Энергетический переход: вызовы и возможности для России
19.08.2024
Дру́жба – крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов, построенная в далекие 1960-е для транспортировки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в страны социалистического лагеря в Восточной Европе. Сегодня функции нефтепровода не изменились, разве что поменялись «получатели продукта».
В систему входит 8900 км трубопроводов, 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 млн м³ нефти. Северную ветку нефтепровода, которая проходит на территории Беларуси, обслуживает ОАО «Полоцктранснефть Дружба». В конце минувшего года этот коллектив отметил 45-летие. Знаменательная дата была отмечена достижением весьма высоких финансово-экономических показателей. Благодаря высокому потенциалу и точным продуманным действиям предприятия своевременно обеспечивается качественным сырьем одна из стратегических структур нашей страны — ОАО «Нафтан», а также работоспособность всей трубопроводной системы в северном направлении.
Истоки
А начиналось все 13 октября 1967 года. Согласно приказу Львовского управления магистральных нефтепроводов «Дружба», изданному во исполнение приказа Министерства газовой промышленности СССР от 12 сентября, было создано Полоцкое управление нефтепровода «Дружба». В его задачу входило обеспечение сырьем сначала Новополоцкого НПЗ, а с 1968 года, когда завершилось строительство и заполнение линейной части нефтепровода «Полоцк—Вентспилс», — еще и на Вентспилскую нефтебазу для отгрузки на экспорт.
Создание новой структуры позволяло управлять процессом подачи сырья непосредственно на месте и развивать трубопроводный транспорт в регионе.
За Полоцким управлением был закреплен участок нефтепровода от 0 км (Высокое) до 967 км (наливной пункт Вентспилс), с находящимися на нем нефтеперекачивающими станциями, аварийно-ремонтными пунктами и другими сооружениями. Почти полностью отсутствовали административные и бытовые помещения, фактически не было производственной базы, техники и спецтехники. Поэтому все это пришлось строить, т.е. начинать фактически с нуля.
В 1976 году был введен в действие нефтепровод «Унеча—Полоцк-2», что позволило довести общие объемы перекачки нефти до 40 млн тонн в год.
В 1978 году построен нефтепровод «Полоцк—Биржай—Мажейкяй», благодаря чему началась транспортировка нефти из России в Литву — на Мажейкяйский НПЗ. Тогда же была введена в действие вторая очередь нефтеперекачивающей станции (НПС) «Полоцк».
В 1981-м еще одна новостройка: введен в эксплуатацию нефтепровод «Сургут—Полоцк». В резервуары конечного пункта, расположенного на территории линейно-производственной диспетчерской станции (ЛПДС) «Полоцк», поступила первая нефть. К 1983 году было завершено строительство всего комплекса сооружений конечного пункта
нефтепровода «Сургут—Полоцк», объем резервуарного парка ЛПДС «Полоцк» составил 490 тысяч кубических метров. К 1988 году максимальная пропускная способность трубопроводов, обслуживаемых предприятием, достигла 55 млн тонн в год.
Свои коррективы внес распад Советского Союза. 20 июля 1992 года между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь было подписано Соглашение об основных принципах и условиях взаимоотношений в области транспортировки нефти. Согласно этому документу, «Дружба» осуществляла транспортировку российской нефти на Нополоцкий НПЗ, а также в Латвийскую и Литовскую республики. Начиная с 2003 года, по независящим от предприятия причинам, объемы поставки
нефти на экспорт стали сокращаться, а с 2006 года среди потребителей оказываемых предприятием услуг по транспортировке нефти магистральными трубопроводами осталось только ОАО «Нафтан».
Новые решения и неизменно высокое качество
Сегодня ОАО «Полоцктранснефть Дружба» является предприятием, которое осуществляет безопасную бесперебойную транспортировку российской нефти для ОАО «Нафтан» из Западно-Сибирского региона, Татарстана и Поволжья Российской Федерации. Предприятие оснащено современной, высокотехнологической техникой, которая позволяет небольшому коллективу с богатым опытом эффективно решать поставленные задачи. Несмотря на экономические трудности, акционерное общество поддерживает все технологическое оборудование в рабочем состоянии и сохраняет техническую возможность транспортировки нефти в страны Балтии.
Снижение объемов транспортировки заставило коллектив искать новые пути получения прибыли, в частности, развивать другие услуги, помимо основной деятельности. Тем более что для этого есть все возможности: необходимая техника и специалисты.
— Поступление дополнительных средств мы обеспечиваем за счет подрядных работ по проведению капитальных и текущих ремонтов магистральных трубопроводов, оказываем широкий спектр таких востребованных услуг, как транспортные, ремонтные, гостиничные, ресторанные, рекреационные и другие, — рассказывает директор ОАО «Полоцктранснефть Дружба» Василий Дроботов. Кроме этого, на предприятии проводится активная работа по оптимизации затрат. В результате комплекса принимаемых мер, выручка от реализации продукции, работ и услуг увеличилась за 9 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,3 раза, а рентабельность продаж составила 26,1 %.
— Мы одно из звеньев большой цепи. Планы определяются не только нами, но и другими участниками процесса, — поясняет главный инженер ОАО «Полоцктранснефть Дружба» Игорь Егоркин. —Любое увеличение или уменьшение поставок исходят из целого комплекса различных ситуаций, которые складываются и у нашего основного заказчика ОАО «АК «Транснефть», и у основного потребителя ОАО «Нафтан». Но как бы ни менялись количественные показатели, качественные должны оставаться неизменно высокими — это наше кредо и залог процветания.
Для осуществления товарно-коммерческих операций приемо-сдаточные пункты оснащены современными техническими средствами — системами измерений количества и показателей качества нефти. Они представляют собой программно- технологические комплексы в составе с поверочным оборудованием, которые соответствуют требованиям нормативных
документов, действующих в Республике Беларусь; автоматики, связи и телемеханики. Внедрены вновь введенные нормативные документы по метрологическому обеспечению учета нефти при ее транспортировке по магистральным нефтепроводам. Постоянно ведется работа по поиску и внедрению более надежных современных приборов и перспективных технологий.
Главная задача
— Наша главная задача — обеспечение безопасной эксплуатации нефтепроводов и оборудования, — подчеркивает Василий Дроботов. — С 2001 года мы работаем безаварийно, в первую очередь благодаря
своевременному качественному обслуживанию технологического оборудования. Для обеспечения безопасной эксплуатации нефтепроводов и предотвращения возможных экологических катастроф, связанных с разгерметизацией линейной части, нефтепровод оборудован пунктами
контроля и управления — линейными электрифицированными задвижками, которые расположены с интервалом в 25 км по всей протяженности трассы.
Каждый такой пункт оснащен современным энергетическим оборудованием, системами телемеханики и связи и обеспечивает сбор и передачу информации о состоянии линейной части нефтепровода в любой момент времени, а также изменения технологического режима и несанкционированного вмешательства посторонних лиц.
Вся информация поступает на центральный диспетчерский пункт (ЦДП). Он
расположен в Новополоцке и оснащен современными системами контроля и управления технологическим процессом и оборудованием нефтеперекачивающих станций и линейной части нефтепровода, в том числе автоматизированной системой обнаружения утечки нефти из магистрального нефтепровода. Диспетчер ЦДП контролирует давление в любой точке нефтепровода, состояние оборудования, целостность трубопроводов и состояние запорной арматуры.
Для того чтобы трубопроводы работали безаварийно и в нужном режиме, на предприятии постоянно внедряются новые техника и технологии, модернизируются различные объекты. Ежегодно, согласно бизнес-планам, в ОАО «Полоцктранснефть Дружба» модернизируются и реконструируются
многие объекты линейной части и перекачивающих станций, производится замена морально и физически устаревшего оборудования, приобретаются новые автотранспорт и спецтехника. В 2011 году объем инвестиций в основной капитал по сравнению с 2009 годом вырос на 215,7 %.
Особое внимание было уделено реконструкции подводных переходов нефтепровода, поскольку это одно из самых уязвимых мест. В частности, были реконструированы переходы через реку Днепр нефтепроводов «Унеча—Полоцк-1» и «Унеча—Полоцк-2» (сделан монтаж перемычек между резервной ниткой нефтепровода «Унеча—Полоцк-1» и основной — «Унеча—Полоцк-2», на 263-м и 264-м километрах трассы). Проведены демонтаж существующих перемычек и замена задвижек на шаровые краны.
Также устранены дефекты секций труб и сварных соединений основной и резервной ниток нефтепровода «Унеча—Полоцк-1». Выполнен демонтаж резервной нитки нефтепровода «Унеча—Полоцк-2» и заменена его основная нитка.
Реконструирован подводный переход нефтепровода «Сургут—Полоцк» через реку Западная Двина. Выполнены работы по ремонту дефектных участков нефтепроводов, локальной замене изоляции. С целью обеспечения
организованной защиты нефтепровода от коррозии и повышения безопасной эксплуатации трубопроводного транспорта, минимизации затрат на ТО и ТР средств электрохимзащиты (ЭХЗ) модернизирована система дистанционного контроля нефтепровода «Сургут—Полоцк», 3242—3172 км. Проведена реконструкция нефтепровода «Унеча—Полоцк», 275, 332 км, и нефтепровода «Сургут—Полоцк». 3172 км (устройство дополнительных анодных заземлителей). Реализованы проекты, связанные с устройством анодных заземлителей, и по реконструкции нефтепровода «Унеча—Полоцк», 117, 172, 204.
— Инвестиционная программа 2012, как и в предыдущие годы, направлена, в первую очередь, на повышение надежности эксплуатации линейной части магистральных нефтепроводов и нефтеперекачивающих станций, — говорит директор ОАО «Полоцктранснефть Дружба». — Она предусматривает замену морально и физически устаревшего обрудования, внедрение новых техники и технологий, реконструкцию объектов нефтепроводов.
Для обеспечения высокого уровня надежности эксплуатации и повышения безопасности технологических объектов, на предприятии проводится большая работа по приведению существующих систем пожаротушения в соответствие с действующими нормами пожарной безопасности. Так, в настоящее время реализуется проект реконструкции систем пожаротушения технологических объектов ЛПДС «Полоцк». В 2012 году будет сдан первый пусковой комплекс, в 2013 — второй. Кроме этого, планируется строитель- ство резервного пожарного водовода от наружного пожарного водопровода
ОАО «Нафтан» до ЛПДС «Полоцк». С целью постоянной защищенности изоляционного покрытия нефтепроводов от коррозии в планах — устройство анодных заземлений на 316, 442, 436 км нефтепровода «Унеча—Полоцк», а на 3172 км нефтепровода «Сургут—Полоцк» — устройство анодной кабельной линии и замена станций катодной защиты.
Коллектив высокой ответственности
Специфика работы на объектах «Полоцктранснефть Дружба» такова, что только безусловное знание работниками своих обязанностей, высокий профессионализм и точное соблюдение правил техники безопасности — гарантия их успешной деятельности.
Коллектив настоящих профессионалов, ответственных и трудолюбивых, любящих свою профессию создан на этом предприятии. На нем, кстати сказать, работать совсем непросто, поскольку основные промышленные объекты находятся далеко за пределами города, где часто нет дорог и других благ цивилизации, где нужно всегда быть готовым к неожиданностям, уметь в случае экстремальной ситуации принимать быстрые, а порой и неординарные решения и брать на себя ответственность за них.
Руководство ОАО «Полоцктранснефть Дружба» ценит своих работников, создавая для них достойные условия труда и отдыха.
В ОАО разработана продуманная система мер по материальному и моральному стимулированию работников. Обеспеченность коллектива санитарно бытовыми помещениями (от душевых и гардеробных до комнат приема пищи и психологической разгрузки) — 100%.
— Активно работает на предприятии профком, — поясняет помощник директора по общим вопросам и идеологической работе Андрей Кваченок. — Мы вместе проводим различные мероприятия, заботимся о благополучии и благосостоянии наших работников. В числе основных задач профсоюзного комитета его председатель Иван Матышев (44 года трудится на предприятии и 10 лет является председателем профкома) называет заботу о людях, защиту их законных прав и интересов в сфере производства, организацию их досуга.
Все вопросы социального и экономического развития, оплаты труда, использования фондов экономического стимулирования, заключение
коллективного договора и контроль выполнения предусмотренных в нем мероприятий решаются нанимателем совместно с профкомом.
— Работа руководства предприятия и профсоюзной организации направлена на социальное партнерство, — говорит Иван Матышев. — И мы всегда приходим к положительным результатам. В тесном сотрудничестве с администрацией работают 12 комиссий. Не забывают на предприятии и о мо-
лодежи. Ветераны постепенно уходят на заслуженный отдых и готовят себе достойную смену. За каждым молодым специалистом закрепляется наставник, проводятся встречи молодежи с администрацией.
Коллективным договором предусмотрен ряд социальных гарантий для молодых. Для повышения профессионального мастерства среди рабочих 10-ти ведущих профессий предприятия ежегодно проводится конкурс «Лучший по профессии». Победители и призеры награждаются дипломами и поощряются денежными премиями. Коллектив принимает активное участие в различных культурно-массовых и спортивных мероприятиях, акциях, проводимых в городе, области и республике.
Кроме того, отмечаются и праздничные даты (День воинов интернационалистов, Международный женский день, День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности, День образования предприятия и др.), организуются посещения концертов, поездки на Славянский базар в Витебске.
— Наши работники имеют возможность в свободное время заниматься плаванием в бассейнах Новополоцка и Горок, посещать спортзал нашей подшефной гимназии №1, — продолжает Иван Матышев. — Также мы постоянно участвуем в городских и отраслевых спортивных соревнованиях. В организации проводится круглогодичная спартакиада по десяти видам спорта.
Особый почет и уважение, безусловно, ветеранам. Совет ветеранов насчитывает свыше 300 членов. С ними администрация и профком поддерживают тесные взаимосвязи. Помогают путевками в санатории, оказывают материальную помощь, приобретают билеты на спектакли и концерты.
Два подразделения ОАО «Полоцктранснефть Дружба» — НПС «Сенно» и ЛПДС «Горки» находятся вне городов, в сотне километров друг от друга. Тем не менее, их коллективы не забыты, тоже активно участвуют в общественной жизни акционерного общества.
— Вложения в социальную сферу обязательно окупятся, — уверен Андрей Кваченок. — Они обернутся повышением производительности и качества труда. Если система дополнительных льгот привлекательна и ориентирована на успех предприятия, она становится своего рода стимулом экономического роста. Что, собственно, и происходит в ОАО «Полоцктранснефть Дружба».
Материал подготовлен по интерент-источнику www.belchemoil.by
Новости компаний 20.11.2024
Новости компаний 18.11.2024
Новости компаний 15.11.2024
Новости компаний 13.11.2024
Тема дня 13.11.2024
Технологии 13.11.2024
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также