
Экологические проблемы электроэнергетики в условиях реализации концепции устойчивого развития
14.08.2025
Во время встречи руководителей стран СНГ в Санкт-Петербурге, лидеры 8 из 11 стран СНГ согласовали новый договор о зоне свободной торговли. Симптоматично то, что интерес к ЗСТ стран СНГ проявили Киргизия, Армения и Молдавия, которые, если верить апологетам ВТО, в силу своего давнего пребывания в этой организации, кажется, должны были бы уже решить все свои торговые проблемы.
С распадом Советского Союза было утрачено очень многое. Одной из наиболее болезненных потерь было исчезновение общего промышленно-экономического комплекса, некогда единые части которого оказались разбросанными по суверенным республикам и стали неэффективными. Кроме того, пришлось рассматривать и ситуацию в торговле, сложности в которой состояли как в трудностях с продажей собственной продукции, так и с закупкой товаров, которые производить самостоятельно было невозможно.
Несмотря на всю эйфорию «суверенности», сама жизнь заставила постсоветские республики предпринимать меры по восстановлению торговых и промышленных связей. Соглашение о зоне свободной торговли в странах СНГ, призванное минимизировать пошлины и транспортные издержки, было подписано ещё в 1994 году. Но так и не было ратифицировано. В первом варианте соглашения содержалось слишком много противоречий и мест, допускающих двойные толкования. Так, участникам договора не запрещалось дополнительно вводить в целом ряде случаев «общепринятые в международной практике меры государственного регулирования».
Например, для «защиты промышленной и интеллектуальной собственности», для «сохранения невосполнимых природных ресурсов» или при «нарушении платёжного баланса». На практике это означало, что есть возможности вводить пошлины на вывоз любых товаров, похожих на «природные ресурсы», и весьма свободно трактовать термин «нарушение платёжного баланса». С переменным успехом, обсуждение ЗСТ стран СНГ продолжалось до начала 2000-х годов. После чего дискуссия прекратилась вовсе, ведь помимо нюансов, содержащихся в самом тексте соглашения, внешняя политика стран-членов СНГ перестала быть согласованной, и, соответственно, изменились приоритеты сотрудничества.
Несмотря на то, что постсоветские республики предпочли развиваться в совершенно разных направлениях, проблема доступа к рынкам осталась прежней. Хотя некоторые республики, экономика которых имела достаточно скромные размеры и была «нишевой», попытались её решить путём вступления во Всемирную торговую организацию. Так поступили Армения, Грузия, Киргизия и Молдавия.
В силу совершенно необъяснимых с точки зрения экономики причин, в ВТО вступила и Украина — крупное государство, имеющее до последнего времени развитую промышленность и сельское хозяйство. Можно сказать, что решение о присоединении Украины к ВТО имело чисто политическую подоплеку, выступало в качестве наглядного свидетельства «европейского выбора» и прогресса, однако ничего общего с реальными экономическими бонусами не имело.
Особенности ВТО таковы, что вся деятельность этой организации преследует одну конкретную цель — максимальное упрощение и либерализацию торговли, сведение к минимуму любых факторов, имеющих протекционистское и регулирующее значение. При этом очевидным образом возникает неравенство между крупными корпорациями, способными за счёт больших объёмов производства уменьшать стоимость своей продукции, и локальными производителями, таковыми возможностями не обладающими.
Поскольку введение «барьеров», препятствующих свободному продвижению товаров противоречит самой сути ВТО, локальные производители, поставленные в заведомо проигрышные условия, конкуренции не выдерживают. Соответственно, крупные компании за счёт уничтожения или поглощения конкурентов лишь увеличивают число доступных рынков и прибыли, а экономики развивающихся стран попадают под удар. Нередко свободная торговля в рамках ВТО оборачивается крупными потерями для целых отраслей народного хозяйства. В случае Украины эти потери обнаружились достаточно быстро.
8 сентября 2011 года в Киеве прошла конференция на тему «Три года в ВТО: последствия и вызовы для национального производителя». Вызовы оказались пугающими, а последствия — плачевными. Глава Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник выступил с объёмным докладом, в котором изложил ряд фактов. В частности, с 1 января 2011 года Украина в рамках обязательств перед ВТО обнулила импортные сборы на алкогольную продукцию, и в результате производство виноградных вин на Украине за 6 месяцев текущего года сократилось на 41,3%. «А если взять свиноводство, то после вступления в ВТО, импорт свинины вырос в 2,9 раз, а доля импорта составляет почти 40%», — посетовал Дмитрий Олейник.
Схожая ситуация наблюдается и в других отраслях. Президент индустриальной группы «УПЭК» Анатолий Гиршфельд отметил, что вступлением в ВТО Украина «добила национального производителя». По его данным, «в Харьковской области, на сегодняшний день ВВП на душу населения в год составляет $2,5 тыс., тогда как в Китае он в три раза больше». Итоговый документ конференции призывал правительство Украины немедленно инициировать пересмотр условий пребывания Украины в ВТО, или же выйти из состава этой организации вообще.
Украинский опыт весьма ценен тем, что даёт ясное понимание — для развивающейся экономики вступление в ВТО без подготовки, без предварительно наращенного потенциала, ведёт лишь к потерям и фактической передаче внутреннего рынка на откуп сторонним игрокам с сопутствующим уничтожением отечественных производителей.
Не случайно Российская Федерация ведет переговоры о вступлении в ВТО уже целых 17 лет. Подчёркнутая «медлительность интеграции» России в мировую торговлю, вызвана, прежде всего, желанием защитить собственного производителя, выглядит в этой ситуации вполне разумного и логично.
А вот главные страны-члены ВТО и крупные производители, естественным образом заинтересованы во вступлении России в эту торговую организацию. Страна с населением в 140 миллионов человек — это очень большой рынок. Америка не устает повторять, что поддерживает вступление России в ВТО, прямо говоря о том, что это выгодно в первую очередь самим США. «Администрация Обамы поддерживает членство России в ВТО, но мы не занимаемся раздачей подарков России, а отстаиваем наши интересы», — сказал директор по России в Совете национальной безопасности США и нынешний посол в России Майкл Макфол.
По словам Макфола, вступление России в ВТО принесет множество возможностей для американского бизнеса и «создаст механизм для разрешения разнообразных споров». Главный плюс России в ВТО Макфол видит в том, что при вступлении РФ в ВТО ей «будет сложно манипулировать такими вопросами, как продовольственная безопасность, в частности, в отношении курятины». Дополнительно, чтобы произведённые в США продукты питания могли свободно проникать на рынок России, Макфол и другие лоббисты ВТО настаивают на прекращении государственного субсидирования российского сельского хозяйства. Что, как сам Макфол признаёт, прямо противоречит доктрине продовольственной безопасности РФ, согласно положениям которой, от 80 до 95% продовольственной продукции на внутреннем рынке России должно быть отечественного производства.
«Как член ВТО Россия должна будет снизить тарифы, либерализировать условия, при которых американские товары и услуги будут доступны на российском рынке», — прояснил ситуацию посол США.
Заметим, что это говорится в то время, когда финансовый кризис заставляет, наоборот, защищать внутренние рынки и производителей от неравной борьбы с более мощными конкурентами. Такие тенденции прослеживаются даже в ЕС, где французские фермеры блокируют проезд грузовикам с испанскими фруктами, жалуясь на то, что испанские овощи и фрукты слишком дешевые, из-за чего с ними практически невозможно конкурировать. «Нам нужно кормить своих близких. Целая прослойка общества находится на грани исчезновения», — говорит лидер одного из французских фермерских профсоюзов.
Посол США прямо заявляет — вступление России в ВТО выгодно, прежде всего, не России, а США. Сопутствующие события доказывают — во время финансового кризиса, более актуальным становится не внедрение в крупные торговые международные структуры со сложившейся конъюнктурой и позиционированием игроков, а поиск других вариантов. Которые, в первую очередь, гарантировали бы фактический, а не возможный лишь в теории, сбыт собственной продукции.
Как и шестнадцать лет назад, вступление большинства постсоветских республик в ВТО приносит огромные убытки и весьма скромную выгоду. Возникшие на месте СССР государства так и не смогли серьёзно продвинуть свои позиции на мировых рынках за годы независимости. Фактически, основной товарооборот всегда приходился на государства постсоветского пространства, входящие в состав СНГ. Поэтому неудивительно, что в условиях финансового перенапряжения возродилась идея по юридическому переосмыслению изрядно забытых возможностей. А именно, возможностей создания зоны свободной торговли стран СНГ, с учётом ошибок и изменившихся условий.
Без предварительного согласования, во время встречи руководителей стран СНГ в Санкт-Петербурге, лидеры 8 из 11 стран СНГ согласовали новый договор о зоне свободной торговли. Симптоматично то, что интерес к ЗСТ стран СНГ проявили Киргизия, Армения и Молдавия, которые, если верить апологетам ВТО, в силу своего давнего пребывания в этой организации, кажется, должны были бы уже решить все свои торговые проблемы. Киргизия также желает присоединиться и к Таможенному союзу. Премьер-министр России Путин заявил, что Таможенный союз и Зона свободной торговли должны стать базисом для формирования Евразийского экономического союза. И, рано или поздно, многие государства «сами придут к решению о необходимости сотрудничества, так как увидят его экономические преимущества».
Разумеется, защита внутренних рынков и восстановление разорванных торгово-промышленных связей стран СНГ вызвало неудовольствие как сторонников ВТО «любой ценой», так и политиков, готовых приносить в жертву евроинтеграции и мировой торговле собственную экономику. Экс-президент Ющенко считает, что «санкт-петербургские соглашения закрывают нашу интеграцию в европейское торговое пространство». Впрочем, эта реакция достаточно предсказуема. В конце концов, у торговой, промышленной и культурной интеграции родственных народов всегда хватало «профессиональных» критиков и недоброжелателей.
Андрей Полевой
Источник: WIN.RU
Новости компаний 18.09.2025
Новости компаний 16.09.2025
Новости компаний 12.09.2025
Новости компаний 11.09.2025
Новости компаний 09.09.2025
Технологии 15.09.2025
Технологии 09.09.2025
Энергосбережение 03.08.2023
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также