Масштабная реформа Белорусской энергосистемы

Масштабная реформа Белорусской энергосистемы

Министр энергетики Республики Беларусь Владимир Потупчик ответил на вопросы журналистов и рассказал о главных результатах 2016 г. и ближайших планах отрасли.

– Владимир Николаевич, каким был 2016 г. для энергетики? Какие задачи будет решать отрасль в 2017 году?

– Мы работали в непростых условиях и определили для себя несколько стратегических приоритетов. Прежде всего, это своевременные расчеты за потребляемый газ. Второй задачей стало выполнение обязательств по обслуживанию кредитных линий, которые привлекались для модернизации Белорусской энергосистемы. Объем привлеченных инвестиционных ресурсов сегодня составляет более 7 млрд долларов США. Для нас очень важно, чтобы мы, как дисциплинированные заемщики, своевременно выполняли свои обязательства перед банками, которые вместе с нами участвовали в модернизации. Стратегическими задачами для нас также стали свое временная и полная уплата налогов в бюджет и выполнение социальных обязательств перед работниками энергетической системы.

Сейчас крайне важно – быть конкурентоспособны ми в рамках Евразийского экономического союза, внутри страны – создавать условия и предпосылки, чтобы реальный сектор экономики нормально себя чувствовал и, по крайней мере, имел такие же условия хозяйствования, как у наших соседей. Пока тарифы на энергоносители для реального сектора экономики достаточно высоки, но объем перекрестного субсидирования постоянно снижается. Если в 2011 г. он составлял 1,4 млрд долларов, то нынешний год мы заканчиваем с объемом перекрестного субсидирования 842 млн долларов США. В течение ближайших лет нам необходимо сократить этот объем до нуля. Но это вовсе не означает, что мы переложим это бремя на плечи на селения. Максимально смягчить последствия от ликвидации перекрестного субсидирования поможет дальнейшая модернизация Белорусской энергосистемы, а также результаты договоренностей, которые мы планируем достичь с Российской Федерацией о цене поставляемого газа.

Хочу отметить, что в переговорах с Российской Федерацией мы добиваемся необходимости создания равных условий поставок газа для потребителей наших государств путем обеспечения сопоставимых цен на него. Большим подспорьем для нас в переговорном процессе выступает заключенное в 2011 г. двустороннее соглашение о цене на поставляемый в республику газ, а также нормы подписанного в 2014 г. Договора о Евразийском экономическом союзе.

– Это связано и с созданием общих рынков электроэнергии, нефти и газа в ЕАЭС?

– Ведя переговоры с Россией, мы исходим из того, что с 1 июля 2019 г. должен функционировать общий электроэнергетический рынок, с 1 января 2025-го – рынки нефти и газа. Если мы создаем общие рынки, у нас должны быть одинаковые условия формирования цен на первичные энергоносители, что открывает перед нами очень хорошие перспективы поставок электроэнергии на общий рынок ЕАЭС. Мы, безусловно, воспользуемся этой возможностью, поскольку общая эффективность по нашим генерирующим мощностям уже существенно улучшена, и еще больше повысится с вводом в эксплуатацию Белорусской АЭС.

Необходимо отметить, что в ходе переговорного процесса по подготовке проекта Договора о ЕАЭС Минэнерго отстаивало под ходы по синхронизации процесса создания общих электроэнергетических и газовых рынков, поскольку создание конкурентоспособного открытого электроэнергетического рынка без создания общего рынка первичных энергоносителей не представляется возможным. В сегодняшних условиях нами прописано особое мнение Беларуси по этому вопросу, в соответствии с которым мы готовы создавать полноценный общий электрический рынок после создания общего рынка газа.

– Какова эффективность государственных инвестиций в местные виды топлива?

– Наряду с внедрением мероприятий по повышению энергоэффективности Минэнерго также проводится работа по замещению импортируемого газа местными видами топлива и воз обновляемыми источниками энергии.

В Белорусской энергосистеме эксплуатируется 10 энергоисточников, работющих на местных видах топлива – Лунинецкая, Пинская, Пружанская ТЭЦ, Белорусская ГРЭС, мини ТЭЦ «Барань», Речицкая, Осиповичская, Вилейская мини ТЭЦ, Жодинская ТЭЦ, Бобруйская ТЭЦ 1; 23 гидроэлектростанции, биогазовый комплекс в СПК «Лебедево», ветроэнергетический парк в н.п. Грабники Новогрудского района Гродненской области. Это позволило организациям ГПО «Белэнерго» увеличить использование местных видов топлива (древесное и торфяное топливо, лигнин без попутного газа) в 6 раз (с 23,2 до 154,2 тыс. т у.т.).

Замещение в 2016 г. импортируемого природного газа составило порядка 133 млн. метров кубических, что эквивалентно экономии валютных средств в объеме около 21,5 млн долларов США.

– Какие меры по стимулированию потребления электроэнергии и совершенствованию тарифной политики в сфере электро- и теплоснабжения применяются в связи с предстоящим вводом в эксплуатацию Белорусской АЭС?

– Здесь, прежде всего, хочу отметить, что данный вопрос находится на контроле у правительства, и в 2016 г. при Совете Министров Республики Беларусь была создана межведомственная рабочая группа, которая выработала соответствующие подходы по увеличению электропотребления населением. По итогам работы данной группы были внесены изменения в ряд государственных программ в части корректировки планов газификации, прежде всего сельских районов, на строительство и реконструкцию электрических сетей для того, чтобы население более активно использовало электроэнергию для целей теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения). Также разработаны предложения и в части тарифной политики.

При определении подходов стимулирования населения к увеличению объемов использования электрической энергии для теплоснабжения, в том числе в ночное время (в период минимума нагрузки энергосистемы), были определены тарифы, обеспечивающие паритетность стоимости теплоснабжения для дома с использованием природного газа, электричества либо централизованного теплоснабжения.

Результаты расчетов показывают: в отношении электроэнергии паритетная стоимость достигается лишь при значительном снижении действующего тарифа на электроэнергию для населения. В ситуации, когда действующий тариф на электроэнергию является одним из самых низких среди стран бывшего СССР и Европы и не компенсирует в полном объеме затраты на ее производство, стимулировать электропотребление населением необходимо за счет комплексного подхода.

Во-первых, необходимо сохранить действующую тарифную группу и систему дифференциации тарифов на электрическую энергию для целей теплоснабжения по временным периодам. Во-вторых, установить уровни тарифов на электрическую энергию для целей теплоснабжения по зонам суток. Дальнейшую корректировку вышеуказанных тарифов, по нашему мнению, следует осуществлять с учетом оценки эффективности данных предложений по результатам работы за первое полугодие 2017 г. и в целом за 2017 г.

Потребителей реального сектора экономики в новом году также ждет ряд новаций. Министерство энергетики совместно с ГП «Белэнерго» в рамках совершенствования тарифной политики готовится внести изменения в порядок расчетов за потребленную электрическую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, входящими в состав ГПО «Белэнерго». В результате изменятся отдельные нор мы применения двухставочного и двухставочно дифференцированного по зонам суток тарифов, также отдельным организациям будет предоставлена возможность рассчитываться за потребленную электрическую энергию с применением интервально дифференцированного тарифа.

– Правительство одобрило концепцию проекта закона об электроэнергетике?

– Да, концепция проекта закона одобрена Президиумом Совета Министров, мы ее направили в Администрацию Президента. В случае положительного решения главы государства по проекту концепции в кратчайшие сроки будет подготовлен проект соответствующего закона. Закон для нас крайне важен, так как в рамках создания общего электроэнергетического рынка в ЕАЭС мы взяли на себя обязательства по трансформации вертикаль но интегрированной системы управления электроэнергетической отраслью.

Речь идет о том, что в сфере энергетики мы должны выделить конкурентные и монопольные виды деятельности, создать соответствующие структуры оптового и розничного рынков и в целом новую систему управления отраслью. Эта работа будет проводиться в рамках закона «Об электроэнергетике». Законом будут затронуты и такие обширные вопросы, как совершенствование тарифной политики, ликвидация перекрестного субсидирования, формирование тарифов для организаций, осуществляющих свою деятельность на каждой из стадий энергетического производства: генерация, передача, распределение и сбыт.

Я могу заверить, что затраты Белорусской энергосистемы с учетом совершенствования структуры управления отраслью не изменятся. В итоге мы получим только плюсы, связанные с тем, что механизм тарифообразования будет абсолютно прозрачным, будут созданы условия, чтобы частный инвестор мог прийти в бело русскую энергетику и на равных условиях конкурировать с уже действующими субъектами. К 1 июля 2019 г. мы уже должны работать в рамках новой системы.

– Есть ли расчеты о влиянии такой реформы на тарифы на электроэнергию?

– Аналитические расчеты показали, что после совершенствования структуры управления электроэнергетической отраслью суммарный объем затрат и прибыли субъектов электроэнергетического рынка будет эквивалентен общим затратам и прибыли, полученным в энергосистеме при действующей в настоящее время вертикально интегрированной структуре управления. В то же время это позволит обеспечить прозрачность формирования затрат и тарифов на каждой стадии производства, передачи и распределения энергии, а также создать условия для дальнейшего снижения издержек и повышения эффективности производства энергии. Кроме того, предполагается, что крупные потребители будут приобретать электроэнергию на оптовом рынке по более низким ценам относительно цен, которые будут формироваться на розничном рынке.

Энергоснабжающие организации при формировании предложений регулирующему органу по уровню предельных цен (надбавок) на электрическую энергию будут обязаны ориентироваться на фактор минимизации собственных расходов, в том числе за счет балансирования объемов электроэнергии собственного производства и приобретенной на оптовом рынке и (или) от производителей розничного рынка. Такой подход позволит исключить необоснованный рост цен (тарифов) на электрическую энергию для конечных потребителей республики.

  • Источник: energo.by
  • Дата публикации: 06.02.2017 8:52
  • 2537
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150