—ЋјЌ÷≈¬џ… √ј« ћќ∆≈“ —“ј“№ ѕ–ќ Ћя“»≈ћ

—ЋјЌ÷≈¬џ… √ј« ћќ∆≈“ —“ј“№ ѕ–ќ Ћя“»≈ћ

ќсуществление долгосрочных проектов чем-то напоминает застегивание рубашки. ≈сли начал не стой пуговицы, то застегнешь неправильно. »ли будет складка, или пуговицы не сойдутс€. » если распор€жатьс€ месторождени€ми сланцевого газа так, что эти действи€ не упор€дочены с самого начала, еще на этапе выдачи лицензий частным компани€м на поиск газа, то в будущем по€витс€ складка-перекос, после чего надо будет признать необходимость утр€сать дела с инвесторами, иначе пострадают собственные налогоплательщики. “акие страны, как Ќорвеги€ и  анада, это уже проходили. јфриканские государства проход€т и сейчас, и несмотр€ на то, что имеют много природных богатств, это никак не сказываетс€ на уровне развити€ тех стран.  

 

Ѕросание монеты или поиск сокровищ

¬ насто€щее врем€ средства массовой информации ведут дебаты: ѕольша имеет достаточно сланцевого газа или нет, будет ли это подтверждено, можно ли будет добывать его с большой выгодой. ѕока с полной уверенностью можно сказать только одно: что будет на самом деле, никому не известно.   

ѕоиск природных богатств напоминает лотерею. Ќа основании одних предпосылок – знаний о планете – можно прийти к выводу, что существуют реальные шансы, что конкретное природное богатство есть на определенной территории, и оно будет найдено, а также будет прибыльно при  его эксплуатации. ¬ таких услови€х фирмы и приступаю к  поискам. ј дальше начинаетс€ лотере€, то есть действи€, итоги которых на 100 процентов не предопределены, но сопр€жены с большим риском поражени€. — одной стороны – могут быть понесены большие затраты, но не найдены месторождени€, которые можно будет эксплуатировать. — другой – какова потенциальна€ прибыль, тоже завис€ща€ от шансов найти те месторождени€. » если второе преобладает над первым, то по€вл€ютс€ экономические основани€ дл€ проведени€ поисковых работ. ѕроблемой становитс€ то, что многие параметры, из которых состоит успех, а также предсто€щие расходы на большую перспективу трудно прогнозируемы. ѕотому в расчетах закладываетс€ большой люфт безопасности, то есть возможность ошибки. Ќапример, занижаютс€шансынауспехизавышаютс€расходы.   

ѕо ходу поисковых работ и получени€ конкретных данных соотношение затрат и прибылей наскоро пересчитываетс€. » если затраты начнут превышать доходы, это становитс€ сильным сигналом дл€ тревоги. –азумеетс€, с точки зрени€ быстроты оценок разные фирмы могут иметь разные параметры дл€ сравнений и разные степени риска, на который могут пойти, потому единого ответа нет.    

ќчередным элементом в планировании действий фирм, ведущих поиск природных богатств, €вл€етс€ применение статистических методов. ћожно это иллюстрировать, например, броском монеты. ≈сли ее бросить только раз, то шанс на то, что получим нужный результат, скажем, орла, будут 0,5 на 0,5. Ўанс небольшой. Ќо если бросить сто раз, что число орлов приблизитс€ к 50. » чем больше совершим попыток, тем больше количество орлов будет приближатьс€ к половине результатов. ѕосле этого можно решить, что нашим успехом в подбрасывании монеты будет, например, 40 процентов орлов, т.е. заложим 10-процентный люфт безопасности, и наши шансы на успех – при большом количество проб – почти полные.

“акой статистический метод приводит к тому, что фирмы, ищущие природные богатства, формируют весьма просторные инвестиционные портфели. —татистика вообще оперирует большими цифрами. ѕоэтому поиск природных богатств €вл€етс€ бизнесом дл€ богатых фирм, бюджеты которых и позвол€ют сформировать большие и дивесифицированные портфели.

—мешение ролей

¬ ѕольше действуют самый большие мировые фирмы, ищущие сланцевый газ. ќднако это не гарантирует, что он будет найден, а свидетельствует только о том, что баланс расходов и намечаемых прибылей по-прежнему склон€етс€ к прибыл€м.

‘ирмы, которые ищут в ѕольше сланцевый газ, не желают говорить на эту тему, исключа€ то, о чем говорит просто об€заны, поскольку, во-первых, это всегда св€зано со спекул€ци€ми, во-вторых, с раскрытием тайн собственной бизнес-кухни. “ем не менее, на нынешнем этапе их интересом €вл€етс€ то, чтобы существовало убеждение, будто польские газовые месторождени€ более рискованные и не очень экономически выгодные, нежели вытекает из наших внутренних оценок .

“акое убеждение €вл€етс€ капиталом на будущее. ¬о всех дискусси€х и контактах с правительством, если будет подн€т вопрос о повышении налога или иных выплат в пользу государства от добытого сырь€, фирмы будут иметь в руках сильный аргумент: «ћы очень сильно рисковали, могли понести огромные потери, потому такое повышение поставит под сомнение авторитет ѕольши в качестве страны, доброжелательной дл€ инвесторов». ¬ то же врем€ в интересе государства лежит убеждение, что те фирмы получают переполненные месторождени€, а это значит, что речь идет о возможности дл€ правительства добиватьс€ максимально высоких выплат в будущем.   

ќснова налогообложени€ фирм, добывающих природные богатства, предельно проста в теории: им надо устанавливать самые большие налоги, чтобы общество, которое €вл€етс€ собственником тех богатств, получило от этого как можно больше, но налог не должен быть  настолько высоким, чтобы фирмы прекратили свою де€тельность. » поскольку ситуаци€ динамично мен€етс€, то государство должно быть готово на вечную битву за деньги с частными фирмами. ≈сли оно этого не сделает, добыча сланцевого газа закончитс€ тем же результатом, что и в странах третьего мира: возникновением небольшого числа гигантских частных богатств, а государственный бюджет будет зи€ть дырами.

Ќастораживает, что государственные власти зачастую громко остужают публичные настроени€, став€ под сомнение реальность перспектив, св€занных с добычей сланцевого газа в ѕольше. Ќеужели они действуют в русле непосредственных интересов коммерческих фирм, ведущих разведку газа в стране? Ќапример, министр √енрик ≈зерский утверждал: «≈сли мен€ кто-то спрашивает, сколько имеем сланцевого газа в ѕольше, € как главный геолог отвечаю – ноль. ѕока не будут представлены геологические документы, подтвержденные запасы – нет такого газа в ѕольше». ¬ таком же духе высказалс€ и ѕавел ѕоправа из √осударственного геологического института: « оммерческа€ добыча газа невозможна». ј ведь должны они утверждать – конечно же, в границах рациональных оценок, например, оценок американского јгентства энергетической информации – что ѕольша €вл€етс€ газовым Ёльдорадо.

 

  то первый, тот лучший

»з конфронтации столь противоположных подходов должен получитьс€ компромисс между интересом частных фирм, ведущих разведку сланцевого газа и желающих платить налоги поменьше, и государства, желающего максимализировать доходы от добычи этого газа в будущем.

»менно это и отличает способы распор€жени€ природными богатствами в таких странах, как Ќорвеги€,  анада или јвстрали€ от стран третьего мира, например, в јфрике, в которых есть рыночна€ экономика, а позитивных эффектов от эксплуатации своих природных богатств они не вид€т.

 ак подчеркнул ѕавел ѕоправа,  в ѕольше лицензии на разведку газа выдел€лись по принципу «кто первый, тот и лучший». Ќе было процесса проверки – в Ќорвегии это называетс€ pre-qualification: имеют ли фирмы, добивающиес€ лицензий, достаточно капитала, технологические и операционные ноу-хау. ¬едь поиск, а в результате и добыча сланцевого газа €вл€етс€ делом капиталоемким и требующим технологической продвинутости. “олько мощным фирмам под силу освоение месторождений.

 ћежду тем, в ѕольше много лицензий получено фирмами, которые, деликатно выража€сь, к лидерам нефтегазовой отрасли никак не относ€тс€. јнекоторыеизнихимеютнепрозрачнуюструктурусобственности.       

ќсновным правилом в управлении общественным досто€нием (а к таким принадлежат и месторождени€ природных ископаемых) €вл€етс€ выдача лицензий либо концессий по ценам свободного рынка. » если бы лицензии на сланцевый газ ничего не стоили, никака€ коммерческа€ фирма к обладанию ими не стремилась. ≈сли же они чего-то сто€т, то об€занность государства состоит в том, чтобы определить их рыночную стоимость путем проведени€ маркетинговых кампаний или тендеров.  

ќднако польские законы пришли из того времени, когда поиск природных богатств был государственной монополией, и за двадцать прошедших лет они не мен€лись.  ак-то не было замечено, что элементы свободного рынка €вл€ютс€ существенной частью эффективного распор€жени€ этими богатствами. ¬ результате за короткое врем€ розданы почти все лицензии на разведку сланцевого газа таким фирмам, из которых многие не имели даже намерени€ заниматьс€ такой разведкой, так как они попросту не знали, как это делаетс€. Ѕолее того, лицензионные пространства огромны, но инвестиционные об€зательства невелики.    

”спех… немедленно и дл€ избранных

Ќекоторые из тех фирм, вместо того, чтобы вз€тьс€ за работы на соответствующих территори€х, начали интенсивную маркетинговую кампанию своих лицензий. Ёто значит, они начали действи€, которые должны быть привилегией и об€занностью государства: предоставление доступа к лицензи€м дл€ фирм, которые занимаютс€ поиском сланцевого газа, притом тем фирмам, которые реально в состо€нии заниматьс€ таким поиском. ƒело делаетс€ на основе так называемого непропорционального обмена. ѕредлагающий желает, чтобы реальный инвестор вз€л на себ€ больше об€занностей, св€занных с разведкой, нежели предполагает лицензи€. Ќапример, владелец концессии предлагает инвестору 70 процентов участи€ в концессии взамен за прин€тие 100 процентных расходов. “аким образом, сам владелец концессии получает 30-процентное участие, не име€ никаких об€зательств и рисков. Ётот процесс зачастую выгл€дит как квазиторг между потенциальными инвесторами. –азумеетс€, владелец концессии выполнил значительную маркетинговую работу. Ќо, во-первых, така€ работа, то есть предложение природных богатств инвесторам и €вл€етс€ прерогативой государства, во-вторых, даже несколько процентов, огражденных от риска и инвестиционных об€занностей, имеют большое значение еще до нахождени€ газа. ј в случае нахождени€, стоимость их, разумеетс€,  значительно возрастает.

≈сть и еще одна сторона лицензий на разведку, котора€ уплывает из-под внимани€. ѕоскольку продажа контрол€ за лицензи€ми может происходить и за границами ѕольши и стороны могут договоритьс€ по своему усмотрению  (или что-то скрыть), то они могут быть использованы в лучшем случае в международной налоговой «оптимизации», а при недостатке прозрачности в вопросах собственности – дл€ отмывани€ гр€зных денег, а в наихудшем – дл€ расчетов в мире преступном: наркотики, терроризм. 

ѕоследний звонок

ќписанные патологии – это верхушка айсберга. ≈сть и другие моменты, напоминающие практики из «ападной јфрики, где границу между частным бизнесом и общественным интересом часто невозможно провести. Ќапример, это работа представителей государства в качестве консультантов. “акиепатологиипроисход€тнанашихглазах.  

Ѕыло бы опрометчиво ставить под сомнение уже подписанные контракты и услови€, однако государство имеет много инструментов, поправить положение вещей. ¬ажно, чтобы оно за€вило, что ожидает от фирм, занимающихс€ поисками сланцевого газа: каковы их цели, какие у них конкретные предложени€, св€занные с достижение этих целей, исключают ли они уже упом€нутые патологические €влени€. ј поскольку частный бизнес умеет склон€ть правительства к своим решени€м, часто  примен€€ в качестве страшилки угрозу отказа от вложени€ инвестиций, то и правительство должно научитьс€ «убеждать» частные фирмы, употребл€€ дл€ этого правотворческую силу, особенно в смысле финансовых выплат в пользу государства, создава€ тем самым наилучшие услови€ дл€ налогоплательщиков.

—тоило бы вз€ть пример с Ќорвегии и  анады. Ѕез успеха частных фирм, которые ищут сланцевый газ, ѕольша тоже не добьетс€ успеха. ќднако фирмы могут достичь гигантского успеха и без участи€ польского общества. —удьба многих стран, затронутых прокл€тием природных богатств ( от “уркменистана, через ”краину до Ёкваториальной √винеи) должна стать предостережением. ј успех Ќорвегии и  анады –  примером.

√жегож ѕџ“≈Ћ№.

јвтор €вл€етс€ экспертом в сфере энергетики и хоз€йствовани€ в »нституте —обесского

»сточник: «Rzeczpospolita»

ѕеревел с ѕольского яков јлексейчик

  • ƒата публикации: 21.09.2011
  • 1156
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150