Сравнение отопления тепловым насосом с газом, электричеством и твердым топливом
11.10.2021
Недавно с группой журналистов я побывала на новосибирском заводе компании «Лиотех», производящем литий-ионные аккумуляторы большой ёмкости. Они обладают высокой плотностью энергии, широким температурным диапазоном и длительным сроком эксплуатации, до десяти лет. О тонкостях их производства и сферах применения нам рассказал директор завода Игорь Чапаев.
Облачившись в белые халаты, мы пошли осматривать завод площадью 40 тысяч м2. Основные детали литий-ионных аккумуляторов (ЛИА) – анодные и катодные электроды. Катод наносится на алюминиевую фольгу, анод – на медную фольгу. Производственные линии расположены напротив друг друга, и детали «встречаются» в одной точке, где их сортируют на разные группы и собирают вместе «через сепараторные материалы». Так образуется «ядро аккумуляторной батареи», пояснил Игорь Чапаев. Затем ядро сушится в вакуумных печах, после чего происходит приваривание крышки к аккумулятору и заполнение аккумулятора электролитом. Итоговая операция – формовка ЛИА, то есть его зарядка и разрядка определёнными циклами. Каждый цикл занимает около 20 часов. Тут же происходит контроль технических параметров: внутреннего сопротивления, ёмкости и т.д.
Основные преимущества ЛИА, по словам директора завода, – большое количество циклов зарядки и разрядки (от 3 до 5 тысяч), возможность быстрой зарядки (до 20 минут), отсутствие процедур обслуживания и эффекта памяти, экологичность и безопасность. В настоящее время на заводе производится три типа аккумуляторов: 240, 380 и 770 ампер-часов. «Лиотех» – самый большой в России завод по серийному производству литий-ионных батарей. Есть подобные производства и в оборонке, но там изготавливаются относительно мелкие партии.
Аккумуляторы предназначены для использования на всех типах электротранспорта (автомобили, автобусы, троллейбусы); запас хода достигает 350 км после одной зарядки. В Новосибирске по маршрутам уже ходят два троллейбуса на ЛИА, а в недалёкой перспективе по городу будут ездить электробусы. Учитывая, что некоторые российские города уже приняли программы по переходу на экологически чистый общественный электротранспорт, спрос на продукцию «Лиотеха» будет только расти. Кстати, и по самому заводу разъезжает белый электромобиль, на котором прокатился один из журналистов.
Ещё одна область применения ЛИА – в качестве накопителей энергии на электростанциях, железнодорожном транспорте, в ЖКХ. В ночное время можно аккумулировать «дешёвую» энергию и отдавать её в сеть в периоды пиковых нагрузок. ЛИА также незаменимы как резервные источники бесперебойного питания для особо важных объектов, например больниц, или на Севере в сочетании с дизель-генераторами, куда порой трудно подвести сетевую энергию. «Аккумуляторы позволяют накапливать довольно большие мощности, и время их включения минимально», – уточнил директор завода. Также накопители энергии нужны для страховки там, где вырабатывается солнечная и ветровая энергия; сегодня солнце или ветер есть, а завтра – нет.
Рабочих на завод, как сказал Игорь Чапаев, стараются набирать молодых, со средним техническим и высшим образованием. На 1 января 2013 года их численность составила 466 человек. Работа в две смены по 12 часов.
Вопросами маркетинга и сбыта завод не занимается, это – прерогатива головной компании, расположенной в Москве. Значительная часть продукции пока идёт в Китай, но ситуация вскоре может измениться. Известно, что технический совет инновационного центра «Сколково» одобрил внедрение системы накопления энергии для ЖКХ на аккумуляторных батареях «Лиотеха». Такую систему мощностью 150 кВт собираются установить в новом жилом комплексе, возводимом ГК «Ренова» в районе «Академический» Екатеринбурга. Заинтересовались энергоэффективными технологиями и в Татарстане. Не исключено, что поставлять комплектующие для производства ЛИА начнёт «Татнефтехиминвест-холдинг», а продукцию завода будут закупать для строящегося IT-города «Иннополис». Одна из восточноевропейских стран также рассматривает возможность закупки накопителей энергии у «Лиотеха».
В третьем квартале 2013 года на заводе планируется запуск новой линии производства литий-ионных аккумуляторов ёмкостью 50 и 100 ампер-часов, сообщил Игорь Чапаев. На проектную мощность 100 миллионов ампер-часов в год эта линия выйдет в 2014 году.
Источник: "Наука и технологии РФ"
Тема дня 02.10.2024
Новости компаний 30.09.2024
Тема дня 24.09.2024
Новости компаний 23.09.2024
Новости компаний 01.10.2018
Традиционная энергетика 01.09.2024
Технологии 02.10.2021
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться