“рубопровод - пон€тие политическое

“рубопровод - пон€тие политическое
—Ћќ¬Ќќ  ¬џ–¬ј¬Ў»—№ из замкнутого границами пространства одной страны, ошалевший от полученной свободы экономический кризис формирует все новые и новые реалии, в которых принуждает жить и нефтегазовую промышленность. ¬ частности, он накладывает свой отпечаток на процессы планировани€ и прокладки новых нефте- и газопроводов. ћежду тем данна€ сфера становитс€ одной из наиболее актуальных в современной энергетике - достаточно посмотреть на то, какое количество новых трубопроводных маршрутов находитс€ в стадии активного обсуждени€. » сколько копий ломаетс€ по этому поводу, сколько проектов (один фантастичнее другого) так и уход€т в небытиеЕ

ѕолитика и экологи€ важнее бизнеса?

ЌџЌ≈ЎЌ»…  –»«»— довольно справедливо называют кризисом довери€ . Ёто касаетс€ и топливно-энергетического комплекса. ћногие страны мира сегодн€ просто одержимы идеей диверсификации - кто поставок, кто поставщиков. ≈стественно, повышаетс€ и интерес к трубопроводам, которые почти автоматически превращаютс€ в важнейший инструмент диверсификационной политики. Ќо как раз тут-то и возникает проблема: многие трубопроводные проекты станов€тс€ политически мотивированными и почти неприемлемыми с точки зрени€ бизнеса.

Ќаблюдаема€ ныне тенденци€ к увеличению числа трубопроводных проектов объ€сн€етс€, в частности, исчерпанием старых месторождений, что заставл€ет производителей сырь€ св€зывать трубами рынки сбыта со все более отдаленными нефтегазоносными провинци€ми. ¬се чаще стро€щиес€ и только проектируемые магистрали проход€т через значительное количество стран, что означает необходимость множества политических согласований и повышение рисков.

“ак, например, “ранссахарский газопровод прот€нетс€ через Ќигерию и Ќигер, уже давно не €вл€ющиес€ политически стабильными странами. ƒа и южный транзитный коридор, идею которого давно вынашивает ≈вропа, не лишен такого же недостатка. „тобы убедитьс€ в этом, достаточно бросить взгл€д на потенциальные страны-транзитеры: “уркмениcтан, ”збекистан,  азахстан, јзербайджан, √рузию, “урцию и, возможно, »ран. Ќаконец, не менее рискованно и так называемое ёжное газовое кольцо, включающее в себ€ “урцию, јлжир, Ћивию, ≈гипет, »орданию и —ирию...

¬се более востребованы и подводные газопроводы, но при их проектировании и прокладке требуетс€ в разы больше политических согласований. „его сто€т, например, два таких проекта последнего времени, как Nord Stream и “ранскаспийский газопровод. —троительство первого под разными предлогами пытаютс€ сорвать некоторые страны ≈—. ¬ частности, они ссылаютс€ на экологические риски, которые уже давно стали одним из реальных политических инструментов по блокированию отдельных проектов.  стати, экологи€ - главный козырь –оссии и »рана, стрем€щихс€ сорвать прокладку газопровода по дну  аспи€.

»стощающа€с€ ресурсна€ база все чаще заставл€ет строить трубопроводы из регионов с неподтвержденными углеводородными запасами. ѕричем государства или их объединени€ бывают вынуждены брать на себ€ финансирование части рисков.   примеру, на сегодн€шний день ≈— - главный локомотив проекта Nabucco . ј нефтепровод Ѕаку - “билиси - ƒжейхан никогда не был бы построен, если бы не лоббирование со стороны —Ўј и ¬еликобритании.

–осси€ также прилагает большие усили€, чтобы продвинуть свои проекты: Ѕургас - јлександруполис, South Stream и Nord Stream .   примеру, на недавней встрече премьер-министра –оссии с его финским коллегой ¬ладимир ѕутин согласилс€ не увеличивать экспортные пошлины на поставл€емый в ‘инл€ндию лес-кругл€к, но намекнул, что в ответ ’ельсинки стоило бы переменить свое отношение к трансбалтийской газовой трубе, одними из упорных противников прокладки которой уже давно €вл€ютс€ финны (ссыла€сь на те самые экологические риски).

ѕольза и вред глобального кризиса

ѕќЋ»“»«ј÷»я трубопроводной тематики в период экономического кризиса будет только усиливатьс€. ƒело в том, что одним из первых итогов глобальной рецессии стал дефицит денег. ƒорожают и инвестиции. ј это значит, что находить свободные средства дл€ компаний будет проблематично. Ѕез поддержки государства здесь не обойтись - тем более что именно оно оказалось главным финансистом экономики, причем это касаетс€ и западных стран, включа€ —Ўј и ≈—.

ѕараллельно возникает вопрос: а нужно ли строить трубопроводы, когда падает цена на нефть? Ћогика бизнеса весьма проста. ≈сли начинаете новый проект - идите за кредитом, пишите бизнес-план, исход€ из текущих цен на ваш товар. ѕоэтому когда котировки черного золота наход€тс€ на уровне 40-50 долларов за баррель, то и потенциальна€ прибыльность проекта будет рассчитыватьс€ на основе данного показател€. ѕредположени€ же о том, что цена может вернутьс€ на прежние позиции, во внимание приниматьс€ не будут. ѕоэтому в сферу кредитовани€ придетс€ вмешиватьс€ государству, которое будет само выдел€ть эти средства или же будет вести работу с банками и финансовыми организаци€ми.

” идеи расширени€ трубопроводных систем есть плюсы и минусы. √лавный плюс, как это ни парадоксально, подарен самим же кризисом. Ёто падение цен на металлы и трубы, а также снижение расходов на заработную плату. —ебестоимость проектов будет сокращатьс€, если удастс€ решить проблему кредитных ресурсов. ј введены в строй трубопроводы будут тогда, когда цены на нефть, возможно, вернутс€ к уровню первой половины 2008 года. ¬едь крупнейшие действующие месторождени€ наход€тс€ в стадии падающей добычи, а инвестиции в новые добычные проекты уже начинают стремительно сокращатьс€. «ападные эксперты прогнозируют, что, если цена не подниметс€ выше 75 долларов за баррель, через п€ть лет предложение нефти может уменьшитьс€ на 250 млн. т в год.  роме того, пусть и временно, но будет приторможено осуществление проектов по сжижению газа, так как они более сложные и дорогие, чем строительство газопроводов. «начит, можно ожидать прекращени€ бума на рынке сжиженного природного газа, который наблюдаетс€ в последние несколько лет.

ћинус же заключаетс€ в том, что мы не знаем объема будущего потреблени€ энергоресурсов в каждой из частей света. ѕосмотрите хот€ бы на ≈вропу - прогнозы делаютс€ до 2020-2030 годов, но какой в них толк, если они радикально пересматриваютс€ каждые полгода? Ќа их основании долгосрочные планы строить сложно. Ќужно четко рассчитать, сколько нефти и газа требуетс€ тому или иному рынку, например ≈— или  ита€. ¬едь труба - это пр€ма€ св€зь между конкретным продавцом и конкретным покупателем.

Ќо еще хуже то, что имеютс€ сомнени€ в реалистичности прогнозов относительно масштабов добычи. –есурсов нефти и газа в мире много, но темпы их извлечени€ - серьезна€ проблема. ¬озникает вопрос: все ли проложенные трубы окажутс€ наполненными? » не преврат€тс€ ли они в подводные и надводные пам€тники инженерной мысли?

Ѕратство кольца

≈¬–ќѕј с подачи —оединенных Ўтатов в нынешней ситуации усиливает свое агрессивное наступление на –оссию. ƒва основных тезиса ≈— остаютс€ неизменными.

ѕервый из них: –осси€ - ненадежный поставщик нефти и газа. ¬торой: ћосква всегда использовала углеводороды как политическое оружие . Ѕолее того, ей приписываютс€ довольно фантастические замыслы - вплоть до строительства трубопроводов с целью дальнейшего перекрывани€ поставок дл€Е уничтожени€ европейской цивилизации.

 стати, событи€ лета 2008 года еще больше убедили ≈вропу в правильности избранной ею стратегии избавлени€ от –оссии . »бо война в √рузии по-прежнему рассматриваетс€ как доказательство намерений ћосквы сорвать строительство трубопроводов через јзербайджан, √рузию и “урцию. ’от€ прокачка нефти по турецкому участку нефтепровода Ѕаку - “билиси - ƒжейхан была остановлена еще до начала боевых действий из-за активности курдских повстанцев, а активное вооружение √рузии проходило при одобрении ≈— и —Ўј.  стати, активна€ милитаризаци€ идет в последние годы и в јзербайджане.

Ѕольшой резонанс вызвало и уменьшение поставок нефти в „ехию. ≈го тут же объ€вили политически мотивированной местью –оссии (дескать, за намерение разместить элементы противоракетной обороны). ¬ реальности же в –оссии происходит смена трейдинговых компаний, которые продают нефть в ≈вропу. » дл€ выжимани€ старых трейдеров осуществл€етс€ сокращение транспортировки сырь€, тем более что в 2008 году его можно было компенсировать ростом поставок на внутренний рынок. Ёто прекрасно понимают и многие чиновники в „ехии. ƒанное государство, кстати, довольно легко сумело найти недостающие объемы черного золота на открытом рынке, что породило у ≈— иллюзию возможности безболезненного замещени€ российских углеводородов. Ќо одно дело - 100 тыс. т нефти, а другое - п€та€ часть европейского потреблени€ энергоносителей.  роме того, нужно помнить и о различной ситуации на рынке нефти и газа. Ќайти замену голубому топливу не так просто, как черному золоту - ведь сейчас действительно наблюдаетс€ превышение предложени€ нефти над спросом (хот€ сомнительно, что в среднесрочной перспективе ситуаци€ сохранитс€).

¬ то же врем€ энергетическа€ политика ≈вропы вызывает довольно большое количество вопросов.  ризис приведет к сокращению потреблени€ углеводородов, но ведь их производство будет падать более быстрыми темпами. ¬ 2007 году добыча газа в ≈вропе уменьшилась более чем на 10 млрд. м3 (хот€ в Ќорвегии его производство еще растет). ј вот объемы извлечени€ нефти снизились за прошлый год на 7,7%.

ѕравда, объединенна€ ≈вропа верит в прорыв в области энергосбережени€ и возобновл€емых видов энергии. ƒостаточно почитать ее новую стратегию на сей счет: к 2020 году планируетс€ уменьшить удельный спрос на энергоресурсы на 20%, снизить на 20% выбросы углекислого газа и довести долю возобновл€емых источников в топливном балансе ≈— до все тех же 20%. ќднако в этой стратегии больше любви к красивым цифрам, чем реального наполнени€. Ќе раз ведь указывалось на то, что зелена€ энерги€ - удовольствие весьма дорогое. Ѕизнес будет заниматьс€ альтернативной энергетикой только при дорогой нефти. ¬ противном случае углеводороды использовать выгоднее. «начит, при дешевеющем черном золоте все издержки по инвестированию в альтернативную энергетику л€гут на государство. ’ватит ли у ≈— на это денег - вопрос далеко не праздный, особенно если учесть поистине фантастические планы по расширению трубопроводной сети, требующие просто грандиозных затрат.

ѕрограмма обеспечени€ энергетической безопасности ≈— предлагает направить на модернизацию электроэнергетики 1,25 трлн. долларов до 2030 года. »з них на развитие внутриевропейской системы газопроводов должно пойти 188 миллиардов. –ечь идет о создании кольца мощных магистральных газопроводов по всей территории ≈вросоюза. —омнительно, что такие деньги у Ѕрюссел€ найдутс€, и притом в период экономического кризиса.

≈— намерен также продолжать либерализацию рынка электроэнергетики, что далеко не во всех случа€х приветствуетс€ бизнесом. »з-за опасений усилени€ административного регулировани€ концерны уже начали пересматривать планы строительства внутриевропейских газопроводов, что, как мы понимаем, полностью противоречит новой энергетической стратегии ≈—. “ак, компани€ Wingas GmbH - совместное предпри€тие √азпрома и Wintershall AG - отказалась от сооружени€ ёжно-√ерманского газопровода (SEL) прот€женностью 500 км, мотивировав это введением регулировани€ тарифов на транспортировку газа, угрожающего рентабельности проекта.

Ќаконец, ≈вропа слишком верит в альтернативных –оссии поставщиков нефти и газа. ¬о вс€ком случае, дл€ ћосквы подготовлен целый р€д сюрпризов. ќсобые надежды возлагаютс€ на проекты Nabucco и средиземноморское газовое кольцо . ќднако в первом случае ≈— даже не может сказать, откуда возьмет свое начало данный маршрут. ѕока относительно гарантированным €вл€етс€ лишь газ из јзербайджана - но c Ўах-ƒениза можно будет получать не более 8-10 млрд. м3 в год, что не спасет отцов европейской демократии . ¬ случае с »раном вопроса о запасах нет, зато есть политические трени€. ¬ ≈вропе вер€т, что новый ѕрезидент —Ўј резко изменит свое отношение к “егерану. ќднако тогда в игру активно вступит  итай, который очень рассчитывает на иранские нефть и газ.

„то же касаетс€ “уркменистана, то новые, обнадеживающие европейцев данные аудита его газовых запасов несколько подозрительны. ƒа, пользующа€с€ авторитетом британска€ компани€ Gaffney, Cline & Associates объ€вила, что запасы ёжного »олотан€-ќсмана сопоставимы с крупнейшими российскими месторождени€ми. Ќо приведенные цифры на удивление совпали с теми, что уже давно вылетали из уст незабвенного “уркменбаши еще до вс€кой геологоразведки.

’от€ сегодн€, как отмечают многие независимые наблюдатели, јшхабад просто из кожи вон лезет, чтобы доказать свой возврат к демократическим ценност€м , все же у “уркменистана как источника газовых поставок дл€ ≈вропы не больше преимуществ, чем у »рана.

¬ то же врем€ африкано-арабо-южноевропейское газовое кольцо выгл€дит почти законченным проектом. √азопроводы на севере јфрики уже проложены, осталось лишь построить еще одну трассу на территории —ирии, соединив таким образом север јфрики с “урцией. Ќо почему-то никто из экспертов не обратил внимани€ (или не захотел этого сделать) на то, что данное кольцо окажетс€ заложником арабо-израильских отношений.  роме того, не€сны возможности —еверной јфрики в плане наращивани€ газодобычи.

¬ыходит, ≈вропа настолько боитс€ –оссию, что готова приписать себе новых энергетических друзей , даже таких как »ран, “уркменистан и Ќигери€. —тратеги€ довольно спорна€ и с политической точки зрени€ крайне рискованна€. ≈сть и еще одно весьма значимое обсто€тельство. —оздава€ южный транзитный коридор, ≈вропа неизбежно попадет в зависимость от “урции, на которую будут замкнуты все газо- и нефтепроводы. “о есть Ѕрюссель сознательно сам себе роет €му, в которую уже попала –осси€ с ”краиной, и сам способствует по€влению новой страны-шантажиста , котора€ в перспективе вполне может ув€зать вопрос стабильности поставок с членством в ≈вропейском союзе.

—тратеги€ в тумане

ћ≈∆ƒ” “≈ћ в –оссии завершаетс€ подготовка Ёнергетической стратегии на период до 2030 года. Ётот документ во всех смыслах полезный, но сомнени€ в реалистичности содержащихс€ в нем прогнозов все же остаютс€, особенно учитыва€ тот факт, что многие добывающие компании сокращают инвестиции в геологоразведку и добычу. » что произойдет, если ожидани€ роста производства углеводородов перестанут оправдыватьс€? “огда очень остро встанет вопрос о новых приоритетах российской экспортной политики. ¬ частности, в случае выхода на новые рынки (прежде всего  ита€) не исключено уменьшение поставок нефти и газа в ≈вропу.

ѕервый вопрос, на который мы должны найти ответ: в каком направлении следует строить трубопроводы? ¬торой: в каком качестве мы рассматриваем другие постсоветские государства - партнеров или конкурентов? ¬опрос не такой уж и праздный, как может показатьс€ на первый взгл€д. ¬озьмем, например,  азахстан. —трана намерена серьезно нарастить добычу нефти, но если она пойдет на рынок ≈вропы, то неизбежно будет конкурировать с –оссией.

ћы никак не можем разобратьс€ в этих проблемах. ј ведь именно в них и кроетс€ причина пробуксовки новых трубопроводных проектов. ƒа, ≈— вставл€ет нам палки в колеса, но при наличии, как модно у нас говорить, политической воли ситуацию можно было бы исправить. ¬озьмем дл€ примера  аспийский трубопроводный консорциум ( “ ).  ажетс€, с ним св€зано множество трудностей - со структурой акционеров, схемой финансировани€, фискальным режимом. Ќо, как представл€етс€, мы просто не знаем, нужна ли нам эта труба, по которой нефть из  азахстана будет поступать в ≈вропуЕ Ќа словах ћосква и јстана сформировали единую позицию по вопросу расширени€ мощностей  “ . ќно должно состо€тьс€ в два этапа в период до 2013 года. ¬ результате пропускна€ способность трубопровода будет увеличена с 32 до 67 млн. т в год, причем казахстанска€ квота составит 50 миллионов.

ѕредполагаетс€, что 17 млн. т казахстанской нефти будут ориентированы на нефтепровод Ѕургас - јлександруполис. Ќо и этот проект тормозитс€: болгарский министр по региональному развитию и строительству јсен √агаузов за€вил, что запуск данного маршрута откладываетс€  до 2011 года.

Ќаконец,  азахстан в начале но€бр€ 2008 года приступил к транспортировке своей нефти по трубопроводу Ѕаку - “билиси - ƒжейхан. ѕричем до конца года по Ѕ“ƒ в “урцию поступило до 300 тыс. т казахстанского черного золота . ј к 2013 году объемы его прокачки по Ѕ“ƒ будут доведены до 15-20 миллионов за счет поставок с месторождени€  ашаган.

»так, пришла пора определитьс€. ≈сли мы считаем, что нам лучше стать транзитерами казахстанских углеводородов, то тогда следует уже сейчас решить все спорные вопросы по расширению  “  и перейти к практической реализации этого проекта вместе с началом сооружени€ трубы Ѕургас - јлександруполис, то есть никак не позже 2010 года. “о же самое касаетс€ и газа ÷ентральной јзии. ≈сли он нам нужен, то необходимо срочно начинать модернизацию еще советской системы газопроводов и строить прикаспийский трубопровод. ≈сли нет - –осси€ должна изменить стратегию и сделать так, чтобы страны ÷ентрально-јзиатского региона активнее развивали свое сотрудничество с  итаем. ¬ этом случае сырье из  азахстана могло бы пойти в ѕоднебесную и не конкурировать с нашим на континенте.

— одной стороны, ≈вропа слишком сильно на нас давит, активизиру€ свои поиски газовых альтернатив . — другой стороны, ситуаци€ по-прежнему складываетс€ в нашу пользу. ѕоэтому нужно максимально быстро запускать в эксплуатацию подводную часть Nord Stream . Ќо налицо пробуксовка переговоров с северными странами по его прокладке. «начит, надо полностью помен€ть структуру политического управлени€ проектом - и темп его реализации изменитс€.  аким образом? Ќазначить, например, специального помощника премьер-министра по этому проекту.

—ловом, сейчас в сфере экспорта углеводородов не врем€ дл€ открытого шапкозакидательства. Ћучше уж честно определитьс€ с приоритетами и начать их реализовывать - строить трубопроводы, которые пока существуют лишь на картах. ќдно утешает - у наших конкурентов в этом плане дела обсто€т тоже не лучшим образомЕ

 . —имонов

∆урнал "ћеждународна€ жизнь" (–осси€)
  • ƒата публикации: 13.12.2012
  • 1704
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150