшей перспективе Россия и Норвегия останутся наиболее надежными и прогнозируемыми партнерами Европы в вопросах энергоснабжения.

Москва–Брюссель

Источник: “Независимая газета” (Россия)

  • Дата публикации: 08.11.2011
  • 1133
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150