Директор E-Cars Григорий Саргсян: «Первым шагом к развитию рынка электромобилей может стать низкий тариф на их зарядку»

Директор E-Cars Григорий Саргсян: «Первым шагом к развитию рынка электромобилей может стать низкий тариф на их зарядку»

В 2016 году была снижена таможенная пошлина на ввоз электромобилей в Евразийский экономический союз для юридических лиц: на легковые электромобили она составляет 0% (ранее – 17%), на грузовые с полной массой до 5 тонн – 5% (ранее – 15%). Для физических лиц таможенная пошлина осталась неизменной. Это решение призвано стимулировать покупку электромобилей в Беларуси, так как развитие электротранспорта – актуальная задача, о чем неоднократно заявляло правительство.

С вводом в строй БелАЭС страна может столкнуться с переизбытком электроэнергии (особенно в ночное время), и проблему может решить электротранспорт, который в Беларуси пока еще не получил широкого распространения.

О перспективах развития электромобилей в Беларуси журналисту EnergoBelarus.by рассказал Григорий Саргсян – директор компании E-Cars.

Справка:

Компания E-Cars работает с 2014 года и поставляет в Республику Беларусь подержанные электромобили с американского рынка. Компания также занимается производством зарядных станций для электрокаров и экспортирует их в США и страны Европы.

- Григорий, почему в Беларусь вы привозите электромобили именно с американского рынка?

- Открывая компанию, мы посетили заводы в Америке, Китае и Европе. Китайские электрокары – низкокачественные, шумные и некомфортные, лишенные систем безопасности, европейские продаются без аккумуляторной батареи (ее необходимо брать в аренду), а американский рынок предлагает подержанные электромобили по очень выгодной и доступной для белорусских водителей цене.

- В каких пределах варьируется стоимость подержанного электромобиля?

- Конечная цена для покупателя – от 12 до 16 тысяч долларов (со всеми включенными расходами). С момента заказа до получения автомобиля проходит 1,5 месяца.

- Приобретая электромобиль, клиент в первую очередь думает об экономии или же это вопрос имиджа?

- Инновации плюс низкие затраты, я считаю. Каждый, кто поездил на электромобиле, отмечает существенную экономию: например, за неделю езды на автомобиле я трачу больше, чем за месяц использования электрокара. Кроме того, электромобиль ездит практически бесшумно и не требует прогрева зимой, а комфортная температура в салоне поддерживается автоматически. Отпадают такие проблемы, как замена масла и фильтров, причем обслужить электрокар можно на любой СТО.

leaf 1.jpg

Время зарядки и запас хода зависит от модели электромобиля. На одной зарядке электромобиль можно доехать до Вильнюса, причем затраты на дорогу составят всего несколько долларов (по пути из белорусской в литовскую столицу расположены несколько зарядных станций – прим. ред.). Заряженной батареи с запасом хватает на дорогу туда-обратно из Минска до Национального аэропорта или до Дзержинска.

- Вырос ли спрос на электромобили после снижения таможенной пошлины на этот вид транспорта?

- Сейчас мы получаем больше звонков, чем раньше, увеличилась посещаемость сайта. Заинтересованность выросла, но для того, чтобы электромобили получили широкую популярность в Беларуси, необходимо, чтобы в страну ввезли не 500 автомобилей, а несколько тысяч: благодаря сарафанному радио, через год эта цифра может достигнуть десяти тысяч и расти в дальнейшем.

- Сейчас в Минске всего несколько зарядных станций. Почему их количество не увеличивается?

- Юридические лица пока не заинтересованы вкладывать в этот бизнес деньги. Точнее, пока никакого бизнеса и нет: если кто-либо примет решение установить в Минске несколько зарядных станций, то столкнется с высокой стоимостью электроэнергии – около 37 копеек за кВт∙ч. Владельцы электромобилей откажутся заряжать свои машины за такую баснословную цену.

- Что может решить эту проблему?

- В ряде стран владельцам электрокаров государство предлагает различные субсидии: например, в США –10 000 долларов в учет налогов, в Европе – бесплатные паркинги и зарядки. Беларусь пока ничем подобным похвастаться не может, но первым шагом может стать низкая стоимость зарядки на станциях днем и нулевой тариф на зарядку ночью. Этим государство не только мотивирует автомобилистов перейти на более экологичный вид транспорта, но поможет снять нагрузку с электросети, которая вскоре вырастет после запуска БелАЭС.

Конечно, когда процент владельцев электрокаров на дорогах составит хотя бы 30%, то к ним нужно будет относиться так же, как и к другим автомобилистам. Но пока что государству необходимо идти им навстречу.

- Получается, зарядка электромобиля – одна из главных проблем для их владельцев в Беларуси?

- Можно отметить, что на этот вопрос обращают внимание все желающие приобрести электрокар. Для жителей частных домов такой проблемы нет: электромобиль можно ставить на зарядку от сети. А водители, которые живут в многоэтажных домах, таким образом решить этот вопрос не могут.

Получается замкнутый круг: водители не покупают электромобили, так как не развита инфраструктура, а инфраструктура не развита, потому что нет спроса на электромобили. Разорвать такой круг может или государство, или частник.

Рассмотрев эту проблему, мы организовали производство зарядных станций: они намного дешевле станций любого западного производителя и конкурентоспособны. Зарядные станции можно устанавливать на парковках, на АЗС, около гипермаркетов и трасс. Они обладают антивандальным корпусом и современным программным обеспечением, цены колеблются от 1600 долларов и выше. Теперь работники одной компании, если водят электрокары, могут договориться с начальством об установке зарядных станций, чтобы заряжать электромобиль во время нахождения на рабочем месте.

focus 1.jpg

- Сложно ли отремонтировать в случае поломки электрокар?

- Часто одним из аргументов против приобретения электромобиля является мнение «Его негде или (дорого) ремонтировать». Следует помнить, что, во-первых, электрокар вы покупаете не для постоянного ремонта, а для передвижения, а во-вторых, обслужить его можно на любой СТО. Владельцы электрокаров изредка меняют всего несколько деталей и следят за подвеской. Залезть в электродвигатель невозможно, и в случае поломки его придется заменить.

- Может ли кризис дать толчок развитию электротранспорта Беларуси благодаря экономии на топливе?

- Хотелось бы, что над этим задумались владельцы автомобилей, которые меняют средство передвижения каждые несколько лет. Исходя из несложных расчетов, разница в стоимости автомобиля на бензиновом двигателе и электрокара окупится всего за несколько лет благодаря низкой стоимости зарядки аккумулятора и отсутствию дорогостоящего ремонта.

- Получается, электромобиль стал более доступен для водителей?

- Да, за счет постоянного снижения стоимости и того, что он является «зеленым» транспортом, затрагивая актуальную сейчас тему экологии. Мнение, что электромобиль неэкологичен из-за того, что производство батарей загрязняет окружающую среду, не является логичным: так можно охарактеризовать любое использование электроэнергии, вплоть до включения лампочки в вашем доме.

Рассмотрим компанию Tesla. Ее первые электромобили создавались для людей с высоким уровнем дохода, для которых электрокар – игрушка, третья или четвертая машина. Но постоянный рост популярности и инновации предоставили Tesla возможно рассмотреть возможность выпуска электрокаров для более бюджетного рынка, для автомобилистов с невысоким уровнем дохода.

volt 2.jpg

- Поделитесь вашими предположениями о том, как будет расти рынок электромобилей в Беларуси.

- Отмена таможенной пошлины до сентября 2017 года – хороший, но недостаточный инструмент для быстрого роста рынка, и вряд ли юридические лица за этот год привезут в нашу страну большое количество электрокаров. Без выхода из вышеописанного замкнутого круга темпы развития будут низкими, а низкий спрос может привезти к росту таможенной пошлины.

  • Материал подготовил: Рипак Илья
  • Дата публикации: 12.09.2016 15:24
  • 1538

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться